Книги Воскресенского Горицкого монастыря в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Смирнова Альбина Васильевна
Книги Воскресенского Горицкого монастыря в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Книги Воскресенского Горицкого монастыря в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Основу книжного собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника составляют значительные по численности фрагменты библиотек Нило-Сорской пустыни, Кирилло-Белозерского, Воскресенского Горицкого монастырей.
Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией, супругой удельного князя Андрея Старицкого. Небольшой особножительный монастырь вскоре стал местом заточения для самой основательницы и для многих других опальных княгинь.
Сведения о книжном собрании Горицкого монастыря имеются в монастырских описях. В Отписной книге 1661 года [1] перечислено 98 печатных и рукописных книг, находившихся в церквях и в монастырской ризнице. В Воскресенском соборе и в придельных церквях чудотворца Кирилла и Богородицы Одигитрии напрестольные Евангелия были печатные в серебряных окладах, в придельной церкви святой Екатерины и в приходской церкви Введения – рукописные, в медных окладах. Пять книг находились в церкви Введения: Апостол, Псалтырь, Трефолой, Шестоднев и Часовник. Основная часть монастырских книг хранилась в ризнице. Состав книжного собрания монастыря был разнообразным: Апостолы, Псалтыри, Часовники, Минеи, Триоди, Октоихи, Часословы, Служебники, Канонники, Ирмологии нотного пения, Евангелия толковые, Уставы церковные, Прологи, Святцы, книги Иоанна Богослова, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Лествица, Маргарит и другие. Как видно из описи, наибольшую часть в монастырском собрании составляли печатные книги, рукописные занимали в общем числе только треть.
Пути поступления книг в Горицкий монастырь были достаточно традиционными: покупки, вклады, дарения. В приходо-расходных документах 1658 – 1659 годов имеется запись: «Куплен в книгохранительню Канунник печатный в четверть, дано 13 алтын 2 денги» [2]. В Отписной книге
Горицкий монастырь
1661 года названы имена вкладчиков: боярин Борис Иванович Морозов, княжна инокиня Максимилла Шеховских, супруга Никиты Ивановича Одоевского княгиня Евдокия Федоровна. Из монастырских документов известно о «починке» книг: «Со Звозу Никонской дьякон починивал монастырскую Псалтирь да Часовник, дано 8 алтын 2 денги», «Починивана казенная Псалтирь, от починки со Звозу Тимофею Попову сыну дано 5 алтын» [3]. Наличие казенных книг в монастыре проверялось: «...во 166 году старица ж Февронья была в том монастыре в книгохранителке, и при ее владенье не сыскано Псалтыри со восследованием печатные в десть цена три рубли, а где она тое Псалтырь дела, тому отводу не дала» [4].
В конце 1693 года в Горицком монастыре произошел опустошительный пожар. «В том монастыре на церквах Божиих кровли и в церквах иконы, книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и кельи со всяким строением, и с запасы, и с рухлядью, и около монастыря ограды без остатку сгорело» [5]. В следующем столетии монастырь «оскудел и старицами, и материальными средствами, особенно же после 1764 года, когда были утверждены штаты» [6].
Большие изменения произошли в жизни Воскресенского Горицкого монастыря в XIX веке. Он стал одним из самых известных и крупных по количеству насельниц среди женских монастырей в России. При игуменье Маврикии (Ходневой) был введен общежительный устав. «Высокоподвижническая жизнь игуменьи Маврикии и заведенные ею общежительные порядки привлекали в Горицкую обитель не только лиц простого звания, но и высокопоставленных, знатных особ» [7]. Инокинями монастыря стали вологодская дворянка Александра Алексеевна Клементьева с тремя дочерьми, вдова генерала Александра Сергеевна Готовцева, впоследствии основавшая Новодевичий монастырь в Петербурге, княжна Параскева Хованская, происходившая из того же рода, что и основательница Горицкого монастыря. В монастырской ризнице хранились вклады царских особ. Летопись монастыря конца XIX – начала XX века в числе «достопримечательностей» называет два Евангелия. Евангелие 1815 года «в большой лист обтянуто малиновым бархатом с серебряными на верхней доске клеймами и чеканными на них изображениями: посредине – Воскресения Христова, а по углам – Евангелистов» – дар княжны схимонахини Параскевы Хованской. Евангелие 1809 года – в серебряном позолоченном окладе «с изображением на верхней доске на финифти Воскресения Господня и четырех Евангелистов в 1823 году было пожаловано Императрицей Марией Феодоровной из собственных Ея Августейших рук лично в Ея кабинете, что в Зимнем дворце, Воскресенскаго Горицкаго Девичья монастыря госпоже игумение Маврикии Ходневой для обители в знак Ея благоволения» [8]. В приходо-расходных документах Горицкого монастыря XIX века, хранящихся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, сведения о покупках, «починках» книг встречаются редко. В 1860 году, выполняя указ Новгородской духовной консистории, монастырь заплатил три рубля за выписку одного экземпляра книги «Описание Церковных Древностей в Новгороде и его окрестностях» [9]. В сентябре 1887 года «серебряных дел мастеру кирилловскому мещанину Василию Михайловичу Пономареву плачено ...за поправку Евангелия 50 рублей» [10]. Во второй половине XIX – начале XX века монастырь выписывал «Церковные ведомости» и «Новгородские епархиальные ведомости» [11]. В 1916 году расходы «на монастырскую библиотеку» составили 14 рублей 65 копеек, в 1917 году – 45 рублей 25 копеек.
При описании монастырской ризницы, сделанном в 1919 году, указаны восемь Евангелий и 37 других книг (Минеи, Апостолы, Псалтири, Триоди и прочие) [12]. В отчете М. Г. Курдюмова об археографической поездке в Белозерский край в 1919 году о книжном собрании Горицкого монастыря сказано: «Библиотеки в этом монастыре тоже не имеется, если не считать тех немногих экземпляров богослужебных книг, а равно и книг религиозно-нравственного содержания, которые поступают после смерти монахинь» [13].
После закрытия монастыря книги в числе других монастырских предметов поступали в Кирилло-Белозерский музей. Передаточные описи датированы 1931, 1932, 1934 годами. В числе предметов, поступивших из Горицкого монастыря и записанных в «Книгу поступлений» музея за 1929 – 1937 годы [14], были семь Евангелий (пять в серебряных, два в медных окладах). Позднее с двух книг «серебро сняли» (акт списания от 14 августа 1941 года). В «Книге поступлений» эти оклады имеют такое описание: «Евангелие в серебряном чеканном окладе с 5 финифтяными медальонами на лицевой стороне и с серебряным рельефным изображением моления о чаше на обратной», «Евангелие, текст 1883 года. Переплет фиолетового бархата. На лицевой стороне – серебряная риза с выпуклым изображением Воскресения и четырех евангелистов в овальных медальонах. На обратной стороне – четыре серебряные пластины по углам и пятая в виде восьмиконечной звезды с крестом в овале в центре. Две серебряные застежки». Первое Евангелие не датировано и по новой «Книге поступлений», заведенной в музее в 1945 году, не прослеживается. Второе Евангелие 1883 года записано под номером 686. От оклада сохранились лишь металлическая рамка и застежки [15]. Другие пять Евангелий в окладах хранятся в собрании музея [16].
Проследить судьбу части книг помог составленный в 1935 году «Список книг, поступивших из Горицкого монастыря» [17]. В него включена 271 книга, в том числе 36 рукописей. У 41 книги указано только название, 33 – датированы XVIII веком, остальные книги XIX века. Большинство книг списка – это толкования, поучения, слова и речи, беседы, жития святых, описания святых мест, периодические издания. Значительное место занимают творения отцов церкви: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, Макария Египетского, Епифания Кипрского, Нила Синайского, Ефрема Сирина и Аввы Дорофея, Нила Сорского, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Димитрия Ростовского. Были в монастыре также сочинения Тихона, епископа Воронежского; Михаила, архиепископа Черниговского; Иакова, епископа Нижегородского; Амвросия, митрополита Новгородского; архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иакова. В числе горицких книг – «Древности иудейские» Иосифа Флавия, «История русской церкви» Макария. Среди рукописей – «Беседы, или Изустные наставления и выписки из собственноручных писем» (в семи книгах) Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря, духовного отца горицких монахинь.
Книги в «Списке» записаны под номерами 2753 – 3023. Номера были проставлены и на книгах. Большая часть книг, включенных в «Список» 1935 года, хранится в Кирилло-Белозерском музее и до настоящего времени. Часть книг попала в число переданных в 1950-е – 1960-е годы в Вологодский областной музей и Государственную публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина [18]. Так, книга «Цицерон Марк Туллий. Мнения Цицероновы из разных его сочинений» (1752 г.), хранящаяся в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике [19], поступила из Воскресенского Горицкого монастыря. Из того же монастыря и рукописи «Как бояться суда Божия некий царь науча...», «Повесть об обращении из раскола в православие...», переданные музеем в Государственную публичную библиотеку. Некоторые книги, поступившие из Горицкого монастыря в музей и помеченные музейными штампами, оказались вне музейных и библиотечных хранилищ. Есть примеры возвращения их в музейные коллекции. В 1987 году в музейный фонд поступила Библия 1756 года [20]. Запись на форзаце – «Сию книгу усердствуют монахиня Таисия и монахиня Авраамия монахине Арсении 1835 году» – указывает на ее горицкое происхождение. В 1994 году в Музей фресок Дионисия И. Е. Даниловой была подарена книга «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском»(1889 г.) [21]. На книге есть запись о принадлежности ее монахине Горицкого монастыря Арсении Корчагиной [22] и музейный штамп 1930-х годов с № 2913. Позднее в Музей фресок Дионисия поступило еще десять горицких книг. Из Успенской православной общины города Белозерска был передан Требник (1743 г.) с записью: «Сия книга Воскресенской Горицкой церкви казенная». О. В. Лелековой подарены книги Димитрия Ростовского «Жития святых» (1888 – 1889 гг.) и «Сочинения» (1818 г.). В 2000 году Кирилло-Белозерский музей приобрел у жительницы города Кириллова книгу Димитрия Ростовского «Жития святых на сентябрь 1856 года», записи на которой также говорят о ее горицком происхождении.
Записи, подтверждающие принадлежность книг монастырю, разнообразны по содержанию. На 76 книгах из собрания музея встречаются такие записи: «Библиотека Горицкого монастыря», «Казенная Горицкого монастыря», «Казенная игуменьи Маврикии с сестрами», «Горицкой». Есть и более информативные записи, как, например, на книге «Православное учение, или Сокращенное христианское богословие» (1791 г.): «Сия глаголемая книга Воскресенского Горицкого девичья монастыря казенная, куплена 1793 года, цена оныя Богословия сорок копеек» [23]. В большинстве своем записи сообщают о принадлежности книг игуменьям, монахиням, послушницам монастыря. Имена некоторых владелиц книг известны по печатным изданиям о горицких подвижницах, по летописи монастыря конца XIX – начала XX века. Иногда записи состоят только из имени и фамилии. Но наличие этих имен и фамилий в «Послужных списках» или «Ведомостях» монастыря дает право считать книги горицкими. Например, запись на книге «Евангелие толковое» 1819 года: «Сия книга подарена Ольге Дмитриевне Климушинской монахиней Марией Сидоровой 1912 года 15 февраля» [24]; запись на книге «Лествица» первой четверти XIX века: «Сия книга монахини Екатерины Михайловой» [25]. Сведения об Ольге Дмитриевне и Марии Сидоровой имеются в «Послужных списках» за 1910, 1914 годы. Ольга Дмитриевна Климушинская происходила из крестьянской семьи деревни Климушино Кирилловского уезда, в монастыре жила с 1896 года, здесь обучилась грамоте, имела послушание «живописицы». Монахиня Мария Сидорова (в миру – Евдокия Никифоровна, из купеческой семьи) в монастыре жила с 1867 года, исполняла должность ризничей. А имя монахини Екатерины Михайловой есть в «Списке монашествующих, послушниц и служителей» за 1855 год.
На нескольких книгах встречается имя игуменьи Маврикии, управлявшей монастырем 45 лет (1810 – 1855 гг.). В описании жизни игуменьи Маврикии говорится, что она родилась в семье «небогатого, но набожного помещика». Рано выучилась «церковной грамоте, любила читать Четь-Минею, святителя Димитрия и Псалтирь», но «русской грамоте по так называемой гражданской печати она едва-едва могла научиться» [26]. По подписям в монастырских документах известен почерк игуменьи. Запись «Принадлежит игуменье Маврикии» на рукописной книге «Беседы Феофана архимандрита Новоезерского» [27] сделана переписчиком книги. По всей вероятности, переписывала книгу схимонахиня монастыря Александра Шилова [28]. В монастыре Александра Шипова исполняла должность пись-моводительницы, занималась переписыванием книг. На книге «Душевное врачевство» (1817 г.) кроме записи о принадлежности игуменье Маврикии есть и другая: «Из книг кирилло-новоезерского иеромонаха Израиля. Подписал своеручно июля 1827 года» [29]. Возможно, книга была подарена горицкой игуменье иеромонахом Кирилло-Новоезерского монастыря Израилем. На других книгах Маврикии имеются дарственные надписи. Два экземпляра книги «Описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» (1825 г.) подарены соловецкими иеромонахом Киприаном и иеродиаконом Давидом [30]. Книга «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» (1825 г.) – подарок «ее высокопреподобию пречестнейшей госпоже игуменье Маврикии» «от недостойнейшего... Соловецкого монастыря казначея и наместника иеромонаха Антония» [31]. Книга «Чтения из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета» была подарена преосвященным Филаретом, вероятно, тоже Маврикии [32]. Книга издана в 1822 году, и на ней имеется запись: «Матушке игуменье от преосвященного Филарета обе книжки».
На нескольких книгах из собрания музея встречаются такие записи: «Принадлежит игуменье Анастасии Свешниковой», «Из книг игуменьи Анастасии Свешниковой». В числе ее книг – «Житие и чудеса Кирилла Новоезерского» (1824 г.), «Служба явлению Федоровской Богоматери в Костроме» (1778 г.), две книги «Октоих» (1854 г.), а также две рукописные – «Поучения огласительные Феодора Студита» и «Хвалебное приношение веры новопрославленному святителю Митрофану, епископу Воронежскому» [33]. Рукописные книги были подарены Анастасии Свешниковой схимонахиней Александрой Шиповой. Запись на одной из них: «...писана схимонахиней... Александрой Шиповой в знак усердия и признательности за попечение в ее болезненном и скорбном положении проживающей в том же монастыре на покое игуменьи Анастасии Свешниковой. Начата списывать 1849-го года ноября 1 дня, окончена 1850 года 1 марта»; на другой: «Дарствую от истинного усердия матери игуменье Анастасии убогая старица схимонахиня Александра Шипова. 1851 года 23 июля. Горицкий монастырь». Обе книги написаны одним почерком. Самой Александре Шиповой принадлежала книга «Слова, в воскресные и праздничные дни в соборных церквях и в монастырях говоренные преосвященным Анастасией, епископом бывшим Екатерининским и Таганрогским» (1842 г.) [34]. Из записи на книге следует, что она прислана Александре Шиповой в 1849 году преосвященным Анастасией из Антоние-Сийского монастыря Холмогорского уезда Архангельской губернии со странницей из города Таганрога купчихой Авдотьей Игнатьевной Егоровой.
Мирское имя игуменьи Горицкого монастыря Адрианы упоминается в записи на книге «Разные письма, к некоторым приятелям посланные Тихоном Воронежским» (1784 г.): «Сия книга принадлежит Елизавете Ивановне Свешниковой. Благословение от ее родителя Ивана Васильевича Свешникова в 1841 сентября 5, в первый год ее жизни». Елизавета Ивановна родилась в семье купца Ивана Васильевича Свешникова в городе Пошехонье. В Горицком монастыре жила с детских лет с матерью, в 1883 году была пострижена в монашество с именем Адриана. Заведовала монастырской больницей, свечным ящиком и церковным доходом в больничной Покровской церкви. В 1901 году Адриана была утверждена в должности благочинной монастыря, а в 1904 – в должности настоятельницы, в следующем году возведена в сан игуменьи [35].
Александре Алексеевне Клементьевой принадлежали книги: «Беседы избранные святого отца нашего Иоанна Златоуста» (1784 г., Ч. 1, 2), «Летопись Димитрия Ростовского» (1784 г.), «Путь ко спасению, или Разные набожные размышления» (1790 г.) [36]. В Горицкую обитель Александра Алексеевна с дочерьми приехала в 1816 году (ее монашеское имя – Агния). Записи «Из книг монахини Агнии», «Монахини Агнии» есть на одиннадцати книгах, но все ли они принадлежали А. А. Клементьевой, точно не известно. Имя Агния в монастыре было распространенным. Такое же монашеское имя имела и схимонахиня Александра Шипова. Записи на нескольких книгах свидетельствуют о принадлежности их дочерям Александры Алексеевны Клементьевой – Арсении и Асенефе. Два рукописных экземпляра книги «Патерик азбучный» (1820 г.) принадлежали Арсении Клементьевой [37]. В 1856 году Арсения стала игуменьей. «И[гуменьи] Арсении и монахини Асинефы» книги «Жития святых...» (1858 г.), «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» (1855 г.) [38]. «Жития святых» были подарены им братом Никтополионом Михайловичем, тайным советником, членом Совета Министерства финансов [39]. Имена Арсении и Асенефы встречаются в записях еще на нескольких книгах, но, как и имя Агния, они не были редкостью в монастыре. Библия 1756 года, подаренная монахине Арсении в 1835 году, книга «Беседы и слова, говоренные Нижегородского Макарьевского монастыря архимандритом Варлаамом» (1850 г.) с записью «Арсении», возможно, принадлежали Арсении Клементьевой [40]. На «Октоихе нотного пения» (1815 г.) имеется запись: «Сей Октоих Воскресенского Горицкого девичья монастыря правого клироса – монахины Асинефы, Августы. 1818-го года апреля 14 дня» [41]. На трех книгах названо имя монахини Арсении Мясниковой [42]. Книги были подарены ей в 1873 году архимандритом Николо-Угрешского монастыря Пименом (Мясниковым), в опубликованных воспоминаниях которого есть описания горицких стариц и впечатления от посещения в 1831 году Горицкого монастыря, где жили его сестры [43]. Но и позднее он не забывал Белозерские монастыри. 8 февраля 1875 года архимандритом Пименом была подарена книга «Монашество и современные о нем толки» архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Иакову.
Арсения Клементьева в монастыре «первоначально жила под мудрым руководством монахини Евгении, отличавшейся строгоподвижническою жизнью» [44]. Книга Апостол (1818 г.), вероятно, принадлежала этой монахине [45]. На книге есть запись: «Сию книгу благословил монахиню Евгению грешный Арсений 1824 году января в 4 день». Александре Сергеевне Готовцевой, в монашестве – Феофании, принадлежала книга «Собрание сочинений Димитрия Ростовского» (1786 г.) [46]. На книге упоминаются ее мирское и монашеское имена: «Александры Готовцовой», «Сия книга поднесена от усердия многогрешной Феофании Анне Матвеевне в знак памяти». Имя еще одной известной горицкой инокини – Прасковьи Хованской – встречается в записях на книгах «Собрание разных поучительных слов» (1814 г.) [47], «Сочинения» Димитрия Ростовского (1818 г.). Прасковья Николаевна, дочь полковника князя Николая Васильевича Хованского, в миру была фрейлиной императрицы Марии Федоровны. В Горицкий монастырь она приехала в 1824 году вместе с княгиней Варварой Николаевной Долгорукой и решила посвятить свою жизнь Богу [48]. Монашеское имя Прасковьи Хованской было Мария. «Иждивением и усердием княжны инокини Марии, в схиме Параскевы», были построены в монастыре Покровская больничная церковь и 16 больничных келий. Вышеназванные книги находились в Покровской церкви. Записи «Покровская», «Покровского хора» есть и на других книгах: «Пандекты Никона Черногорца» (две рукописные книги), «Сокращенная всеобщая история», «О любви святого отца нашего Максима» (1819 г.) [49]. На книге «Беседы на 5, 6 и 7 главы святого евангелиста Матфея...» (1831 г.), кроме записи «Покровская», есть еще одна: «Сия книга принадлежит княжне Варваре Николаевне Долгорукой» [50].
В числе других владелиц книг – монахини и послушницы монастыря: Варвара Оринова, Мария Хитрово, Елизавета, Евлогия, Викторина, Рафаила, Магдалина, Прасковья Игнатьевна Позднякова, Пелагея Васильевна Герасимова, Мария Ортнер. На девяти книгах есть запись: «Александры Протасовой» [51], на четырнадцати – «С. А. Засецкой», «С. А. Засецкая» [52], на шестнадцати книгах гражданской печати (большей частью творения Святых Отцов) – «Марии Ховриной» [53].
В ряде записей называются имена бывших владельцев: «Из книг Ивана Кожухова», «Из книг Семена Дубровина», «Сия книга Вологодского мещанина Петра Александрова сына Поленина, 1811 года...». Некоторые записи содержат истории создания книг, перехода их от одного владельца к другому. Рукописную книгу «Поучение Федора Студита» «списал для своего келейного прочтения» соловецкий иеросхимонах Серафим Смиренный в 1839 – 1840 годах [54]. Книга «Описание Иерусалима» (1781 г.) была принесена в 1816 году из Иерусалима богомолкой 11расковьей Ивановной [55]. Кншу «Путешествие к святым местам» (1778 г.) подарили «Мало-ярославецкого Николаевского монастыря почтенному иеромонаху Феофилакту» княжны Анна и Елизавета Волконские, «живущие в Тульской губернии Ефремовсксго уезда в сельце при садах, 1821 года марта 4 дня» [56]. А иеромонах Феофилакт продал эту книгу в 1836 году «Гавриилу Федоровичу молдовану, живущему в Оптиной пустыни».
Некоторые записи содержат поучения, душевные переживания. На первом листе рукописи «Цветособрание» дарителем сделано такое посвящение: «Монахине Анастасии. Из Кирилло-Новоезерского монастыря. 1839 года марта 28 дня писанием кончена книжица по скорости оказии на неделе святой, зато ты нескоро, со вниманием читай, то, что нужно, понимай, рассуждай каждое слово Божие полезно и спасительно» [57]. На книге «Священный христианския размышления» (1783 г.) описаны переживания одинокого супруга: «Прасковье Кирилловне Либеровской. 1807 г. Июня 15. Сей день был Ея отъезда из города Архангельскаго, оставила мир и супруга, утопающаго в слезах, который и поныне, как птичка, лишившаяся гнезда и милой своей подруги, повсюду странствует, и ничто онаго совершенно не утешает, нередко в слезах засыпает, в слезах и утро стречает, день в горести и в скуке препровождает и паки в слезах засыпает, и сам верную сию историю начертал Е. Л. марта 17 дня 1814 года» [58]. Запись сделана на обороте верхней крышки переплета книги, а на обороте нижней крышки – инициалы «Е. Л.» и наклеен выполненный акварелью портрет, возможно, автора записи. В «Ведомости монастыря» за 1829 год есть имя монахини Софьи, в миру – «Парасковья Кирилловна, Архангелогородской губернии, покойного коллежского асессора Евграфа Либеровского жена».
Из записей известны имена некоторых дарителей и вкладчиков книг в 1 орицкий монастырь. «Синодик цельногравированный» (1760-х – 1770-х гг.) и «Евангелие толковое» Феофилакта Болгарского (1764 г.) – вклад «коллежской асессорши вдовы Мавры Григорьевы дочери Никифоровой» [59]. Евангелие (1809 г.) в медном окладе вложено священником Горицкого монастыря Алексеем Димитриевым в 1814 году «в дом Воскресения Христова в Горицкий монастырь... для вечной достопамятности» [60]. Несколько книг «в душеспасительную пользу» горицким сестрам «усердствовал» в 1820 и 1824 годах иеромонах Кирилло-Новоезерского монастыря Израиль. Подписав книги «своеручно», в записи на одной из них он просит всех читающих молить о нем Бога, брать книгу «по благословении настоятельницы матери игуменьи и, прочитавши, обратно к настоятельнице возвращать» [61]. Книга «Послание святого апостола Павла к евреям с истолкованием» (1787 г.) [62] поступила в монастырь в 1820 году «от усердия Петра Победоносцева». Матвей и Наталья Умелковы подарили в 1824 году книгу «Служба, акафист и житие Димигрия Ростовского» (1815 г.), написав на ней пожелание: «...и да сохранит он святую обитель вашу во всяком благочестии, правде и истине, и да свяжет вас тем союзом любовь, коим связаны быша святыи апостолы...» [63].
К настоящему времени в музейном собрании выявлено 267 горицких книг, в том числе 26 рукописных и 87 кириллической печати. Большая часть этих книг датируется XIX веком, 33 – XVIII веком и лишь одна книга – концом XVII века. В основном это книги, принадлежавшие монахиням и послушницам Горицкого монастыря. Хотя, как показывают послужные списки, основная часть населения Воскресенского Горицкого монастыря в XIX – начале XX века имела крестьянское происхождение, грамотных в числе живущих в монастыре было довольно много. Так, на начало XX века в Горицком монастыре проживало 612 женщин, из них 104 – монахини, остальные – послушницы и проживающие по паспортам. Из 104 монахинь грамотными были 51 (из них 50 обучались грамоте в родительском доме, 7 – в монастыре) и 27 монахинь могли читать, а писать не умели. Но, вероятно, собственные книга были далеко не у всех.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 1661 г., мая 31. – Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых. (Подготовка к публикации Ю. С. Васильева) // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 261.
2 РГАДА. Ф- 1441 (Кир.-Бел.), Оп. 1. Д. 1616. Л. 18.
3 Там же. Л. 14 об., 19 об.
4 Там же. Л. 42.
5 Летопись Горицкого монастыря. (Публикация, вступительная статья и комментарии Г. О. Ивановой) // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 309.
6 Там же. С. 310.
7 Там же. С. 314.
8 Там же. С. 330.
9 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 79. Л 17
10 Там же. Д. 52. Л. 35.
11 Там же. Д. 86. Л. 4; Д. 56. Л. 106, 126; Д. 57. Л. 104.
12 Там же. Д. 134.
13 Смирнова Т. Г. Отчет М. Г. Курдюмова об археографической поездке в Белозерский край // Ферапонтовский сборник. Вып. V. М„ 1999. С. 87.
14 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д. 16.
15 ОПИ КБИАХМ. Ск 1117.
16 Евангелие. М., 1745 (ск 1138); Евангелие. М., 1748 (ск 1149); Евангелие. М., 1809 (ск 1893); Евангелие. М„ 1836 (ск 1110); Евангелие. М., 1853 (ск 1127).
17 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д. 37.
18 Там же. Д. 83.
19 Памятники письменности в музеях Вологодской области. Ч. 3. Вып. 2. Вологда, 1985. С. 112.
20 ОПИ КБИАХМ. Ск 1932.
21 МФД. Кп 996.
22 Арсения Корчагина (в миру – Ольга Филаретовна Корчагина) родилась в Вологодском уезде в семье управляющего имением Клементьевых. В монастырь поступила в 1850 г., пострижена в монашество в 1866 г., в 1867 г. была «определена благочинною по монастырю», а в 1895 г. возведена в сан игуменьи.
23 ОПИ КБИАХМ. Ск 234.
24 Там же. Ск. 789.
25 Там же. Ск. 1608.
26 Маврикия Ходнева, игуменья Горицкого монастыря, в схиме Мария. СПб., 1897. С. 4.
27 ОПИ КБИАХМ. Рк 37.
28 Схимонахиня Александра (1785 – 1854 гг.), в миру – Александра Алексеевна Шипова, дочь костромского губернатора Голостенова, в монастырь поступила в 1834 г., монашеское имя – Агния. (Иоанн (Калинин). Воскресенский Горицкий девичий монастырь и его подвижницы. Кириллов, 1914. С. 21).
29 ОПИ КБИАХМ. Гк 129.
30 Там же. Гк 207; гк 208.
31 Там же. Ск 1031.
32 Там же. Ск 33.
33 Там же. Ск 1034, ск 506, ск 1463, ск 1468, рк 117, рк 51.
34 Там же. № 9205.
35 Там же. Д. 112. Л. 5 об. – 6; Д. 122. Л. 1 об. – 4.
36 Там же. Гк 213, гк 214, гк 231, № 10714.
37 Там же. Рк 35, рк 38.
38 Там же. № 10918, 10923, 9420.
39 Иоанн (Калинин). Воскресенский Горицкий девичий монастырь... С. 11.
40 ОПИ КБИАХМ. № 9289.
41 Там же. Ск 1239.
42 Там же. № 9138, 9264, 9395.
43 Архимандрит Пимен (Мясников). Горицкие старицы // Памятники Отечества. Северная Фиваида. Альманах. Вып. 30. С. 172.
44 Иоанн (Калинин). Воскресенский Горицкий девичий монастырь... С. 13.
45 ОПИ КБИАХМ. Ск 1376.
46 Там же. Ск ИЗ.
47 Там же. Ск 1478.
48 Летопись Горицкого монастыря... С 315.
49 ОПИ КБИАХМ. Рк 49, 50, гк 241, гк 99.
50 Там же. Гк 85.
51 Александра Сергеевная Протасова – белозерская помещица, вдова, поступила в монастырь в 1840-е гг.
52 Софья Александровна Засецкая. В документах монастыря за 1882 г. имеется запись: «...вологодская помещица Софья Александровна Засецкая», за 1884 г. – «монахиня Софья Засецкая».
53 ОПИ КБИАХМ. Гк 211, № 8481, 8673, 8685, 8686, 8690 – 8692, 8697, 8701, 8703, 8706, 9025, 9206, 9309.
54 Там же. Рк 122.
55 Там же. Рк 78.
56 Там же. Гк 15.
57 Там же. Рк 146.
58 Там же. Гк 87.
59 Там же. Рк 1, ск 559.
60 Там же. Ск 1893.
61 Там же. Гк 19, гк 59, гк 130.
62 Там же. Гк 69.
63 Там же. Ск 1337.
Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией, супругой удельного князя Андрея Старицкого. Небольшой особножительный монастырь вскоре стал местом заточения для самой основательницы и для многих других опальных княгинь.
Сведения о книжном собрании Горицкого монастыря имеются в монастырских описях. В Отписной книге 1661 года [1] перечислено 98 печатных и рукописных книг, находившихся в церквях и в монастырской ризнице. В Воскресенском соборе и в придельных церквях чудотворца Кирилла и Богородицы Одигитрии напрестольные Евангелия были печатные в серебряных окладах, в придельной церкви святой Екатерины и в приходской церкви Введения – рукописные, в медных окладах. Пять книг находились в церкви Введения: Апостол, Псалтырь, Трефолой, Шестоднев и Часовник. Основная часть монастырских книг хранилась в ризнице. Состав книжного собрания монастыря был разнообразным: Апостолы, Псалтыри, Часовники, Минеи, Триоди, Октоихи, Часословы, Служебники, Канонники, Ирмологии нотного пения, Евангелия толковые, Уставы церковные, Прологи, Святцы, книги Иоанна Богослова, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Лествица, Маргарит и другие. Как видно из описи, наибольшую часть в монастырском собрании составляли печатные книги, рукописные занимали в общем числе только треть.
Пути поступления книг в Горицкий монастырь были достаточно традиционными: покупки, вклады, дарения. В приходо-расходных документах 1658 – 1659 годов имеется запись: «Куплен в книгохранительню Канунник печатный в четверть, дано 13 алтын 2 денги» [2]. В Отписной книге
Горицкий монастырь
1661 года названы имена вкладчиков: боярин Борис Иванович Морозов, княжна инокиня Максимилла Шеховских, супруга Никиты Ивановича Одоевского княгиня Евдокия Федоровна. Из монастырских документов известно о «починке» книг: «Со Звозу Никонской дьякон починивал монастырскую Псалтирь да Часовник, дано 8 алтын 2 денги», «Починивана казенная Псалтирь, от починки со Звозу Тимофею Попову сыну дано 5 алтын» [3]. Наличие казенных книг в монастыре проверялось: «...во 166 году старица ж Февронья была в том монастыре в книгохранителке, и при ее владенье не сыскано Псалтыри со восследованием печатные в десть цена три рубли, а где она тое Псалтырь дела, тому отводу не дала» [4].
В конце 1693 года в Горицком монастыре произошел опустошительный пожар. «В том монастыре на церквах Божиих кровли и в церквах иконы, книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и кельи со всяким строением, и с запасы, и с рухлядью, и около монастыря ограды без остатку сгорело» [5]. В следующем столетии монастырь «оскудел и старицами, и материальными средствами, особенно же после 1764 года, когда были утверждены штаты» [6].
Большие изменения произошли в жизни Воскресенского Горицкого монастыря в XIX веке. Он стал одним из самых известных и крупных по количеству насельниц среди женских монастырей в России. При игуменье Маврикии (Ходневой) был введен общежительный устав. «Высокоподвижническая жизнь игуменьи Маврикии и заведенные ею общежительные порядки привлекали в Горицкую обитель не только лиц простого звания, но и высокопоставленных, знатных особ» [7]. Инокинями монастыря стали вологодская дворянка Александра Алексеевна Клементьева с тремя дочерьми, вдова генерала Александра Сергеевна Готовцева, впоследствии основавшая Новодевичий монастырь в Петербурге, княжна Параскева Хованская, происходившая из того же рода, что и основательница Горицкого монастыря. В монастырской ризнице хранились вклады царских особ. Летопись монастыря конца XIX – начала XX века в числе «достопримечательностей» называет два Евангелия. Евангелие 1815 года «в большой лист обтянуто малиновым бархатом с серебряными на верхней доске клеймами и чеканными на них изображениями: посредине – Воскресения Христова, а по углам – Евангелистов» – дар княжны схимонахини Параскевы Хованской. Евангелие 1809 года – в серебряном позолоченном окладе «с изображением на верхней доске на финифти Воскресения Господня и четырех Евангелистов в 1823 году было пожаловано Императрицей Марией Феодоровной из собственных Ея Августейших рук лично в Ея кабинете, что в Зимнем дворце, Воскресенскаго Горицкаго Девичья монастыря госпоже игумение Маврикии Ходневой для обители в знак Ея благоволения» [8]. В приходо-расходных документах Горицкого монастыря XIX века, хранящихся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, сведения о покупках, «починках» книг встречаются редко. В 1860 году, выполняя указ Новгородской духовной консистории, монастырь заплатил три рубля за выписку одного экземпляра книги «Описание Церковных Древностей в Новгороде и его окрестностях» [9]. В сентябре 1887 года «серебряных дел мастеру кирилловскому мещанину Василию Михайловичу Пономареву плачено ...за поправку Евангелия 50 рублей» [10]. Во второй половине XIX – начале XX века монастырь выписывал «Церковные ведомости» и «Новгородские епархиальные ведомости» [11]. В 1916 году расходы «на монастырскую библиотеку» составили 14 рублей 65 копеек, в 1917 году – 45 рублей 25 копеек.
При описании монастырской ризницы, сделанном в 1919 году, указаны восемь Евангелий и 37 других книг (Минеи, Апостолы, Псалтири, Триоди и прочие) [12]. В отчете М. Г. Курдюмова об археографической поездке в Белозерский край в 1919 году о книжном собрании Горицкого монастыря сказано: «Библиотеки в этом монастыре тоже не имеется, если не считать тех немногих экземпляров богослужебных книг, а равно и книг религиозно-нравственного содержания, которые поступают после смерти монахинь» [13].
После закрытия монастыря книги в числе других монастырских предметов поступали в Кирилло-Белозерский музей. Передаточные описи датированы 1931, 1932, 1934 годами. В числе предметов, поступивших из Горицкого монастыря и записанных в «Книгу поступлений» музея за 1929 – 1937 годы [14], были семь Евангелий (пять в серебряных, два в медных окладах). Позднее с двух книг «серебро сняли» (акт списания от 14 августа 1941 года). В «Книге поступлений» эти оклады имеют такое описание: «Евангелие в серебряном чеканном окладе с 5 финифтяными медальонами на лицевой стороне и с серебряным рельефным изображением моления о чаше на обратной», «Евангелие, текст 1883 года. Переплет фиолетового бархата. На лицевой стороне – серебряная риза с выпуклым изображением Воскресения и четырех евангелистов в овальных медальонах. На обратной стороне – четыре серебряные пластины по углам и пятая в виде восьмиконечной звезды с крестом в овале в центре. Две серебряные застежки». Первое Евангелие не датировано и по новой «Книге поступлений», заведенной в музее в 1945 году, не прослеживается. Второе Евангелие 1883 года записано под номером 686. От оклада сохранились лишь металлическая рамка и застежки [15]. Другие пять Евангелий в окладах хранятся в собрании музея [16].
Проследить судьбу части книг помог составленный в 1935 году «Список книг, поступивших из Горицкого монастыря» [17]. В него включена 271 книга, в том числе 36 рукописей. У 41 книги указано только название, 33 – датированы XVIII веком, остальные книги XIX века. Большинство книг списка – это толкования, поучения, слова и речи, беседы, жития святых, описания святых мест, периодические издания. Значительное место занимают творения отцов церкви: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Исаака Сирина, Макария Египетского, Епифания Кипрского, Нила Синайского, Ефрема Сирина и Аввы Дорофея, Нила Сорского, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Димитрия Ростовского. Были в монастыре также сочинения Тихона, епископа Воронежского; Михаила, архиепископа Черниговского; Иакова, епископа Нижегородского; Амвросия, митрополита Новгородского; архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иакова. В числе горицких книг – «Древности иудейские» Иосифа Флавия, «История русской церкви» Макария. Среди рукописей – «Беседы, или Изустные наставления и выписки из собственноручных писем» (в семи книгах) Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря, духовного отца горицких монахинь.
Книги в «Списке» записаны под номерами 2753 – 3023. Номера были проставлены и на книгах. Большая часть книг, включенных в «Список» 1935 года, хранится в Кирилло-Белозерском музее и до настоящего времени. Часть книг попала в число переданных в 1950-е – 1960-е годы в Вологодский областной музей и Государственную публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина [18]. Так, книга «Цицерон Марк Туллий. Мнения Цицероновы из разных его сочинений» (1752 г.), хранящаяся в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике [19], поступила из Воскресенского Горицкого монастыря. Из того же монастыря и рукописи «Как бояться суда Божия некий царь науча...», «Повесть об обращении из раскола в православие...», переданные музеем в Государственную публичную библиотеку. Некоторые книги, поступившие из Горицкого монастыря в музей и помеченные музейными штампами, оказались вне музейных и библиотечных хранилищ. Есть примеры возвращения их в музейные коллекции. В 1987 году в музейный фонд поступила Библия 1756 года [20]. Запись на форзаце – «Сию книгу усердствуют монахиня Таисия и монахиня Авраамия монахине Арсении 1835 году» – указывает на ее горицкое происхождение. В 1994 году в Музей фресок Дионисия И. Е. Даниловой была подарена книга «Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском»(1889 г.) [21]. На книге есть запись о принадлежности ее монахине Горицкого монастыря Арсении Корчагиной [22] и музейный штамп 1930-х годов с № 2913. Позднее в Музей фресок Дионисия поступило еще десять горицких книг. Из Успенской православной общины города Белозерска был передан Требник (1743 г.) с записью: «Сия книга Воскресенской Горицкой церкви казенная». О. В. Лелековой подарены книги Димитрия Ростовского «Жития святых» (1888 – 1889 гг.) и «Сочинения» (1818 г.). В 2000 году Кирилло-Белозерский музей приобрел у жительницы города Кириллова книгу Димитрия Ростовского «Жития святых на сентябрь 1856 года», записи на которой также говорят о ее горицком происхождении.
Записи, подтверждающие принадлежность книг монастырю, разнообразны по содержанию. На 76 книгах из собрания музея встречаются такие записи: «Библиотека Горицкого монастыря», «Казенная Горицкого монастыря», «Казенная игуменьи Маврикии с сестрами», «Горицкой». Есть и более информативные записи, как, например, на книге «Православное учение, или Сокращенное христианское богословие» (1791 г.): «Сия глаголемая книга Воскресенского Горицкого девичья монастыря казенная, куплена 1793 года, цена оныя Богословия сорок копеек» [23]. В большинстве своем записи сообщают о принадлежности книг игуменьям, монахиням, послушницам монастыря. Имена некоторых владелиц книг известны по печатным изданиям о горицких подвижницах, по летописи монастыря конца XIX – начала XX века. Иногда записи состоят только из имени и фамилии. Но наличие этих имен и фамилий в «Послужных списках» или «Ведомостях» монастыря дает право считать книги горицкими. Например, запись на книге «Евангелие толковое» 1819 года: «Сия книга подарена Ольге Дмитриевне Климушинской монахиней Марией Сидоровой 1912 года 15 февраля» [24]; запись на книге «Лествица» первой четверти XIX века: «Сия книга монахини Екатерины Михайловой» [25]. Сведения об Ольге Дмитриевне и Марии Сидоровой имеются в «Послужных списках» за 1910, 1914 годы. Ольга Дмитриевна Климушинская происходила из крестьянской семьи деревни Климушино Кирилловского уезда, в монастыре жила с 1896 года, здесь обучилась грамоте, имела послушание «живописицы». Монахиня Мария Сидорова (в миру – Евдокия Никифоровна, из купеческой семьи) в монастыре жила с 1867 года, исполняла должность ризничей. А имя монахини Екатерины Михайловой есть в «Списке монашествующих, послушниц и служителей» за 1855 год.
На нескольких книгах встречается имя игуменьи Маврикии, управлявшей монастырем 45 лет (1810 – 1855 гг.). В описании жизни игуменьи Маврикии говорится, что она родилась в семье «небогатого, но набожного помещика». Рано выучилась «церковной грамоте, любила читать Четь-Минею, святителя Димитрия и Псалтирь», но «русской грамоте по так называемой гражданской печати она едва-едва могла научиться» [26]. По подписям в монастырских документах известен почерк игуменьи. Запись «Принадлежит игуменье Маврикии» на рукописной книге «Беседы Феофана архимандрита Новоезерского» [27] сделана переписчиком книги. По всей вероятности, переписывала книгу схимонахиня монастыря Александра Шилова [28]. В монастыре Александра Шипова исполняла должность пись-моводительницы, занималась переписыванием книг. На книге «Душевное врачевство» (1817 г.) кроме записи о принадлежности игуменье Маврикии есть и другая: «Из книг кирилло-новоезерского иеромонаха Израиля. Подписал своеручно июля 1827 года» [29]. Возможно, книга была подарена горицкой игуменье иеромонахом Кирилло-Новоезерского монастыря Израилем. На других книгах Маврикии имеются дарственные надписи. Два экземпляра книги «Описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» (1825 г.) подарены соловецкими иеромонахом Киприаном и иеродиаконом Давидом [30]. Книга «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» (1825 г.) – подарок «ее высокопреподобию пречестнейшей госпоже игуменье Маврикии» «от недостойнейшего... Соловецкого монастыря казначея и наместника иеромонаха Антония» [31]. Книга «Чтения из книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета» была подарена преосвященным Филаретом, вероятно, тоже Маврикии [32]. Книга издана в 1822 году, и на ней имеется запись: «Матушке игуменье от преосвященного Филарета обе книжки».
На нескольких книгах из собрания музея встречаются такие записи: «Принадлежит игуменье Анастасии Свешниковой», «Из книг игуменьи Анастасии Свешниковой». В числе ее книг – «Житие и чудеса Кирилла Новоезерского» (1824 г.), «Служба явлению Федоровской Богоматери в Костроме» (1778 г.), две книги «Октоих» (1854 г.), а также две рукописные – «Поучения огласительные Феодора Студита» и «Хвалебное приношение веры новопрославленному святителю Митрофану, епископу Воронежскому» [33]. Рукописные книги были подарены Анастасии Свешниковой схимонахиней Александрой Шиповой. Запись на одной из них: «...писана схимонахиней... Александрой Шиповой в знак усердия и признательности за попечение в ее болезненном и скорбном положении проживающей в том же монастыре на покое игуменьи Анастасии Свешниковой. Начата списывать 1849-го года ноября 1 дня, окончена 1850 года 1 марта»; на другой: «Дарствую от истинного усердия матери игуменье Анастасии убогая старица схимонахиня Александра Шипова. 1851 года 23 июля. Горицкий монастырь». Обе книги написаны одним почерком. Самой Александре Шиповой принадлежала книга «Слова, в воскресные и праздничные дни в соборных церквях и в монастырях говоренные преосвященным Анастасией, епископом бывшим Екатерининским и Таганрогским» (1842 г.) [34]. Из записи на книге следует, что она прислана Александре Шиповой в 1849 году преосвященным Анастасией из Антоние-Сийского монастыря Холмогорского уезда Архангельской губернии со странницей из города Таганрога купчихой Авдотьей Игнатьевной Егоровой.
Мирское имя игуменьи Горицкого монастыря Адрианы упоминается в записи на книге «Разные письма, к некоторым приятелям посланные Тихоном Воронежским» (1784 г.): «Сия книга принадлежит Елизавете Ивановне Свешниковой. Благословение от ее родителя Ивана Васильевича Свешникова в 1841 сентября 5, в первый год ее жизни». Елизавета Ивановна родилась в семье купца Ивана Васильевича Свешникова в городе Пошехонье. В Горицком монастыре жила с детских лет с матерью, в 1883 году была пострижена в монашество с именем Адриана. Заведовала монастырской больницей, свечным ящиком и церковным доходом в больничной Покровской церкви. В 1901 году Адриана была утверждена в должности благочинной монастыря, а в 1904 – в должности настоятельницы, в следующем году возведена в сан игуменьи [35].
Александре Алексеевне Клементьевой принадлежали книги: «Беседы избранные святого отца нашего Иоанна Златоуста» (1784 г., Ч. 1, 2), «Летопись Димитрия Ростовского» (1784 г.), «Путь ко спасению, или Разные набожные размышления» (1790 г.) [36]. В Горицкую обитель Александра Алексеевна с дочерьми приехала в 1816 году (ее монашеское имя – Агния). Записи «Из книг монахини Агнии», «Монахини Агнии» есть на одиннадцати книгах, но все ли они принадлежали А. А. Клементьевой, точно не известно. Имя Агния в монастыре было распространенным. Такое же монашеское имя имела и схимонахиня Александра Шипова. Записи на нескольких книгах свидетельствуют о принадлежности их дочерям Александры Алексеевны Клементьевой – Арсении и Асенефе. Два рукописных экземпляра книги «Патерик азбучный» (1820 г.) принадлежали Арсении Клементьевой [37]. В 1856 году Арсения стала игуменьей. «И[гуменьи] Арсении и монахини Асинефы» книги «Жития святых...» (1858 г.), «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» (1855 г.) [38]. «Жития святых» были подарены им братом Никтополионом Михайловичем, тайным советником, членом Совета Министерства финансов [39]. Имена Арсении и Асенефы встречаются в записях еще на нескольких книгах, но, как и имя Агния, они не были редкостью в монастыре. Библия 1756 года, подаренная монахине Арсении в 1835 году, книга «Беседы и слова, говоренные Нижегородского Макарьевского монастыря архимандритом Варлаамом» (1850 г.) с записью «Арсении», возможно, принадлежали Арсении Клементьевой [40]. На «Октоихе нотного пения» (1815 г.) имеется запись: «Сей Октоих Воскресенского Горицкого девичья монастыря правого клироса – монахины Асинефы, Августы. 1818-го года апреля 14 дня» [41]. На трех книгах названо имя монахини Арсении Мясниковой [42]. Книги были подарены ей в 1873 году архимандритом Николо-Угрешского монастыря Пименом (Мясниковым), в опубликованных воспоминаниях которого есть описания горицких стариц и впечатления от посещения в 1831 году Горицкого монастыря, где жили его сестры [43]. Но и позднее он не забывал Белозерские монастыри. 8 февраля 1875 года архимандритом Пименом была подарена книга «Монашество и современные о нем толки» архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Иакову.
Арсения Клементьева в монастыре «первоначально жила под мудрым руководством монахини Евгении, отличавшейся строгоподвижническою жизнью» [44]. Книга Апостол (1818 г.), вероятно, принадлежала этой монахине [45]. На книге есть запись: «Сию книгу благословил монахиню Евгению грешный Арсений 1824 году января в 4 день». Александре Сергеевне Готовцевой, в монашестве – Феофании, принадлежала книга «Собрание сочинений Димитрия Ростовского» (1786 г.) [46]. На книге упоминаются ее мирское и монашеское имена: «Александры Готовцовой», «Сия книга поднесена от усердия многогрешной Феофании Анне Матвеевне в знак памяти». Имя еще одной известной горицкой инокини – Прасковьи Хованской – встречается в записях на книгах «Собрание разных поучительных слов» (1814 г.) [47], «Сочинения» Димитрия Ростовского (1818 г.). Прасковья Николаевна, дочь полковника князя Николая Васильевича Хованского, в миру была фрейлиной императрицы Марии Федоровны. В Горицкий монастырь она приехала в 1824 году вместе с княгиней Варварой Николаевной Долгорукой и решила посвятить свою жизнь Богу [48]. Монашеское имя Прасковьи Хованской было Мария. «Иждивением и усердием княжны инокини Марии, в схиме Параскевы», были построены в монастыре Покровская больничная церковь и 16 больничных келий. Вышеназванные книги находились в Покровской церкви. Записи «Покровская», «Покровского хора» есть и на других книгах: «Пандекты Никона Черногорца» (две рукописные книги), «Сокращенная всеобщая история», «О любви святого отца нашего Максима» (1819 г.) [49]. На книге «Беседы на 5, 6 и 7 главы святого евангелиста Матфея...» (1831 г.), кроме записи «Покровская», есть еще одна: «Сия книга принадлежит княжне Варваре Николаевне Долгорукой» [50].
В числе других владелиц книг – монахини и послушницы монастыря: Варвара Оринова, Мария Хитрово, Елизавета, Евлогия, Викторина, Рафаила, Магдалина, Прасковья Игнатьевна Позднякова, Пелагея Васильевна Герасимова, Мария Ортнер. На девяти книгах есть запись: «Александры Протасовой» [51], на четырнадцати – «С. А. Засецкой», «С. А. Засецкая» [52], на шестнадцати книгах гражданской печати (большей частью творения Святых Отцов) – «Марии Ховриной» [53].
В ряде записей называются имена бывших владельцев: «Из книг Ивана Кожухова», «Из книг Семена Дубровина», «Сия книга Вологодского мещанина Петра Александрова сына Поленина, 1811 года...». Некоторые записи содержат истории создания книг, перехода их от одного владельца к другому. Рукописную книгу «Поучение Федора Студита» «списал для своего келейного прочтения» соловецкий иеросхимонах Серафим Смиренный в 1839 – 1840 годах [54]. Книга «Описание Иерусалима» (1781 г.) была принесена в 1816 году из Иерусалима богомолкой 11расковьей Ивановной [55]. Кншу «Путешествие к святым местам» (1778 г.) подарили «Мало-ярославецкого Николаевского монастыря почтенному иеромонаху Феофилакту» княжны Анна и Елизавета Волконские, «живущие в Тульской губернии Ефремовсксго уезда в сельце при садах, 1821 года марта 4 дня» [56]. А иеромонах Феофилакт продал эту книгу в 1836 году «Гавриилу Федоровичу молдовану, живущему в Оптиной пустыни».
Некоторые записи содержат поучения, душевные переживания. На первом листе рукописи «Цветособрание» дарителем сделано такое посвящение: «Монахине Анастасии. Из Кирилло-Новоезерского монастыря. 1839 года марта 28 дня писанием кончена книжица по скорости оказии на неделе святой, зато ты нескоро, со вниманием читай, то, что нужно, понимай, рассуждай каждое слово Божие полезно и спасительно» [57]. На книге «Священный христианския размышления» (1783 г.) описаны переживания одинокого супруга: «Прасковье Кирилловне Либеровской. 1807 г. Июня 15. Сей день был Ея отъезда из города Архангельскаго, оставила мир и супруга, утопающаго в слезах, который и поныне, как птичка, лишившаяся гнезда и милой своей подруги, повсюду странствует, и ничто онаго совершенно не утешает, нередко в слезах засыпает, в слезах и утро стречает, день в горести и в скуке препровождает и паки в слезах засыпает, и сам верную сию историю начертал Е. Л. марта 17 дня 1814 года» [58]. Запись сделана на обороте верхней крышки переплета книги, а на обороте нижней крышки – инициалы «Е. Л.» и наклеен выполненный акварелью портрет, возможно, автора записи. В «Ведомости монастыря» за 1829 год есть имя монахини Софьи, в миру – «Парасковья Кирилловна, Архангелогородской губернии, покойного коллежского асессора Евграфа Либеровского жена».
Из записей известны имена некоторых дарителей и вкладчиков книг в 1 орицкий монастырь. «Синодик цельногравированный» (1760-х – 1770-х гг.) и «Евангелие толковое» Феофилакта Болгарского (1764 г.) – вклад «коллежской асессорши вдовы Мавры Григорьевы дочери Никифоровой» [59]. Евангелие (1809 г.) в медном окладе вложено священником Горицкого монастыря Алексеем Димитриевым в 1814 году «в дом Воскресения Христова в Горицкий монастырь... для вечной достопамятности» [60]. Несколько книг «в душеспасительную пользу» горицким сестрам «усердствовал» в 1820 и 1824 годах иеромонах Кирилло-Новоезерского монастыря Израиль. Подписав книги «своеручно», в записи на одной из них он просит всех читающих молить о нем Бога, брать книгу «по благословении настоятельницы матери игуменьи и, прочитавши, обратно к настоятельнице возвращать» [61]. Книга «Послание святого апостола Павла к евреям с истолкованием» (1787 г.) [62] поступила в монастырь в 1820 году «от усердия Петра Победоносцева». Матвей и Наталья Умелковы подарили в 1824 году книгу «Служба, акафист и житие Димигрия Ростовского» (1815 г.), написав на ней пожелание: «...и да сохранит он святую обитель вашу во всяком благочестии, правде и истине, и да свяжет вас тем союзом любовь, коим связаны быша святыи апостолы...» [63].
К настоящему времени в музейном собрании выявлено 267 горицких книг, в том числе 26 рукописных и 87 кириллической печати. Большая часть этих книг датируется XIX веком, 33 – XVIII веком и лишь одна книга – концом XVII века. В основном это книги, принадлежавшие монахиням и послушницам Горицкого монастыря. Хотя, как показывают послужные списки, основная часть населения Воскресенского Горицкого монастыря в XIX – начале XX века имела крестьянское происхождение, грамотных в числе живущих в монастыре было довольно много. Так, на начало XX века в Горицком монастыре проживало 612 женщин, из них 104 – монахини, остальные – послушницы и проживающие по паспортам. Из 104 монахинь грамотными были 51 (из них 50 обучались грамоте в родительском доме, 7 – в монастыре) и 27 монахинь могли читать, а писать не умели. Но, вероятно, собственные книга были далеко не у всех.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 1661 г., мая 31. – Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых. (Подготовка к публикации Ю. С. Васильева) // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 261.
2 РГАДА. Ф- 1441 (Кир.-Бел.), Оп. 1. Д. 1616. Л. 18.
3 Там же. Л. 14 об., 19 об.
4 Там же. Л. 42.
5 Летопись Горицкого монастыря. (Публикация, вступительная статья и комментарии Г. О. Ивановой) // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 309.
6 Там же. С. 310.
7 Там же. С. 314.
8 Там же. С. 330.
9 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 79. Л 17
10 Там же. Д. 52. Л. 35.
11 Там же. Д. 86. Л. 4; Д. 56. Л. 106, 126; Д. 57. Л. 104.
12 Там же. Д. 134.
13 Смирнова Т. Г. Отчет М. Г. Курдюмова об археографической поездке в Белозерский край // Ферапонтовский сборник. Вып. V. М„ 1999. С. 87.
14 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д. 16.
15 ОПИ КБИАХМ. Ск 1117.
16 Евангелие. М., 1745 (ск 1138); Евангелие. М., 1748 (ск 1149); Евангелие. М., 1809 (ск 1893); Евангелие. М„ 1836 (ск 1110); Евангелие. М., 1853 (ск 1127).
17 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д. 37.
18 Там же. Д. 83.
19 Памятники письменности в музеях Вологодской области. Ч. 3. Вып. 2. Вологда, 1985. С. 112.
20 ОПИ КБИАХМ. Ск 1932.
21 МФД. Кп 996.
22 Арсения Корчагина (в миру – Ольга Филаретовна Корчагина) родилась в Вологодском уезде в семье управляющего имением Клементьевых. В монастырь поступила в 1850 г., пострижена в монашество в 1866 г., в 1867 г. была «определена благочинною по монастырю», а в 1895 г. возведена в сан игуменьи.
23 ОПИ КБИАХМ. Ск 234.
24 Там же. Ск. 789.
25 Там же. Ск. 1608.
26 Маврикия Ходнева, игуменья Горицкого монастыря, в схиме Мария. СПб., 1897. С. 4.
27 ОПИ КБИАХМ. Рк 37.
28 Схимонахиня Александра (1785 – 1854 гг.), в миру – Александра Алексеевна Шипова, дочь костромского губернатора Голостенова, в монастырь поступила в 1834 г., монашеское имя – Агния. (Иоанн (Калинин). Воскресенский Горицкий девичий монастырь и его подвижницы. Кириллов, 1914. С. 21).
29 ОПИ КБИАХМ. Гк 129.
30 Там же. Гк 207; гк 208.
31 Там же. Ск 1031.
32 Там же. Ск 33.
33 Там же. Ск 1034, ск 506, ск 1463, ск 1468, рк 117, рк 51.
34 Там же. № 9205.
35 Там же. Д. 112. Л. 5 об. – 6; Д. 122. Л. 1 об. – 4.
36 Там же. Гк 213, гк 214, гк 231, № 10714.
37 Там же. Рк 35, рк 38.
38 Там же. № 10918, 10923, 9420.
39 Иоанн (Калинин). Воскресенский Горицкий девичий монастырь... С. 11.
40 ОПИ КБИАХМ. № 9289.
41 Там же. Ск 1239.
42 Там же. № 9138, 9264, 9395.
43 Архимандрит Пимен (Мясников). Горицкие старицы // Памятники Отечества. Северная Фиваида. Альманах. Вып. 30. С. 172.
44 Иоанн (Калинин). Воскресенский Горицкий девичий монастырь... С. 13.
45 ОПИ КБИАХМ. Ск 1376.
46 Там же. Ск ИЗ.
47 Там же. Ск 1478.
48 Летопись Горицкого монастыря... С 315.
49 ОПИ КБИАХМ. Рк 49, 50, гк 241, гк 99.
50 Там же. Гк 85.
51 Александра Сергеевная Протасова – белозерская помещица, вдова, поступила в монастырь в 1840-е гг.
52 Софья Александровна Засецкая. В документах монастыря за 1882 г. имеется запись: «...вологодская помещица Софья Александровна Засецкая», за 1884 г. – «монахиня Софья Засецкая».
53 ОПИ КБИАХМ. Гк 211, № 8481, 8673, 8685, 8686, 8690 – 8692, 8697, 8701, 8703, 8706, 9025, 9206, 9309.
54 Там же. Рк 122.
55 Там же. Рк 78.
56 Там же. Гк 15.
57 Там же. Рк 146.
58 Там же. Гк 87.
59 Там же. Рк 1, ск 559.
60 Там же. Ск 1893.
61 Там же. Гк 19, гк 59, гк 130.
62 Там же. Гк 69.
63 Там же. Ск 1337.