поиск статьи


СОБРАНИЕ ИКОНОПИСИ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РЕСТАВРАЦИЯ, ИЗУЧЕНИЕ

Петрова Наталья Валерьевна

СОБРАНИЕ ИКОНОПИСИ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РЕСТАВРАЦИЯ, ИЗУЧЕНИЕ

      Кирилло-Белозерский музей был создан после закрытия монастыря в 1924 году. Более чем за 75 лет своего существования в нем сложились значительные коллекции предметов церковного и народно-прикладного искусства, письменных и археологических источников. Основой же музейных фондов несомненно является собрание иконописи. На сегодняшний день в него входит около 5 процентов от общего числа экспонатов. Это памятники XV - начала XX века, происходящие из Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей, Нило-Сорской пустыни, из приходских церквей городов Кириллова, Белозерска, Кирилловского, Белозерского, Вашкинского районов Вологодской области.
      В истории собрания иконописи можно выделить четыре этапа, которые во многом совпадают с историей развития музея в целом.
      Первый этап - домузейный (1918 г. - декабрь 1924 г.). Формирование и реставрация будущего музейного собрания иконописи начались еще в период, когда монастырь существовал. В сентябре 1918 года в Кириллов прибыла экспедиция, направленная Комиссией по охране и реставрации памятников древнерусской живописи. Возглавлял экспедицию известный исследователь древнерусского искусства Александр Иванович Анисимов. Вместе с ним приехали реставраторы П. И. Юкин, В. Е. Горюнов, фотограф А. В. Лядов. Цель экспедиции состояла в том, чтобы "выяснить состояние местных древностей, принять меры по учету предметов старины в отдельных монастырях и по возможности сделать пробные расчистки"1.
      В течение нескольких месяцев работы специалисты отобрали 75 икон из иконостасов церквей и различных помещений Кирилло-Белозерского монастыря2, состояние которых, как писал А. И. Анисимов горицкой игуменье, "было признано ... серьезно угрожающим их дальнейшему существованию"3. Эти памятники перенесли в Архиерейский дом (Архимандричий корпус), который был отдан под древлехранилище, а впоследствии в нем предполагалось открыть музей. Там иконы укрепили, заклеили и частично расчистили. Среди них были такие шедевры русского искусства, как два храмовых образа Успения Богородицы XV века из Успенского собора, один из которых даже приписывался кисти Андрея Рублева, чудотворный образ Богоматери Одигитрии, по преданию, принесенный из Москвы самим преподобным Кириллом Белозерским, икона-портрет преподобного Кирилла, написанная, по легенде, вологодским святым Дионисием Глушицким.
      В августе 1919 года отобранные реставраторами иконы перенесли в здание архива-арсенала (Казенной палаты), так как в связи с национализацией зданий и имущества монастыря местные власти решили разместить в Архиерейском доме приют для детей-сирот. Несмотря на то что помещение архива-арсенала было признано неудовлетворительным для длительного хранения ценностей из-за сырости4, большая часть памятников находилась в нем вплоть до послевоенных лет.
      Кроме работы в Кирилле-Белозерском монастыре, экспедиция Анисимова занималась отбором и реставрацией памятников в Ферапонтовом монастыре: в 1918 году П. И. Юкин укрепил там некоторые иконы5.
      13 декабря 1919 года Кирилло-Белозерский монастырь получил "Охранное свидетельство", в котором говорилось, что "предметы религиозного культа, имеющие значение национально-художественного достояния, находятся на учете и под охраной правительства... а потому без особого разрешения... не могут быть перемещены и не подлежат никаким реквизициям"6.
      В 1920 году в Ферапонтовой монастыре И. И. Бриллиантов (1870-1931 гг.), выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, историк Ферапонтова монастыря, в качестве уполномоченного Кирилловского отдела народного образования по охране памятников искусства и старины составляет описи историко-художественного имущества монастыря и волости. Вот что он писал своему брату Александру 23 января: "Прежде всего, я должен заняться описью икон и других предметов в Ферапонтовой монастыре. ...При определении века я совершенно пасую и ставлю, как Бог на душу положит... Специалист бросит мои карточки в печку и начнет все снова"7.
      В 1922-1923 годах большую часть икон, отобранных Анисимовым, вывезли на реставрацию в Русский музей, который по решению 1-й Всероссийской реставрационной конференции 1921 года стал центром реставрации памятников северных областей. К сожалению, как отмечает О. В. Лелекова в своей книге, посвященной иконостасу Успенского собора, "...кирилловские иконы с самого начала рассматривались не как вывезенные на реставрацию, а как изъятые"8, поэтому многие из них так и не вернулись обратно.
      Второй этап - собирательный (декабрь 1924 г. - первая половина 1945 г.). 17 декабря 1924 года Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт, и на его территории открылся музей. Уже в декабре 1924 года с участием директора музея А. А. Холмовского была составлена "Опись историко-художественных предметов в б. Кирилло-Белозерском монастыре" (не сохранилась), которая ста- ла первым документом по учету фондов и некоторое время заменяла Книги поступлений. По "Описи" числились 372 иконы, находившиеся тогда в монастырских храмах и здании архива-арсенала9.
      Одновременно были составлены описи и так называемого "немузейного" имущества: "Опись имущества Кирилло-Белозерского монастыря, не имеющего музейного значения" от 19 декабря10, в которую было внесено 288 икон, и "Опись немузейного имущества, остающегося в хозяйственном инвентаре Кирилло-Белозерского монастыря" от 19 мая 1929 года, содержащая 159 икон11.
      Наряду с выявлением памятников в Кирилло-Белозерском монастыре подобная работа проводилась и в Ферапонтове. В ноябре 1924 года по постановлению Череповецкого окружного исполкома церкви Мартиниана и Благовещения передали общине верующих. Музей заключил с общиной арендный договор и передал здания и имущество монастыря по описи, а затем при расторжении договора принял вещи по "Описи музейного и немузейного имущества Надвратной церкви Ферапонтова монастыря" от 27 марта 1929 года, в которой числилось 110 икон12.
      В 1927 году комиссии, в состав которых входили представители местной власти, музея, а также А. И. Анисимов, являвшийся тогда уполномоченным музейного отдела Главнауки, обследовали храмы Нило-Сорской пустыни и ранее принадлежавшего ей Предтеченского скита и составили описи церковного имущества, произведя его разделена "музейное" и "немузейное". Часть икон тогда же вывезли в музей, а часть оставалась в пустыни и поступала в музей в течение последующих лет.
      В июне 1929 года А. А. Холмовский передал дела новому директору музея Е. В. Дьяконовой, искусствоведу по образованию, при которой были заложены основы музейного учета. Уже в 1929 году началась инвентаризация иконного фонда, стала оформляться "Книга музейного инвентаря" с разделом "Станковая живопись", стала формироваться картотека. К сожалению, эти документы не дошли до нас; они только упоминаются в отчетах и актах передачи13.
      К счастью, мы обладаем другими важнейшими материалами - это три Книги поступлений. Условно назовем их КП-114 (стала составляться при Дьяконовой в 1929 г.), КП-215 (частично дублирующая КП-1, ее начало было положено в 1934 г. при следующем директоре музея Н. Л. Гурове) и КП-316 (продолжила КП-2, а заведена была в сентябре 1940 г.). Кроме Книг поступлений сохранилась еще Инвентарная книга с разделом "Иконы", начатая в 1935 году17.
      Из анализа Книг поступлений и других документов мы можем составить представление о том, как шло формирование фонда иконописи. В 1930-х годах в музей поступили иконы из Горицкого Воскресенского девичьего монастыря18 (около 100), из Нило-Сорской пустыни (всего с 1927 по 1935 г. взято на учет 76 икон), из приходских церквей города Кириллова (36 икон), из 13 храмов Кирилловского района (53 иконы), из церквей Вашкинского района (24 иконы). Всего же с 1929 по 1942 год было поставлено на учет около 1200 икон. В то же время многие поступившие тогда памятники не были учтены как "не имеющие художественного значения".
      Наиболее плодотворное время в истории музея и его иконописного собрания приходится на директорство Е. В. Дьяконовой - с июня 1929 по август 1932 года. В период ее руководства музеем началось формирование иконного фонда, налажен его учет, продолжались реставрационные работы. Так, в 1930 году сотрудники Центральных государственных реставрационных мастерских во главе с А. И. Анисимовым начали расчистку и укрепление стенописей Успенского собора и собора Рождества Богородицы, а также расчистили и укрепили несколько икон из Ферапонтова монастыря - из церквей Епифания и Сергия Радонежского. Об этой работе Анисимов отчитался на президиуме Кирилловского райисполкома в августе того же года19.
      В то же время предпринимаются попытки вернуть иконы, вывезенные ранее на реставрацию. В "Заключении по обследованию музея" от 2 октября 1929 года, которое подготовил ученый специалист Главнауки Левинсон, говорилось: "...ввиду вывоза ряда... показательных экспонатов в Русский музей в Ленинград, следует считать необходимым проработать вопрос о возвращении тех из них, которые необходимы для полноты... экспозиции"20. Аналогичное требование содержится и в постановлении президиума Кирилловского райисполкома от 13 августа 1930 года: "...считать недопустимым дальнейший вывоз, хотя и временный, предметов историко-художественного значения из данного комплекса монастырей и возбудить ходатайство перед облисполкомом о возврате уже вывезенных исторических ценностей, в частности находящихся в Русском музее. Просить Череповецкий РИК о возврате икон, взятых из б. Горицкого монастыря Череповецким окружным музеем в 1930-м году"21.
      Сложный период для коллекции иконописи начался в середине 1930-х годов, когда происходила реорганизация музея-монастыря с историко-художественной направленностью в районный краеведческий музей. Соответственно изменились принципы комплектования фондов, и, как следствие, политика "собирания" икон сменяется политикой их списания, а то и ликвидации22. Так, в "Акте проверки музея" от 20 июля 1935 года, который составили уполномоченные комитета по охране памятников при ВЦИК и музейного отдела Наркомпроса А. И. Леонов и H. E. Мнева, с одной стороны, указывалось на необходимость срочного укрепления памятников XV века, а с другой - предписывалось ликвидировать поздние иконостасы церквей Архангела Гавриила и Сергия Радонежского. Часть икон, "не имеющих музейного значения", проверяющие внесли в список подлежащих ликвидации.
      Проверка 1935 года стала поводом для дальнейших списаний. В 1937 году эксперт по древнерусской живописи И. Я. Челпанов провел осмотр фонда иконописи. Он сделал заметки о степени значимости тех или иных памятников, разделив все иконы на три категории23. В число "незначимых" попали иконостасы церкви Кирилла, Воскресенского собора Горицкого монастыря, часть икон церквей Преображения, Епифания и других храмов.
      В 1938 году в музее по указанию свыше были подготовлены три списка на ликвидацию24. В них было записано около 1000 икон XVII-XIX веков, из которых около 760 состояли тогда на учете, а если принять во внимание, что на тот момент в КП-2 числилось около 1130 икон, то становится очевидным, что большая часть собрания была тогда списана. К счастью для нас, многие памятники сохранились, во-первых, благодаря тому, что были включены в антикварно-обменный фонд, а во-вторых, распродать или уничтожить их помешала война, после которой большая часть списанных икон вновь была включена в фонды музея.
      О состоянии учета и хранения иконного фонда в годы Великой Отечественной войны мы можем судить по немногочисленным дошедшим до нас документам. Известно, например, что иконы из иконостаса Успенского собора были упакованы в ящики и подготовлены к эвакуации. В октябре 1943 года в музей прибыли проверяющие, в том числе представители Комиссии по охране памятников искусства при Совнаркоме СССР и Вологодского областного краеведческого музея. В акте проверки отмечалось, что "памятники древнерусской станковой живописи XIV-XIX веков... хранятся в исключительно несносном виде, вызывающем преждевременную их порчу"25. Было предписано к 1 марта 1944 года "упорядочить хранение музейных ценностей ... провести полный учет и инвентаризацию музейного имущества"26.
      После этой проверки директор музея Е. А. Столярова, несмотря на огромные трудности (отсутствие средств, необходимого штата сотрудников и охраны, неприспособленность многих помещений), в 1943-1944 годах сумела провести общую инвентаризацию. Фонды были разделены по видам памятников и размещены в пяти хранилищах, иконы расставлены на стеллажах, предметы, подготовленные к вывозу, возвращены на прежние места.
      С концом войны закончился второй этап в истории иконописного собрания. Несмотря на сложности и противоречия этого этапа, можно с уверенностью говорить о том, что именно в это время было сформировано ядро коллекции.
      Третий этап - реставрационный (первая половина 1945 г. - первая половина 1991 г.). Особенности этого этапа - в налаживании нового учета и хранения, в изучении, реставрации и публикации коллекции.
      Некоторое время музей оставался краеведческим, что тормозило формирование художественных коллекций. В декабре 1955 года по решению Министерства культуры РСФСР музей стал историко-художественным, и это благоприятно сказалось на собирательской, реставрационной, экспозиционной деятельности.
      Под руководством Н. П. Янусова, который был директором музея с октября 1945 по сентябрь 1959 года, были восстановлены все направления музейной работы. Организация первого учета и хранения - одна из главных задач, решавшихся в то время. За 20 лет, начиная с 1946 года, музей провел огромную работу по наведению порядка в этих сферах. Большую роль тогда сыграла А. А. Кашина - первая с 1954 года заведующая фондами. Помещение иконного фонда было оборудовано двухъярусными стеллажами, правда, хранение осуществлялось не в вертикальном положении, а в горизонтальном, но памятники разделялись специальными прокладками. Все иконы были систематизированы по векам и категориям. С 1947 года заведены новые инвентарные книги (Книги поступлений); в них давалась полная характеристика памятников.
      В начале 1960-х годов проверяющие отмечали, что иконы хранятся в сухом помещении, состояние их сохранности довольно хорошее, сотрудники регулярно проводят осмотр фонда, его обеспыливание27. Исключение составляли лишь иконостасы церквей Преображения, Епифания, Иоанна Предтечи, которые требовали укрепления.
      Поступление экспонатов в послевоенные десятилетия значительно сократилось. Крупнейшее поступление - это иконостас конца XVII века деревянной церкви Ильи Пророка города Белозерска (всего 141 икона). Кирилловский музей вывез его в 1954 году по распоряжению Вологодского областного управления культуры28. Храм в то время практически никем не охранялся, иконы нигде на учете не состояли. Возможно, вывоз их был связан с закрытием в Белозерске музея29.
      Грандиозным мероприятием 1950-х годов стало перенесение церкви Ризоположения из села Бородавы на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Причина состояла в том, что один из древнейших на Руси деревянных храмов, построенный в 1485 году ростовским архиепископом Иоасафом (в миру князь Иван Оболенский), попал в зону затопления во время строительства Волго-Балтийского канала. Церковь перенесли в 1957 году, а чуть раньше, в начале 1956 года, в музей привезли предметы убранства храма, в том числе и 55 икон. Через некоторое время 19 наиболее древних произведений иконописи XV-XVII веков, часть из которых специалисты приписывали мастерам круга Дионисия, были отправлены в Москву в Музей древнерусского искусства имени А. Рублева для изучения и реставрации30. В течение нескольких последующих десятилетий Кирилловский музей требовал вернуть иконы, обращался с просьбами о помощи в Министерства культуры СССР и РСФСР, апеллировал в арбитражный суд. В 1980-х годах в этот процесс активно включились различные общественные организации, известные деятели культуры и науки, простые люди. Но только через 42 года, в 1998 году, 14 из 19 икон вернулись обратно.
      Всего с 1945 по 1967 год было взято на учет 255 икон. Кроме памятников из упомянутых выше церквей, в это число входит несколько десятков икон, выявленных в самом музее, несколько икон из Ципинской церкви Ильи Пророка31 и привезенных сотрудниками из экспедиций.
      Реставрация произведений иконописи в 1950-х-1960-х годах носила единичный характер, занимались ею в основном два учреждения - Государственные центральные художественные реставрационные мастерские имени И. Э. Грабаря (ГЦХРМ) и Государственный Русский музей (ГРМ). С конца 1950-х годов реставраторы ГЦХРМ ежегодно на летний период приезжали в музей. В течение 10 лет они укрепили 107 икон из церквей Кирилло-Белозерского монастыря и надвратных церквей Ферапонтова монастыря и около 30 икон отреставрировали.
      В Русском музее прошли реставрацию около 20 произведений, их осмотром и отбором в музее занимались известные специалисты ГРМ Н. В. Перцев и С. Ф. Коненков.
      В 1964 году заведующая фондами А. А. Кашина подготовила первый перспективный план реставрационно-консервационных работ. План включал проведение работ на 164 иконах в основном XVI века, в том числе из иконостасов Успенского собора, церквей Преображения и Иоанна Лествичника32. Этот план реализовывался в течение следующих десятилетий.
      В 1968 году повысился статус музея, он стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В 1970-х- 1980-х годах происходит расцвет всех сфер деятельности музея: собирательской, реставрационной, экспозиционной, хранительской. Руководили музеем в это время А. Ф. Поздняков (ноябрь 1963 г. - ноябрь 1974 г.) и Н. И. Терентьева (сентябрь 1975 г. - июнь 1991 г.). Что касается собрания иконописи, то в это время начался переход к комплексной научной реставрации, к современной организации учета и хранения, к изучению и публикации памятников.
      К середине 1980-х годов был завершен "второй учет" коллекции иконописи: составлены инвентарные книги, разнообразные картотеки, научные паспорта, сделана фотосъемка всего собрания. Кроме основного был сформирован научно-вспомогательный фонд. Многое было сделано в организации хранения: в хранилище проведено освещение, установлена охранно-пожарная сигнализация, сделаны ячейки для вертикального размещения памятников, регулярными стали инвентаризация фонда и контроль за состоянием экспонатов, температурно-влажностным режимом.
      Огромную работу в этот период провели главные хранители музейных фондов - Р. А. Утышева и H. H. Зайцева. Много лет они вдвоем занимались учетом и хранением, официально же отдел учета и хранения был создан только в конце 1970-х годов.
      Расширение коллекции икон в 1970-х-1980-х годах было незначительным - около 100 памятников XVIII - начала XX века. Почти половину из них привезли сотрудники из экспедиций по Кирилловскому, Вашкинскому, Белозерскому, Вологодскому районам, около трети выявили в самом музее, остальные были переданы жителями города Кириллова, сельсоветами, милицией.
      С конца 1980-х годов начался процесс временной передачи памятников религиозным общинам. Так, в 1990 году Ферапонтовской православной общине была передана 21 икона из иконостасов церквей Ферапонтова монастыря33.
      Больших масштабов в 1970-х-1980-х годах достигли реставрационные работы; они носили комплексный характер - одновременно с реставрацией храмов шла и реставрация иконостасов. Возрождением иконописи занимались четыре учреждения: Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР)34, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря (ВХНРЦ)35, Межобластная специальная научно-реставрационная производственная мастерская объединения "Росреставрация" (МСНРПМ), Вологодская специальная научно-реставрационная производственная мастерская (ВСНРПМ). Кроме того, с 1972 года в штате музея появился собственный реставратор темперной живописи.
      Огромную работу провел отдел реставрации темперной живописи ВНИИР, возглавляемый О. В. Лелековой. Используя новые, разработанные ими методики, специалисты отдела за 20 лет отреставрировали несколько целых иконостасов XV-XVIII веков: Успенского собора (1968-1980-е гг.), церкви Иоанна Лествичника (1969-1980-е гг.), церкви Епифания (1973-1980-е гг.), церкви Иоанна Предтечи (1975-1980-е гг.). Нужно отметить также, что отдел активно работал и с отдельными иконами из фондов.
      Специалисты из ВХНРЦ и реставраторы под руководством И. П. Ярославцева из МСНРПМ трудились над реставрацией иконостасов (главного и приделов) церкви Преображения. Кроме того, реставраторы ВХНРЦ во второй половине 1970-х годов работали с иконостасами Надвратных церквей Ферапонтова монастыря и отдельными иконами собора Рождества Богородицы. В свою очередь, МСНРПМ реставрировала иконостасы церквей Благовещения и Мартиниана в Ферапонтовом монастыре. Специалисты Вологодской СНРПМ реставрировали отдельные иконы из фондов, а с начала 1980-х годов работали над иконостасом церкви Ильи Пророка города Белозерска. Проделанная работа дала вторую жизнь нескольким сотням древних памятников, позволила создать новые экспозиции, открыть для посетителей интерьеры церквей с иконостасами XVI-XIX веков. В конечном итоге все это способствовало повышению интереса к древним северным монастырям, церковному искусству, помогло развить туризм в нашем крае.
      Одновременно с реставрацией шла работа по изучению и публикации произведений иконописи. В конце 1970-х годов в Трапезной палате с церковью Введения Кирилло-Белозерского монастыря открылась первая крупная экспозиция древнерусского искусства музея. На ней было представлено несколько десятков икон XV-XVII веков, многие из которых были созданы выдающимися мастерами. Одновременно сотрудники музея занимались атрибуцией памятников, подготовкой материалов для каталога собрания.
      С середины 1970-х годов Кирилло-Белозерский музей активно участвовал в различных выставках, проходивших у нас и за рубежом.
      Крупнейшая из них - выставка "Кирилловский иконостас XV в." - была организована в Москве в дни Олимпиады-80 ВНИИР совместно с четырьмя музеями: Кирилло-Белозерским, Государственной Третьяковской галереей (ГТГ), Государственным Русским музеем и Музеем древнерусского искусства имени А. Рублева (МиАР). На выставке был представлен иконостас конца XV века Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
      В эти же годы появилось много различных публикаций, посвященных кирилловскому собранию иконописи. Среди них особенно выделяется работа реставратора и искусствоведа О. В. Лелековой "Иконостас 1497 года Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря", вышедшая в 1988 году. Статьи специалистов, посвященные отдельным памятникам и целым иконостасам, публиковались в научных сборниках, каталогах. Кроме того, популяризация коллекции проходила с помощью красочных альбомов, путеводителей, буклетов, открыток, календарей.
      Четвертый этап - исследовательский. Этот этап в истории собрания иконописи начался со второй половины 1991 года, когда директором музея стала Г. О. Иванова. Реставрация, изучение, публикация памятников в 1990-х годах проходили под знаком подготовки к 600-летию Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. В результате удалось значительно расширить площади фондохранилищ, улучшить условия хранения и охрану экспонатов, выпустить множество разнообразных изданий, посвященных монастырям.
      Реставрацией в 1990-х годах занимались Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР), объединение "Вологдареставрация"36, реставратор Вологодского музея-заповедника H. H. Федышин, собственные специалисты. Они возродили несколько десятков фондовых икон XVII - начала XX века.
      Продолжалась в это время и выставочная деятельность. Кирилловские иконы были представлены на таких крупных выставках, как "Преподобный Сергий Радонежский", проходившей в Москве в 1992 году, и "Возрожденные шедевры Русского Севера", состоявшейся в Вологде в 1998 году.
      Лучшие памятники собрания вошли в самое значительное издание 1990-х годов - книгу вологодского искусствоведа и реставратора А. А. Рыбакова "Вологодская икона", вышедшую в 1995 году.
      Последним замечательным событием десятилетия стало открытие 19 июня 1999 года после реставрации Архимандричьих келий, в которых разместилась новая постоянная экспозиция музея. В разделе "Церковное искусство" представлено несколько десятков лучших произведений иконописи XV-XVII веков. В Трапезной палате посетители могут полюбоваться недавно отреставрированными иконами XVI - начала XX века.
      В настоящее время в Кирилле-Белозерском музее-заповеднике имеется уникальная коллекция, на материалах которой можно проследить историю развития русской церковной живописи, изучить ее иконографическое многообразие. Основу собрания составляют памятники из крупнейших и богатейших монастырей Русского Севера. Многие иконы были созданы выдающимися мастерами XV- XVII веков из таких признанных центров иконописания, как Москва, Ростов, Кострома, Ярославль, Новгород, Белозерск, Вологда. Еще одна особенность собрания иконописи музея-заповедника заключается в том, что в его составе находится несколько полностью сохранившихся иконостасных ансамблей XV-XIX веков.
      Продолжение реставрационных работ, научных изысканий и, в конечном итоге, создание научного каталога коллекции - основные перспективные задачи в работе с коллекцией иконописи.
     
      ПРИМЕЧАНИЯ
     
      1 Вздорнов Г. И. "Бысть здесь тяжелый крест..." // Памятники Отечества. Вып. 30. М., 1993. С. 90.
      2 Лелекова О. В. Иконостас 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1988. С. 192.
      3 Письма А. И. Анисимова // Памятники Отечества. ... С. 96.
      4 Лелекова О. В. Указ. соч. С. 193.
      5 Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову. 1894-1929 гг. // Ферапонтовский сборник. Вып. IV. М., 1997. С. 130.
      6 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 21. Л. 3.
      7 Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову. ... С. 130.
      8 Лелекова О. В. Указ. соч. С. 35.
      9 Опись не сохранилась, указывается в других документах, в т. ч. в КП-1.
      10 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 3. А. 7-16 об.
      11 Документ не сохранился, указан в КП-1.
      12 Документ не сохранился, упоминается в КП-2.
      13 КБИАХМ. ОПИ. ДПА. Оп. 2. Д. 9. Л. 9.
      14 Там же. Д. 4.
      15 Там же. Д. 16.
      16 Там же. Д. 56.
      17 Там же. Д. 5.
      18 Горицкий Воскресенский девичий монастырь располагается в 7 км от Кириллова, основан в 1544 г. княгиней Евфросиньей Старицкой - родственницей Ивана Грозного. Закрыт в 1930 г.
      19 КБИАХМ. ОПИ. ДПА. Оп. 2. Д. 27. Л. 7 об.
      20 Там же. Д. 6. Л. 1.
      21 Там же. Л. 11.
      22 Там же. Д. 76. Л. 12.
      23 Там же. Л. 26.
      24 Там же. Д. 48. Л. 1-22 об.
      25 Там же. Д. 6. Л. 64.
      26 Там же. Л. 68.
      27 Там же. Д. 91. Л. 9-11.
      28 Там же. Д. 64. Л. 89.
      29 Там же. Д. 63. Л. 60-64.
      30 Там же. Оп. 1. Д. 1. Л. 14 (материалы по ц. Ризоположения).
      31 Церковь Ильи Пророка на Ципинском Погосте близ Ферапонтова монастыря была взята на музейный учет после войны.
      32 КБИАХМ. ОПИ. ДПА. Оп. 2. Д. 91. Л. 36.
      33 Там же. Д. 530. Л. 16-18.
      34 До 1979 г. - Всероссийская центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР), а с начала 1990-х гг. - ГосНИИР.
      35 До 1973 г. - Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (ГЦХРМ).
      36 Бывшая ВСНРПМ.