поиск статьи


К ПРОБЛЕМЕ АТРИБУЦИИ НЕСКОЛЬКИХ МИНИАТЮР ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ"

Пак В.Ф.

К ПРОБЛЕМЕ АТРИБУЦИИ НЕСКОЛЬКИХ МИНИАТЮР ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ"

      При изучении иконографии изображений святого Серафима Саровского на эмали в фондах музея-заповедника "Ростовский кремль" мое внимание привлекли несколько миниатюр, поступивших в 1927 году. Первоначальная атрибуция, просуществовавшая до 1999 года, их относила к изображениям неизвестных святых1. Замечу одно характерное для мелких финифтяных образков качество: все они, как правило, были двусторонние - на одной стороне помещалось изображение святого, а на другой - надпись, обозначающая его имя. В музей же очень часто поступали пластины с изображениями святых без каких-либо подписей.
      Состав всей коллекции образков с изображением Серафима Саровского можно разделить на несколько типов:
      1) поясные изображения с благословляющей десницей;
      2) поясные изображения в мантии, епитрахили и поручах; правая рука прижата к груди на епитрахили (общий прототип - прижизненный портрет Серебрякова);
      3) изображение в рост с посохом в правой руке и четками в левой.
      К одному из вышеуказанных иконографических типов принадлежит и образок2 небольшого размера - 2,3 х 1,9 сантиметра. Святой изображен в черном облачении, епитрахили белого цвета с розовой каймой и крестом. Правая рука прижата к груди, левая не намечена, фон голубой, нимб желтый. По намеку на портретное сходство, основным иконографическим признакам и колориту мы относим ее к изображениям святого Серафима начала XX века.
      Далее рассмотрим не относящиеся к вышеуказанным иконографическим типам миниатюры редкой иконографии, на которых отсутствуют не только подписи, но и нет изображений нимбов. Последнее обстоятельство указывает на то, что исполнены они были до канонизации святого, то есть до 1903 года. Одна из них - миниатюра овальной формы размером 2,4 х 1,9 сантиметра3. Несмотря на очень малые размеры, она тщательно исполнена. Отношение художника к живописи совершенно иное, нежели в других миниатюрах. Это поистине миниатюрная живопись, исполнение великолепное: чувствуется свет, воздух, хотя лики старца и Богоматери читаются не вполне ясно. Но главное - передана атмосфера Божественного откровения, тихой проникновенной молитвы, материализованной в пространстве. В верхней части миниатюры изображена икона "Умиление Божией Матери" католического образца: свободно накинут белый плат, хитон пурпурный, омофор голубовато-синий; икону озаряет свет, исходящий от головы Богородицы, он отражается на столе и, рассеиваясь на полу, струится в воздухе возле самой иконы.
      При увеличении еще явственнее проступают отдельные детали, миниатюра приобретает еще больший объем. На груди обозначается золоченый крест, выглядывающий из-под скрещенных рук, черные четки контрастно выделяются на белом фоне одеяния. Волосы художник изображает не седыми, а белесо-охристыми (светло-русые с проседью), бороду - чуть светлее. На столе раскрыта книга с намеченными строками текста. Слева - зажженная свеча, горящая розово-белым пламенем. Это поистине живопись по эмали, хотя и очень малого размера. В статье Людмилы Александровны Щенниковой "Прославленные иконы Пресвятой Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского" находим описание впечатления, которое производит келейная икона Серафима Саровского, изображенная на нашей миниатюре: "У отца Серафима таким "намеленным" чудотворным образом была икона, называемая в то время "Умиление Божией Матери", а самим старцем - "Божия Матерь Радости всех радостей" (или "Всех радостей Радости"). ...Икона "Умиление" - "Радости всех радостей" - производит неизгладимое впечатление, которое очень трудно передать словами. Ее необычность заключается в уникальном соединении западной иконографии, измененной в духе православной традиции, и своеобразного иконописно-живописного исполнения, благодаря чему образ наполняется византийско-русской созерцательностью и одновременно кроткой умиленностью, лирической нежностью и душевной сострадательностью, присущей лучшим изображениям католических мадонн. Лик Богоматери слегка склонен. Тонкий нос очерчен спрямленными линиями, переходящими в такие же иконописно-графические дуги бровей, небольшие глаза полностью прикрыты опущенными веками, маленькие коричневато-красные губы плотно сомкнуты; охрение темное, с коричневыми притенениями. Руки с длинными тонкими пальцами сложены на груди. В образе замечательно выражены сострадание и безграничная материнская любовь ко всему страждущему людскому роду, молитвенное самозабвение и "сердечный трепет" предстояния у престола Всевышнего,
      духовное и душевное. В нем по-особенному воплотились и интерпретировались наследие полуторатысячелетней православной традиции и "душевная религиозность" нового времени. Вероятно, именно благодаря этим качествам икона стала излюбленным Богородичным образом батюшки Серафима. Милосердная любовь и сострадание, исходящие из образа, были созвучны духовному миру преподобного, его отзывчивому сердцу"4.
      Еще одна миниатюра5 в собрании ГМЗ РК может считаться ранней, ее иконография не стала впоследствии распространенной. Миниатюра чуть больше по размеру предыдущей - 3,5 х 2,5 сантиметра. На ней изображен старец (без нимба) в белых одеждах с крестом и четками в скрещенных на груди руках. Он молится с прикрытыми глазами, поза и одежда сходны с вышеописанной миниатюрой: белый балахон, из-под которого видны края белого воротничка рубашки, но икона Богоматери отсутствует. Левое колено старца приподнято. Выразительно бледное в морщинках лицо: глаза прикрыты, нос утончен. Иконография данной миниатюры очень напоминает нам описание посмертного изображения преподобного, сделанное одним Саровским иноком6. "Дивный старец батюшка Серафим отошел от земной жизни ко Господу через неделю после Рождества Христова 1832-1833 года, причастившись накануне, в воскресенье, Святых Христовых Тайн и простившись с братией. Ранним утром 2-го января, войдя в его келию, увидели старца, стоявшего на коленях, со сложенными крестообразно руками. Голова его, лицом вниз, покоилась на скрещенных руках. Перед усопшим стоял образ излюбленной им чудотворной иконы Божией Матери "Умиление" - "Радости всех радостей""7, - читаем в жизнеописаниях старца.
      Эти две миниатюры исполнены совершенно разными художниками - так разительно отличаются их художественные приемы. Если первая - живопись, то вторая - скорее живописно-графический этюд. Мы определяем данные миниатюры как изображения старца Серафима Саровского, исполненные во второй половине XIX века.
      Проводя дальнейшую работу с коллекцией, в ней была обнаружена еще одна миниатюра. Известно, что на ней изображен С. Саровский (имеется ясная подпись на лицевой стороне)8, но спорным является ее авторство. На обороте имеется поздняя надпись: "Лопаков Ф.", которая сделана, вероятно, со слов Д. С. Завьялова, передавшего миниатюру в 1927 году ростовскому музею в дар. Видимо, позже сотрудники музея авторство Федора Лопакова подвергли сомнению. В его защиту хочу привести несколько аргументов.
      Во-первых, партию финифти в 1927 году сдал прямой потомок владельцев финифтяной мастерской Завьяловых - Дмитрий Сергеевич Завьялов, который был непосредственно включен в процесс работы. Он должен был сделать медную пластину, отдать ее белоготовилыцику с целью покрытия с обеих сторон глазурью, а затем передать живописцу и в конце концов оправить ее у себя в мастерской9. Учитывая эти обстоятельства, трудно представить, чтобы он не знал, кто эту пластину расписывал. Если бы даже и забыл, то характерные признаки письма, о которых будет сказано ниже, напомнили бы ему об этом.
      Во-вторых, из личных встреч с внуком Ф. Лопакова Юрием Владимировичем Лопаковым и его воспоминаний я почерпнула некоторые немаловажные факты, до сих пор не известные исследователям10, а именно: Федор Владимирович Лопаков (1850-е - 1930-е гг.) и его отец Владимир Владимирович Лопаков не только писали и реставрировали иконы, фрески, но и занимались финифтью. Это заявление неожиданно нашло подтверждение еще в одном неопубликованном уникальном источнике - записной книжке ростовского финифтяных дел мастера Никанора Ивановича Шапошникова за 1899 год, где он сообщает: "Плачено Владимиру Лопакову за крест 3 р. серебром"11.
      И, в-третьих, характерные подрагивающие графические линии. Волосы и морщины на лбу обозначены прерывающимися и порывистыми линиями, проведенными с неодинаковым нажимом. Нос прочерчен также прерывистой линией. Скулы выделены рядом хаотичных линий. Нимб выполнен золотом, но тоже неровно. Создается впечатление, что художник, привыкший работать в более крупных формах (настенной росписи), все же уверенно себя чувствует и в миниатюре, но мешает лишь подрагивание рук (из воспоминаний узнаем, что Федор Лопаков страдал алкоголизмом12). Таким образом, отмеченные выше качества миниатюры позволяют (хотя некоторые и косвенно) подтвердить авторство Федора Владимировича Лопакова, подвергавшееся ранее сомнению.
      Итак, используя различные средства: визуальный осмотр, научную литературу, свидетельства очевидцев и исторические источники, удалось провести атрибуцию двух миниатюр второй половины XIX века достаточно редкой иконографии и одной миниатюры начала XX века с изображениями святого Серафима Саровского.
     
      ПРИМЕЧАНИЯ
     
      1 В документах ГМЗ РК нигде не отмечено, что на миниатюрах изображен Серафим Саровский.
      2 Инв. № КП-7917. Поступила в 1927 г. от финифтяного мастера И. А. Виноградова.
      3 Инв. № КП-8196. Поступила в 1927 г. от Ф. И. Лаврентьева.
      4 Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресвятой Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского // Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 118.
      5 Инв. № КП-7919. Поступила в 1927 г. от Ф. И. Лаврентьева.
      6 Щенникова Л. А. Житийные иконы преподобного Серафима Саровского // Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной Памяти Святителя Макария. Вып. V. Можайск, 1998. С. 293.
      7 Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресвятой Богородицы... С. 114.
      8 Инв. № КП-7445; размер - 7 х 5,7 см. Поступила в 1927 г. от Д. С. Завьялова в дар.
      9 Новые сведения о местонахождении мастерской см.: Пак В. Ф. Дом-мастерская купцов Завьяловых в Ростове // III Оловянишниковские чтения (Тезисные материалы). Ярославль, 1998.
      10 См.: Вахрина В. И. История создания, реставрации и экспонирования коллекции икон Ростовского музея-заповедника // Сообщения Ростовского музея. Вып. III. Ростов, 1998. С. 120, 127.
      11 "Книжица для записи расхода сего 1899 года... финифтяных дел мастера Никанора Ивановича Шапошникова" // История и культура Ростовской земли. 1998. Ростов, 1999. С. 178.
      12 Сведения сообщены Ю. Ф. Лопаковым (архив автора).