А.В. Спасова - Петербургская школа музейной педагогики
«Петербургская школа музейной педагогики»
А.В. Спасова, научный сотрудник
С 20 по 25 ноября в Российском Этнографическом музее проводились курсы повышения квалификации по теме: «Петербургская школа музейной педагогики».
На курсах нас познакомили с формами и методами культурно-образовательной деятельности музеев Санкт-Петербурга, с социоло-гическими и психологическими аспектами изучения музейного посетителя.
Российский Этнографический музей одним из первых в нашей стране начал работать с детской аудиторией. На данный момент он предлагает большое количество мероприятий для школьников и студентов. Подтверждением этому служит создание специальных программ, принятых за основу в ряде образовательных и культурных учреждений, ориентированных на работу с детьми. При проведении занятий в музее используются современные методы музейной педагогики. Вовлекая юных посетителей в активную деятельность, «погружая» их в атмосферу прошлого, музейные программы способствуют формированию этнического самосознания, исторического мышления и музейной культуры. Основная цель музейно-педагогических программ - помочь ребенку увидеть то, что стоит за музейным предметом, понять его символический язык.
Особое место в детских музейно-педагогических программах отведено народной сказке. Возможный вариант использования сказки на занятиях - это обращение к уже знакомым сюжетам с тем, чтобы дети увидели, рассмотрели какой-либо конкретный предмет. Сотрудниками музея разработан цикл «В мире сказок» для дошкольников и младших школьников. Так, например, на экспозиции «Русские. Традиционное жилище» для детей от 6 до 8 лет разыгрывается сказка «Курочка Ряба», в которой героями становятся сами дети. Беседа с юными посетителями начинается со сказочного зачина «Давным-давно», «В некотором царстве, в некотором государстве» или «Жили-были дед да баба». Далее идет рассказ об обычаях, традициях крестьянской жизни. Педагог использует здесь вопросно-ответный метод. При помощи умело поставленных вопросов он побуждает детей рассуждать и анализировать. Далее все проходят на детскую площадку и рассаживаются возле стилизованной «крестьянской избы». Сказка для инсценировки должна быть знакома детям. Отвечая на вопросы педагога, ребята угадывают ее (сказка «Курочка Ряба»). Сыграть роль в спектакле почетно, поэтому, чтобы ее получить, ребенок должен правильно выполнить задание. После того, как роли распределены, дети облачаются в стилизованные русские народные костюмы, и начинается инсценировка сказки. При разыгрывании сказки используются игровой метод, метод театрализации, метод «погружения». Все это помогает детям воссоздать прошлое через слово и лучше усвоить социальный опыт, совершенствовать представление о картине мира, развивать воображение, память, внимание, мышление.
В рамках программы «Традиционный мир русского народа» проходят мероприятия, рассказывающие о трудовой жизни русского крестьянства: «Плачет хлебушко, когда ест его лентяй», «Как рубашка в поле выросла», «Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна», «Тонко бело полотенечко, хитро - мудро рукодельице»; об обычаях гостеприимства: «Ой, вы гости, господа». В 1994 году для приобщения детей к традиционным ремеслам была организована «Школа ремесел». В детском и юношеском этнографическом Центре по воскресеньям работают мастера, которые обучают детей плетению из бересты, лозы, гончарному ремеслу, росписи, изготовлению кукол. Во время занятий дети получают первые трудовые навыки, знакомятся с техникой изготовления изделий из природных материалов.
Работа музейной этнографической студии ориентирована на организацию семейного отдыха. Дети от 7 до 14 лет вместе с родителями приходят на занятия в выходные дни. Студийцы прослушивают лекции по определенной теме, участвуют в беседах, выполняют творческие домашние задания. Обучение в студии расчитано на три года. На занятиях первого года знакомятся с традиционной культурой на примере русской культуры. Второй год предполагает знакомство с праздничным календарем, с обрядами и обычаями. Третий год называется «Путешествия по разным землям».
Существующие сегодня музейно-педагогические программы Российского Этнографического музея учитывают уже сложившиеся музейные традиции, однако предполагают использование и новых методических приемов в работе с аудиторией. Все это способствует приобщению подрастающего поколения к культурному наследию предков.