поиск статьи


Иконописные образы преподобного Кирилла Новоезерского в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Петрова Наталья Валерьевна

Иконописные образы преподобного Кирилла Новоезерского в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника

В последнее время исследователи все чаще обращаются к личностям святых Русского Севера. Изучаются и публикуются жития и иконография подвижников, восстанавливается по крупицам история создания и развития основанных ими обителей. Не обойден вниманием исследователей и преподобный Кирилл Новоезерский, основавший на Красном острове Новозера один из крупнейших монастырей в Белозерье. Точная дата рождения святого нам не известна, также не известно и мирское имя подвижника. Предположительно родился он в середине 80-х годов XV века в костромском городе Галиче в семье бояр Белых. Пятнадцатилетним отроком он тайно покинул дом родителей и в начале XVI века принял постриг в монастыре преподобного Корнилия Комельского1, обитель которого возникла в 1501 году недалеко от Вологды. Через некоторое время (по разным источникам – через 7 или через 12 лет) в этот же монастырь сименем Варсанофий постригся и отец преподобного Кирилла. Спустя три года отец умер, а Кирилл, получив благословение игумена, отправился странствовать. Житие говорит нам, что в течение двадцати лет2 обходил он Московские, Новгородские и Псковские пределы, посещая святые места Руси. Однажды в Тихвинском монастыре3 ему явилась Богородица и повелела: «... пойди на восточную страну к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей страсти»4. Придя на Белоозеро, святой поднялся на холм, называемый Кобылиной горой, отсюда ему открылся прекрасный вид на Новозеро с многочисленными большими и малыми островами. С одного из островов – Красного – в небо поднимался огненный столп. В этом чуде преподобный увидел знамение Господне. Получив у местных жителей остров себе во владение, Кирилл поселился на нем и устроил две кельи – одну для себя, другую для будущей братии, вскоре были срублены и две небольшие церкви: Воскресения Христова и Богородицы Одигитрии. Большинство источников называет нам точную дату основания обители – 4/17 марта 1517 года. День этот выбран не случайно. Ведь 4/17 марта отмечается память еще одного святого – преподобного Геннадия, основавшего в V веке монастырь на реке Иордан. Скончался преподобный Кирилл Новоезерский 4/17 февраля 1532 года5. Житие рассказывает нам о многочисленных прижизненных и посмертных чудесах, совершенных святым. После смерти началось местное почитание преподобного Кирилла. А примерно в промежутке между обретением мощей 7/20 февраля 1649 года и их перенесением в новый каменный храм Воскресения Христова 22 августа/4 сентября 1652 года подвижник был причислен к лику общерусских святых.

Иконография преподобного Кирилла, вероятно, начала складываться еще в XVI столетии, после его смерти, в период местного почитания. Несомненно, что первые иконы были созданы в его обители. Так, в «Чуде об Иване Грозном», которое вошло в основную редакцию жития, говорится о том, что игумен Кирилло-Новоезерского монастыря преподнес царю образ преподобного Кирилла. А на иконе «Преподобный Кирилл Новоезерский в житии» (КБИАХМ. ДЖ-987) из собрания Кирилло-Белозерского музея эта сцена проиллюстрирована. К древнейшим памятникам относится и несохранившаяся крышка раки чудотворца.

Следующий этап сложения иконографии начался в середине XVII века, в период обретения и перенесения мощей святого и его канонизации. Уже опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года называет 21 образ подвижника. Разнообразна иконографическая палитра этих памятников. Большая их часть (13) – единоличные, в том числе большие местные, один житийный, пядничные, деисусный, два – на раку. Вторую группу (6) составляли иконы Богоматери Одигитрии с преподобным Кириллом на поле. И на двух он был представлен вместе с Кириллом Белозерским, Зосимой и Савватием Соловецкими и другими святыми6.

Широко почитался преподобный Кирилл Новоезерский и в Кирилло-Белозерском монастыре. Об этом говорит тот факт, что уже в начале 40-х годов XVII века, еще до официальной канонизации, на юго-восточном столбе Успенского собора мастера, расписывавшие храм, изобразили Чудотворца вместе с другими белозерскими святыми. А чуть позже в местном ряду иконостаса церкви Епифания появилась, вероятно, и первая в монастыре икона – «Спас Смоленский с припадающими преподобными Кириллом Белозерским и Кириллом Новоезерским» (КБИАХМ. ДЖ-406).

Причинами такой популярности Кирилла Новоезерского в нашем монастыре, возможно, были и схожесть имен основателей двух крупнейших монастырей, и схожесть некоторых житийных сюжетов (одним из источников жития святого могло быть житие Кирилла Белозерского). Кроме того, Кирилл Новоезерский являлся духовным учеником Корнилия Комельского, постриженника Кирилло-Белозерского монастыря.

В настоящее время в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранятся 16 образов Кирилла Новоезерского. Это иконы середины XVII – начала XX века. Они происходят из Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей, деревянной церкви Ильи Пророка города Белозерска. Большая их часть пополнила собрание в 1920-е – 1950-е годы, некоторые были отреставрированы в 1970-е – 1990-е годы.

По иконографии памятники можно разделить на несколько типов: единоличные образы (2 иконы), единоличные образы в молении с видом монастыря (2 иконы), житийные (2иконы), образы Спаса Смоленского с припадающими и предстоящими святыми (3 иконы), парные (2 иконы) и групповые (5 икон).

К единоличным образам относятся два памятника, это небольшие пядничные иконы, происходящие из Кирилло-Белозерского монастыря. Первая датируется серединой – второй половиной XVII века, она хранилась в монастырской ризнице («Преподобный Кирилл Новоезерский»; КБИАХМ. ДЖ-1111; 31 х 28; реставрация – КБИАХМЗ, Е. Н. Тарасова, 1989–1992 гг.)7. Вторая икона – XVIII века, из придела преподобного Кирилла Белозерского церкви Иоанна Предтечи («Преподобный Кирилл Новоезерский»; КБИАХМ ДЖ-1252; 23,5 х 22; реставрация – ВНИИР, Н. Г. Брегман, 1990 г.)8.

Произведение XVII века повторяет одну из ранних иконографий святого. К особенным элементам извода, которые стали традиционными и перешли в иные иконографические типы, относятся изображение острова, Спаса Нерукотворного, а также то, что преподобный представлен босым в короткой мантии. Это напоминание о богослужении, которое совершил подвижник в лютый мороз босой, в разорванной ризе9.

Сохранившимся аналогом иконы является шитая пелена XVII века из Кирилло-Новоезерского монастыря. Сейчас она хранится в Новгородском музее (ДРТ 10; 65,5 62)10.

Второй единоличный образ датируется первой половиной – серединой XVIII века, его иконография несколько иная. Вероятно, этот памятник был создан одним из работавших в монастыре в то время иконописцев, причем в качестве образца мастер использовал пядничную икону Кирилла Белозерского, написанную, по преданию, Дионисием Глушицким11.

К типу единоличных образов в молении с видом монастыря относятся также две пядничных иконы. Наибольший интерес представляет памятник, происходящий, возможно, из Кирилло-Белозерского монастыря («Преподобный Кирилл Новоезерский в молении с видом монастыря»; КБИАХМ. ДЖ-40; 29, 5 х 25; реставрация – ГосНИИР, Б. Н. Зверев, 1992 г.).

Специалисты датируют эту икону по-разному. Часть из них, ссылаясь на одну из приходо-расходных книг Кирилло-Белозерского монастыря, приписывает ее мастеру Михаилу Каргопольцеву и датирует 1741 годом12. Это мнение опровергает исследователь строительной истории монастыря М. Ю. Хрусталев. Он полагает, что архитектурный облик обители на иконе соответствует первой четверти XIX века13. С ним можно согласиться. Здесь мы уже видим и каменную церковь апостолов Петра и Павла, построенную в 1768–1769 годах в северо-восточной части14, и церковь Захарии и Елизаветы, перестроенную в виде восьмерика на четверике в 1802 году на юго-западе15, атакже каменную ограду с башенками, завершающимися шпилями, она сменила деревянную в 1814 году16. Аналогами нашей иконы являются образы из собрания Вологодского музея-заповедника. Один из них датируется 1840-м годом ипроисходит из Спасо-Всеградского собора города Вологды, второй, наиболее близкий, также XIX века, – из вологодской Лазаревской церкви17. Скорее всего, и рассматриваемая икона была создана вологодским мастером в первой половине XIX века. Тем более, что в упомянутой выше приходо-расходной книге говорится не о единоличном, а о парном образе с изображением Кирилла Белозерского и Кирилла Новоезерского18. Кроме того, в описях Кирилло-Белозерского монастыря XVIII–XIX веков эта икона не фигурирует, в довоенных учетных документах музея ее происхождение также не определено. Поэтому есть вероятность того, что памятник происходит из другой обители или приходского храма.

Житийная иконография Кирилла Новоезерского начала складываться в середине XVII столетия. Уже упомянутая опись Кирилло-Новоезерского монастыря называет в Воскресенском соборе местный образ святого в деянии19.

В собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника имеются две житийные иконы конца XVII – начала XVIII века (КБИАХМ. ДЖ-985; 180 х 140; не реставрирована; ДЖ-987; 175 x 137; реставрация – ГосНИИР, А. П. Яблоков, 1991–1994 гг.), обе происходят из деревянной церкви Ильи Пророка города Белозерска, построенной в 1690–1696 годах. Иконостас храма был создан местными мастерами20.

В среднике отреставрированной в 1990-е годы иконы (ДЖ-987) Кирилл Новоезерский традиционно изображен в полный рост. В нижней части в трех действиях разворачивается житийный сюжет о чудесном спасении царя Ивана Васильевича Грозного. По преданию, старец, назвавшийся Кириллом Белым, явился царю во сне ипопросил не ходить завтра до третьего часа дня в одну из палат. На следующий день своды указанной старцем палаты рухнули. Царь возблагодарил Бога за свое спасениеи послал гонцов в монастырь преподобного Кирилла Новоезерского. Вскоре из обители прибыл игумен Вассиан, он преподнес государю образ, на котором царь узнал своего спасителя. Чудо это произошло в 1542 году21. По сторонам средника в два ряда расположены 44 клейма (43 из них отражают житие святого по спискам основной редакции), которые появились во второй половине XVII века после обретения мощей, всего 41 сюжет. По составу клейма можно разделить на шесть тематических групп22.

I группа клейм – «Рождение преподобного Кирилла Новоезерского» (3 клейма): 1) «Моление Кирилла в утробе матери»; 2) «Рождение Кирилла»; 3) «Крещение Кирилла».

II группа клейм – «Уход преподобного Кирилла из дома в монастырь (11 клейм): 4) «Встреча Кирилла со старцем»; 5) «Старец указывает преподобному Кириллу на монастырь»; 6) «Приход Кирилла в монастырь»; 7) «Кирилл принимает благословение игумена»; 8) «Пострижение Кирилла»; 9) «Возвещение родителям о сыне»; 10) «Труды Кирилла в поварне и пекарне»; 12) «Отец Кирилла раздает братии милостыню»; 13) «Отец Кирилла принимает благословение на постриг»; 14) «Встреча Кирилла с отцом»; 17) «Пострижение отца Кирилла».

III группа клейм – «Скитания преподобного Кирилла и основание им обители» (6 клейм): 18) «Уход Кирилла из монастыря Корнилия Комельского; 21) «Явление Кириллу Ангела Господня»; 20) «Явление Богородицы Кириллу в Тихвинском монастыре»; 15) «Явление Кириллу огненного столпа на острове»; 24) «Явление Кириллу ангела Господня на Красном острове»; 16) «Кирилл просит остров себе во владение».

IV группа клейм – «Прижизненные чудеса преподобного Кирилла Новоезерского» (7 клейм): 22) «Чудо Кирилла о старце Никифоре»; 19) «Чудо Кирилла о разбойниках»; 25), 26) «Чудо Кирилла о дьяконе Николае»; 39) «Чудо Кирилла о князе Иоанне Пенкове»; 23) «Чудо Кирилла о жене, болящей оком»; 29) «Чудо Кирилла о покрадении колоколов».

V группа клейм – «Преставление преподобного Кирилла Новоезерского» (3 клейма): 27) «Кирилл наставляет братию перед смертью»; 28) «Преставление Кирилла»; 31) «Погребение Кирилла».

VI группа клейм – «Посмертные чудеса преподобного Кирилла и обретение мощей» (13 клейм): 37), 35) «Чудо Кирилла о старце Кириаке»; 32) «Чудо Кирилла о жене по имени Елена, о человеке по имени Григорий, о человеке по имени Викул»; 33) «Исцеление расслабленного и больных у гроба Кирилла»; 34) «Чудо Кирилла о человеке по имени Стефан»; 36) «Чудо Кирилла об огорбатевшем отроке»; 30) «Чудо Кирилла о бесноватом»; 41) «Чудо Кирилла о жене по имени Мария»; 40) «Чудо Кирилла о старце Симеоне»; 43), 42), 44) «Чудо Кирилла о жене Антониде»; 38) «Обретение честных мощей преподобного Кирилла».

Размещение клейм в соответствии с житийной хронологией соблюдено только в первых двух рядах. Далее события, следующие друг за другом, – пострижение отца (клеймо 17), уход из монастыря (клеймо 18), явление ангела (клеймо 21) – помещены рядом, справа от средника, события, связанные с основанием монастыря, – слева от него. Прижизненные чудеса расположены слева и справа от центральной части. Все вместе на иконе помещены «смертные события» (клейма 27, 28, 31). Посмертные чудеса в основном находятся в последних двух рядах (клейма 30, 32–37, 40–44).

По мнению И. Д. Соловьевой, образцом ильинской иконы является памятник из Спасо-Преображенского собора города Белозерска. В настоящее время средник его утрачен, а сохранилась только рама с клеймами, которая находится в собрании Государственного Русского музея. И. Д. Соловьева в своем выступлении на конференции, проходившей в Вологде в 2000 году, датировала оба произведения первыми десятилетиями XVIII века и сравнила их с возможным литературным источником – лицевым житием конца XVII – начала XVIII века из Кирилло-Новоезерского монастыря, хранящимся в Череповецком музее23, которое содержит столько же миниатюр (44), сколько клейм на вышеназванных иконах. Но известная рукопись несколько отличается от нашего образа по подбору сюжетов и их иконографическому воплощению. Кроме того, на преображенской иконе житийная хронология строго следует за порядком размещения клейм, а на ильинской этот порядок соблюден только частично и подчинен во многом логике мастера, который стремился поместить схожие или следующие друг за другом события рядом. На преображенской иконе чуду об Иване Грозном отведено два клейма, а на ильинской этот сюжет раскрывается в среднике. Вполне вероятно, что образы создавались независимо друг от друга, причем ильинский появился раньше, тем более, что по стилю и колориту он не выбивается из общего строя местного ряда иконостаса конца XVII – начала XVIII века деревянной церкви.

Другая житийная икона, образцом которой могла быть рассмотренная выше (КБИАХМ ДЖ -985; 180 x 140), создана примерно в то же время, но уже другим белозерским мастером, так как отличается по стилю, колориту, частично по композиции. По сторонам центральной части располагаются 20 клейм. Сюжетный состав тот же, но тематические группы представлены в сокращенном варианте, мастер выбрал самые важные события. Композиция некоторых клейм схожа с предыдущим образом, а в других решена иконописцем самостоятельно. Изображение архитектуры, интерьеров, пейзажей в клеймах этой иконы, с одной стороны, более упрощены, а с другой – реалистичнее. Так, некоторые события представлены не на фоне монастырских построек или интерьеров, а внутри монастыря, окруженного деревянной оградой. Более тщательно изучить второй житийный образ и сравнить его с первым можно будет только после реставрации.

Но уже сейчас можно говорить о том, что оба памятника дают нам яркое представление о развитии иконописания в Белозерье на рубеже XVII–XVIII столетий в период общекультурного перелома.

На остальных иконах преподобный Кирилл представлен в композициях вместе с другими святыми. В собрании Кирилло-Белозерского музея имеются три иконы Спаса Смоленского. Самая древняя уже упоминалась выше – это «Спас Смоленский с припадающими преподобными Кириллом Белозерским и Кириллом Новоезерским» (КБИАХМ ДЖ- 406; 133 x 110; реставрация – ВНИИР, 1980-е гг.), датируется серединой XVII столетия, происходит из церкви Епифания – придела Успенского собора, построенного в 1645 году над могилой постриженника монастыря – князя Федора Андреевича Телятевского. Судя по монастырским описям, икона стояла второй справа от царских врат24. В почти квадратную доску вписан приземистый образ Спаса, у его ног слева изображен Кирилл Белозерский, справа – Кирилл Новоезерский. Палитра выдержана в темных оттенках красного, синего, зеленого и коричневого цветов. Исследователи епифаниевского иконостаса полагают, что автором его мог быть вологодский иконописец Терентий Фомин25, который в 1649–1650 годах «писал в церкви Евфимия Великого деисус на 11 досках...»26, или другой вологодский мастер – Ждан Дементьев, создавший в 1630 году 25 праотеческих образов для иконостаса Успенского собора27. К сожалению, деисус Евфимиевской церкви не сохранился, поэтому сравнить иконы не представляется возможным. Сравнивая же произведения Ждана Дементьева и икону из церкви Епифания, можно увидеть черты сходства: жесткость, статичность в написании фигур, приземистость образов, темный колорит.

Еще одна икона Спаса Смоленского («Спас Смоленский с предстоящими святыми»; КБИАХМ ДЖ-1184; 123 х 74; реставрация – ГосНИИР, 1992–1993 гг.) датируется концом XVII – началом XVIII века, происходит из Горицкого Воскресенского Девичьего монастыря. В «Летописи Горицкого монастыря», составленной в начале XX века, эта икона описывается среди убранства придела преподобного Кирилла Новоезерского, устроенного в XIX веке в Воскресенском соборе при игуменье Маврикии28. Но, скорее всего, первоначально она находилась в приделе во имя Святых великомучеников Екатерины и царевича Димитрия, построенном в 1611 году на вклад последней жены царя Ивана Грозного – Марии Нагой29.

В центре представлен Иисус Христос, а по сторонам от монументального Спаса располагаются миниатюрные фигуры святых – слева царевич Димитрий, чуть ниже – преподобные Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский. Справа – великомученица Екатерина, преподобные Мартиниан и Ферапонт.

По стилю и колориту памятник близок некоторым произведениям из церкви Ильи Пророка города Белозерска, например, иконе «Преподобные Александр Свирский и Кирилл Новоезерский» (КБИАХМ ДЖ-1017; 167 х 150; реставрация – ВСНРПМ, «Вологдареставрация», С. Б. Веселов, А. В. Астафьев, 1984–1992 гг.). Опушь икон – темно-зеленая, с черной обводкой внутри. Схожи изображения преподобных на обоих памятниках, хотя они и различаются по размерам – это удлиненные, чуть склоненные фигуры, облаченные в свободно спадающие одежды. Вполне вероятно, что автором этих произведений был один мастер.

К групповым образам относятся пять памятников XVIII–XIX веков из Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. В большинстве случаев на них представлены три-четыре святых в полный рост, фронтально или в позе предстояния.

Но одно произведение только относительно можно включить в данную группу, оно необычно и значительно отличается от всех представленных выше. Это так называемая икона-крест «Избранные святые» (КБИАХМ ДЖ-395; 46,4 х 40,6; не реставрирована). Представляет собой раму с крестом внутри, в нее вставлены четыре небольшие иконы. На полях – поясные изображения евангелистов, преподобных и Сил Небесных, в том числе во втором ряду справа – Кирилл Новоезерский. Эту икону нужно отметить особо еще и потому, что она точно датирована, кроме того, мы знаем имена мастера и вкладчика. На обороте имеется надпись: «Сию икону писа схимникъ Нилъ 1853 Году, пожертвована мещанином Иваном Архиповымъ 1870 Году Февраля ...Чи о зравии». Судя по другим надписям на обороте, образ находился в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря.

Автор иконы – схимник Нил – заметная фигура в истории Нило-Сорской пустыни. В миру – Николай Иванович Прихудалов, родился в крестьянской семье в селе Васильевское Шуйского уезда Владимирской губернии. С 1837 по1842 год иеромонах Никон являлся строителем Нило-Сорской пустыни30. Впоследствии он был подвержен суровому наказанию за то, что не сообщил в высшие духовные инстанции о мощах, обнаруженных во время строительных работ в обители. В 1852 году принял великую схиму с именем Нил. В очерке А. Ковалевского, опубликованном в журнале «Душеполезное чтение» в 1884 году, говорится, что любимыми занятиями преподобного были иконописание и составление священных песнопений. Так, известно, что для своей кельи он написал икону «Богоматерь Кипрская», которую затем перенесли в алтарь теплой церкви, им также были созданы списки с чудотворных икон Богоматери Иерусалимской и Иверской. Первый образ отослали на Афон в Пантелеймоновский монастырь31. Вероятно, Нил принимал участие и в украшении храмов пустыни, а также выполнял заказы. Умер подвижник в июне 1870 года. А вклад «о здравии» мещанина Ивана Архипова в феврале этого же года, видимо, был связан с тяжелой продолжительной болезнью подвижника. Изучить особенности иконописной манеры Нила можно будет после демонтажа оклада и реставрации созданного им произведения.

Заканчивая обзор, хочется отметить, что с публикацией в дальнейшем подобных памятников, хранящихся в других собраниях, можно будет составить достаточно полную картину развития иконографии одного из почитаемых русских святых.

 

Примечания

1 Преп. Корнилий Комельский (ок. 1455–1457 – ок. 1537) родился в Ростове в семье бояр Крюковых, в 12 лет постригся в Кирилло-Белозерский монастырь, затем покинул его, несколько лет странствовал по Руси, в вологодских лесах основал свой первый монастырь, а затем вместе с учеником Геннадием основал в костромском крае еще одну обитель, в конце жизни вновь вернулся в свой вологодский монастырь. Был канонизирован, день памяти 19 мая/1 июня.

2 Более вероятное время его скитаний – от 1 года до 5 лет.

3 Вероятно, явление Богородицы произошло не в Тихвинском монастыре, а в храме, построенном на месте будущего Богородично-Успенского мужского монастыря, официально основанного только в 1560 году по приказу царя Ивана Грозного. В настоящее время этот монастырь находится на территории города Тихвина.

4 Минея. Февраль. М.: Издательство Московской Патриархии, 1981. С. 173. Вероятно, этот сюжет был заимствован из жития преп. Кирилла Белозерского.

5 Некоторые источники называют дату кончины святого 1537 год.

6 Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года // Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1998. С. 142–161.

7 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 23. Опись церквей Кирилло-Белозерского монастыря за 1840 год. № 51. Л. 110. В 1929 году икона была обнаружена в алтаре церкви Кирилла.

8 КБИАХМ. ОПИ. ДПА. Оп. 2. Д. 4. Книга поступлений-1. № 373.

9 Сюжет из чуда об Иване Пенкове. Житие Кирилла Новоезерского. Текст и словоуказатель. СПб., 2003. С. 53–54.

10 Вероятно, именно эта пелена упомянута в «Описи Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года». (Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года… С. 154.)

11 Преп. Дионисий Глушицкий (ок. 1362–1437) родился в Вологодском крае, основал несколько монастырей близ Вологды – на берегу Кубенского озера, на реке Глушице и в Сосновце. Был искусным иконописцем. Память отмечается 1/14 июня.

12 П е т р о в а Т. Г. Преподобный Кирилл Новозерский и памятники его иконографии в собрании Вологодского музея- заповедника // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. VIII. Исследование и реставрация памятников культуры Русского Севера. Вологда, 2000. Ил. С. 66.

13 Х р у с т а л е в М. Ю. Преподобный Кирилл Новозерский и основанный им Воскресенский Новозерский монастырь в иконографии I половины XVII – начала XX века // Известия Вологодского общества изучения Северного края… С. 60.

14 Там же. С. 60.

15 Там же. С. 60.

16 Там же. С. 61.

17 П е т р о в а Т. Г. Указ. соч. С. 66. Ил. 1, 2.

18 «Июля в 5-й день… выдано иконописцу Михаилу Каргопольцеву для писания вновь образа Успения Пресвятой Богородицы да в молении чудотворца Кирилла Белозерского и Кирилла Новоезерского на штилистовой цке золота...» (РГАДА.
Ф. 1441. Оп. 2. Д. 3937 (1741). Л. 20).

19 Опись Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 года... С. 142. В настоящее время эта икона хранится в Череповецком музейном объединении.

20 Б е л о в С. П. Новооткрытые произведения белозерских иконописцев XVII в. Доклад на конференции, посвященной 60-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Кириллов, 1984; Р ы б а к о в А. А. Вологодская икона. Вологда, 1995.
С. 32–36; Русское искусство XVII–XIX веков. Казенная палата Кирилло-Белозерского монастыря. Путеводитель. М., 2003. С. 16–35.

21 Житие преподобного Кирилла Новоезерского. СПб., 1858. С. 31–34.

22 Клейма пронумерованы по порядку, слева направо и сверху вниз. Внутри тематических групп клейма представлены в соответствии с житийной хронологией по основной редакции жития святого, исключением является клеймо № 1, так как о молении преп. Кирилла в утробе матери в житии рассказывается позже.

23 Житие и чудеса преподобного и богоносного игумена Кирилла Белого Новоезерского чюдотворца (ЧКМ, Р-361. 9–107. 2° 267 л.); Р ы б а к о в А. А. Устюжна. Череповец. Вытегра. Л., 1981. С. 118. Ил. С. 112; Памятники письменности в музеях Вологодской области. Ч. I. Рукописные книги. Вологда, 1982, С. 130. № 30; Искусство земли Вологодской XIII–XX веков. Каталог выставки. М., 1990. № 100.

24 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 23. Опись церквей Кирилло-Белозерского монастыря за 1840 год. Л. 29.

25 Терентий Фомин (Фокин) (упоминается в 1646–1670 гг.), вологодский иконописец, в 1660 году был вызван в Москву, в 1666 году участвовал в росписи Архангельского собора, в 1667 году принимал участие в реставрации стенописи собора Николо-Угрешского монастыря, там же расписывал паперти (Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2003. С. 740).

26 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Д. 281. Л. 136.

27 К о ч е т к о в И. А., Л е л е к о в а О. В., П о д ъ я п о л ь с к и й С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. Архитектурные памятники. М., 1994. С. 23–24; Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2003. С. 152–155. Ил. С. 153, 155; Словарь русских иконописцев… С. 176.

28 Летопись Горицкого монастыря // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 325.

29 Царица Мария Нагая была насильно пострижена и сослана в Горицкий монастырь Борисом Годуновым в 1590-х годах, в 1605 году по приказу Лжедмитрия доставлена в Москву, умерла в 1608 году.

30 С м и р н о в а А. В. Нило-Сорская пустынь // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1... С. 146, 155.

31 К о в а л е в с к и й А. Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил // Душеполезное чтение. 1884. Май. С. 6, 14, 20, 29, 137–138.