поиск статьи


К истории Устюженского Николо-Моденского монастыря

Смирнов Илья Алексеевич

К истории Устюженского Николо-Моденского монастыря

Материалы о Николо-Моденском монастыре имеются во многих фондохранилищах страны, в том числе в Новгородском и Вологодском государственных архивах, Устюженском краеведческом музее. В отделе письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника также имеются документы об этой обители. Состав материалов одной единицы хранения (Ф. 1. Оп. 1. Д. 141) почти полностью посвящен Николо-Моденскому монастырю. В ней представлены: рапорт архимандрита Иринея за 1855 год о состоянии обители с приложением «Ведомости о числе монашествующих, послушников, приходе и расходе окладных и неокладных сумм», объяснительные записки монахов, разрозненные отчеты казначея монастыря о приходе и расходе денег за 1850 – 1885 годы. Особого внимания заслуживают представленные в деле «черновые записки» архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иакова «О жизневедении монахов Николо-Моденского монастыря за 1866 – 1896 годы». К большому сожалению, этот интересный во многих отношениях документ сохранился плохо (часть листов выкрошилась, чернила выцвели). Любопытна история обретения этих записей. В 1934 году они были обнаружены «среди хламу» после умершего архивариуса А. А. Привалова сотрудником Кирилловского музея Г. Г. Антипиным. Георгий Георгиевич предположил, что этот документ составлен на основании каких-то «агентурных» данных, которые поступали Иакову, а тот, в свою очередь, делал проверку и уточнял некоторые моменты поведения иноков Моденского монастыря. В основном в черновых записках указывается на самовольные отлучки монахов из обители, отсутствие на молитве, пьянстве. Благочинный монастырей, видимо, обладал обширной информацией о поведении и жизни этой отдаленной от центра благочиния обители, так как на многих записях есть уточнения или отрицания указанных проступков, например: «это неправда», «оговор» и т. п.       Вторая группа документов по Моденскому монастырю находится в делах благочинного монастырей; главным образом, это отчеты о состоянии монастыря, списки монашествующих, жалобы на отсутствие документации и т. п. [1]
     
Имеющиеся в ОПИ КБИАХМ документы позволяют фрагментарно проследить историю Моденского монастыря на протяжении 1852 – 1902 годов. В связи с тем, что история обители уже рассматривалась в публикациях последнего времени (достаточно назвать статью М. Ю. Хрусталева в краеведческом альманахе «Устюжна» за 1995 год), поэтому мы не будем упоминать уже известные факты, а сосредоточим свое внимание на материалах, еще не известных читателю.
     
Кирилловские документы позволяют проследить историю Николо-Моденского монастыря в различных аспектах: внутренняя жизнь обители (управление, состав монашествующих, их социальное происхождение, грамотность, поведение), хозяйственная жизнь, источники финансирования, ремонты и перестройки в монастыре.
     
В одном из дел имеются сведения о не упомянутом М. Ю. Хрусталевым настоятеле Николо-Моденского монастыря. Указом Новгородской духовной консистории от 23 февраля 1878 года за № 528 настоятелем Устюженского Моденского монастыря был назначен бывший наместник Новгородского Юрьева монастыря иеромонах Анастасий. Ввел его в управление обителью благочинный монастырей архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря о. Иаков. Сохранившийся формулярный список игумена Анастасия сообщает, что в миру он прозывался Алексеем Марковским и родился в доме пономаря в селе Маркове Старорусского уезда Новгородской губернии. Анастасий окончил полный курс Новгородской семинарии и был пострижен в монашество 4 сентября 1860 года в Новгородском первоклассном Юрьеве монастыре.
     
За 1878 год сохранился и краткий формулярный список монашествующих Моденской обители. Вместе с ведомостями за другие годы он позволяет проследить количественный состав братии монастыря за полувековой период ее развития. Представим этот материал в виде таблицы.
     
Таблица 1
     
СОСТАВ БРАТИИ УСТЮЖЕНСКОГО НИКОЛО-МОДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
     

Состав

Годы

 

1852

1855

1879

1893

Настоятель

__

1

1

Иеромонахи

2

4

3

4

Иеродиаконы

2

2

4

2

Священники

1

 

1

 

Монахи

1

1

4

 

Послушники

7

7

4 4

Штатные служители

 

9


 

Проживающие по паспортам

 

4

 

4

Посторонние лица

 

Т

 

7

Итого

13

27

17

22

     
      Примечание: прочерк в графе означает отсутствие сведений в документах
      Источник: ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17, 141.
     
Некоторые отчеты дают информацию не только количественного характера, но и сообщают о поведении иноков. Например, в отчете за 1852 год говорится, что из шести монахов ведут себя «хорошо» и «скромно» три человека. Остальные не отличаются примерным поведением: один «склонен к пьянству, дерзостям, частым отлучкам из монастыря», второй – к самовольным отлучкам, а третий «поведения хорошего, но в нетрезвом виде беспокоен». Характеристика дается и семи послушникам. Они ведут себя хорошо, кроме одного, поведение которого названо «сомнительным» [2]. Вероятно, такие характеристики соответствовали действительности, так как они прослеживаются в отчетах за несколько лет. Но иногда характеристики были и субъективными, зависели от мнения или отношения к инокам часто меняющихся настоятелей.
     
Краткий формулярный список за 1879 год позволяет проанализировать возрастной состав, образование, социальное происхождение монахов и послушников Николо-Моденского монастыря. Из тринадцати иноков имели возраст более 60 лет шесть человек, более 50 – шесть человек, 40 лет – один. Из тринадцати монашествующих получили образование: в духовной семинарии – один, в духовном училище – три, в приходском училище – один, обучались «в родительском доме» – пять, один (монах Игнатий) «нигде не обучался, но читать может», По социальному происхождению иноки представлены следующим образом: из духовного звания – пять человек, из крестьян – шесть, один – из рядовых солдат, у одного происхождение не указано. Три послушника монастыря в 1879 году имели 15, 19, 40 лет, происходили из крестьян и мещан [3].
     
Документы ОПИ КБИАХМ позволяют говорить об отдельных перестройках в монастыре, наличии подворий и других хозяйственных служб. Так, в рапорте архимандрита Варсанофия за 1852 год сообщается о вновь «отстроенном Настоятельском флигеле в северо-западном углу монастыря и о росписи Соборной церкви 16 священными картинами». Описывая главные постройки монастыря, Варсанофий упоминает о том, что у второй по значимости деревянной церкви Богоявления Господня есть придел святого мученика Мины, и дает информацию о приписной Шалочской пустыни. Последняя была устроена игуменом Гурием, где «он под спудом и почивает». В этой пустыни имелись три деревянные церкви и такая же ограда. Богослужение в церкви Богоявления Господня велось только в праздничные дни. [4] При Моденском монастыре была больница, но, судя по отчетам, «больных и призреваемых» в ней не было. Помимо больницы имелось и училище, в котором, по отчету 1852 года, обучалось «три штатных служительских мальчика». В отчете за первую половину 1879 года «в школе для детей обозначено 40 мальчиков». На конец года эта цифра увеличилась до 57 человек. В рапорте за этот же год сообщается, что услугами монастырской гостиницы воспользовалось до 200 человек [5].
     
Имеющиеся в ОПИ материалы позволяют судить и о средствах содержания монастыря в указанный период. Прежде всего отметим наличие земельных владений.
     
Таблица 2
     
ЗЕМЕЛЬНЫЕ, ВЛАДЕНИЯ МОДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
     

Виды угодий

Годы, количество земли в десятинах

1852

1855

1865

1902

Под монастырем

1,10

1100

 

535

(включая службы и огороды)

Пахотные и огородные

43,11

43,11

 

4321

Сенокосы

14,00

14,00

 

14,81

Лесные угодья

 


150

161,81

Неудобные

 



130

     
      Примечание: прочерк в графе означает отсутствие сведений в документах. Источник: ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1.Д. 16, 17, 141.
     
Как видно из таблицы, земельные владения монастыря выросли главным образом за счет появления лесных угодий, об отсутствии которых с горечью писалось в рапорте за 1852 год. Пахотная земля засевалась в основном рожью, овсом, картофелем. По нашим подсчетам, урожайность ржи в 1852 году была около 5 самов, овса – 4,5 сама, картофеля – 6,5 сама. 1852 год, видимо, был неурожайным, и эти показатели снизились до 3; 2,5; 3,5 сама. В 1902 году вновь наблюдается рост – 3,7; 4,2; 7,7 сама [6]. Сена за эти годы накашивали от 65 до 90 возов.
     
С 1881 года в Моденском монастыре занялись огородничеством, и в документах появляются записи о расходах, связанных с вывозкой навоза, посадками лука, капусты, прополкой огородов [7]. Вероятно, все выращенные овощи шли на внутреннее потребление, так как сведений об их продаже нет. Для обработки пашни, огородов, выполнения хозяйственных работ в монастыре держали лошадей, а также выращивали крупный рогатый скот. В 1852 году в обители было пять лошадей и шесть коров. К 1855 году количество крупного рогатого скота увеличилось на одну единицу. К 1904 году количество лошадей сократилось до четырех, а крупного рогатого скота выросло до восемнадцати. Часть скота (или приплод от него) шла на продажу. Доходы от этого составили в 1852 году 39 рублей 50 копеек, в 1855 году – 10 рублей [8].
     
Монастырь постоянно получал по 600 рублей дохода в год от сдачи в аренду крупчато-мукомольной мельницы «о десяти поставах» и примыкающих к ней служб. Сдавалось в аренду и подворье Моденского монастыря в Устюжне. В 1852 году оно было отдано под «станционную квартиру» за 150 рублей в год. В 1855 году монастырь получил 170 рублей за сдачу в наем домов в городе Устюжне и 20 рублей арендной платы за землю в местечке Дубровка [9].
     
Солидные доходы обитель получала от пожертвований и приношений верующих, от продажи церковных предметов. Данные по этим доходам представлены в таблице.
     
Таблица 3
     
ДОХОДЫ МОНАСТЫРЯ ОТ СОВЕРШЕНИЯ ТРЕБ, ПОЖЕРТВОВАНИИ И ПРОДАЖИ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА ВО 2-й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
     

Статьи доходов

Доход (руб.)

1852

1855

1879

1893

Кружечные

Кошельковые

Свечные

Просфорные

Поминовение усопших

Найдено на раке пр. Гурия

Сборные (видимо, по книжке)

Проценты по кредитным билетам

Итого:

15,81

 5,89

 

 

 

 

 

 

 

21,70

10,34

 34,66

 122,54

 

 

 

 

 

 

167,54

16,45

43,74

342

28,95

80

25

786,28

 

 

1322,42

 

39,40

 

 

 

 

 

 

834,47

873,87

     
      Примечание: прочерк в графе означает отсутствие сведений в источниках. Источник: ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17, 141.
     
Как показывает динамика роста этих статей дохода, они получают все большее значение в жизни монастыря. Особенно это становится заметно после 1861 года, что характерно и для других новгородских монастырей, потерявших своих штатных служителей после отмены крепостного права. Штатные суммы на содержание монастыря в указанный период практически не менялись и составляли 417 рублей 74 копейки в год.
     
Отчеты о расходах, выплате денежных сумм монашествующим, послушникам, рабочим представлены в ОПИ КБИАХМ фрагментарно (за отдельные месяцы, части года), поэтому показать целостную картину расходов не представляется возможным.
     
     
      ПРИМЕЧАНИЯ      
      1 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17.
     
      2 Там же. Д. 16. Л. 107 – 112.
     
      3 Там же. Д. 17. Л. 203.
     
      4 Там же. Д. 16. Л. 66, 77.
     
      5 Там же. Л. 77; Д. 17. Л. 197.
     
      6 Подсчеты урожайности сделаны автором на основании указанных в Ведомостях данных о посеве и урожае (ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д 17 Л 72- Д 16 Л 107 112; Д. 141. Л. 5.
     
      7 Там же. Д. 141.
     
      8 Там же. Л. 112.
     
      9 Там же. Л. 5.