К истории Устюженского Николо-Моденского монастыря
Имеющиеся в ОПИ КБИАХМ документы позволяют фрагментарно проследить историю Моденского монастыря на протяжении 1852 – 1902 годов. В связи с тем, что история обители уже рассматривалась в публикациях последнего времени (достаточно назвать статью М. Ю. Хрусталева в краеведческом альманахе «Устюжна» за 1995 год), поэтому мы не будем упоминать уже известные факты, а сосредоточим свое внимание на материалах, еще не известных читателю.
Кирилловские документы позволяют проследить историю Николо-Моденского монастыря в различных аспектах: внутренняя жизнь обители (управление, состав монашествующих, их социальное происхождение, грамотность, поведение), хозяйственная жизнь, источники финансирования, ремонты и перестройки в монастыре.
В одном из дел имеются сведения о не упомянутом М. Ю. Хрусталевым настоятеле Николо-Моденского монастыря. Указом Новгородской духовной консистории от 23 февраля 1878 года за № 528 настоятелем Устюженского Моденского монастыря был назначен бывший наместник Новгородского Юрьева монастыря иеромонах Анастасий. Ввел его в управление обителью благочинный монастырей архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря о. Иаков. Сохранившийся формулярный список игумена Анастасия сообщает, что в миру он прозывался Алексеем Марковским и родился в доме пономаря в селе Маркове Старорусского уезда Новгородской губернии. Анастасий окончил полный курс Новгородской семинарии и был пострижен в монашество 4 сентября 1860 года в Новгородском первоклассном Юрьеве монастыре.
За 1878 год сохранился и краткий формулярный список монашествующих Моденской обители. Вместе с ведомостями за другие годы он позволяет проследить количественный состав братии монастыря за полувековой период ее развития. Представим этот материал в виде таблицы.
Таблица 1
СОСТАВ БРАТИИ УСТЮЖЕНСКОГО НИКОЛО-МОДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Состав |
Годы | |||
|
1852 |
1855 |
1879 |
1893 |
Настоятель |
— |
__ |
1 |
1 |
Иеромонахи |
2 |
4 |
3 |
4 |
Иеродиаконы |
2 |
2 |
4 |
2 |
Священники |
1 |
|
1 |
|
Монахи |
1 |
1 |
4 |
|
Послушники |
7 |
7 | 4 | 4 |
Штатные служители |
|
9 |
| |
Проживающие по паспортам |
|
4 |
|
4 |
Посторонние лица |
|
Т |
| 7 |
Итого |
13 |
27 |
17 | 22 |
Примечание: прочерк в графе означает отсутствие сведений в документах
Источник: ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17, 141.
Некоторые отчеты дают информацию не только количественного характера, но и сообщают о поведении иноков. Например, в отчете за 1852 год говорится, что из шести монахов ведут себя «хорошо» и «скромно» три человека. Остальные не отличаются примерным поведением: один «склонен к пьянству, дерзостям, частым отлучкам из монастыря», второй – к самовольным отлучкам, а третий «поведения хорошего, но в нетрезвом виде беспокоен». Характеристика дается и семи послушникам. Они ведут себя хорошо, кроме одного, поведение которого названо «сомнительным» [2]. Вероятно, такие характеристики соответствовали действительности, так как они прослеживаются в отчетах за несколько лет. Но иногда характеристики были и субъективными, зависели от мнения или отношения к инокам часто меняющихся настоятелей.
Краткий формулярный список за 1879 год позволяет проанализировать возрастной состав, образование, социальное происхождение монахов и послушников Николо-Моденского монастыря. Из тринадцати иноков имели возраст более 60 лет шесть человек, более 50 – шесть человек, 40 лет – один. Из тринадцати монашествующих получили образование: в духовной семинарии – один, в духовном училище – три, в приходском училище – один, обучались «в родительском доме» – пять, один (монах Игнатий) «нигде не обучался, но читать может», По социальному происхождению иноки представлены следующим образом: из духовного звания – пять человек, из крестьян – шесть, один – из рядовых солдат, у одного происхождение не указано. Три послушника монастыря в 1879 году имели 15, 19, 40 лет, происходили из крестьян и мещан [3].
Документы ОПИ КБИАХМ позволяют говорить об отдельных перестройках в монастыре, наличии подворий и других хозяйственных служб. Так, в рапорте архимандрита Варсанофия за 1852 год сообщается о вновь «отстроенном Настоятельском флигеле в северо-западном углу монастыря и о росписи Соборной церкви 16 священными картинами». Описывая главные постройки монастыря, Варсанофий упоминает о том, что у второй по значимости деревянной церкви Богоявления Господня есть придел святого мученика Мины, и дает информацию о приписной Шалочской пустыни. Последняя была устроена игуменом Гурием, где «он под спудом и почивает». В этой пустыни имелись три деревянные церкви и такая же ограда. Богослужение в церкви Богоявления Господня велось только в праздничные дни. [4] При Моденском монастыре была больница, но, судя по отчетам, «больных и призреваемых» в ней не было. Помимо больницы имелось и училище, в котором, по отчету 1852 года, обучалось «три штатных служительских мальчика». В отчете за первую половину 1879 года «в школе для детей обозначено 40 мальчиков». На конец года эта цифра увеличилась до 57 человек. В рапорте за этот же год сообщается, что услугами монастырской гостиницы воспользовалось до 200 человек [5].
Имеющиеся в ОПИ материалы позволяют судить и о средствах содержания монастыря в указанный период. Прежде всего отметим наличие земельных владений.
Таблица 2
ЗЕМЕЛЬНЫЕ, ВЛАДЕНИЯ МОДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Виды угодий |
Годы, количество земли в десятинах | |||
1852 |
1855 |
1865 |
1902 | |
Под монастырем |
1,10 |
1100 |
|
535 (включая службы и огороды) |
Пахотные и огородные |
43,11 |
43,11 |
|
4321 |
Сенокосы |
14,00 |
14,00 |
|
14,81 |
Лесные угодья |
|
|
150 |
161,81 |
Неудобные |
|
|
|
130 |
Примечание: прочерк в графе означает отсутствие сведений в документах. Источник: ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1.Д. 16, 17, 141.
Как видно из таблицы, земельные владения монастыря выросли главным образом за счет появления лесных угодий, об отсутствии которых с горечью писалось в рапорте за 1852 год. Пахотная земля засевалась в основном рожью, овсом, картофелем. По нашим подсчетам, урожайность ржи в 1852 году была около 5 самов, овса – 4,5 сама, картофеля – 6,5 сама. 1852 год, видимо, был неурожайным, и эти показатели снизились до 3; 2,5; 3,5 сама. В 1902 году вновь наблюдается рост – 3,7; 4,2; 7,7 сама [6]. Сена за эти годы накашивали от 65 до 90 возов.
С 1881 года в Моденском монастыре занялись огородничеством, и в документах появляются записи о расходах, связанных с вывозкой навоза, посадками лука, капусты, прополкой огородов [7]. Вероятно, все выращенные овощи шли на внутреннее потребление, так как сведений об их продаже нет. Для обработки пашни, огородов, выполнения хозяйственных работ в монастыре держали лошадей, а также выращивали крупный рогатый скот. В 1852 году в обители было пять лошадей и шесть коров. К 1855 году количество крупного рогатого скота увеличилось на одну единицу. К 1904 году количество лошадей сократилось до четырех, а крупного рогатого скота выросло до восемнадцати. Часть скота (или приплод от него) шла на продажу. Доходы от этого составили в 1852 году 39 рублей 50 копеек, в 1855 году – 10 рублей [8].
Монастырь постоянно получал по 600 рублей дохода в год от сдачи в аренду крупчато-мукомольной мельницы «о десяти поставах» и примыкающих к ней служб. Сдавалось в аренду и подворье Моденского монастыря в Устюжне. В 1852 году оно было отдано под «станционную квартиру» за 150 рублей в год. В 1855 году монастырь получил 170 рублей за сдачу в наем домов в городе Устюжне и 20 рублей арендной платы за землю в местечке Дубровка [9].
Солидные доходы обитель получала от пожертвований и приношений верующих, от продажи церковных предметов. Данные по этим доходам представлены в таблице.
Таблица 3
ДОХОДЫ МОНАСТЫРЯ ОТ СОВЕРШЕНИЯ ТРЕБ, ПОЖЕРТВОВАНИИ И ПРОДАЖИ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА ВО 2-й ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Статьи доходов |
Доход (руб.) | |||
1852 |
1855 |
1879 |
1893 | |
Кружечные Кошельковые Свечные Просфорные Поминовение усопших Найдено на раке пр. Гурия Сборные (видимо, по книжке) Проценты по кредитным билетам Итого: |
15,81 5,89
21,70 |
10,34 34,66 122,54
167,54 |
16,45 43,74 342 28,95 80 25 786,28
1322,42 |
39,40
834,47 873,87 |
Примечание: прочерк в графе означает отсутствие сведений в источниках. Источник: ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17, 141.
Как показывает динамика роста этих статей дохода, они получают все большее значение в жизни монастыря. Особенно это становится заметно после 1861 года, что характерно и для других новгородских монастырей, потерявших своих штатных служителей после отмены крепостного права. Штатные суммы на содержание монастыря в указанный период практически не менялись и составляли 417 рублей 74 копейки в год.
Отчеты о расходах, выплате денежных сумм монашествующим, послушникам, рабочим представлены в ОПИ КБИАХМ фрагментарно (за отдельные месяцы, части года), поэтому показать целостную картину расходов не представляется возможным.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16, 17.
2 Там же. Д. 16. Л. 107 – 112.
3 Там же. Д. 17. Л. 203.
4 Там же. Д. 16. Л. 66, 77.
5 Там же. Л. 77; Д. 17. Л. 197.
6 Подсчеты урожайности сделаны автором на основании указанных в Ведомостях данных о посеве и урожае (ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д 17 Л 72- Д 16 Л 107 112; Д. 141. Л. 5.
7 Там же. Д. 141.
8 Там же. Л. 112.
9 Там же. Л. 5.