М.А. Алексеева - Набойные доски в коллекции Музея Фресок Дионисия
Набойные доски в коллекции Музея Фресок Дионисия
М.А. Алексеева, научный сотрудник МФД
Коллекция набойных досок стала формироваться в Музее Фресок Дионисия с 2006 года, тогда было получено 79 предметов, а в 2009 году поступило ещё 75 предметов.
Эта коллекция не просто пополнила фонд дерева Музея Фресок Дионисия, а украсила его и породила ряд вопросов, на которые хотелось бы иметь ответы. Нам трудно назвать место изготовления или приобретения всех наших набойных досок, так как в музей они поступили из частной коллекции. Набойные доски иногда делались самими мастерами набойщиками, но чаще покупались на ярмарках, поэтому легко могли попасть из одного района в другой. Часть коллекции была приобретена коллекционером в районах Вологодской области: Кичменско-Городецком, Сокольском, Сямженском, Нюксенском, Тотемском, Междуреченском, Никольском, Великоустюгском и в Каргополе.
В XVII и начале XVIII веков в крестьянской среде преобладали массивные набойные доски с плоскорельефной резьбой без использования металла. Их называли формой, манерой, цветком. Формы делались трехслойные, двухслойные, а иногда вырезались из целого куска дерева. Для их изготовления шла древесина твердых пород. Этот процесс очень трудоемкий и многоступенчатый, поэтому набойные доски берегли и передавали по наследству.
Набойные доски XVII и начала XVIII веков были только из дерева, иногда размером в ширину холста, встречались доски достигающие стороны квадрата до 50 см. Резной узор наносился с обеих сторон.
В XIX веке набойные доски были небольшого размера, квадратной формы, все мелкие детали для нанесения рисунка на холст делались из металла в виде плоских, врезанных ребром, выступающих пластин и мелких гвоздиков.
Большая часть коллекции музея - это доски XVIII века с узорами из ромбической сетки с цветочным заполнением, встречаются фигуры в виде ромбов и квадратов, образованных растительными элементами, будь то отдельные листочки или цветочки. Узор, называемый в народе «дороги», изображен не только прямыми вертикальными линиями, а представляет собой извилистые «дороги», состоящие из отдельных линий, чередующихся с волнистыми стеблями и точечными цветами на них. Среди растительных мотивов особый интерес представляет солярная розетка, широко распространенная в разнообразных произведениях искусства, в том числе и в набойках. На наших досках розетка представлена с тонкими двухрядными линейными лепестками, кольцевой серединой с мелкими точками на одной доске, с тонким извилистым стеблем, полукруглыми листьями, цветами-розетками из точечных концентрических окружностей, окантованных ломаной линией, и лучевой розеткой в центре - на другой. На некоторых набойных досках имеются изображения яргического узора - знака жизни, солнечного света и тепла. Разнотипные яргические знаки, вы-полненные мастерами, подчеркивали сложность смыслов и представлений, отражаемых посредством этого знака. Крючковатые кресты у народов раз-личных регионов имеют разные названия. В селах Вологодчины крест с загнутыми концами и его разновидности известны под названиями крючья, козелки, конегонь, гуськи, огниво, ярго, косматый ярго, крутяг. О глубокой древности, глубоком смысле говорит бытующее на Вологодчине определение яргического знака «Всё и всяк вернется». На некоторых набойных досках крючковатые кресты имеют кольцевую середину, а на неко-торых - многолучевую розетку.
В узорах набоечных досок нашли выражение художественные дарования талантливых народных мастеров, их стремления к сохранению традиций в украшении тканей, любовь к геометри-ческим, цветочным и растительным формам живой природы.