О.В. Вороничева - Перспективное планирование реставрационных работ в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике
Перспективное планирование реставрационных работ в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике
О.В. Вороничева, зав. отделом архитертуры
Подготовка памятника к реставрации требует немало финансовых, трудовых и временных затрат. Нужно пройти длинный путь, включающий в себя подготовку проектного задания, выбор проектных организаций на основании открытых конкурсных торгов, этапы эскизного проектирования и рабочей документации, стадии экспертизы и согласований. При этом все проекты рассматриваются музейными специалистами, обсуждаются на научно-методических, технических советах и рабочих совещаниях.
В ближайшее десятилетие главными объектами реставрации в Кирилло-Белозерском монастыре станут центральный Соборный комплекс, церковь Преображения и Казанская башня. Конечно, будут проводиться противоаварийные и ремонтные работы и на других объектах, но приоритеты, требующие срочного вмешательства и проведения полного комплекса реставрационных работ, выбраны. Необходимость реставрации Соборного комплекса и введение его в экскурсионный оборот очевидна для всех. В Казанской башне в аварийном состоянии находятся подлинные деревянные конструкции балок-перекрытий XVII века. При обрушении такая балка может пробить свод, тогда под угрозой окажутся жизнь и здоровье тех, кто будет находиться в этот момент внизу. Срочность проведения работ на церкви Преображения вызвана ее аварийным состоянием, создавшимся в результате длительного подтопления водами Сиверского озера.
20 мая на рабочем совещании в кабинете директора состоялось обсуждение планов на 2009 год по ведению работ, так называемого, нулевого цикла (то есть все, что находится под землей) по комплексу Успенского собора (эскизный проект разработан ГУП ЦНРПМ МК РФ, главный архитектор проекта С.Б. Куликов). Кроме сотрудников музея и проектантов на совещании присутствовал вологодский археолог И.В. Папин и сотрудник кафедры инженерной геологии геологоразведочного университета (г. Москва) В.О. Подборская.
Содержание данных разделов проекта представил С.Б. Куликов: «В настоящее время состояние основных несущих конструкций комплекса нельзя назвать остроаварийным, но проблемы сезонной пульсации и намокания стен существуют. Это обусловлено недостаточной глубиной заложения фундаментов и наличием в основании пылеватых глинистых грунтов. В связи с намоканием в остроаварийном состоянии находятся настенные росписи XVII века. Решать эти проблемы в проекте предлагается с помощью усиления фундаментов и устройства дренажной системы. Мы решили пойти традиционным проверенным путем и выполнять усиление методом инъектирования, не применяя «модных», требующих огромных финансовых вложений, методов устройства буроинъекционных свай. На отдельных участках, где глубина заложения недостаточна (церковь Епифания, северная паперть), будут выполняться подводки фундаментов. Проект наружного дренажа разрабатывался под руководством В.О. Подборской. В интерьере собора предусматривается выборка грунта слоем 0,9-0,8 м и устройство дренажной засыпки. В связи с наличием в соборе фресковой живописи XVII века проектом предусматривается слабый подогрев в зимний период.
Все мероприятия необходимо выполнять в комплексе с археологическими исследованиями, которые должны проводиться до начала реставрационных работ. Тотальное археологическое обследование потребует немало трудовых и денежных ресурсов, возможность их выполнения имеется только в благоприятное летнее время, поэтому для завершения работ, связанных с фундаментами, потребуется два-три года».
В.О. Подборская продолжила: «В 2005 году проведен комплекс инженерно-геологических и археологических исследований, по результатам исследований составлен отчет. На основании представленных в отчете данных специализированная компания «Совинтервод» (г. Москва) разработала щадящий проект дренажа комплекса памятников собора. В основаниях большей части комплекса находятся тяжелые суглинки. Дренаж представляет собой систему, состоящую из самотечных труб и смотровых колодцев. В дренажных каналах предусматривается полная замена грунта. Дренаж запроектирован так, что его нижняя грань располагается выше обреза фундамента, то есть оголовки свай не будут осушаться. На сегодняшний день есть опыт устройства подобных систем, например, дренаж в Ферапонтове, сооруженный в 90-е годы, в настоящее время хорошо работает».
Далее свое мнение по проекту выразил И.В. Папин: «С морально-этической точки зрения данный проект вызывает опасения. Исследования 2005 года показали, что захоронения располагаются повсюду: вдоль стен и под фундаментами. Вскрытие захоронений - это очень ответственное решение. Мы должны быть уверены, что в результате работ собор оживет и высохнет, так как с территории, окружающей собор, безвозвратно выносится большая часть культурного слоя. С точки зрения истории и науки - это очень интересный проект. Будет получен огромный объем материала для изучения истории строительства и существования соборного комплекса, есть шанс обнаружить остатки древнего деревянного Успенского собора. С технологической точки зрения препятствий для выполнения работ не вижу. Объем археологических работ очень большой, поэтому они будут очень дорогостоящими. Приступить к выполнению работ мы сможем весной 2009 года».
На совещании решено принять проект к исполнению и попытаться включить Успенский комплекс в Федеральную целевую программу «Культура России».
11 мая на научно-методическом совете музея были рассмотрены предложения к заданию на разработку проекта реставрации и приспособления церкви Преображения (1595 г.), составленные отделом реставрации. На совете принято решение в первую очередь перед проектантами поставить вопрос об инженерном укреплении и консервации памятника, а вопросы воссоздания специаархитектурных деталей и элементов (например, каменной лестницы, южного портала с выходом на крепостную стену и так далее) обсуждать дополнительно. В ответ на это решение членам методсовета возразила Л.А. Лупушор, которая работает архитектором в ООО «РЦ АПО». Людмила Александровна подчеркнула невозможность частями изучать уникальный сложный памятник, нужно делать сразу полноценный комплексный проект. Но все-таки решение не изменилось, это связано с тем, что в нынешних условиях нет уверенности, что придут грамотные специалисты, которые смогут подготовить полноценный качественный научный проект.
Методсовет решил пока не включать в задание отопление церкви Преображения. Находясь длительный период времени в неотапливаемом храме, иконы «привыкают» к таким условиям. Опыт показывает, что перемещение икон из холодных помещений в теплые отрицательно сказывается на их состоянии. К примеру, одной из причин устройства теплых полов в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове являлось открытие собора для посещения в зимний период, в Кириллове же основной туристический поток бывает летом. Кроме того, при монтаже инженерных систем, так или иначе, наносится ущерб подлинным архитектурным элементам и деталям.
В конце июня состоялись конкурсные торги по разработке данного проекта, которые выиграла проектная организация из Санкт-Петербурга - ООО «Наука-строительству».
17 июля состоялось очередное заседание методсовета музея, где в присутствии проектантов и археологов был рассмотрен эскизный проект реставрации Казанской башни, разработанный по государственному контракту с музеем ГУП ЦНРПМ МК РФ, главным архитектором проекта является Дмитрий Анатольевич Дроздов. Он представил главные идеи проекта.
В рамках инженерных мероприятий предлагается фрагментарное усиление фундаментов (в особенности под пилонами в проездных воротах башни), понижение уровня дневной поверхности на 30-40 см до первоначального уровня, устройство утраченных связей в проездных арках. В рабочем проекте вертикальной планировки нужно продумать систему водоотвода. Второй и третий яруса приспосабливаются для экспозиционного показа. Предполагается консервация подлинных деревянных конструкций (несущих балок и деревянных накатов) методом протезирования. Проект на эти работы будет выпущен в рамках рабочей документации. Согласно эскизного проекта, на обоих ярусах для защиты сводов и деревянных накатов, для организации туристического потока устраиваются ходовые мостики. Под ними размещается архитектурное освещение.
Предполагается разборка конструкции кровли, реконструкция стропильной системы, реставрация кровельного покрытия. Под кровлей фрагментарно сохранилась подлинная обрешетка XVII века из “красного” теса, которую можно отреставрировать и показывать. В аварийном состоянии находятся подкровельные конструкции, которые невозможно отреставрировать без снятия существующего медного покрытия, хотя само покрытие относительно хорошее. Возможно, будет принято решение повторно использовать существующую медь при реставрации.
Изначально стены и башни Нового города не обмазывались, они были побелены очень густым составом. Для того, чтобы башня не выделялась на фоне остальных крепостных сооружений, белить ее нужно совместно с остальными стенами и башнями Нового города. В рамках работ по реставрации башни будут побелены своды в первом ярусе.
Приоритетным направлением проекта является воссоздание структуры камер нижнего яруса. Это достигается путем устройства на месте караульных помещений XIX века в проездных воротах новых пониженных, по отношению к ныне существующим, помещений охраны. Со стороны проезда ворот они будут покрыты закаленными стеклянными светоотражающими панелями, через которые будет просматриваться деревянная зашивка XIX века (таким образом прослеживается принцип обратимой реставрации). Панели проектируются для того, чтобы в них отражались своды, ворота, арки и другие подлинные элементы башни. Между стеклянными панелями и каркасной стеной возможно расположение афиш и объявлений музея. При этом на фасадах воссоздаются перспективные архивольты проездных арок и бойничные проемы нижнего яруса. Для восстановления бойниц в первом ярусе есть все основания, сохранились подлинные следы их существования. Затемнения помещений охраны не будет, так как в новых перегородках со стороны проезда предусматриваются большие оконные проемы.
Проем для герсы сохранился, но, по мнению Дмитрия Анатольевича, самой герсы не было, так как нет никаких следов существования приспособлений для её спуска и подъёма. Если в процессе работы получится раскрыть проём, то он будет открыт. Главные деревянные ворота, окованные металлом, относятся ко времени строительства башни и находятся в удовлетворительном состоянии. Кардинальных работ по реставрации ворот не предусматривается.
С.Б. Куликов дополнил: «Благодаря достаточно простой истории, памятник сохранил большой объем подлинных элементов XVII века. Деревянные конструкции башни вызывают большой интерес. Конструкции подкровельного пространства (совмещенного с четвертым ярусом) находятся в аварийном состоянии. Мы планируем их сохранить. Если обеспечивать массовое посещение дозорной вышки, тогда нужно полностью менять все элементы. Поэтому доступ туристов в подкровельное пространство будет исключен».
Данный проект вызвал множество вопросов, предложений и замечаний у присутствующих, на которые отвечал главный архитектор проекта. По результатам обсуждения принято решение эскизный проект принять за основу, но проектантам предложено его доработать согласно протокола.
Каким планам из вышеперечисленных суждено сбыться, покажет время. Всем, кто занимается сохранением и развитием родного музея, хочу пожелать воплощения в реальность профессиональных наработок, стабильности и работоспособности.