поиск статьи


Проблема реконструкции исторических колокольных подборов (на материалах современных колоколитейных производств)

Коновалов И.В.

Проблема реконструкции исторических колокольных подборов (на материалах современных колоколитейных производств)

Многие историко-культурные места России после долгих лет атеистического режима в той или иной степени сохранили в целости архитектурные храмовые или монастырские ансамбли. Среди таких памятников можно назвать ансамбли Троице-Сергиевой лавры, московского Новодевичьего, Кирилло-Белозерского монастырей, комплексы Воскресенского собора в Романово-Борисоглебске, Успенского собора и архиерейского двора в Ростове Великом, ансамбль Софийского собора, архиерейских палат и храмов исторического центра Вологды и многие другие. При этом два последних упомянутых комплекса отличны от перечисленных выше и многих десятков других известных храмовых и монастырских ансамблей тем, что на колоколонесущих сооружениях Ростова и Вологды полностью сохранились исторические подборы церковных колоколов. Для наглядности поясним, что такое исторический подбор колоколов, чем таковой подбор ценен и в чем отличие его от собранных позже случайных наборов колоколов, созданных в советские годы.

Историческим считается подбор (по-другому – звон) колоколов, собранный в том или ином храме или монастыре за время его существования и представляющий правильное с точки зрения благозвучия музыкальное сочетание основных (наиболее слышимых) тонов, или звуков, больших, средних и мелких колоколов. Данное определение не является неким твердым правилом, по которому в старину собирали на колокольни колокола, были и многочисленные исключения, но это первая попытка дать определение тому, что, собственно, называется историческим подбором колоколов. Имевшиеся так называемые исключения всегда обозначались современниками, и принимались доступные меры к их исправлению.

Звоны сохранившегося подбора колоколов на звоннице Успенского собора в Ростове Великом производят в целом весьма благоприятное впечатление, если учесть то обстоятельство, что нынешний колокол Голодарь, или Великопостный, был изготовлен переливкой из прежнего, поврежденного в XIX веке. При мастерском исполнении звонов в 1963–1967 годах составом прежних звонарей под руководством Александра Сергеевича Бутылина (родился около 1890 г.) и благодаря их высочайшему звонарскому мастерству этот и другие недостатки подбора незаметны.

Иногда исторические собрания колоколов подбирались на протяжении столетий. Звон колоколов, расположенных на четырех ярусах звона большой колокольни Троице-Сергиевой лавры, собирался на протяжении 486 лет истории этой славнейшей русской обители. Древнейший из сохранившихся монастырских колоколов датируется 1422 годом. Последние колокола к новым часам-курантам были приобретены в 1908 году. Эти даты приводятся по надписям на сохранившихся колоколах или по архивным сведениям. Хотя вполне возможны и корректировки дат древних колоколов, так как многие средние и мелкие колокола, располагавшиеся на верхнем, четвертом, ярусе звона большой лаврской колокольни были уничтожены без фотофиксации или описания.

Если продолжить историю формирования лаврского колокольного собрания, то в годы советского лихолетья на колокольнях нашли пристанище колокола, спасенные из разоряемых и уничтожаемых храмов. На втором ярусе звона большой лаврской колокольни в восточном пролете находится колокол московского храма Христа Спасителя. Посередине яруса звона Духовской церкви звучит стопудовик с колокольни московской церкви Петра и Павла на Яузе. Чудом сохранившийся в музее «Коломенское» небольшой колокол из московского Симонова монастыря, относящийся также к концу XIV или началу XV века (судя по профилю и короне), свидетельствует о подобной колокольной истории древнейшей московской обители. Почти повсеместное уничтожение церковных колоколов привело к потере бесценных сведений о качестве и количестве колоколов, и мы уже никогда не услышим звучания этих колоколов и звонов в исполнении потомственных звонарей – носителей русской церковно-звонарской традиции.

Шаги, предпринятые советским правительством во время Великой Отечественной войны по возрождению Русской православной церкви, привели и к восстановлению в немногочисленных храмах России колокольного звона. Там, где даже частично сохранились колокола, звон был восстановлен без больших усилий. В Троицкой лавре звон возглавил колокол Лебедь весом 625 пудов, в Московском Новодевичьем монастыре благовествовал сохранный колокол в 540 пудов весом. Мелкие и средние колокола были приобретены по случаю и добавлены в пустующие арки монастырской колокольни. Но во многих других храмах и монастырях России колокола собирались случайные, никогда прежде не висевшие и не звучавшие вместе. Эти случайные собрания колоколов называются колокольными наборами.

Для большей ясности опишем колокольный набор Богоявленского собора в Елохове. Большой благовестник собора весит 305 пудов. На колокольню собора он попал из одного московского театра, куда был перемещен из закрытого храма Николы в Пыжах в Москве. Второй колокол, работы костромских литейщиков Забенкиных, весит 80 пудов и находится в северной арке колокольни, несколько средних колоколов развешены в южной и западной арках. Зазвонные, или мелкие, колокола находятся в восточной арке колокольни. Если колокола отливались в разные времена, но по классической форме профиля стенок, тогда каждому колоколу определенного веса должна соответствовать и определенная высота звучания основного, наиболее сильно слышного тона. В связи с этим образовались некоторые правила подбора колоколов для цельного звона, где отсутствовали бы колокола или очень близкие меж собой по звуку, или с очень большим звуковым интервалом. По правилам подбора между благовестником в пять тонн весом и вторым колоколом в 1300 килограммов должен быть еще один колокол – весом около трех тонн, а между колоколом в 1300 килограммов и следующими средними колоколами должен следовать колокол в 40 пудов (655 килограммов). Такой колокол также отсутствует в елоховском звоне.

Такие звуковые пробелы характерны для многих колокольных наборов, созданных из случайно собранных колоколов старинного литья.

Другим недостатком наборов является наличие близких по звучанию колоколов. Например, в Московском Даниловом монастыре в наборе имеются колокола весом 107 и 130 пудов. Звучание их подобно ноте, издаваемой белой клавишей и расположенной рядом с диезной черной клавишей, то есть составляет интервал в малую секунду, что вовсе не нужно для звона. На той же колокольне есть колокола весом в 30 пудов (491 килограмм) и 25 пудов (409 килограммов), тоже близкие по звучанию между собой.

Конечно, сохранившиеся в ограниченном количестве старые колокола не могли решить проблемы наполнения пустующих церковных колоколен и звонниц конца XX века, тем более что вслед за церковными колокольнями наполнялись и пустующие музейные колокольни и собрания, раздваивая и без того немногочисленный поток сохранившихся старинных колоколов. Тем не менее известно, что церковный звон с наполнением пустующих колоколен начался в первые послевоенные годы, тогда как начало собирания колоколов для музейных звонов было начато около 1974 года (музей «Малые Карелы» под Архангельском). Опережение церкви в восстановлении своих звонов понятно. Ведь если для музеев при понимании музейными сотрудниками необходимости наполнения звоном пространства между памятниками архитектуры звон был некоторым составляющим музейного показа, то для Церкви уставной колокольный звон является необходимым компонентом православного богослужения. Таким образом, проблема нехватки колоколов в России вставала, так сказать, во весь рост. Уже в советском обществе назрела необходимость в возрождении колокололитейных производств, а при некотором изменении социальных условий в последнее десятилетие существования Советского Союза это стало возможным.

Реформы, начатые по инициативе советского руководства, привели к массовому образованию различных кооперативов. Но идея литья колоколов в условиях советского производства зародилась в умах и душах нескольких энтузиастов, искавших красоту в звуках колоколов и пытавшихся создавать красоту колокола как произведения литейного искусства. Энтузиасты-колокольщики в какой-то степени поделились на два лагеря. Одни занимались исключительно звуком, искали новые металлы и сплавы, новые формы, неизвестные прежним литейным мастерам. Другие – представители цеха художественного литья – искали красоту внешней поверхности изделия, не уделяя достаточного внимания звуку и архитектуре колокола. Но к чести первопроходцев-колокольщиков надо сказать, что коммерческая составляющая в их деятельности практически отсутствовала. Со временем процесс литья колоколов переместился в недра кооперативного движения и принял вполне определенные коммерческие, производственные и плановые устои. Так, у кооператоров Воронежа появилась мысль отливать колокола для Церкви. Одним из первых в 1988 году образовался кооператив «Русь» под руководством А. П. Золотухина.

С целью уточнения нашей информации приведем цитату из статьи Ю. В. Пухначева: «В ответ на эту острую потребность в 1988 году в Воронеже возник кооператив «Русь» во главе с А. П. Золотухиным и Г. Н. Мещеряковым. Однако он (очевидно, кооператив. – И. К.) не сумел наладить устойчивую, слаженную, качественную работу и прекратил существование. Г. Н. Мещеряков перешел в кооператив «Диопсид» (ныне малое предприятие «Набат», руководитель А. Г. Рубцов). Примерно в то же время в Воронеже был создан кооператив «Вера» (руководитель В. Н. Анисимов). Эти предприятия по сей день поставляют основную массу отливаемых в стране колоколов. Их изготовление началось также в Туле, Ленинграде, Нововолынске, Новом Роздоле, Москве» (Наше наследие. 1991. № 3).

Вполне естественно, что с отливкой первых колоколов для Церкви связана и идеология того или иного предприятия. В связи с этим можно привести часть текста из рекламного издания одного из производителей колокольной продукции: «Основанное в 1989 году на базе крупного металлургического предприятия научное реставрационное объединение ... является независимой компанией, специализирующейся на отливке малых и больших колоколов, предприятие также производит литье решеток на солею, многоярусных паникадил из высококачественного металла и отливку сувенирной продукции.

За время работы предприятия отлито свыше 1000 колоколов...

Колокола отливаются по старинным рецептам мастеров Русской православной церкви из колокольной бронзы.

После каждой плавки проводится химический и структурный анализ.

Отделка колоколов производится путем зачистки, тонировки, полировки, художественного оформления.

Колокола подбираются по звукоряду регентом кафедрального собора г. Воронежа.

...По желанию заказчика на колоколах отливаются лики святых и памятные надписи.

Колокола отмечены дипломами московских выставок «Рождественский дар», «Вербная неделя» и многих других. Вся продукция сертифицирована и обеспечивается гарантией на 50 лет».

Из приведенного текста неясно, по какому профилю отливаются колокола на данном и подобных ему предприятиях. На основании каких именно стандартов и норм и кем выдаются сертификаты на готовую продукцию и многое другое. Но очевидно, что в силу каких-то иных причин и достоинств данный товар во множестве попадает на ярусы церковных и монастырских колоколен.

Знаменательно, что серийное литье колоколов в России началось именно в год тысячелетия Крещения Руси, которое широко отмечалось российской и мировой общественностью. К этому времени относится и первое, довольно широкое освещение празднования тысячелетия Крещения Руси с показом богослужений, сопровождаемых колокольными звонами, по каналам телевидения. Празднование тысячелетия Крещения Руси широко освещалось на радио и в печатных изданиях. Первые молебны после долгого перерыва прошли в древних соборах Московского Кремля. Своеобразным апофеозом торжеств явился праздничный концерт в Большой театре, по окончании которого хор исполнил знаменитое «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки. Участники торжеств услышали и впервые увидели колокола Большого театра, висящие на стене за сценой и обычно закрытые специальным занавесом.

Несколько ранее, примерно в середине 1970-х годов, в российском обществе возник интерес к проблемам, связанным с изучением теории и практики колоколов и колокольных звонов. Появляются первые послереволюционные издания, посвященные колоколам. Почти одновременно в 1989 году создаются две общественные организации, ставящие своей целью объединение людей, интересующихся колоколами. Это Общество церковных звонарей, образованное в апреле 1989 года в стенах Издательского отдела Московской патриархии, и Ассоциация колокольного искусства, образованная летом того же года в Ростовском музее. Образование двух организаций размежевало духовный и светский подход к вопросам колокольного звона. Президентом Ассоциации колокольного искусства стал журналист-математик Ю. В. Пухначев, председателем ОЦЗ до сих пор является автор этих строк.

Таким образом, еще только возникшие наука и практика колокольного возрождения в современной России разделились на несколько направлений. Первое – это чисто церковная позиция, которую отстаивало Общество церковных звонарей. Второе – светская позиция общественных звонов, звонов-концертов на потеху толпы, но производимых на церковных колокольнях и в старинные церковные колокола, которой первоначально придерживалась Ассоциация. Позже время расставило все на свои места. После неудачного осуществления идеи К. К. Сараджева о проведении повсеместно в парках культуры колокольных концертов руководство и члены Ассоциации вносят свой посильный, порой спорный, вклад в дело дальнейшей колоколизации России в ограде Церкви.

Среди литейщиков намечались следующие направления деятельности: поиск новых материалов для колоколов (предлагалось использовать сплавы на основе алюминия), новых форм колоколов и попытки изучения профилей стенок старинных колоколов. Но производимые энтузиастами опыты в данной области при нехватке средств на эксперименты положительных результатов не дали (изготовление модельной оснастки, формовка, заливка и выбивка изделия с последующей обработкой проводились за собственный счет самих энтузиастов).

Одним из таких энтузиастов возрождения звучащего металла явился Александр Иванович Жихарев, водитель по профессии. «Водительствуемый» идеей извлечения звука из различных металлических сплавов, он в середине 1980-х годов обратился к звонарям храма Иоанна Воина на Якиманке в Москве. Целью его обращения к церковным звонарям было ознакомление их со звучанием своих слитков и пластин и получение оценки звучания. По понятным причинам дороговизны отливки колоколов за свой счет он стал экспериментировать со слитками различных металлов, но одинаковой конфигурации, так как для заливки использовалась одна и та же форма, и порой добивался удивительных результатов по длительности звучания. Пробные отливки колоколов на основе алюминиевых сплавов, к сожалению, положительных результатов не дали. Более легкий и светлый алюминий, залитый в классическую форму колокола, не звучал колокольным звуком. Тогда А. И. Жихарев стал экспериментировать с пластинами цветных металлов, которые в силу большей площади своей поверхности давали звук, несравненно более интересный, нежели слиток, но лежащий далеко от звучания классического колокола. Тем не менее А. И. Жихарев в качестве консультанта был приглашен И. А. Ваучским – начальником цеха одного из московских предприятий, который обратился за помощью к Ассоциации колокольного искусства с целью привлечения специалиста в области литья колоколов.

Так возникло одно из первых московских колокололитейных производств, известное позже как фирма «Ренессанс». А. И. Жихарев – человек, бесспорно, неординарный и талантливый. Экспериментатор, который впервые в новой России сам попытался постичь звучание новых колоколов и построить из них подбор по созвучию, мастер, предложивший оригинальную технологию нанесения на форму колокола узоров и надписей, он в силу многих обстоятельств, среди которых – отсутствие у него специального образования и профессионализма в области акустики и металлургии, и в силу постоянных исканий так, к сожалению, и не добился ощутимых положительных результатов в деле звучания и художественного оформления своих колоколов. Фирму «Ренессанс» довольно скоро оставили позади другие московские производства, где уровень мастерства по художественному оформлению или акустике был несравненно выше, что привело к перераспределению заказов на отливку колоколов и колокольных наборов между другими производствами и закрытию производства.

Нельзя не упомянуть и другого мастера-литейщика – Константина Геннадьевича Чернова. Колокола К. Г. Чернова появились, наверное, одними из первых в Союзе. Сохранились фотографии небольших колоколов, отлитых им в 1984 году в мастерской художественного литья в Тамбове. Местный священник, видя старания Константина, представил его в Москве архимандриту Тихону, ныне епископу Новосибирскому, бывшему в 1988–1989 годах наместником московского Данилова монастыря. Так у нас в монастыре появился Константин. Он часто приходил помогать при звонах на даниловскую колокольню, тщательно изучал колокола. Мы, даниловские звонари, старались рассказать и показать ему все интересные колокола – от тогда еще недоступных для осмотра колоколов Московского Кремля до колоколов знаменитой звонницы Ростовского Успенского собора.

После долгих исканий подходящего для отливки колоколов предприятия был выбран московский завод Мосгормаш, переименованный позже в Экспостроймаш. Там Константин начал лить колокола для Церкви. Первые малые, зазвонные, колокола были отлиты летом 1990 года. Воспитанный как мастер скульптурного литья, Константин Чернов уделял основное внимание внешнему декору и тщательной отделке своих изделий, порой упуская из виду архитектуру колокола с ее законами, вопросы звучания колокола и созвучия колоколов в подборе. Увеличение веса колоколов и количества заказов требовало новых площадей и мощностей, и производственная артель Константина Чернова позже перебралась на Рязанский проспект. Там мастерская К. Чернова преобразовалась в фирму «Литэкс», которая отливает колокола по сей день. Если фирма «Ренессанс» выпускала на своих московских площадях колокола максимального веса в 30 пудов (491 килограмм), то мастерская К. Чернова отливала колокола весом уже около девяти тонн.

С нашей точки зрения, мастерская Константина Чернова явилась преемницей традиций московского завода Богдановых-Финляндских, где во главу угла ставилась задача создания больших колоколов с пышным, тщательно расчеканенным и полированным узором, надписями различной конфигурации и рельефными образами в солидных обрамлениях. Данная мастерская до сих пор остается непревзойденной в этой области, что позволило коллективу участвовать в конкурсе на право отливки колоколов для храма Христа Спасителя, как действительно одному из лучших колокололитейных современных российских производств. Вот что говорят о себе и своих колоколах мастера «Литэкс»: «Колокололитейное предприятие «Литэкс» образовано в 1991 году на базе литейного цеха экспериментально-исследовательского отдела ВНИИМЕТМАШ им. академика Целикова и специализируется исключительно на производстве колоколов для православных храмов.

Нами отливаются колокола весом от 4 килограммов до 6 тонн. Накоплен большой практический опыт подбора веса, размеров и звучания колоколов, собран огромный материал по истории колокольного литья. В своей деятельности предприятие идет по пути возрождения старых технологий отливки и украшения колоколов, справедливо считая, что старые мастера достигли в этой области высочайших результатов. Однако при этом применяются также современные методы формовки и обработки отливаемых колоколов. За 12 лет работы отлито более трех тысяч колоколов, которые звучат в десятках храмах Москвы и более чем в трехстах храмах России, в том числе в Дивеевской обители, в Оптиной пустыни, в Бородино, на Прохоровом поле, в Звенигороде, а также на Ставрополье, в Сургуте, во Владивостоке, в Магадане, в Якутии, многих других городах. Отливались колокола в страны СНГ (Украина, Молдова, Грузия, Казахстан) и в дальнее зарубежье (на Святую гору Афон, во Францию, в Германию, Черногорию, Сирию, Польшу, США, на Мальту и др.).

В процессе изготовления колокол рассматривается не как предмет производства, а как необходимое условие для совершения Божественной службы. Этим обусловлена высокая требовательность мастеров к своему труду.

За время практической деятельности собрана обширная картотека рельефных икон, шрифтов (церковно-славянский, современная кириллица, латиница и др.) и орнаментов, используемых для украшения колоколов. Применяемая современная технология позволяет при необходимости воспроизвести точную копию с имеющихся изображений, а знание законов построения старых профилей колоколов – отлить новый колокол, практически идентичный старому. Кроме того, по желанию заказчика православные мастера-резчики изготавливают каноничные иконы и традиционные орнаменты любой сложности для вновь отливаемых колоколов. По традиции на колоколе указываются имена и фамилии настоятеля храма и дарителя, так как считается, что при каждом ударе в колокол за них возносится молитва к Господу.

Музыкальный тембр колоколов «Литэкс» заслужил признание специалистов-звонарей и профессиональных музыкантов России. Мстислав Ростропович констатировал богатство и красоту их звучания.

Колокола «Литэкс» – лауреаты многочисленных православных выставок-ярмарок России».

В начале 1990-х годов к руководителю Издательского отдела Московской патриархии митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму обратились сотрудники известного московского завода ЗИЛ с предложением опробовать для отливки церковных колоколов зилов-
ские мощности. Сотрудники акустической лаборатории ЗИЛа получили из Издательского отдела Патриархии колокол московского завода Самгина, отливки конца XIX века. Колокол был скрупулезно изучен. На основании полученных данных была подготовлена методика отливки колоколов практически любого требуемого веса. Так, можно сказать, впервые в России была поставлена задача отливки колокола с заданными параметрами, включающими в себя вес, габариты и звук с дополнительными призвуками. Идеологию зиловского литья взяло на себя Общество древнерусской музыкальной культуры в лице своего председателя А. И. Шатова, сотрудника Издательского отдела, звукорежиссера, который совместно с руководителем Отдела звукозаписи и синхронного перевода Н. В. Диваковой осуществил запись фонограмм различных церковных хоров и звонов многих колоколен. Под руководством владыки Питирима сотрудники Издательского отдела к 1988 году выпустили фильм «Русские колокольные звоны», посвященный тысячелетию Крещения Руси, в котором использовались фонограммы Отдела звукозаписи. Фильм «Русские колокольные звоны» при всей его спорности внес свой вклад в дело становления и развития тогда еще мало где звучащего колокольного звона Церкви. Под руководством А. И. Шатова был сформирован идеологический подход к звуку колокола и созвучию колоколов в подборе. Для большей ясности приведем цитату из рекламного издания зиловцев: «Традиционные русские многоголосные «трезвоны», или «красные звоны», представляли собой цельный набор гармонически настроенных колоколов, в котором достигалось гармоническое согласие не только между основными тонами колоколов, но и между их обертонами. Наборы таких колоколов создавались постепенно, иногда на протяжении нескольких веков, как это было на звонницах Успенского собора в Ростове, колокольни Ивана Великого в Москве и др. Для выявления общих закономерностей в составе спектров звучания лучших старых русских колоколов были проведены акустические измерения на сохранившихся звонницах, отмечаемых многими специалистами благодаря удачному музыкальному сочетанию и высокому качеству звучания колоколов».

Из приведенной цитаты не совсем понятно, каким образом на протяжении столетий могли образовываться такие строгие и стройные подборы колоколов, тем более что в наборе кремлевского Ивана Великого ничего подобного даже и быть не могло, так как колокола там никакого подбора между собой не представляют. Они отливались в разные времена по разным профилям, мало того, среди них имеются и имелись прежде колокола иностранных мастеров.

Производство, основанное на базе первого литейного цеха ЗИЛа, развивалось таким же способом, как и всякое другое. После первых отливок пятипудовых колоколов был намечен план дальнейшего развития модельного парка и, следовательно, самих колоколов весом от восьми до восьмисот килограммов, а позже и до тонны. Первый тонник, отлитый для Благовещенского храма в селе Федосьино, появился зимой 1994 года. Далее последовали два стопудовика (а если точно, то 1850 килограммов), которые и позволили зиловцам принять участие в конкурсе на право отливки колоколов для воссоздаваемого храма Христа Спасителя в Москве. На конкурсе оба соискателя вышли уже с двухсотпудовиками во главе. В результате долгого отбора и столкновения различных мнений по поводу звучания и созвучия колоколов в подборе большинством голосов известных специалистов лучшим был признан зиловский подбор. Это позволило именно на базе ЗИЛа отлить самый тяжелый колокол уходящего XX века – тридцатитонный Царский колокол храма Христа Спасителя.

Примерно в одно время с прочими предприятиями появилось производство колокольной продукции на Урале, в городе Каменск-Уральском, занимающее в силу определенных причин одно из лидирующих мест. Вот подход уральских умельцев к звучанию старинных и своих колоколов: «Накопив определенный опыт, мы производим сегодня довольно широкий ряд колоколов, которые можно формировать в различные звонницы. ...Предлагаемые нами сочетания колоколов помогут вам определиться в выборе звонницы скорее исходя из финансовых соображений. Интересно, что наши (каменские? – И. К.) колокола XV–XVI веков довольно массово демонстрируют нам удивительные интервалы между обертонами: секунду, септиму, тритон. Наши специалисты считают, что так делалось осознанно, что как нельзя лучше такие колокола сочетаются с нашей несимметричной древней архитектурой, с неприемлемым в Западной Европе построением древнеславянских хоровых распевов, которым привычные нам сегодня музыкальные интервалы – октава, терция и квинта – являются чуждыми. К XVIII столетию в результате западных веяний колокола Терентьева, Можжухина, Моториных становятся постепенно все более по-европейски «причесанными» в обертональном плане, но остаются ненастроенными колоколами, впрочем, как и в большинстве стран. Отливаемый нами сегодня тип колокола является по европейской классификации колоколом-терцией с малой септимой вместо нижней октавы, но мы рады, что отчетливо слышим в его звуке еще много чего. Это – русский колокол!».

Заметим, что в тексте уральцев есть некоторое несоответствие общеизвестным фактам. О какой массовой демонстрации звучания колоколов XV века можно говорить, когда из известных колоколов того времени сохранился только один звучащий колокол, да и о массовости колоколов XVI века вряд ли можно заявлять, так как от того времени сохранились единицы звучащих колоколов (в Московском Кремле их только три, в Троицкой лавре – два, в Суздале – один). Что же касается «по-европейски причесанных» колоколов Терентьева, Можжухина, Моториных, то это в принципе вариации одного и того же профиля.

Если позволить себе некоторое обобщение результатов этих этапов развития колокольного дела в постсоветский период, то необходимо отметить следующее. Мастера-литейщики в основном строят профили своих изделий, опираясь исключительно на собственные расчеты (хотя большинство ссылается на данные из книг). Многие производители не представляют себе, как должна строиться и выглядеть корона русского колокола. Хорошо, если хватает смелости обратиться к специалистам. Множество отступлений содержится и в составе металла колокольной бронзы. При воссоздании колоколов и колокольных подборов приходится исходить из особенностей современных производств, которые заключаются либо в привязке к ранее определенному изготовителями модельному парку с соответствующими весами и, следовательно, звукорядом, либо учитывать то, что многие современные колокольщики вычерчивают профили стенок своих колоколов исходя из собственных представлений, без учета обмеров старинных колоколов, а следовательно, без анализа их звучания. Так, если заказывать необходимый, отличный от стандартного звукоряда колокол или набор колоколов, то приходится включать в стоимость изделий всю оснастку, нужную для такого уникального колокола, что, конечно же, удорожает стоимость отливки в несколько раз.

При достаточном изучении текстов рекламной литературы становится понятно, что литейщики представляют покупателю или заказчику свою продукцию как лучшие образцы старинного литья или даже превосходящие их.

Специалисты Общества церковных звонарей при воссоздании исторических колокольных подборов предпочитают обращаться к литейщикам, колокола которых наиболее близко подходят по своим параметрам к колоколам лучших старинных производств. Из этих параметров главное – это звучание колокола с его дополнительными призвуками, архитектура колокола с системой художественного оформления и внешний вид изделия, который тоже должен соответствовать цвету старинного серебра древних колоколов. Поэтому специалисты ОЦЗ, которые работают с несколькими современными производствами, предпочитают колокола из древнего Романово-Борисоглебска, что на Волге. Причин этому несколько.

Мастера-литейщики этого производства не стали изобретать новый колокол, вытачивая из него индивидуальность, вгонять в неестественное для русского церковного колокола звучание, основанное на мажорном или минорном ладу, да еще в дорическом строе, в котором ныне мало кто работает. Не стали эти мастера и изобретать свой собственный оригинальный профиль, который позволяет добиваться более низкого, но обертонально бедного звучания, чем звук старинных колоколов такого же веса. Технологию применяют старинную, откручивая стержень, фальшколокол и рубашку из глины с необходимыми добавками. Эта технология позволяет воссоздать любой утраченный исторический колокол с воспроизведением его звучания, внешнего вида старинного литья и художественного оформления в мельчайших деталях.

Когда в 2001 году по просьбе общины храма Преподобного Сергия в Крапивниках специалисты ОЦЗ изучали документы, связанные с утраченными колоколами церкви, то в результате поисков был определен звук, а соответственно и вес прежнего благовестника. Кроме того, община храма особенно тепло относится к личности Святейшего Патриарха Никона, при котором в XVII веке на Руси отливались самые большие в мире колокола и работали выдающиеся колокололитейные мастера. Исполняя пожелания прихода, специалисты ОЦЗ разработали техническую документацию для отливки колоколов в стиле середины–конца XVII века. Были воссозданы в подробностях шрифты русских колоколов, орнаментальные пояса в виде растительных кружев, исполнены рельефные изображения святых и икон в стиле, близком к древнерусской мелкой пластике. Копиями корон старинных колоколов являются также короны современных колоколов с повторением рисунка ушей и маточника. Без преувеличения можно сказать, что звон колоколов храма Преподобного Сергия в Крапивниках явился высоким достижением современного колокольного литья, что позволило включить эти звоны в исполнении лучших российских звонарей в компакт-диск, посвященный второму фестивалю «Звонильная неделя», проходившему в Москве в 2003 году.