Т.А. Клубкова - Судьба помещичьих усадеб
Судьба помещичьих усадеб
Т.А. Клубкова, зав. отделом истории города Кириллова и Кирилловского района
«Старая дорога, церковь без креста…». Удивительно сочетаются строки этой песни с обликом села Рукино. Старая дорога кончается в центре села, прямо у заколоченных ворот церкви без креста, не действующей уже более 60 лет» - так начиналась статья «Новой жизни» в одном из номеров газеты в 2000 году. Авторами ее были местные краеведы И. Трошина и И. Рассказова. Ирина Вениаминовна Трошина, бывший библиотекарь Рукинской библиотеки, собрала и оформила в альбом богатый материал по истории села и окрестных деревень с картами, рисунками, фотографиями, фамилиями жителей многих уже исчезнувших деревень. «Село Рукина Слободка - одно из древнейших сел Белозерья. Основано в 15 веке. Первое его упоминание 1435 год. Основатель Иван Рука, его потомки Павел и Ивашко Рукин…» - эти сведения о селе составлены на основе вытной книги 1624 - 1625 гг. Описание деревень было сделано еще раз - через 40 лет. В мае 1665 года келарь Матфей Никифоров переписал земли и «По именам крестьян и их детей, и братью, и племянников, и внучат, и бобылей, и под кем сколько вытного тягла». Да в селе двор монастырской, а в нем живут посельские старцы для пашни да приказщики, и довотчики, и нарятчики; да двор конюшенной, двор коровей…».
В альбоме отражены сведения и о местных церквях: «На Волоку же село Рукина Слоботка на суходоле. А в селе церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезою, верх шатров; а в церкве образы и книги и всякое строение, и на колокольне четыре колокола Кириллова монастыря и мирское. А холодная церковь была Воскресение Христово и та церковь в прошлых годах сгорела».
По данным книги «Приходские церкви Кирилловского уезда», вышедшей в 2006 году в издательстве «Северный паломник», «каменная церковь в селе Рукино заново была построена в 1822 году на смену деревянной сгоревшей церкви. Она имела колокольню, три престола: в честь Воскресения Христова, во имя пророка Илии, во имя преподобного Сергия Радонежского (в теплых приделах)».
«Село Рукина Слободка имело в обиходе еще одно неофициальное название - золотое дно. Жили в Слободке зажиточные купцы, знатное духовенство. Через село пролегал бойкий торговый тракт, а в 12 километрах от него проходила знаменитая Мариинская водная система. Вероятно и народ здесь не бедствовал, раз смог возвести такой могучий храм с колокольней» - это отрывок из статьи Н.Васиной, напечатанной в газете так же в 2000 году.
И действительно, по воспоминаниям Марии Степановны Степиной в селе до революции был кирпичный завод, которым владел Поросенков Иван Федулиевич. Глину брали в роще, кирпич делали для продажи населению и для строительства церкви. Многие из жителей села и окрестных деревень держали пчел, а владелец кирпичного завода имел также небольшой завод по изготовлению патоки. В деревне Гребеневе была катавальня, где работал Спирин Василий Семенович, в д.Чищино Сигов Яков делал сани и дровни, а Рассказов Степан Дмитриевич шил сапоги.
Представленные в альбоме материалы дали возможность узнать подробнее не только историю одного из древних Кирилловских сел и его церквей, но и об одном из членов семейства Бриллиантовых - Николае Алексеевиче Бриллиантове.
Он воспитывался в доме Ивана Михайловича Бриллиантова. Сыновья Ивана Михайловича не пошли по стопам отца - не стали священниками, хотя и получили высшее духовное образование. Сыновья Алексея Михайловича (старшего брата Ивана Михайловича), служившего врачом, наоборот, посвятили свою жизнь служению церкви. Анатолий Алексеевич Бриллиантов стал полковым священником, а старший Николай после окончания Новгородской духовной семинарии состоял учителем одной из церковно-приходских школ Кирилловского уезда, затем был назначен священником Параскевинской Нилобудской церкви, потом переведен в церковь Воскресения Христова в селе Рукино. Там он прослужил до конца жизни.
В Рукино он ближе познакомился, а потом женился на молодой учительнице церковно-приходской школы Елизавете Ивановне Инопиной. (Историю ее жизни я рассказывала в одном из прошлых номеров «Вестника»). В семье Бриллиантовых к 1920 году (по данным ведомости о церкви за этот год, хранящейся в Новгородском областном архиве и переданным мне Л.И. Глызиной) было шестеро детей - Нина, Виктор, Ольга, Елизавета, Лидия и Наталья. Нина Николаевна вышла замуж за кирилловского купца Александра Костарева. У нее родился сын Олег. Олег Александрович Костарев с семьей сейчас живет в городе Барнауле. Всю жизнь он работал учителем, теперь на пенсии. Мы переписывались с его женой Валентиной Ивановной Костаревой, также учительницей. Она сообщила нам много интересных сведений из жизни дома на Цыпине. Позапрошлым летом приезжала Галина Викторовна Язева, дочь Виктора Николаевича Бриллиантова, поведавшая немало интересных семейных преданий. Она со своей семьей живет в Самаре, до сих пор работает учительницей, то есть учительская династия продолжается в последующих поколениях. Лидия Николаевна Иванова (Бриллиантова) жила в городе Череповце, так же имела профессию педагога. В Череповце живут ее дочь Любовь Павловна Викторова и внучка Елена Криушенкова. О Наталье Николаевне Бриллиантовой (Абалаковой) до сих пор ученики Новохаритоновской школы Раменского района Московской области вспоминают с почтением и любовью: «Наталья Николаевна Абалакова вела здесь уроки русского языка и литературы. С первого урока влюбила в себя учеников и тем, что была очень обаятельной женщиной, и своей эрудицией, и культурой» - вспоминает ее бывшая ученица Олимпиада Никитична Майорова. Воспоминания-письма привезла в один из приездов Вера Викторовна Степанова, много лет работавшая у нас внештатным экскурсоводом.
Нам неизвестны судьбы только двух дочерей Николая и Елизаветы - Ольги и Елизаветы. По всей вероятности, любовь к учительской профессии детям привили еще родители - Николай Алексеевич и Елизавета Ивановна. Оба они учили в Рукинской церковно-приходской школе. В 1921 году Н.А. Бриллиантов за службу был награжден скуфьею. Священник не был далек и от мирских, земных забот. В одном из писем «Ферапонтовского сборника» № 4 Иваном Бриллиантовым упоминается:
«…я с о. Николаем рукинским ездил в Храмцово к В.Н. Сиверскому за яблоками. О.Николай взял 5 яблонь - однолеток и 5 взрослых (7-летних)». В годы учебы в Новгородской семинарии, приезжая к дяде Ивану в Петербург на святки, Николай учился играть на балалайке, купленной Иваном Ивановичем, о чем тоже упоминается в письмах. На фотографиях, где семья Бриллиантовых запечатлена на отдыхе, молодой Николай стоит с гармошкой в руках. Можно его увидеть и среди участников домашних любительских спектаклей, которые часто устраивались в доме Бриллиантовых.
В послереволюционные годы судьба Н.А. Бриллиантова сложилась трагично. В материалах Рукинской библиотеки записано следующее: «Печален и конец священника Бриллиантова Николая Алексеевича. Во время службы случилось помешательство, он начал заговариваться, гнал прихожан из церкви кадилом. Его заперли в кладовую у церкви, но он выломал решетку и убежал, еле поймали. Больного увезли в Вологду, умер в больнице».
Эти события нашли отражение и в письмах Ивана Бриллиантова к брату Александру в «Ферапонтовском сборник №4»:
«Недавно в Кириллове был съезд депутатов от духовенства Кирилловского и Белозерского уездов. Соборное послание не встретило здесь оппозиции. Возражал только о. Николай Бриллиантов, но он был лишен права голоса и ушел с собрания» - пишет в письмах Иван Бриллиантов о болезни Николая в Петербург брату Александру: «…поведение духовенства его потрясло и возмутило и, придя домой, он со слезами говорил, что на этом собрании снова Христа предали к распятию. «Ваша власть от сатаны» - было сказано в адрес представителей Живой церкви. По рассказу Лизы перемены в нем стали заметны еще в январе, после первого диспута с «евангелистами», на котором он выступал по просьбе соседнего духовенства. Вернувшись в Кириллов, он основал свою общину…, убеждая причащаться каждое воскресенье по примеру первых христиан… В нем открылся дар проповедника и его проповеди - импровизации до слез потрясали сердца прихожан. Народ толпами теснился, подходя к нему под благословление. Если бы он пожил еще немного, то, вероятно, проявился бы как о. Иоанн Кронштадтский». На похоронах Николая И.И. Бриллиантов сказал: «…причина душевного расстройства покойника была не житейского начала, а ревность о церкви». В альбоме сохранилась не очень четкая копия разорванной надвое старинной фотографии с подписью: «Лица, проживающие летом 1911 года в с. Рукино, Кириллов… уезда». Сидящий в центре священник - по всей вероятности, отец Николай Рукинский.
Закрыта церковь в Рукино была по распоряжению Ленинградского облисполкома «О порядке ликвидации молитвенных зданий», изданному в ноябре 1935 года. Вопрос о закрытии церквей в обязательном порядке ставился на общих собраниях колхозников. Как правило, резолюция была одна и та же: «Просить президиум Кирилловского райисполкома закрыть церковь». «Против» голосов не было. В протоколах заседаний райисполкома за 1937-1938 года среди названий других кирилловских церквей читаем: «Рукинскую Воскресенскую церковь закрыть, передать под клуб». Надо полагать, что верующие не так уж «добровольно» давали согласие на закрытие церкви. Так, в 1946 году в Вологодский облисполком поступило ходатайство об открытии Рукинской церкви, но, конечно, в открытии было отказано. Церковь, как и другие деревенские закрытые церкви, постепенно ветшала, рушилась и пришла в нынешнее состояние.
Трагична судьба многих священнослужителей, не менее трагична и судьба большинства деревенских церквей. В большинстве они стоят, как памятники нашего беспамятства и небрежения. А когда-то с церковью связаны были основные моменты жизни - крещение, венчание и отпевание. Не исключение и церковь Воскресения Христова в селе Рукино. Весной этого года мне довелось побывать в Рукино и запечатлеть нынешнее состояние церкви, где служил Николай Бриллиантов. Она почти разрушена - теплая часть ее без кровли, но сохранились фрагменты рамы иконостаса, росписи купола.