И.А. Смирнов - Кирилловские частушки 1922 г.
Кирилловские частушки 1922 г.
И.А. Смирнов, зам. директора по научной работе
В начале XXI века в отдел письменных источников музея-заповедника от Т.В. Церковницкой, жительницы города Кириллова, через заведующую отделом истории музея Л.И. Глызину поступило шесть пожелтевших от времени страничек с записанными на них частушками. Записи сделаны фиолетовыми чернилами. Почерк мелкий, но разборчивый. Текст угасает, две страницы уже не читаются. Частушки собраны в 1922 году учениками Кирилловской школы 2 ступени. Это уже не первое поступление в музей частушек. В 1997 году доктор химических наук Э.Г. Раков передал в музей рукописный частушечник 1925 года, долгое время хранившийся в доме его отца - Григория Ивановича Ракова, уроженца д. Кабачино Кирилловского уезда. На 172 страницах этого сборника представлено 1075 частушек, записанных в Череповецком и Кирилловском уездах. Их записали студенты Череповецкого педагогического техникума - члены краеведческого кружка и, возможно, уроженцы Кирилловского уезда.
Частушка как один из наиболее популярных жанров устного народного творчества появилась в России во второй половине XIX века. Она пришла на смену песням, былинам, сказкам, которыми был так знаменит Белозерский край. Первые 152 кирилловские частушки собрали 100 лет назад братья Б.М. и Ю.М. Соколовы. Знаменитая исследовательница русского фольклора Е. Линева, тоже побывавшая в 1909 году в Кирилловском уезде, отметила угасание старинной песни и приход ей на смену частушек, «которые... распеваются всеми, кончая маленькими детьми, только что выучившимися говорить, лет с 3-4-х».
Частушки создавались, в основном в молодежной, особенно восприимчивой ко всему новому, среде. В связи с этим в них находили отражение многие жизненные явления: любовь, разлука, измена, война, революция, голод, разруха, смена общественного строя.
Даже беглый анализ частушек 1922 года показывает, что большинство их создано в женской среде. В них больше искренности, настроения, поэзии, чувства и смысла. Они рассказывают о девичьей и замужней жизни. В частушках, составленных парнями, преобладающими направлениями являлись хулиганские мотивы, отклики на политические и экономические преобразования в стране: советы, коммунисты, комсомольцы, выборы, продразверстка, продовольственный налог, реквизиции и т.п. Переход в 1921 году к НЭПу (новой экономической политике) привел к некоторой демократизации в стране, появились условия для критики ошибок, промахов, грубых извращений в практической деятельности органов советской власти. Этим объясняется большое количество в подборке частушек с критикой Ленина, Троцкого, Зиновьева. К 1924 году процесс демократизации в стране был свернут, началась эпоха политических репрессий. Исполнять, записывать, хранить политические частушки стало очень опасно. Не случайно в рукописном сборнике 1925 года две страницы с записанными на эту тему частушками были вырезаны в 1930-годы.
Частушки, записанные в 1922 году, располагаются в две строки, хотя более привычный вариант 4-строчный, исполняемый под пляску и игру на гармони или баяне. В публикации сохранен авторский вариант.
Частушки подготовлены к печати А.В. Смирновой и М.Л. Тюлютиной
Собрано учениками школы 2 ступени в 1922 году
Полюбила Шурочку за белую тужурочку,
Тужурка износилася - вся любовь решилася.
Раз я в прачечной стирала - появился домовой,
Не стерпело мое сердце - ошарашила метлой.
В красоте-то я своей оченно уверена,
Если Троцкий не возьмет, выйду за Чичерина.
У меня милого два, оба и Панюшки,
Променяла бы я их за две налитушки.
У кого миленка нет - заявляйте в Комитет,
Еси в Бозине Тереха, продают его на хлеб.
Запрягу я кошку в ложку, а собаку - в тарантас.
Повезу свою милашечку в Кириллов на показ.
Я у тяти попросила лакированных калош.
Он принес мне трои лапти, выбирай, которы хошь.
Мой миленочек хворает - по мякушке в рот пихает,
По ушату воды пьет, его холера не берет.
Меня сватали сваты самые богатые,
Говорят, скотины много: два кота горбатые.
Моя милая красива, как цветочек аленький.
Тридцать три рогульки съела, каравайчик маленький.
Моя милая красива, только носик короток,
Девять курочек усядется, десятый петушок.
Девки, ой! Девки, ой! Я попудрилась мукой.
Что за леший за такой, не подходит никакой!
На горушке на крутой стоит ведерочко с водой,
Девки ноги вымыли, ребята воду выпили.
Я на печке молотила, на лежанке веяла,
На полу меру забыла, голенищем меряла.
Я на свадьбе была - все посвистывала,
Нижню юбку потеряла, не разыскивала.
У меня на сарафане топоры-топорики,
Меня в этом сарафане любят зимогорики.
Я сидела на окошке, едет миленький на кошке,
Обожди, оболокусь, за тобой поволокусь.
У меня на сарафане петушок да курочка,
Ко мне милый не приходит, думает, что дурочка.
Милый Коля дровца колет, Коля в клеточку кладет,
Коля Шурку поджидает, скоро Шурочка придет.
Я хожу, хожу по городу: «Скажи, городовой,
На котором пароходике уехал дорогой?»
Не ходи, милой, по полу, не ломай в калошах ног,
Я тебя забыла скоро, ты забыть меня не мог.
У милого поговорка «Ничего подобного»,
Где же девушке любить такого благородного.
От чего часы не ходят? Гиря до полу дошла.
У меня сестра родная самоходочкой ушла.
Пароход идет, Игоша, из-за белого мыса,
Коля в беленькой рубашечке стоит у колеса.
Чаю, чаю накачаю, кофею нагрохаю,
Повезут меня в солдаты - заревлю, заохаю.
Я надену бело платье и поеду за водой,
Попадет милой на встречу - оболью его водой.
Я умру, меня положат во тесовый во гробок,
Придет миленькой, поплачет у моих холодных ног.
Не последнее ли лето, не последний ли я час
В поле выдергала травушку, родители, у вас?
Шел я полем, видел горе: косит милая моя.
Я сказал ей: «Бог на помочь», а она заплакала.
Хорошо бы рожку жать - надо снопики вязать.
Хорошо бы выйти замуж - надо мужа уважать.
Маменька ругается, что платок марается,
Она не догадается, что милый утирается.
Я сидела на комоде, шила юбочку по моде,
Белого, зеленого, милого дареного.
Ставь-ка, мама, самовар, станови на печку,
Пусть без уголья кипит, не лучше ль сердечку?
Я умру - не красьте гробика: … все одно,
На поминки позовите дорогого моего.
Голубая кофточка в воде не полиняй.
Дорогой, на супостаточку меня не променяй!
Погляди, милой, на небо, после неба на меня.
Как на небе тучи ходят, так сердечко - у меня.
У мня милой - комсомолец, и мене-то чин дадут,
Скоро сделают собранье - делегаткой назовут.
Дорогие-то родители богатую берут,
Не светлее будет дома, не два солнышка взойдут.
Не от чаю потемнела моя чашка чайная,
Меня дома замечают, что хожу печальная.
В сыроваренку ходила, аппарат вертела,
Дай-ко, миленький, платочек - вся перепотела.
Я, отчаянна башка, не хожу без камешка,
Меня в Сибири дожидают - шьют рубашку из мешка.
Я, отчаянна головушка, ничем не дорожу,
Мине голову проломят, я платочком завяжу.
Сапоги у меня худые, мине Ленин подарил,
Я при старом Николашке лакированы носил.
Ленин Троцкого спросил: «Где кусочков напросил?».
Троцкий Ленину в ответ: «Ничего в котомке нет».
Троцкий Ленину сказал: «Пойдем, плешивый, на базар,
Купим лошадь карюю, накормим пролетарию».
Сидит Троцкий на березе, сидит Ленин на ели.
До чего они, прохвосты, всю Россию довели!
Едет Ленин на телеге, и телега - на боку.
Ты куда, плешивый, едешь? Ликвидировать муку.
Едет Ленин на телеге, и телега без колес.
Ты куда, плешивый, едешь? Ликвидировать овес.
Ленин лыко собирает, Троцкий лапотки плетет,
А Зиновьев забирает, на базаре продает.
Нет ни сена, нет ни хлеба, нет ни белые муки,
До чего довоевали коммунисты-дураки.
При царе при Николашке ели белые олашки,
А Советов дождались - и конины нажрались.
При царе при Николашке ели белые олашки,
А как пришла советска власть - насилу выср…ся вчерась.
Коммунисты, коммунисты, партия большевиков,
Всю мякину переели, напекли моховиков.
Коммунисты, коммунисты, коммунисты-дураки,
Чечевицей накормили - с ж… съехали портки.
Нонче деньги все бумажки, на бумажке - молоток.
Ходит Ленин без рубашки, а Зиновьев - без порток.
Я на бочке сижу - выскочила мышка.
Скоро белые придут - коммунистам крышка.
В коммунисты записались, красный бантик на груди.
Это право переменится, повесят за ноги.