А.В. Спасова - «Музей глазами посетителей». Анализ «Книги отзывов и предложений»

Вестник 3 (Апрель 2004 г.)

«Музей глазами посетителей»

Анализ «Книги отзывов и предложений»

 

А.В. Спасова, сотрудник научно-просветительного отдела

После первого выпуска «Вестника» нашими читателями было предложено ввести новые рубрики, в том числе рубрику «Музей глазами посетителей». Сегодня мы открываем её статьёй - анализом «Книги отзывов» главной экспозиции музея.

Анализируя книгу, мы хотели узнать мнение гостей музея о наших экспозициях и о работе экскурсоводов.

Книга содержит около тридцати отзывов. Первая запись в ней относится к августу 2000 г., а последняя - к февралю 2004 г. Мы считаем, что такое небольшое количество отзывов связано с тем, что книга не лежала в экспозиции на видном месте, то есть не была доступна для посетителей. Прочитав книгу, можно сразу заметить, что в ней содержатся как положительные, так и отрицательные отзывы. А это значит, нам есть над чем работать.

 Большинство отзывов положительные. Люди благодарят за сохранение культурных ценностей, за содержательную информацию по истории, по искусству, за эрудицию, образованность экскурсоводов, восхищаются собранием древнерусской живописи.

Необходимо назвать тех экскурсоводов, которым больше всего благодарностей оставили посетители. Самые теплые слова направлены в адрес Галкиной К.В., внештатной сотрудницы, которая была просто не заменима в летний сезон. Есть благодарности и в адрес нового сотрудника Цветкова А.В. Наши экскурсанты видят в них не только экскурсоводов, но и замечательных педагогов. Часто благодарили гости музея Харлапенкову Л.М.,   Бегункову И.М., Смирнову С.Н., Петрову Н.В. за содержательный, подробный, интересный рассказ.

Помимо благодарностей экскурсанты оставили и свои предложения, на которые необходимо обратить внимание. Например, сделать этикетаж на французском, английском, немецком языках, увеличить размер шрифта надписей.

Но, к сожалению,   помимо положительных отзывов есть и отрицательные. Их не очень много, но и они заслуживают внимания. Экскурсанты жалуются на грубое отношение некоторых сотрудников музея по отношению к ним, на отказ в экскурсионном обслуживании. Отрицательные отзывы в основном написаны во время туристического сезона; когда в музее наплыв экскурсионных групп. Русские туристы жалуются, что они не успевают осматривать залы, когда их «подпирают» и «выталкивают» другие группы, чаще всего- иностранные.

«Вызывает удивление неуважение работников музея (грубость, хамство и т.п.) по отношению к группам, включающим в себя детей. Небольшое удовольствие от осмотра музея получили дети, когда их торопили и выгоняли из зала, чтобы дать возможность иностранцам в полной мере осмотреть все экспонаты. Когда работники культуры проявляют такую «культуру» общения, становится грустно, стыдно и обидно за свою страну». 

Такие ситуации возникают из-за того, что экскурсии у теплоходных групп ограничены во времени. Но все-таки нужно находить компромисс, быть терпимее и внимательнее ко всем посетителям музея, как к иностранцам, так и соотечественникам.

Новый туристический сезон начнется совсем скоро. Значит, нам необходимо попытаться учесть все замечания, исправить положение. И будем надеяться, что все последующие отзывы и предложения окажутся только положительными.

В конце статьи предлагаем небольшой отзыв одного из наших посетителей.

«15.11. 2001. Я, старый ветеран Великой Отечественной войны, ваш земляк, будучи в городе металлургов Череповце, не мог не посетить Ваши исторические места и храмы.

В частности, посетил основную экспозицию Кирилло-Белозерского музея-заповедника (Архимандричьи кельи), получил огромное моральное удовлетворение и обогатил себя новыми впечатлениями о родимом крае…Искренне хочу поблагодарить всех работников музея-заповедника за интереснейшие экспозиции по всем разделам; за их благородный и кропотливый труд по сохранению нашей истории… Низкий русский поклон Вам!»

Сейчас перед нами стоят задачи: красиво оформить «Книгу отзывов», сделать её доступной для посетителей. Мнения туристов для нас очень важны. «Книга отзывов» позволяет нам поднять уровень обслуживания, учитывать мнения туристов при оформлении экспозиций и выставок, повысить качество экскурсий, использовать отзывы в социологических исследованиях.