С.В. Лушкин - Из истории вологодского деревянного судостроения
Из истории вологодского деревянного судостроения
Родился я в городе Череповце в мае 1953 года. В 1975 году окончил высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола в Ленинграде, а в 1980 году - высшие офицерские курсы. Службу проходил на подводных лодках Тихоокеанского флота. После выхода в запас, в 1992 году увлекся изучением истории Российского судостроения XVI - первой половины XVIII вв. В итоге стал сам создавать модели. Работа эта не только кропотливая, но и сложная, потому что чертежей того времени практически не сохранилось. Самые ранние чертежи, по которым построены модели бота и шхербота, датированы 1739 годом, их удалось найти в архиве ВМФ в Санкт-Петербурге. В моей частной коллекции сейчас около 30 моделей и полумоделей. Все модели выполнены без применения красок с использованием натуральных цветов. Для применения белого цвета используются такие породы дерева как береза, осина, клен; красно-коричневого - различные породы красного дерева; охристый цвет - это яблоня, самшит, клен, а черный цвет получается из «черного дерева» и мореного дуба (дерево, примерно 100 лет про-лежавшее в воде без доступа воздуха, добытое оттуда и просушенное в течение 3 лет); желтый цвет - яблоня, акация и самшит. Чернение металла производится путем оксидирования латуни, меди и железа. Все модели выполнены в масштабе 1:72, а полумодели - 1:48. Для изготовления деталей и досок сделаны самодельные станки, которые могут пилить материал до 0,2 мм. толщиной, фрезеровать, сверлить, а также вить канаты любой толщины. Постройка одной модели занимает от 6 месяцев до 4 лет, что зависит от полноты информации и личного умения в постройке корабля.
Изучая историю судостроения и занимаясь судомоделизмом неожиданно для себя обнаружил, что еще задолго до Петра I наши земляки строили суда для плавания по рекам и Северному морю. На берегах Сухоны, Шексны, Мологи, Вычегды они создавали карбасы, каюки, повозки с парусами и веслами. Мало кто знает, что болотная руда, которую использовали у нас для изготовления железа, была по качеству лучше английской. Наше железо хорошо продавалось. Вологда славилась своими якорными мастерами. Они отковали для кочей морской флотилии Бориса Годунова около сотни больших двурогих якорей. В 1702 году для нужд Северной войны по указу Петра I были построены железоделательные заводы на реке Ижине в Устюжне и у деревни Тырпищи на реке Шогде в Белозерском районе. Только пушечных ядер мастера отлили около 120 тысяч штук.
В 1695 году в Голландии была куплена боевая галера. До Вологды её доставили речным путем, разобрали и далее через Москву отправили в село Преображенское. Туда срочно были затребованы вологодские плотники, которые по ней, как по образцу, впоследствии изготовили части для 22 галер. Самую первую галеру - «Принципиум» для Петра I - собрал опытный вологодский плотник Осип Щека с 24 товарищами.
И не случайно галиот, построенный в Архангельске в 1736 году, назвали «Вологда», а следом и пинк, спущенный на воду в 1749 году, обрел такое же имя. Не остались незамеченными и другие города Вологодчины. Так, появились пинк «Великий Устюг», фрегаты «Кирилл Белозерский» и «Феодосии Тотемский».
В 1713 году был издан государев указ о наборе «...тысячи самых добрых и лучших плотников» в местах, издавна служивших центрами речного судо-строения. В 1720 году для работы на новых вододейстующих станках и для обучения ружейному и другим производствам набирались ученики в возрасте 10-20 лет из детей церковнослужителей и посадских людей Каргопольского, Белозерского и Устюженского уездов.
За всеми достижениями петровской эпохи судостроения и кораблестроения стоят десятки тысяч русских мастеров из народа, в том числе и вологодских, самоотверженным трудом которых был создан флот, выдвинувший Россию в число первых морских держав.
Велики заслуги вологжан и в освоении новых земель. В 1648 году экспедиция из семи судов, предположительно кочей, под руководством нашего земляка Семёна Дежнева, уроженца Великого Устюга, прошла Северным морским путем и открыла пролив, разделяющий Азию и Америку (из семи судов сгинуло в суровых северных водах четыре коча). Таким образом, Семён Дежнев на 80 лет раньше открыл пролив, который, впоследствии был назван именем Витуса Беринга. Кстати, в 1725 и 1742 годах для него в Вологде формировались обозы для первой и второй экспедиций.
В архивных документах имеется донесение купцов Новикова и И. Бахова - нашего земляка, уроженца Великого Устюга - от 1 февраля 1750 года императрице Елизавете Петровне об открытии пути из устья реки Анадырь на Камчатку и посещении ими Командорских островов. Экспедиция на коче «Перун и Занат» дошла до острова Беринга, где обнаружила разбитый пакетбот. Но сам коч при подходе к острову тоже разбило о камни. Из остатков двух судов мореходы построили малое судно - шитик «Капитон» и на нём добрались до Камчатки.
Во второй половине XVIII века многие наши купцы, большей частью из Тотьмы, снаряжали экспедиции к берегам Тихого океана. В основном, они там вели промысел пушного и морского зверя, а также открывали новые земли на Алеутских островах и в Северной Америке. Для морских походов строились малые суда - галиоты, боты, карбасы, шитики, бригантины в Охотске и других городах. В 1812 году выходец из Тотьмы Иван Кусков основал поселение Славянск (ныне Форт Росс) в Северной Америке, способствовавшее усилению позиций России в этом регионе.