С.Н. Смирнова - “Волшебники” в музее
“Волшебники” в музее
С.Н. Смирнова, методист
Уже второй год на базе нашего музея работает детская студия «Мы - волшебники». Программа для неё была составлена в 2002 году на основе методик, разработанных Российским научно-практическим центром по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея. В 1993 году сотрудниками Центра была реализована первая отечественная многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в рамках создания системы взаимодействия: Музей - детский сад - школа, цель которой объединить усилия музейного сотрудника, воспитателя и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитого человека.
Мне удалось посетить несколько занятий, организованных Центром музейной педагогики и детского творчества. В условиях музейной среды для детей проводятся уроки, на которых у них развивается познавательный интерес в области художественного творчества и изобразительного искусства, формируются навыки музейного поведения, развивается художественно-образное мышление и воображение. В Центр ребёнок приходит ещё дошкольником, а уходит взрослым сформировавшимся человеком. Их воспитанники легко поступают в ВУЗы.
Для нас чрезвычайно важно знакомиться с научно-просветительской деятельностью других музеев и принимать их опыт. Внедрение новых форм работы с посетителями приводит к увеличению посещаемости и заинтересованности людей в музее. В последнее время наш музей активизировал свою культурно-образовательную и просветительскую работу. У нас появились мастер-классы, семинары и студийные занятия.
Идея создать студию для дошкольников у меня появилась во время стажировки «Современные направления в научно-просветительской деятельности музея», которая была организована Отделом художественных музеев России совместно с Центром музейной педагогики и детского творчества на базе Государственного Русского музея. Приобретённые музейно-игровые методические пособия помогли создать программу «Мир, который я познаю», рассчитанную для детей 5 - 7 лет. Задачами данной программы являются приобщение ребёнка к музейной среде, воспитание бережного отношения к памятнику, знакомство с некоторыми элементами языка изобразительного искусства, с видами и жанрами.
Второй год студию «Мы - волшебники» посещают 8 человек, все они воспитанники детского сада № 6. Дети с удовольствием ходят на занятия каждое воскресение и проводят два часа в стенах музея. Каждый урок обеспечен комплектами слайдов. Занятия проводятся в форме игр, пластических упражнений, практических занятий. Особое место занимают диалог и живая беседа, развивающие способность самостоятельно мыслить, формулировать и выражать своё мнение. В прошлом году дети познакомились с народной игрушкой, архитектурными памятниками нашего города, узнали, что такое музей, побывали в гостях у книги. В январе этого года было проведено четыре студийных урока по темам «Историческая картина» и «Древние образы». Особенно дети радуются, когда занятия проходят в экспозиции. Музей привлекает дошкольника, побуждая его активность своей предметностью, реальностью. Это создаёт прекрасный повод для воспитания вкуса к подлинности, мастерству.
Местом проведения студии служит помещение, которое находится между раздевалкой и конференц-залом. Достаточно большой зал, с тёплыми полами, очень удобный для занятий в выходные дни. Однако, было бы лучше иметь отдельное помещение, так как каждый раз приходиться приносить ковёр, на котором занимаются дети, слайд-проектор, музыкальный центр, а иногда и видеомагнитофон с мультимедиа проектором, а также материалы для детского творчества: краски, карандаши, альбомы, пластилин и т.д. Тем более что в будущем планируется расширять работу этой студии, создавать новые группы детей и рассматривается вариант её перехода на платную основу.