М.Н. Васильева - Сказки из берестяной коробки
В рубрике «В гостях у мастера» предлагаем очередную встречу с Мариной Николаевной Васильевой. Она познакомит с секретами работы с глиной и проведет мастер-класс.
Сказки из берестяной коробки
М.Н. Васильева, керамист, народный мастер России
Когда-то наши далекие предки заметили, что глина во влажном состоянии легко принимает любую форму, а обожженная - становится прочной. С незапамятных времен люди пользовались глиной для изготовления сосудов, в которых хранили воду и пищу.
Керамика - древнее искусство изготовления изделий из глины. Она сопровождает человека на протяжении всей истории его существования. Так когда-то давно наш волосатый, одетый в шкуру предок сделал великое открытие, которое стоит в одном ряду с изобретением колеса, приручением животного, добычей огня. Он нашел где-то комок мокрой земли - глины, сделал из него горшок, высушил на ветерке и на солнце и обжег на костре. Так человеческий гений изобрел новый и никогда не устаревающий материал - керамику. Этот первый горшок явился прародителем всех существующих видов керамики, так как принципиальная схема процесса - глина, замешанная с водой, высушенная и обожженная - остается по сей день неизменной. В то же время для древнего человека эти четыре стихии - Земля, Вода, Воздух, Огонь - по тогдашним поверьям составляют Вселенную. Создавая керамику, он привел их во взаимодействие.
Многое из того, что было рождено в образных представлениях русского народа, нашло отражение в глиняной игрушке, и именно гончары - игрушечники оказались носителями народной памяти. Не случайно еще в XIX веке известный этнограф Н.В. Кириевский, отмечая феномен народной игрушки, сказал: «Я с каждым часом чувствую живее, что отличительное, существенное свойство варварства - беспамятность, что нет ни высокого дела, ни стройного слова без живого чувства своего достоинства, что чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».
Секреты мастера
Работая с глиной, следует придерживаться основных правил. Главное - это правильно подготовленное рабочее пространство: досочка для лепки, мокрая тряпочка для увлажнения кончиков пальцев, баночка с водой (она может потребоваться, если глина слишком сухая), стеки.
При лепке рукава должны быть закатаны, а руки не касаются стола локтями, кистями и запястьями. Из комочка глины следует удалить дополнительные включения и раздавить пальцами уплотнения. Если глина прилипает к пальцам, значит она слишком влажная, ее нужно помять в руках. Если при сжатии на ней появляются трещинки, глина слишком сухая, ее нужно обмакнуть в воду и перемять. После этого пальцы рук моются или вытираются тряпочкой для того, чтобы лепить чистыми и влажными руками. Обычно в глине много пузырьков воздуха, которые могут стать причиной трещин при обжиге. Для удаления пузырьков воздуха глину тщательно проминают, при этом она становится более пластичной.
Основные формы лепки: шар, овал, яйцо, капля, цилиндр, пруток. Будучи скомбинированными, они позволяют создавать замысловатые фигурки животных.
Любая форма берет свое начало из гладкого круглого шара. Ключ к скатыванию идеального шара - в степени изгиба ладоней и величине оказываемого давления. Слишком сильное давление обязательно сплющит фигуру. В этом случае пальцами можно придать ей более округлую форму и скатать еще раз. Маленькие шарики скатывают пальцами в углублении ладони. Небольшую капельку формуют, раскатывая шарик пальцем взад и вперед в углублении ладони. Чтобы сформовать яйцо, необходимо сложить ладони лодочкой и 2-3 раза покатать взад вперед. Чем больше катать яйцо взад и вперед, тем более продолговатым оно становится. Чтобы сделать конус, нужно прижать заостренное яйцо к плоской поверхности. Если верхушка конуса замялась или деформировалась, пальцами следует восстановить ее форму. Если раскатать шарик глины взад и вперед на гладкой поверхности, то получится цилиндр. Для склеивания деталей используется шликер - клей в керамике. Шликер - это глина, разведенная в воде до густоты жидкой сметаны.
Учимся лепить
В прошлый раз мы учились лепить кошечку (Вестник № 6).
Сегодня я предлагаю выполнить дымковскую игрушку - Коня.
Шаг 1. Для лепки коня потребуется кусок глины величиной с грецкий орех. Придадим ему овальную форму. Скатаем ещё четыре одинаковых шарика.
Шаг 2. Из шариков сформуем заготовки для ног коня. Для этого раскатаем каждый шарик с легким нажимом снизу, сложив ладони «лодочкой».
Шаг 3. Соединим детали с помощью шликера, как показано на рисунке.
Шаг 4. Для шеи нам потребуется форма, напоминающая конус. Сформуем её из шарика среднего размера, повторив шаг 2. Соединим детали с помощью шликера.
Шаг 5. Слегка загнув верхнюю часть конуса шеи, получим голову коня. Плавная линия контура шеи и головы подчеркивает гордую осанку коня.
Шаг 6. Аккуратно заглаживаем места соединения деталей.
Шаг 7. Косица - важная декоративная часть дымковской игрушки. Она изготавливается из жгута, согнутого пополам и аккуратно закрученного против часовой стрелки.
Шаг 8. Косица изготавливается из более мягкой и пластичной глины, что позволяет завернуть её в кольцо. Используем этот приём для лепки хвоста.
Шаг 9. Грива коня лепится также с помощью скручивания глиняного жгута. Используя шликер, установим деталь на шею так, как показано на фото.
Шаг 10. Уши коня имеют остроконечную форму. Для их изготовления нам потребуются два небольших шарика глины. С помощью указательного пальца раскатаем каждый шарик в углублении ладони. Затем, слегка сплющив, установим их на макушке головы.
Шаг 11. Аккуратно заглаживаем места соединения деталей. Плавные переходы между деталями, гордая осанка, общая напряженность образа коня отличают внешний вид игрушки.
Дымковский Конь готов.
До следующей встречи.