О.В. Воронова - Выставка икон в Лувре
Выставка икон в Лувре
О.В. Воронова, зам. директора по хранению
2010 год объявлен Годом Россия-Франция. Одним из значимых мероприятий в рамках этого проекта стало проведение выставки «Святая Русь. Русское искусство с древнейших времен до эпохи Петра I», в котором предварительно заявлено участие 26 российских музеев. Наш музей стал одним из участников этой выставки. Представители Лувра, побывав в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, прислали запрос на пятнадцать произведений из коллекции музея. Для выставки отобрали семь центральных икон деисусного чина иконостаса Успенского собора, пять праздничных икон, одну икону из местного ряда, одну - из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и шитую пелену «Явление Богородицы Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре», вклад бояр Сулешевых. Экспертно-Фондово-Закупочная Комиссия и Реставрационный Совет музея приняли решение, что сохранность экспонатов позволяет музею участвовать в международной выставке. После определения страховой стоимости музейных предметов и проведения их фотофиксации, документы отправили в Министерство культуры для получения разрешения на участие в выставке. Иконы осмотрели реставраторы и провели необходимые консервационно-реставрационные мероприятия. Хранитель коллекции «Церковные ткани» Н.В. Красильникова подготовила к упаковке шитую пелену. Были составлены паспорта сохранности на каждый предмет.
Музей Лувра прислал свои бланки, в которых необходимо было указать все данные о музейных предметах и требования к их экспонированию. Например, что все иконы должны экспонироваться в закрытых витринах, шитье только в горизонтальном положении или под углом наклона от 30 до 45 градусов. Переписка продолжалась постоянно, обсуждались вопросы креплений, требования к режиму хранения, освещенности, транспортировке, использованию воспроизведений и прочее.
Куратором выставки по северо-западному региону был выбран Государственный Русский музей. Музей заключил договор с ГРМ и совместно с русско-немецким предприятием «Хазенкамп-ГРМ ООО», осуществляющим перевозку культурных ценностей. После получения разрешения Министерства культуры на экспонирование 15 музейных предметов на выставке «Святая Русь» был назначен день приезда спец. транспорта (цельнометаллический фургон с поддержанием необходимой температуры и пневмоподвеской). Два дня представители «Хазенкамп» и сотрудники музея занимались упаковкой экспонатов, затем их поместили в кассеты, а кассеты в климатические ящики. Рано утром ящики с экспонатами погрузили в климатический фургон, у Казанской башни уже ждали машины вооруженной охраны и транспорт отбыл в г. Санкт- Петербург. Следом в ГРМ отправилась я, как главный хранитель музея. Самым большим неудобством заключенного контракта стало то, что хранители ГРМ должны были принять экспонаты на временное хранение, для этого пришлось распаковать, взвесить и упаковать иконы заново. При тщательном осмотре экспонатов с реставраторами ГРМ мы пришли к согласию, что на сложные и проблемные места (стыки досок, прилегание левкаса) необходимо поставить временные профилактические заклейки, чтобы подстраховаться и избежать повреждения икон при перевозке. Иконы перевозились во Францию наземным путем, все той же компанией «Хазенкамп».
С 15 по 19 февраля в качестве курьера на передачу икон и монтаж экспозиции вместе с реставраторами ГРМ я выехала во Францию.
Выставка «Святая Русь» располагается в зале Наполеона, который находится в цокольном этаже пирамиды. Пирамида построена как вход во дворец Лувра. Для работы на выставке каждый день к 9 часам утра мы приходили в дирекцию и по предъявленному паспорту получали пропуск. С пропуском через охрану музея проходили в Лувр, минуя большую очередь посетителей. Помещения, где начался монтаж выставки, отделены от общего пространства стеклянной перегородкой, которую открывают дежурные, используя пульт управления только для участников выставки. При входе и выходе в помещение каждый расписывался в журнале. Одновременно с нами сдавали свои произведения сотрудники ГИМа, ГРМ, музеев Московского Кремля, Пскова, Нового Иерусалима, Вологды. Присутствие коллег вносило достаточно оживления и немножко суеты. Очень приятно было видеть и чувствовать уважение, с которым сотрудники Лувра относятся друг к другу и к гостям. Во Франции принято постоянно улыбаться и здороваться при встрече каждый раз.
Четко организована работа служб. В зале посменно дежурили два охранника. Меня сразу же провели к витринам, где должна монтироваться наша часть экспозиции. Все витрины под стеклом, на каждой приклеен монтажный лист с фотографиями экспоната и его данными, здесь же лежали заготовленные под размер каждой иконы крепления. Приготовлен большой стол на колесах для распаковки экспонатов, переносной осветительный прибор для осмотра икон в косом свете, два больших мольберта на колесах для перемещения икон к витринам, один мольберт - для стекол. Для рабочих по монтажу - два шкафа-тумбы на колесах, в которых на выдвижных полках лежали все необходимые для работы материалы: дрели - шуруповерты, клейкая лента, наборы разного размера крепежных материалов, шурупов, наборы перчаток и другие инструменты.
Четверо рабочих на тележках с поворачивающими колесами вкатывали в зал ящик с номером и пометкой «Кирилло-Белозерский музей-заповедник». В ящике располагалось по две кассеты с экспонатами и опись с указанием, какие вещи находятся в этих контейнерах.
Представители той и другой стороны доставали свои документы с описаниями сохранности экспонатов. Пока рабочие вскрывали ящики, другая группа людей, уточнив, какой экспонат сейчас будет вынут, подходила к нужной витрине и при помощи «присосок» снимала наружное стекло и, поставив на мольберт, откатывала в сторону. Сотрудник, отвечающий за стекла, тут же начинал его тщательно протирать.
Икону аккуратно укладывали на стол, распаковывали и тщательно осматривали: сначала тыльную сторону, затем лицевую, внимательно фиксируя все моменты сохранности. Все сверялось с предоставленной документацией, отдельные моменты дополнялись и вносились в паспорт экспоната. К счастью, иконы хорошо перенесли транспортировку. Все профилактические заклейки были удалены реставратором ГРМ Рудольфом Александровичем Кесаревым. Укрепления потребовала икона «Иоанн Предтеча»: на изображении ноги поднялась небольшая грядочка, но за ночь она улеглась, и профилактика была снята.
Пока специалисты занимались осмотром экспонатов, рабочие складывали упаковку, заворачивали и убирали в ящики все шурупы, закрывали ящики и увозили в хранилище, прежде пометив их фиолетовым самоклеящимся кружком с указанием даты, когда был распакован этот ящик, по-видимому, чтобы при большом количестве поступлений не открыть его дважды.
После окончания реставрационного осмотра и подписания паспорта сохранности обеими сторонами, рабочие-монтажники брали икону и ставили ее в витрину. Для крепления использовалась металлическая полочка, обклеенная тканью и приготовленная под размер иконы. При развеске присутствовал художник с монтажными листами и главный хранитель Лувра Джанник Дюран. Крепление выравнивалось строго по уровню. Икону ставили на место. Художник покрывала краской выступающие части крепления в красный цвет, если оно приходилось на киноварную опушь и в золотистый, если на золото. Куратор выставки Аманда Лопез раскладывала этикетки, и витрину закрывали стеклом. После этого переходили к следующему предмету. Если с развеской сегодня не успевали, экспонат уносили в комнату-сейф. Посмотреть приходили все, кто работал на строительстве выставки. Было очень приятно слышать восторженные отзывы об иконах, о необычайно высокой степени сохранности. Мне очень понравилось, что иконы разместили не сплошной лентой, как в тябловом иконостасе. На выставке каждая икона представлена как отдельный экспонат. По словам Джанника Дюрана, «…каждая икона это шедевр, и у зрителя должна быть возможность рассмотреть каждую».
Возле готовых витрин работал специалист по установке освещения.
Ко всем пожеланиям и предложениям прислушивались. Отношение к экспонатам было бережным и очень внимательным.
Время обеда соблюдалось. В Лувре своя столовая для персонала, где можно очень вкусно и сытно пообедать за 5-9 евро. Работали до 18 часов, учитывая, что разница во времени 2 часа, то к концу дня чувствовалось усталость. Но после этого хотелось еще походить по городу, полюбоваться памятниками, уже цветущими на клумбах фиалками, ощутить особую атмосферу Парижа, которая так привлекала художников, поэтов и писателей.