О ПРИНЦИПАХ ПОДГОТОВКИ КАТАЛОГА НАРОДНОЙ КЕРАМИКИ МУЗЕЯ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ
О ПРИНЦИПАХ ПОДГОТОВКИ КАТАЛОГА НАРОДНОЙ КЕРАМИКИ МУЗЕЯ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ
Алексеева М.А.
Шаромазов М.Н.
Шаромазов М.Н.
На протяжении 1993-1997 годов сотрудники Музея фресок Дионисия проводили обследование деревень Кирилловского района, в результате чего была собрана коллекция керамики, насчитывающая свыше 300 единиц хранения.
Экспедиции центральных музеев, прошедшие на нашей территории, не занимались изучением гончарства Кирилловской земли, а рассматривали его в контексте керамики Новгородской губернии или Вологодской области1. В настоящее время только в юбилейном каталоге Отдела народного искусства Русского музея представлено несколько керамических изделий из нашего района, которые, однако, не дают сколько-нибудь полного представления о кирилловской керамике. Кроме того, отсутствует само понятие "кирилловская керамика". Единственным автором, на протяжении длительного времени изучающим кирилловскую керамику, является сотрудник Кирилло-Белозерского музея-заповедника Людмила Леонидовна Петрова, опубликовавшая ряд статей о керамическом производстве региона2.
Прежде чем приступить к описанию коллекции Музея фресок Дионисия, мы предварительно изучили опубликованные к настоящему времени каталоги керамики. В каталожных статьях Сергиево-Посадского музея даются краткое описание формы и особенностей изделия (декор, наличие поливы или росписи), габаритные размеры, место бытования и, благодаря хорошей изученности фонда, литература. Каталожные статьи изданий Русского музея скупее: как правило, даны два размера (высота и диаметр, по-видимому, максимальный), указываются материал и техника (так же, как это делается в инвентарном описании), источник поступления, представление на выставках и в литературе. Безусловным достоинством каталогов этих собраний является то, что в большинстве случаев названы авторы (мастера) изделий.
Приведем несколько опубликованных в названных каталогах описаний керамических изделий, которые, как нам кажется, достаточно типичны для этих изданий:
"Горшок. Конец XIX в. с. Каропово (?). Полива темно-коричневая. 28 х 29 х 24,5. Округлый, приземистый, с вертикальным венчиком; рядом метка - косой крест"3. На иллюстрации же, к которой нас отсылает это описание, мы видим вытянутый, совсем неприземистый горшок, с меткой на плечиках под венчиком. Венчик невысокий, расширяющийся кверху.
Описание из другого каталога: "Кувшин. Начало XX в. 52,5 х 31 х 35. Гончарная работа, лепка, лощение, задымление. Пост, в 1974 г. из экспедиции ГРМ в Вологодскую обл. (Н. В. Голыбина, Л. Н. Прохорова)"4. На иллюстрации же представлен чернолошеный сосуд с широким плоским днищем, яйцевидным туловом, короткой горловиной, небольшим рыльцем, связанным перемычкой с горловиной, и с петлевой ручкой.
Разрабатывая структуру своего каталога5, мы пришли к выводу, что он должен содержать общую характеристику народной керамики района с классификацией гончарных изделий по бытовому признаку: горшки пивные, горшки варочные, горшки-растворники, кринки, латки и блюда, подойники, братины, формы, топники, горшки для солений, рукомойники, кувшины. Внутри некоторых из этих основных типов изделия должны быть классифицированы по форме ту лова. Так, например, в коллекции Музея фресок Дионисия сейчас 78 пивных горшков, которые распадаются на шесть групп, причем одна из них имеет четыре подгруппы. Для выделения пивных горшков первых двух групп использован показатель, характеризующий разницу между максимальным расширением тулова и диаметром днища. К группе А отнесены горшки, для которых этот показатель колеблется от 8 до 14 сантиметров, а к группе Б - от 15 до 18 сантиметров. Третья группа характеризуется шаровидной формой тулова. Четвертую группу составили пивные горшки, имеющие форму кувшинов. К следующей группе отнесены банковидные горшки. Последнюю группу составили пивные горшки, имеющие узкую горловину и сливное отверстие на плечиках.
До настоящего времени народная керамика не имела своей классификации. Существует лишь классификация археологической керамики по формальным признакам. Отсутствие единой классификации приводило к тому, что одни и те же изделия получали от составителей изданных каталогов различные наименования в зависимости от того, как использовался предмет до поступления в музей (часто со слов последнего владельца). А то, что это использование вторичное и по своим формам изделие предназначено совсем для других целей, не учитывалось.
Для более полной характеристики гончарного изделия мы увеличили количество измеряемых параметров. Традиционные размеры (высота х диаметр днища х диаметр максимального расширения) определяют лишь габариты предмета. С целью более полного описания особенностей конкретного памятника мы дополнительно ввели еще два показателя: диаметр венчика по внешней стороне и высоту максимального расширения тулова. Используя указанные размеры, а также учитывая принадлежность памятника к определенному типу, даже без иллюстраций можно определить пропорции и формы конкретного изделия.
Материал в нашем каталоге расположен по территориальному признаку - "округам", которые не всегда соответствуют современному административному делению района, а отражают исторически сложившиеся взаимоотношения деревень. Внутри "округов" изделия расположены "по деревням", из которых они происходят, а далее - по порядку типов по нашей классификации.
Все сведения в каталоге расположены в виде таблицы, включающей: порядковый номер, размеры, описание формы днища и особенностей конкретного изделия, имя владельца и музейный номер. Столь компактное размещение сведений дает возможность быстро сравнить любые показатели. Хотелось бы подчеркнуть, что количество информации, собранной в нашем каталоге, несколько больше, чем в других. Избранная же форма подачи материала, на наш взгляд, делает его очень удобным в работе.
Составной частью каталога являются 120 рисунков предметов из нашей коллекции, а также прорисовки орнаментов и надписей, выполненные Л. А. Лупушор. Мы осознанно отказались от фотографий, так как рисунки дают возможность четче и определеннее показать декоративные и технологические особенности изделий. На всех рисунках керамика показана с вертикальным разрезом, который дает возможность увидеть ее технологические особенности: структуру материала, способ изготовления изделия, форму днища и способ его усиления, толщину стенок, способ крепления ручек, рылец и прочее. Так, только благодаря рисунку появилась возможность показать способ усиления ручек у рукомойника. Кроме того, на рисунках сделаны реконструкции утраченных частей.
Анализ технологии получения керамических изделий позволил нам разработать классификацию народной керамики по формам венчиков. Но поскольку подобная классификация никогда ранее не применялась и, по нашему мнению, носит предварительный характер, мы специально не представили варианты внутри каждого из предложенных типов венчиков, хотя они существуют. Главный вывод, к которому мы пришли, - классификация по форме венчиков позволяет выявить характерные приемы завершения керамического изделия, присущие не только конкретному мастеру, но и характерные для гончарного центра. Точнее, как нам кажется, вид венчика у определенной группы сосудов - это одна из важных характеристик гончарного центра. Пополнение коллекции и дальнейшее ее изучение дадут материал для более определенных выводов.
Способ формирования венчика и лег в основу предлагаемой классификации керамики из собрания Музея фресок Дионисия. Венчики первого вида образованы за счет вытягивания глиняной массы вверх. Это прямой венчик, край которого может быть утончен или утолщен, округлен или срезан, но все это варианты прямого венчика. Венчики второго вида получены тем же путем, но с последующим выгибанием края наружу. Для выгнутого наружу венчика возможны такие же варианты обработки края, как и у предыдущего, а в некоторых случаях край не только выгнут, но и оформлен валиком. Венчики третьего вида получены еще более сложным путем. Мастер вытягивает глиняную массу вверх, выгибает ее наружу и поднимает вверх. Функционально эта форма венчика учитывает наличие крышки. Край у этого вида венчиков тоже может быть утончен или утолщен, округлен или срезан.
В каждом виде венчиков мы выявили три основных типа форм керамических изделий. К первому типу относятся сосуды с вертикальными или слегка отклоненными наружу стенками (горловина и плечики отсутствуют). Сосуды с горловиной любой формы относятся ко второму типу. Третий тип составили сосуды яйцевидной, шарообразной или банковидной формы с полным отсутствием горловины, у которых венчики являются непосредственным завершением плечиков.
В приложении к каталогу даны "Дополнения к списку гончаров Белозерья", "Словарь терминов", которыми мы пользовались при написании каталога, и "Указатель владельцев". Кроме того, в конце каталога помещена таблица соотношения номеров Музея и каталога. В завершение дана статья М. А. Алексеевой "Особенности местной кухни", основанная на личном опыте автора в первые послевоенные годы, когда были еще живы многие местные традиции в приготовлении блюд.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Русское народное искусство и его собиратели. К 55-летию Отдела народного искусства [Государственного Русского музея] / Предисловие и научная редакция И. Я. Богуславской. СПб., 1993. С. 42. Здесь же приведены литература и перечень выставок, иа которых были представлены изделия из Кирилловского района.
2 Петрова Л. Л. Мир озерного края // Памятники Отечества. Вып. 30 (Северная Фиваида). М.. 1994. С. 83-84; Петрова Л. Л. Ре-месла и промыслы крестьян Кирилловское уезда,// Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 118-139; Петрова Л. Л. Гончарное искусство Белозерья // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. L. Вологда, 1997. С. 143-156.
3 Калмыкова Л. Э. Народное гончарство Московский области А1Л _ начала XX века. Каталог. М., 1995. С. 45. Кат. 78. Илл. 70.
4 Русское народное искусство и его собиратели. Кат. 92. С. 42. Илл. На с. 47.
5 Каталог народной керамики Кирилловского района Вологодской области (по материалам экспедиционных сборов 1993-1997 годов) / Сост. М. А. Алексеева и M. H. Шаромазов. Рис. Л. А. Лупушор. М.: Ферапонтово, 1998.