Е.Б. Савина - 500 книжных знаков из собрания С.Г. Ивенского К 85-летию со дня рождения
500 книжных знаков из собрания С.Г. Ивенского
К 85-летию со дня рождения
Е.Б. Савина, искусствовед, г. Вологда
Выставка графики из коллекции С.Г. Ивенского имеет особое лицо. В первую очередь она представляет познавательный интерес: демонстрирует зрителю нового поколения достаточно редкий вид печатной графики художественные книжные знаки, иначе именуемые экслибрисами. Это работы известных и малоизвестных художников ХХ века разных поколений и стран, миниатюрные произведения которых выполнены в технике печатной гравюры на меди, дереве, линолеуме, пластике ...
Выставки экслибрисов из частного собрания С.Г. Ивенского, начиная с 1960-х годов, неоднократно проходили в музеях нашей страны и музеях зарубежных стран. В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике подобный показ состоялся в 1968 году. Некоторые выставки после экспонирования Семен Георгиевич передавал в дар музеям. Так было в Кирове, Кириллове, Смоленске, Тюмени, Челябинске; государственной библиотеке Будапешта (Венгрия).
Выставка посвящена неординарной личности, кандидату искусствоведения Семену Георгиевичу Ивенскому, давно известному в художественной среде. Несмотря на то, что он сейчас живет в Израиле, многие специалисты по изобразительному искусству, художники и коллекционеры хорошо знают и помнят его в России. Настоящая выставка посвящена 85-летию со дня рождения С.Г. Ивенского и предоставлена дочерью искусствоведа Евгенией Семеновной Ивенской (Ярославль).
Об искусствоведе, музейном работнике, коллекционере, художнике С.Г. Ивенском написано коллегами и друзьями немало специальных статей к каталогам выставок или опубликованных в других изданиях по изобразительному искусству. Все же наибольший интерес представляют книги и статьи, написанные самим искусствоведом, его размышления о русском и западном искусстве.
Зрители на данной выставке будут видеть его фамилию, инициалы в виде надписей, вензелей, монограмм, его портреты или фигуру в изображении экслибрисов - все это разные варианты книжного знака для его личной библиотеки. Собранные вместе, они представят личность человека всецело занятого искусством, книгами и, что для нас важно, историей и теорией самого книжного знака. Здесь же на выставке зрители встретят экслибрисы, выполненные рукой Ивенского для других книголюбов.
Благодаря специфике сюжетных экслибрисов и образным решениям графических афоризмов, ведь говорить коротко не значит мало, выставка поведает зрителю о некоторых фактах из биографии самого искусствоведа.
Первые два десятилетия творческой деятельности С.Г. Ивенского исторически связаны с Вологодской областью. Молодым искусствоведом он приехал в 1953 году в Вологду с конкретной целью создать профильный музей по изобразительному искусству. Областная картинная галерея только начинала образовываться (1952). Для такого серьезного самостоятельного дела он был достаточно подготовлен еще в годы учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (сам он предпочитает об этом говорить более чем скромно). В своей дипломной работе он обратился к научному описанию и составлению каталога живописи и графики молодого художественного музея города Осипенко Запорожской области (Украина), где проходил и преддипломную музейную практику (1952-1953). Научным руководителем его диплома был доцент института и искусствовед Русского музея П.Е. Корнилов, профессиональная дружба с которым продлилась на десятилетия. Необходимо отметить, историю музейного дела в те годы преподавал известный историк западноевропейской живописи Эрмитажа В.Ф. Левинсон-Лессинг.
Начиная работать в Вологде, С.Г. Ивенский обращался за консультациями к не менее известному московскому искусствоведу, опытному музейщику А.М. Эфросу, который ранее работал в Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств и принимал непосредственное участие в формировании коллекций этих столичных музеев.
Они познакомились в Ростове Ярославском в 1930-е, еще в школьные годы, продолжили это общение и далее, когда А.М. Эфрос переехал в Москву. Не раз вместе с ним ходил по залам художественных музеев и выставок. Хорошо запомнил «последние заветы» А.М. Эфроса как собирать, строить экспозицию галереи, как найти «своего конька» и создать музей, непохожий на другие.
Работая директором Вологодской картинной галереи, С.Г. Ивенский неустанно занимался просвещением, расширяя круг вологодских любителей изобразительного искусства. Поэтому в коллекции его экслибрисов так часто можно встретить изображения памятников архитектуры Вологодского кремля, в ансамбль которого входит и здание Воскресенского собора, где в 1950-е годы разместили картинную галерею. Теме русских архитектурных памятников в изображении книжных знаков была посвещена отдельная, организованная им выставка в Вологде.
Смена вектора искусствоведческого внимания С.Г. Ивенского на графическое искусство была обусловлена несколькими причинами. И одной из главных было создание собственного лица коллекции Вологодской картинной галереи в ряду областных музеев страны. В итоге кроме живописной экспозиции, он создал замечательный отдел графики, где были представлены рисунки и гравюры русских и советских художников XVIII-XX веков. Обширное собрание музейной коллекции позволяло обновлять постоянную экспозицию графики. А диапазон экспонатов позволял музейным сотрудникам более подробно рассказывать о специфике и уникальности графического искусства, значительно расширяя зрительский кругозор. Ретроспективный показ экспозиции завершался произведениями графического искусства талантливых вологодских художников конца XIX-XX веков.
Вологжане, привыкшие к экспозиции и выставкам графического искусства, при посещении других областных музеев, например Ярославского, были немало удивлены, не обнаружив там графических отделов, искренне считая, что подобное явление должно быть во всех художественных музеях страны.
В этой связи хотелось бы особенно выделить детскую аудиторию, для которой С.Г. Ивенский позднее написал специально монографическую статью об экслибрисе для детской энциклопедии.
На экскурсиях по истории графики школьники узнавали о многих тайнах и чудесах изобразительного искусства. Ведь для детей ближе и понятней рисунки, выполненные карандашом или акварелью, гуашью. Не раз можно было видеть загоревшиеся глаза мальчишек, особенно если это касалось техники резьбы по дереву - ксилографии, а экскурсовод показывал им гравюрную досочку из самшита, даже позволял подержать ее в руках. Автор статьи был свидетелем тому, как после посещения галереи подростки изготовляли самодельные резцы из спиц старых зонтов и пробовали свои силы в гравюре на более мягком материале - линолеуме. Так пробуждался личный интерес детей к графике, зарождались художники. Они же с раннего возраста становились постоянными зрителями художественных выставок.
В свою очередь особенностью графического собрания, конечно, кроме оригинальных рисунков, редких старых гравюр, стала коллекция печатной графики малых форм, в том числе и экслибрисов. А издание уникальных каталогов, отпечатанных с авторских досок (малым тиражом) стало реально сбывшейся мечтой С.Г. Ивенского, о чем он писал: «Таким образом, можно было обойти до того непреодолимый рубеж между искусством и зрителем - читателем каталога».
Эти издания сегодня представляют большую редкость и историческую ценность.
Обращение С.Г. Ивенского в 1962 году к искусству экслибриса в итоге переросло в огромную и самую значительную главу его творческой библиографии.
«Первым учителем и наставником печатной графики, который познакомил меня, - пишет в своих воспоминаниях С.Г. Ивенский об искусствоведе П.Е. Корнилове, - с тонким и интимным искусством, во многом определив направление моей искусствоведческой деятельности в Вологде, а затем в Тюмени и Ярославле».
С горячим неподдельным азартом С.Г. Ивенский смог увлечь художников Вологды, Череповца, Великого Устюга, Сокола искусством печатной графики, в первую очередь книжного знака.
Как известно, наибольшую информацию о самих людях разных историчес-ких эпох, их индивидуальных размышлениях, проявлениях и оценках жизненных ситуаций мы узнаем именно по камерным произведениям искусства малых форм.
В период графического бума в Вологде картинная галерея стала художественным центром и для художников и привлекла к практической деятельности многих любителей. Их было немало: Бурмагины, Сергеев, Наговицин, Едемский, Чернов, Щетнев, Иванов, Белозерова, а так же художники, занимающиеся живописью: Корбаков, Тутунджан, Соколов и многие другие. Возможность свободного авторского высказывания и фантазирования, консультации Ивенского, систематические выставки - все это способствовало совершенствованию и развитию искусства вологодской графики. Со времени вынужденного отъезда С.Г. Ивенского в Тюмень (1973), в его лице Вологда потеряла чуткого наставника по искусству, место которого восполнить уже не удалось. Но многие его заветы продолжают жить, сотрудники галереи пополняют коллекции графики, экслибрисов, устраивают выставки и даже провели в Вологде I Всероссийской конгресс экслибриса в 2004 году.
Началось все, казалось бы, случайно и неслучайно одновременно. Историк, архивный исследователь Л.Ф. Дьяко-ницын, близкий друг Ивенского познакомил его с вологодским любителем экслибрисов, коллекционером С.В. Клыпиным, который был человеком уже почтенного возраста и бывшим печатником по профессии. Оказалось, в 1920-е годы он печатал первое вологодское издание, посвященное экслибрисам известного графика - вологжанина Н.П. Дмитревского. А в коллекции Клыпина, кроме работ Дмитревского, имелись старые гербовые книжные знаки, знаки в виде рисунков тушью известного тотемского художника Ф. Вахрушова, эскиз знака, выполненный классиком М. Добужинским и многие другие. Ивенский сразу организовал в галерее первую выставку экслибриса, в основе которой находилась коллекция С.В. Клыпина. А сам искусствовед настолько одержимо увлекся историей вологодского и отеческого экслибриса в целом, что изучение этого вида графики стало главным делом его жизни. С 1960-х одна за одной стали выходить статьи Ивенского по искусству экслибрисов художников В.А. Фролова, Г.А. Кравцова, Ярослава Водрашки, А.И. Калашникова, В.А. Марьина, В.В. Тимофеева и вологжан Н. и Г. Бурмагиных, А.Т. Наговицына, А.В. Сергеева, Л.Н. Щетнева и других.
Сложившаяся, далеко не простая с детских лет, ситуация жизни, нагромождение идеологических условностей советской эпохи вынуждали Ивенского, как и многих людей искусства, к поиску своего круга единомышленников. И что в те годы было не менее важно, найти способ связи, то есть преодолеть пространство, разделяющее многих людей. Ивенский, вспоминая прошлое, писал о том, что «хотелось уйти в свой собственный мир». И он обнаружил для себя такой выход в работе по искусству книжного знака. Ведь экслибрис изначально зарождается и живет в своем обособленном мире, но открытом для всех желающих - в мире книг и библиотек, в мире изобразительного искусства, в мире людей разных профессий. Сообщество профессионалов и любителей экслибрисов давно имеет свои клубы, ассоциации, проводит Международные конгрессы. А вот Семен Георгиевич, как историк-исследователь, смог выехать в Германию, страну, где впервые появился экслибрис, только в годы перестройки. В России книжный знак получил первоначальное распространение в XVIII веке и продолжает свое развитие в наши дни. Именно отеческому книжному знаку он посвятил немало научных работ, окончательно выводя его из тени забвения на мировую арену, и первым в истории искусства защитил диссертацию по истории экслибриса. Сегодня на его фундаментальные монографические труды ссылаются авторы российских энциклопедических изданий.
В настоящее время С.Г. Ивенский живет недалеко от города Хайфа в кибуце, что расположен на севере Израиля и продолжает работать: пишет заметки об искусстве, о своей жизни, обменивается письмами с художниками, в том числе вологодскими. По живописным этюдам, выполненным с натуры в более ранние годы в Вологде, Плесе, Ярославле, создает новые пейзажные картины, которые становятся своеобразными живописными воспоминаниями о России. Семен Георгиевич помнит о Вологде, Тотьме, Кириллове, а мы помним его с большой благодарностью, и надеемся, что он продолжит работу над воспоминаниями и уделит особое внимание размышлениям об истории и современности живописи и графики.