С.Н. Смирнова - Расширить или сохранить существующее
Вестник 12 (Декабрь 2007 г.)
Расширить или сохранить существующее
В марте 2006 г. Министерство культуры и массовых коммуникаций представило общественности проект «Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации». Проект разработан Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и предполагает увеличение общего количества музеев-заповедников в 2,5 раза.
Музеи-заповедники и музеи-усадьбы сегодня существуют в 52 субъектах Российской Федерации. Однако они сосредоточены, в основном, в центральных областях страны, и это натолкнуло разработчиков стратегии на мысль о необходимости создания аналогичных учреждений во всех остальных регионах России. Надо сказать, что поле деятельности выбрано огромное - в 43 субъектах РФ нет музеев-заповедников, в 37 из них нет и музеев-усадеб. Предлагается расширить сеть культурных центров России, начиная с Дальнего Востока и Сибири и заканчивая западными приграничными территориями. Создатели стратегии убеждены: в каждом районе страны имеются чрезвычайно интересные объекты культурного наследия, которые ждут не дождутся музеефикации. В качестве доказательства - 50-страничный список музеев-заповедников, которые можно создать хоть завтра. В данном списке Вологодская область вообще не представлена, точнее в графе «Вологодская область» записано: «По информации субъекта РФ организация историко-культурных заповедников и музеев-заповедников на территории Вологодской области не планируется».
29 мая 2007 г. в Совете Федерации Комитетом по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии проведён «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение деятельности музеев-заповедников в современных социально-экономических условиях». На нём обсуждались вопросы о расширении сети музеев-заповедников и о необходимости формирования современной законодательной и нормативной правовой базы. В работе «круглого стола» приняли участие директора музеев-заповедников, в их числе Г.О. Иванова, а также члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных министерств и ведомств: министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, зам. председателя Совета Федерации Д.Ф. Мезенцев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.Е. Шудегов, член Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.В. Сударенков, депутат Госдумы И.Д. Кобзон.
Как сообщил А.С. Соколов, сеть музеев-заповедников не увеличивалась с 1996 г. Это объясняется не только равнодушием местных властей к наследию, но и слабостью федерального законодательства, в котором до самого недавнего времени вообще не было понятия музея-заповедника. Разработчики стратегии намерены окончательно ликвидировать этот пробел, внеся поправки сразу в несколько федеральных законов, в том числе в Земельный, Лесной, Водный и Градостроительный кодексы РФ. Минкультуры предлагает определить историко-культурные заповедники как «территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление достопримечательного места с расположенными на данной территории памятниками и ансамблями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс». Принципиально новым в этой формулировке является стремление подчеркнуть неразрывность коллекций музея-заповедника и его окружения. При этом разработчики допускают, что на территории заповедника могут быть и другие землепользователи при условии, конечно, соблюдения ими режимов сохранения объектов наследия и «осуществления совместной деятельности по поддержанию исторического облика культурных ландшафтов, возрождению традиционного для данной территории хозяйства и природопользования». Глава Минкультуры отмечает, что необходимо легализовать хозяйственную деятельность музеев-заповедников, разрешить музеям инвестировать в собственное хозяйство те средства, которые они могут зарабатывать, и определить режим использования доходов. Как заметил А.С. Соколов, этот вопрос нелегко вывести на правительственный уровень, так как он находится на перекрёстке интересов.
Государственную стратегию формирования системы достопримечательных мест Министерство культуры предполагает реализовать в два этапа. На первом (до 2010 года) предстоит сформировать законодательную и нормативную правовую базу - те самые поправки, которые нужно не только разработать, но и провести в Госдуме, создать программу экономической поддержки музеев-заповедников, решить вопросы по определению территории, установлению границ. На втором этапе (до 2015 года) предполагается создать на территории РФ около 50 новых музеев-заповедников. Разработчики подчеркивают, что новые музеи-заповедники смогут обеспечить около 200 тысяч новых рабочих мест, что очень актуально для регионов, и активизируют экономическую деятельность примерно в 150 малых и средних городах России. Известно, что в федеральном бюджете средства на создание новых музеев-заповедников не заложены. Видимо, правительство рассчитывает на местные бюджеты. Как же «обрадуются» губернаторы предложению создать новый музей-заповедник. Впрочем, до 2015 г. у них есть ещё время подумать.
Участники «круглого стола» ставят вопрос, а целесообразно ли создавать новые музеи-заповедники в Российской Федерации, если до сих пор не разработана законодательная база для развития существующих музеев-заповедников? Многие говорили о недооценке роли имеющихся музеев-заповедников. В. Толстой, директор музея-заповедника «Ясная Поляна», признался, что все «потерпели сокрушительное поражение». Из 60000 памятников в России в федеральном ведении останутся лишь 4000. В. Толстой призвал не к созданию новых, а к сохранению существующих музеев-заповедников. Федеральные законы «О музейном фонде», «Об объектах культурного наследия» не регулируют деятельность музеев-заповедников, хотя они существуют уже несколько лет. Поражает, что в правовом поле отсутствует само понятие «музей-заповедник». В настоящее время музеи-заповедники фактически не имеют чётко прописанных оснований для развития деятельности по сохранению на своей территории культурных и природных ландшафтов, объектов культурного и природного наследия. Для нормального развития музея-заповедника зачастую необходимо ведение природоохранных, сельскохозяйственных работ, деятельности по возрождению традиционных производств, промыслов и т.п. Все эти виды деятельности должны рассматриваться в качестве основных для музеев-заповедников. Существует масса других проблем нормативно-правового характера деятельности музеев-заповедников. Среди них - неотрегулированность отношений между органами исполнительной власти (федеральной, субъектов РФ, муниципальных образований), отсутствие у дирекции музея реальных прав контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц на территории музея-заповедника, отсутствие правового регулирования вопросов, связанных с привлечением спонсорской помощи и внебюджетных средств и т.д. Несовершенство законодательства по обеспечению деятельности музеев-заповедников становится препятствием к их развитию.
По итогам заседания были приняты «Рекомендации», содержащие поручения многим министерствам и ведомствам. Однако они не добавили уверенности, что проблема, обсуждаемая уже десять лет, будет исчерпана, а ключевые законодательные вопросы, обеспечивающие создание и деятельность музеев-заповедников, будут решены.
С.Н. Смирнова, учёный секретарь
В марте 2006 г. Министерство культуры и массовых коммуникаций представило общественности проект «Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации». Проект разработан Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и предполагает увеличение общего количества музеев-заповедников в 2,5 раза.
Музеи-заповедники и музеи-усадьбы сегодня существуют в 52 субъектах Российской Федерации. Однако они сосредоточены, в основном, в центральных областях страны, и это натолкнуло разработчиков стратегии на мысль о необходимости создания аналогичных учреждений во всех остальных регионах России. Надо сказать, что поле деятельности выбрано огромное - в 43 субъектах РФ нет музеев-заповедников, в 37 из них нет и музеев-усадеб. Предлагается расширить сеть культурных центров России, начиная с Дальнего Востока и Сибири и заканчивая западными приграничными территориями. Создатели стратегии убеждены: в каждом районе страны имеются чрезвычайно интересные объекты культурного наследия, которые ждут не дождутся музеефикации. В качестве доказательства - 50-страничный список музеев-заповедников, которые можно создать хоть завтра. В данном списке Вологодская область вообще не представлена, точнее в графе «Вологодская область» записано: «По информации субъекта РФ организация историко-культурных заповедников и музеев-заповедников на территории Вологодской области не планируется».
29 мая 2007 г. в Совете Федерации Комитетом по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии проведён «круглый стол» на тему «Законодательное обеспечение деятельности музеев-заповедников в современных социально-экономических условиях». На нём обсуждались вопросы о расширении сети музеев-заповедников и о необходимости формирования современной законодательной и нормативной правовой базы. В работе «круглого стола» приняли участие директора музеев-заповедников, в их числе Г.О. Иванова, а также члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных министерств и ведомств: министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, зам. председателя Совета Федерации Д.Ф. Мезенцев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.Е. Шудегов, член Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии В.В. Сударенков, депутат Госдумы И.Д. Кобзон.
Как сообщил А.С. Соколов, сеть музеев-заповедников не увеличивалась с 1996 г. Это объясняется не только равнодушием местных властей к наследию, но и слабостью федерального законодательства, в котором до самого недавнего времени вообще не было понятия музея-заповедника. Разработчики стратегии намерены окончательно ликвидировать этот пробел, внеся поправки сразу в несколько федеральных законов, в том числе в Земельный, Лесной, Водный и Градостроительный кодексы РФ. Минкультуры предлагает определить историко-культурные заповедники как «территории с особым правовым режимом содержания, на которых обеспечивается сохранение, изучение и публичное представление достопримечательного места с расположенными на данной территории памятниками и ансамблями, составляющими целостный историко-культурный и природный комплекс». Принципиально новым в этой формулировке является стремление подчеркнуть неразрывность коллекций музея-заповедника и его окружения. При этом разработчики допускают, что на территории заповедника могут быть и другие землепользователи при условии, конечно, соблюдения ими режимов сохранения объектов наследия и «осуществления совместной деятельности по поддержанию исторического облика культурных ландшафтов, возрождению традиционного для данной территории хозяйства и природопользования». Глава Минкультуры отмечает, что необходимо легализовать хозяйственную деятельность музеев-заповедников, разрешить музеям инвестировать в собственное хозяйство те средства, которые они могут зарабатывать, и определить режим использования доходов. Как заметил А.С. Соколов, этот вопрос нелегко вывести на правительственный уровень, так как он находится на перекрёстке интересов.
Государственную стратегию формирования системы достопримечательных мест Министерство культуры предполагает реализовать в два этапа. На первом (до 2010 года) предстоит сформировать законодательную и нормативную правовую базу - те самые поправки, которые нужно не только разработать, но и провести в Госдуме, создать программу экономической поддержки музеев-заповедников, решить вопросы по определению территории, установлению границ. На втором этапе (до 2015 года) предполагается создать на территории РФ около 50 новых музеев-заповедников. Разработчики подчеркивают, что новые музеи-заповедники смогут обеспечить около 200 тысяч новых рабочих мест, что очень актуально для регионов, и активизируют экономическую деятельность примерно в 150 малых и средних городах России. Известно, что в федеральном бюджете средства на создание новых музеев-заповедников не заложены. Видимо, правительство рассчитывает на местные бюджеты. Как же «обрадуются» губернаторы предложению создать новый музей-заповедник. Впрочем, до 2015 г. у них есть ещё время подумать.
Участники «круглого стола» ставят вопрос, а целесообразно ли создавать новые музеи-заповедники в Российской Федерации, если до сих пор не разработана законодательная база для развития существующих музеев-заповедников? Многие говорили о недооценке роли имеющихся музеев-заповедников. В. Толстой, директор музея-заповедника «Ясная Поляна», признался, что все «потерпели сокрушительное поражение». Из 60000 памятников в России в федеральном ведении останутся лишь 4000. В. Толстой призвал не к созданию новых, а к сохранению существующих музеев-заповедников. Федеральные законы «О музейном фонде», «Об объектах культурного наследия» не регулируют деятельность музеев-заповедников, хотя они существуют уже несколько лет. Поражает, что в правовом поле отсутствует само понятие «музей-заповедник». В настоящее время музеи-заповедники фактически не имеют чётко прописанных оснований для развития деятельности по сохранению на своей территории культурных и природных ландшафтов, объектов культурного и природного наследия. Для нормального развития музея-заповедника зачастую необходимо ведение природоохранных, сельскохозяйственных работ, деятельности по возрождению традиционных производств, промыслов и т.п. Все эти виды деятельности должны рассматриваться в качестве основных для музеев-заповедников. Существует масса других проблем нормативно-правового характера деятельности музеев-заповедников. Среди них - неотрегулированность отношений между органами исполнительной власти (федеральной, субъектов РФ, муниципальных образований), отсутствие у дирекции музея реальных прав контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц на территории музея-заповедника, отсутствие правового регулирования вопросов, связанных с привлечением спонсорской помощи и внебюджетных средств и т.д. Несовершенство законодательства по обеспечению деятельности музеев-заповедников становится препятствием к их развитию.
По итогам заседания были приняты «Рекомендации», содержащие поручения многим министерствам и ведомствам. Однако они не добавили уверенности, что проблема, обсуждаемая уже десять лет, будет исчерпана, а ключевые законодательные вопросы, обеспечивающие создание и деятельность музеев-заповедников, будут решены.