А.И. Смирнов - Кирилло-Белозерский музей в цифровом веке
Кирилло-Белозерский музей в цифровом веке
А.И. Смирнов, научный сотрудник
Когда я пришёл на работу в музей в 1994 году, сотрудники печатали свои статьи на пишущих машинках, и никто даже не мечтал о персональном компьютере. Их тогда было всего два: у А.В. Смирновой и Т.С. Золотовой. В то время персональный компьютер был ещё достаточно сложной и неудобной в использовании машиной. Но время идёт, техника развивается, и сейчас с ПК может справиться даже ребёнок.
В настоящее время компьютерный парк Кирилло-Белозерского музея насчитывает уже 41 рабочую станцию, в том числе 1 ноутбук, 1 информационный центр и 1 компьютер службы безопасности. Для ввода графической информации используются 11 сканеров, а 28 принтеров позволяют распечатать на бумагу выполненную работу, причём 14 из них это могут сделать в цвете. Так как куплены эти машины были в различное время и в различных фирмах, то все они сильно отличаются друг от друга. В отделах музея можно встретить и компьютера-ветерана на базе процессора Intel 80386 (фонды), и все 4 поколения Intel Pentium (в том числе Celeron), и компьютеры на базе процессоров AMD. Так что мы вполне можем в скором времени открыть свой музей компьютерной техники.
Самый старый и, соответственно, слабый компьютер сейчас находится, как уже говорилось выше, в научно-фондовом отделе у Т.С. Золотовой. Самые мощные музейные компьютеры стоят в отделе народного искусства (на них работают Л.В. Никанорова из отдела древнерусского искусства и А.А. Бородулина), а руководитель отдела Л.Л. Петрова является обладательницей самого дорогого компьютера стоимостью около 64 тысяч рублей (вместе с периферийным оборудованием). Этот отдел, кстати, по данным хозяйственных служб, занимает первое место в музее по обеспеченности цифровой техникой: на 3 человек приходится 5 компьютеров, 2 сканера и 2 принтера, а сейчас решается вопрос о приобретении ещё одного лазерного печатающего устройства. Поэтому двумя «лишними» компьютерами и принтером пользуются сотрудники отдела древнерусского искусства. Наименее обеспеченным с точки зрения компьютеризации является научно-просветительный отдел: долгое время там было всего 2 компьютера, 1 сканер и 1 принтер на 10 сотрудников. К счастью, совсем недавно администрация музея выделила средства на приобретение ещё одной машины.
Как у любого явления, у всеобщей компьютеризации музея есть свои плюсы и минусы. Из плюсов, в первую очередь, можно назвать облегчение написания научных работ сотрудниками, ускоренную подготовку финансовых, юридических, реставрационных и прочих документов, создание фотокопий документов и фотографий для экспозиций и выставок, печать этикеток и так далее. Минусом, безусловно, являются необходимость постоянного обслуживания компьютерной техники при явной нехватке специалистов (на сегодняшний день в музее всего один программист), низкий уровень компьютерной грамотности пользователей и отсутствие единой локальной сети с возможностью выхода в Интернет. Вот на этих проблемах и хотелось бы остановиться подробнее.
Компьютер вошёл в жизнь рядового музейного сотрудника столь прочно, что уже мало кто представляет себе, как можно без него обойтись. Но давайте подумаем, для чего его используют? Думаю, ни для кого не станет откровением, если я скажу, что в 90 случаях из 100 на нём лишь печатают тексты. 80% сотрудников не знают, как правильно выбрать разрешение для сканирования документов, 70% - как правильно печатать фотографии на струйном принтере, 60% не умеют работать с дискетами. Но при этом каждый хочет иметь на своём столе «мощный персональный компьютер». Самое смешное, что многие эти «мощные компьютеры» уже имеют, но вот используют их, как… пишущие машинки. Однако это не только их вина. Просто их не научили, что и как можно сделать с помощью ПК. Решить данную проблему можно лишь обучением пользователей. Наши коллеги из Ферапонтова посылают своих сотрудников на обучение в Вологду, где они получают самые элементарные познания по цифровой технике. Нам же было бы неплохо хотя бы открыть наряду с курсами иностранных языков курсы компьютерной грамотности. Необходимо, чтобы компьютеры работали на полную мощность, чтобы сами сотрудники владели навыками обработки изображений, построения таблиц, самостоятельно занимались простейшей вёрсткой. Разумеется, работы, требующие высокой квалификации и глубоких знаний программирования или тонкостей таких мощных программ для обработки графики как Adobe Photoshop 7 или Corel Draw 11, должны выполняться профессионалами, но зачем прибегать к помощи программиста, если требуется всего-навсего отсканировать и распечатать фотографию или сделать простейший пригласительный билет? Что же до покупки «мощных компьютеров за 50 000», то тут надо решать вопросы приобретения, исходя из необходимости, а не амбиций. Справедливости ради стоит отметить, что последний компьютер в научно-просветительный отдел был куплен примерно за 17 с половиной тысяч рублей, а такой машины более чем достаточно не только для набора текстов, но и для сканирования документов и простейшей обработки графических изображений.
Недавно администрацией музея было принято решение о построении единой локальной общемузейной сети. Многие сотрудники воспринимают эту идею весьма скептически, не видя от неё пользы, некоторые даже не знают, что уже сейчас в нашей организации существует 3 обособленные локальные сети: в бухгалтерии, в научно-фондовом отделе (за исключением ОПИ) и в Братском корпусе (отделы: истории, народный, древнерусский, безопасности и библиотека). Эти сети были сделаны уже довольно давно, и первой, а также наиболее целостной и совершенной является бухгалтерская компьютерная сеть. Благодаря наличию этой сети все сотрудники бухгалтерии могут работать с единой базой данных специализированной программы «1С». К этому же сейчас стремятся и в научно-фондовом отделе, где установлена программа учёта АС-Музей 3. Благодаря этим сетям пользователи могут работать со своими документами с любого компьютера и печатать на любом принтере. Сеть, действующая ныне в Братском корпусе, построена на несколько иных принципах, нежели перечисленные. В её рамках пользователи получают доступ лишь к специальным папкам, определённым владельцем компьютера. Например, в таких папках каждый отдел может выложить свои научные статьи, методички, а отдел истории даже завёл папку, куда помещает свои материалы для свежего «Вестника». В дальнейшем можно будет наладить безбумажный документооборот в пределах всего музея, что вызовет ощутимую экономию бумаги и краски для принтеров. Благодаря развитию сети можно будет переслать любой документ или фотографию из администрации в хозяйственную часть или, не выходя на улицу, отослать или принять электронную почту. Кроме того, на базе локальной сети возможно организовать телефонную связь, что позволит разгрузить внутреннюю мини-АТС и сократить количество городских звонков. Достаточно лишь подключить к локальной сети специальный телефон…
Все 3 музейные сети были сделаны силами сотрудников музея. Отдельное спасибо хочется сказать Л.Л. Чухину, который взял на себя самую трудоёмкую часть работы - прокладку кабелей. Данные сети построены на базе Ethernet 100, т.е. компьютеры физически соединены друг с другом специальными проводами. Однако не везде использование кабелей возможно и оправдано. В этих случаях при создании локальной сети мы будем использовать стандарт IEEE 802.11 (Wi-Fi), который сейчас всё шире используется для созданий беспроводных локальных сетей. В этом случае никаких проводов не потребуется. Такую сеть сейчас решено построить в научно-просветительном отделе, научно-фондовом отделе и хозчасти.
Больным вопросом на сегодня является доступ в сеть Интернет. В настоящее время музей имеет очень медленное модемное соединение, но в ближайшем будущем Вологодский телеграф обещает разместить в Кириллове специальное оборудование для предоставления скоростного цифрового доступа во «Всемирную паутину». Если администрация разрешит подключить к такому соединению нашу локальную сеть, то это позволит сотрудникам вести практически мгновенную переписку по электронной почте и просматривать интересующую их информацию в Интернете. Кроме того, подключение по цифровой линии облегчит работу по созданию и поддержанию собственного сайта музея.
Продолжая разговор о перспективах развития компьютерного парка, можно определить основные задачи на будущее.
Во-первых, это, безусловно, обеспечение всех сотрудников персональными компьютерами. В каждом отделе обязательно должен быть 1 лазерный чёрно-белый принтер, и, если есть необходимость в цветных распечатках, 1 цветной струйный. Обязательно надо приобрести цветной лазерный принтер для печати брошюр, приглашений и ответственных документов, а для создания больших объявлений или стендов необходим широкоформатный плоттер.
Во-вторых, необходимо купить новый цифровой фотоаппарат с хорошим, желательно сменным объективом и матрицей не менее 5 мегапикселей, так как имеющийся в музее уже сильно устарел, да и находится он постоянно в древнерусском отделе, даже программисту его выдают только под роспись. По этой причине сотрудники музея последнее время предпочитают пользоваться своими фотокамерами, но зачастую качества любительских аппаратов не хватает. От качества фотоаппарата напрямую зависит качество снимков. Многие восхищались замечательными фотографиями А. Кузнецова из национального парка, однако мало кто знает, что такого потрясающего качества ему удаётся достигнуть в том числе и благодаря приличной цифровой камере. Безусловно, для создания хорошей фотографии нужен талант художника, однако без хорошего оборудования её сделать просто невозможно. Нам же качественные фотографии жизненно необходимы. Причём не только и не столько для «Вестника», фотографирования VIP-гостей, музейных праздников и экспонатов для каталогов и книг. Фотоискусство позволит сохранить нам историю: это и этапы реставрации памятников, и фиксирование постоянных и временных музейных выставок, и фотосъёмка значительных событий в жизни музея.
В-третьих, необходимо обеспечить соответствующим оборудованием конференц-зал. Последние праздники показали неадекватность имеющейся технической базы современным требованиям. Не хватает кабелей, удобных систем управления светом, аудио- и видео- материалами. На «Вторых кирилловских чтениях», например, наши коллеги из Ферапонтова вынуждены были давать другим выступающим свою лазерную указку, потому что у нас в музее нет даже таких мелочей. К счастью, администрация музея прекрасно понимает эти проблемы, и в начале лета, возможно, они будут решены.
В-четвёртых, необходимо расширить штат компьютерщиков или взять хотя бы одного компьютерного дизайнера, который занимался бы исключительно оформлением выставок, подготовкой «Вестника» и созданием различных приглашений, дипломов и т.д., так как объём подобных работ растет с каждым месяцем.