поиск статьи


Приходские церкви Кирилловского уезда по архивным источникам

Глызина Лидия Ивановна

Приходские церкви Кирилловского уезда по архивным источникам

История церковных приходов является неотъемлемой частью истории любого региона. В 1876 году в Кирилловском уезде насчитывалось 70 приходов1. Самые отдаленные находились на расстоянии 180–200 километров от города Кириллова. Через сорок лет, в 1916 году, число приходов возросло до 94. Рост числа приходов был связан с тем, что в начале XX века значительно увеличилось население уезда – со 120 тысяч человек в 1897 году до 152,7 тысячи человек в 1913 году2. Кроме того, некоторые приходские церкви, имевшие в 1870-е годы статус приписных, в конце XIX века вновь стали самостоятельными. Все церковные приходы Кирилловского уезда в конце XIX – начале XX века были объединены в 9 благочиннических округов. 46 приходов из 94, то есть около половины, были расположены на территории, которую занимает современный Кирилловский район.

Многие кирилловские приходы имеют древнюю историю. На основе археологических исследований Н. А. Макаров высказал предположение, что «организация первых сельских приходов в Белозерье началась в конце XII–XIII веке»3. По его мнению, «самый ранний сельский приходской храм Белозерья, упомянутый в источниках», – это «Никола святой на Шохсне» («Никола в Ывицах», «Никола на Взвозе»)4.

По мнению М. С. Серебряковой, проанализировавшей акты Кириллова и Ферапонтова монастырей XV века, к моменту прихода на Сиверское озеро московских монахов Кирилла и Ферапонта в здешней округе уже было не менее 6 приходских церквей: Никольские церкви в Ивицах, Олоховском и Милобудове, Спасо-Преображенская в Федосьином Городке и Покровская на Бабьем озере, Благовещенская на Словинском Волоку5.

Кроме названных церквей, в актах XV века упоминаются также Введенская Горицкая6, Рукинская Воскресенская7, Чарондская8 и Ризоположенская на Бородаве9. Таким образом, не менее 10 приходов ведут свою историю с конца XIV–XV века. Все они были расположены на важных водных и сухопутных дорогах.

В книге А. И. Копанева «История землевладения Белозерского края XV–XVI вв.» упоминается жалованная грамота 1533 года, где называются церкви в селах Ферапонтова монастыря: «ц. Николы на Кленове, ц. Илья на Ципине, ц. Петр на реце Сусле, ц. Петр на Сидке да ц. Богородицы в Раменейце»10.

В «Писцовой книге езовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда» 1585 года упоминаются еще следующие церкви: Ильи Пророка и Рождества Богородицы в Ивачеве11 (в пяти верстах от Федосьина Городка), апостолов Петра и Павла, а также Николая Чудотворца на Ивановом Бору12, Рождества Богородицы и Николая Чудотворца в Вогнеме13, Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла в Милобудской волости14 на реке Шексне. Кроме того, называются «погост Рожественский у Саральского озера»15 и «погост у озера Бородавского» (церкви Николы Чудотворца и Параскевы Пятницы)16.

Из перечня приходов и церквей в вотчинах Кирилло-Белозерского монастыря, составленного З. В. Дмитриевой по данным переписных книг 1601 года и вытной книги 1602 года, добавим к 21 названному еще 6 приходов: церкви Георгия и Ильи Пророка на Шидьерском озере, три прихода на Словинском Волоку (церкви Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского, церкви Георгия и Бориса и Глеба, церкви Вознесения и Ильи Пророка) и два прихода на Колкаче (церкви Троицы и Параскевы Пятницы, церковь Петра и Павла)17.

На «Карте землевладения Белозерского края начала XVII века», составленной А. И. Копаневым, в северной части территории современного Кирилловского района отмечено, кроме уже упомянутых, еще девять погостов (Польчинский, Благовещенский в Печенге, Петропавловский, Воскресенский на Вещозере, Коротецкий, Преображенский в Шалго-Бодунове, Колнобой, Рождественский в волости Иткла Глухая, Есюнинский).

Таким образом, 36 из 46 кирилловских приходов (то есть 78%) уже существовали к началу XVII века.

В 46 приходах, расположенных на территории, которую занимает современный Кирилловский район, в 1916 году насчитывалось 56 церквей. В четырех приходах (Казанский собор, Вогнемская, Городецкая и Уломская церкви) были приписные церкви, в шести приходах стояли парные церкви (Никольский Торжок, Звоз, Печенга, Иткла, Талицы, Цыпино). Из 56 церквей 14 (то есть 25%) были деревянные, в том числе 7 – самостоятельные, 4 – парные и 3 приписные.

Обо всех этих храмах сохранились формулярные (или клировые) ведомости, являющиеся важным архивным источником по истории церковных приходов XIX – начала XX века. Часть этих документов находится в Отделе письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника, часть – в Государственном архиве Вологодской области в фондах Новгородской духовной консистории и Кирилловского духовного правления.

Ведомости являлись ежегодным отчетным документом каждого прихода перед епархиальной духовной консисторией. Они подписывались священником и другими членами причта, а также благочинным или его помощником и содержали информацию как о церковных зданиях, так и о церковнослужителях. Ведомости свидетельствуют, что учет и контроль в церковных приходах велись очень тщательно. В каждой церкви имелись описи церковного имущества, приходо-расходные книги, копии с метрических книг, исповедные росписи, обыскные книги.

К сожалению, пока не известна ни одна летопись приходских церквей Кирилловского уезда, хотя есть сведения, что они велись с 1890-х годов.

Обычно приходские церкви, как свидетельствуют ведомости, строились «тщанием прихожан», иногда при помощи «сторонних жертвователей». В документах названы только две церкви, построенные «усердием» конкретных лиц. Это – церковь Рождества Богородицы в Вогнеме, возведенная в 1818 году «усердием бывшего прихожанина флота капитан-лейтенанта Павла Афанасиева Игнатьева с помощью прочих прихожан»18, и церковь Николая Чудотворца в городе Кириллове, построенная в 1894 году на средства купеческой жены Марии Ивановны Сизьминой19.

В церковных ведомостях указывались даты строительства храмов. Из 56 церквей, существовавших в начале XX века, самой древней была церковь Ризоположения на Бородаве (1485). В 1664 году была построена Волоховская Николаевская церковь. Восемнадцатым веком датировалось 19 церквей (33,9%). 34 храма, то есть наибольшее количество (60,7%), были возведены в XIX веке, причем 23 храма – в первой половине столетия. В начале XX века (1905) была построена только одна церковь – Сизьминская Николаевская (в местечке Сизьма при впадении реки Сизьмы в Шексну).

Клировые ведомости содержат также сведения о количестве церковных престолов и их посвящениях. В 56-ти храмах насчитывалось 134 престола 54 наименований. По одному престолу имели 12 церквей, по два – 14, по три – 26, по четыре – 4 храма. Во имя Господне был освящен 21 престол (15,7%). Это престолы во имя Троицы, Рождества Христова, Сретения, Богоявления, Преображения, Вознесения. Пресвятой Богородице было посвящено 16 престолов (11,9%). Это престолы во имя Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения, Покрова, Ризоположения, Собора Пресвятой Богородицы.
В честь икон Божией Матери было освящено 9 престолов (6,7%). Пророкам и апостолам посвящалось 14 престолов (10,4%), в том числе пять – Илье Пророку, четыре – апостолам Петру и Павлу, три – Иоанну Предтече. Почти половина всех престолов была посвящена разным святым. Самым почитаемым был, конечно, святитель Николай Чудотворец. Ему было посвящено 20 престолов (14,9%).

В клировых ведомостях можно найти сведения о количестве прихожан по каждому населенному пункту прихода. Поскольку удалось посмотреть ведомости по всем кирилловским церквям за 1866 год20, то приведем цифры о численности приходов именно за этот год. Самыми многолюдными были приходы Троицкой Талицкой церкви (25 деревень, 432 двора, 2396 человек), церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в селе Петропавловском (38 деревень, 224 двора, 1890 человек), Петропавловской Талицкой церкви (18 деревень, 346 дворов, 1845 человек), Ильинской Цыпинской церкви (21 деревня, 265 дворов, 1794 человека) и Николаевской Волокославинской церкви (43 деревни, 486 дворов, 1741 человек). Самыми малочисленными являлись приходы Преображенской Итклобобровской церкви (8 деревень, 42 двора, 325 человек), Вознесенской Есюнинской (15 деревень, 58 дворов, 351 человек), Златоустовской Чарондской (1 село, 57 дворов, 389 человек), Николаевской Бородаевской (13 деревень, 85 дворов, 583 человека) и Георгиевской Польченгской церкви (6 деревень, 97 дворов, 743 человека). В начале XX века в церковном приходе Кирилловского уезда в среднем насчитывалось 1600 человек. В целом по стране эта цифра составляла около двух тысяч человек.

Во многих приходах во второй половине XIX века были организованы попечительские советы. Они способствовали созданию и развитию церковно-приходских школ, заботились о своевременном ремонте и украшении храмов.

Советская власть, начавшая в 1918 году антицерковную конфискационную политику, не сразу приступила к закрытию и разрушению храмов. В 1919–1920 годах многие церкви (как «памятники истории и искусства») получили охранные свидетельства из подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, существовавшего в уездном отделе народного образования. В охранном свидетельстве, выданном Петропавловской Бороивановской церкви, отмечалось, что она является «национально-художественным достоянием Российской Федеративной Республики». Но уже 20 сентября 1924 года, выполняя постановление президиума Череповецкого губисполкома, президиум Кирилловского уисполкома принимает решение о расторжении договоров с религиозными общинами не только Кирилло-Белозерского и Нило-Сорского монастырей, но и семи приходских церквей: Николаевской Волокославинской, Вознесенской Словинской, Сретенской Прислонской, Воскресенской Рукинской, Параскевинской Нилободовской, Петропавловской Ситской и Петропавловской Сусельской21. Приходские церкви и церковное имущество передавались под охрану соответствующим волостным исполкомам. К 1930 году в Кирилловском районе действующими оставались 31 церковь (в том числе две в городе) и 38 часовен (из них четыре в городе)22. К концу 1930-х годов фактически все церкви были закрыты. В обследовании закрываемых церквей и учете церковного имущества принимали участие сотрудники Кирилло-Белозерского музея Н. Н. Забек, А. Ф. Степин, К. В. Борисов. О судьбе закрытых храмов уже писали Е. Р. Стрельникова23 и Н. А. Зорина24.

В Государственном архиве Вологодской области сохранились фотографии 1930-х годов некоторых, уже не существующих сейчас церквей (Сретенской Прислонской, Богородице-Рождественской Иткольской и стоявшей рядом с ней деревянной церкви Флора и Лавра, а также Зачатьевской Раменской церкви). Кроме того, имеются фотографии церквей, облик которых значительно изменился: Благовещенской Волокославинской, Николаевской Бородаевской, Петропавловской Ситской, Воскресенской Рукинской, Вознесенской Словинской25.

В личном архиве Б. М. Пидемского, уроженца села Петропавловского (ныне Чарозеро), сохранилась фотография начала XX века, запечатлевшая церковь, которую называли Петропавловской Вещезерской, хотя в ней нет ни одного престола в честь апостолов Петра и Павла. В ведомости церкви за 1866 год называются 4 престола: в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, мученицы Параскевы, мучеников Флора и Лавра и преподобного Александра Ошевенского. П. С. Шереметев сообщает со слов священника, что старая деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла с приделом святых мучеников Флора и Лавра и церковь Николая Чудотворца с приделом преподобного Александра Ошевенского в селе Петропавловском сгорели. Главный престол новой каменной церкви, построенной в 1798 году, освятили в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня26.

Фотографии 1920-х – 1930-х годов нескольких церквей сохранились в отделе письменных источников Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Среди актов по обследованию закрывавшихся церквей находится рисунок церкви Дмитрия Солунского в Никольском Торжке, выполненный сотрудником музея Н. Н. Забеком в 1936 году. Этой церкви сейчас уже не существует, но, видимо, именно она и церковь Николая Чудотворца изображены на фотографии 1901 года в книге П. С. Шереметева «Зимняя поездка в Белозерский край»27.

К истории приходских церквей сотрудники Кирилло-Белозерского музея обратились в конце 1980-х годов. Именно тогда Г. О. Иванова, будучи заместителем директора по научной работе, организовала фотофиксацию практически всех уцелевших церковных зданий Кириллов-
ского района. В местной газете появилось несколько статей Г. О. Ивановой и М. А. Алексеевой о приходских церквях. В 1991 году Г. О. Иванова выпустила буклет «Приходские церкви города Кириллова XVIII–XIX веков». В 1992 году в музее была подготовлена фотовыставка «Приходские церкви Кирилловского района». В первом выпуске альманаха «Кириллов» (1994) была опубликована статья Г. О. Ивановой «Приходские церкви города Кириллова по архивным источникам». В последние годы изучением истории приходских церквей занимаются краеведы школ и библиотек района, а также священнослужители. В 2002 году отмечалось 220-летие Покровской подгородной церкви, судьба которой оказалась самой счастливой: закрытый в 1939 году храм не был разорен и разрушен, в 1943 году в нем возобновилось богослужение. В связи с отмечаемой датой иерей Алексий Мокиевский опубликовал несколько статей в районной и областной газетах по истории храма. На вторых Кирилловских чтениях (март 2004) он познакомил слушателей с уникальными фотографиями С. М. Прокудина-Горского, в том числе с изображением Никитской и Спасо-Преображенской церквей. В июле 2004 года в музее «Дом Бриллиантовых» была открыта выставка «Храмы и их судьбы», подготовленная Т. А. Клубковой, заведующей музеем.

Для создания полной истории церковных приходов Кирилловского уезда еще предстоит большая работа: в конце XIX века в уезде насчитывалось 128 церквей и 354 часовни28. Хочется надеяться, что общими усилиями ученых, а также краеведов не только Кирилловского, но и Вашкинского, и Вожегодского районов удастся собрать воедино материалы о каждом церковном приходе обширного Кирилловского уезда и тем самым значительно расширить наши представления о культурно-историческом наследии Белозерья.

Примечания

1 Новгородские епархиальные ведомости. 1876. № 16–17. С. 335–339.

2 И с т о м и н а Э. Г. Границы, население, города Новгородской губернии (1727–1917). Л., 1972. С. 163.

3 М а к а р о в Н. А. Сельские приходы XV–XVII веков и системы расселения домонгольского времени на Белом озере: проблема преемственности // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 1998. С. 19.

4 Там же. С. 26.

5 С е р е б р я к о в а М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова монастырей // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 5. Вологда, 2003. С. 22–23.

6 Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 2. М., 1958. С. 218.

7 Там же. С. 110.

8 Там же. С. 147.

9 Там же. С. 310.

10 К о п а н е в А. И. История землевладения Белозерского края XV–XVI вв. М.; Л., 1951. С. 145.

11 Писцовая книга езовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда 1585 г. М.; Л., 1984. С. 105.

12 Там же. С. 52.

13 Там же. С. 110.

14 Там же. С. 78.

15 Там же. С. 99.

16 Там же.

17 Д м и т р и е в а З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. СПб., 2003. Приложение 9. С. 307.

18 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 291. Л. 1.

19 И в а н о в а Г. О. Приходские церкви города Кириллова по архивным источникам // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 184.

20 ГАВО. Ф. 1147. Оп. 3. Д. 59.

21 Там же. Ф. 798. Оп. 3. Д. 6. Л. 74.

22 Там же. Л. 100.

23 С т р е л ь н и к о в а Е. Р. Новомученики и исповедники белозерские //
К свету: Альманах. 1997. № 15. С. 146.

24 З о р и н а Н. А. Красота былых времен // Новая жизнь. 2000. 18 апреля.

25 ГАВО. Ф. 798. Оп. 3. Д. 6.

26 Ш е р е м е т е в П. С. Зимняя поездка в Белозерский край. М., 1902. С. 69, 168.

27 Там же. С. 140.

28 Памятная книжка Новгородской губернии на 1892 год. Новгород, 1892. С. 14.


Приложение

Список приходских церквей Кирилловского уезда (в пределах границ современного Кирилловского района)

Сведения о датах постройки храмов и посвящениях церковных приходов приводятся по клировым ведомостям XIX – начала XX века. Местонахождение храмов указывается дважды: по «Списку населенных мест Новгородской губернии» 1912 года и в соответствии с современным административно-территориальным делением Кирилловского района. Церкви в списке расположены в алфавитном порядке по их названиям, характерным для начала XX века, причем первым указывается название по местоположению храма, а затем – по посвящению.

Бородаевская Николаевская церковь.
Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1791 году, имела три престола:
1) во имя святителя Николая Чудотворца;
2) во имя великомученицы Параскевы (в холодном храме);
3) во имя преподобного Антония Римлянина (в теплом приделе).

Ферапонтовская волость, Николаевский Бородаевский погост.
Ферапонтовский сельсовет, детский летний лагерь на южном берегу Бородаевского озера.

Бороивановская Петропавловская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1784 году, имела четыре престола:
1) во имя апостолов Петра и Павла (в холодном храме);

2) в честь Собора Божией Матери;
3) во имя святителя Николая Чудотворца;
4) в честь Всемилостивого Спаса (в теплых приделах).

Спасская волость, Бороивановский погост.
Иваноборский сельсовет, село Иванов Бор. Церковь не сохранилась.

Вещезерская Богоявленская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1830 году, имела два престола:

1) в честь Богоявления Господня;
2) во имя великомученика Димитрия Солунского.
В 1850-е – 1860-е годы церковь была приписной к Коротецкой Ильинской церкви.

Ромашевская волость, Вещезерский Богоявленский погост.
Коротецкий сельсовет, деревня Росликово. Церковь не сохранилась.

Вещезерская Петропавловская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1798 году, имела четыре престола:
1) в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (в холодном храме);

2) во имя мученицы Параскевы;
3) во имя мучеников Флора и Лавра;
4) во имя преподобного Александра Ошевенского (в теплых приделах).

Петропавловская волость, Петропавловский Вещезерский погост.
Чарозерский сельсовет, село Чарозеро.

Вещезерская Троицкая церковь. Каменная церковь с колокольней, построенная в 1809 году, имела три престола:
1) во имя Живоначальной Троицы (в соборе);

2) в честь Рождества Богородицы;
3) во имя великомученика Георгия (в трапезе).

Петропавловская волость, Пречистенский (Троицкий Вещезерский) погост, деревня Веретье.
Чарозерский сельсовет, юго-западный берег Вещозера.

Вещезерская Христо-Рождественская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1797 году, имела три престола:
1) в честь Рождества Христова (в холодном храме);
2) в честь зачатия Иоанна Предтечи;
3) во имя святителя Николая Чудотворца (в теплых приделах).

Петропавловская волость, Вещезерский Христорождественский погост, деревня Омелино.
Чарозерский сельсовет. Церковь не сохранилась.

Вогнемская Богородице-Рождественская (Николаевская) церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1818 году, имела два престола:
1) в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в холодном храме);
2) во имя святителя Николая Чудотворца (в теплом приделе).

Вогнемская волость, Вогнемский Богородицерождественский погост.
Липовский сельсовет, село Вогнема.

К Вогнемской церкви была приписана деревянная церковь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная в 1485 году в деревне Бородаве.

Вогнемская волость, погост Бородава.
Город Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

Волокославинская Благовещенская церковь.
Каменная двухэтажная церковь с колокольней, построенная в 1785 году, имела четыре престола:
1) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы;

2) во имя Живоначальной Троицы;
3) во имя святых Флора и Лавра (на верхнем этаже);
4) во имя святых Космы и Дамиана (на нижнем этаже).

Волокославинская волость, Благовещенский Волокославинский погост.
Волокославинский сельсовет, село Волокославинское.

Волокославинская Николаевская церковь.
В селе Никольский Торжок рядом стояли две каменные церкви. Холодный храм, построенный в 1787 году, имел три престола:
1) во имя святителя Николая Чудотворца;

2) во имя Иоанна Предтечи;
3) во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Теплая каменная церковь, возведенная в 1740 году и перестроенная в 1867 году, имела три престола:
1) во имя великомученика Димитрия Солунского;
2) в честь Казанской иконы Божией Матери;
3) во имя священномученика Харлампия.
В одной связи с теплой церковью была возведена колокольня.

Волокославинская волость, Николаевский Волокославинский погост (Никольский Торжок).
Николоторжский сельсовет, село Никольский Торжок.
Холодная церковь – в руинированном состоянии, теплый храм не сохранился.

Волоховская Николаевская церковь.
Каменная двухэтажная церковь с колокольней, построенная в 1664 году, имела два престола:
1) во имя святителя Николая Чудотворца (в нижнем храме);
2) в честь Смоленской иконы Божией Матери (в верхнем храме).

Вогнемская волость, Волоховский погост.
Мигачевский сельсовет. Церковь не сохранилась.

Горицкая Введенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1812 году, имела два престола:
1) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в холодном храме);
2) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в теплом приделе).
Церковь была приписана к Горицкому Воскресенскому монастырю в 1814 году.

Зауломская волость, село Горицкая Слобода.
Горицкий сельсовет, село Горицы.

Городецкая Преображенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1798 году, имела три престола:
1) в честь Преображения Господня (в холодном храме);
2) во имя святителя Николая Чудотворца;
3) во имя великомученика Димитрия Солунского (в теплых приделах).

Вогнемская волость, погост Городок (Федосьин Городок).
Горицкий сельсовет, остров Городок. Церковь не сохранилась.

В 1830 году к церкви была приписана деревянная церковь Рождества Богородицы на Ивачеве. В 1885 году вместо сгоревшей приписной церкви была построена новая деревянная на каменном фундаменте в одной связи с колокольней. Единственный престол в ней был освящен во имя Александра Невского.

Вогнемская волость, погост Ивачево.
Горицкий сельсовет. Церковь не сохранилась.

Звозская Николаевская церковь.
Звозский Николаевский погост был расположен напротив деревни Звоз, на правом берегу реки Шексны. Там стояли две церкви.

Деревянная церковь с одним престолом во имя Николая Чудотворца была построена в 1766 году. Каменная церковь, построенная в 1792 году, имела три престола:
1) в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в холодном храме);
2) во имя святителя Димитрия Ростовского;
3) во имя святителя Леонтия Ростовского (в теплых приделах).

Зауломская волость, Николаевский Звозский погост.
Мигачевский сельсовет. Церкви не сохранились.

Есюнинская Вознесенская церковь.
Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1861 году, имела три престола:
1) в честь Вознесения Господня (в холодном храме);
2) во имя святого Иоанна Милостивого (в южном приделе);
3) во имя святого Александра Невского (в северном приделе).

Прилуцкая волость, Есюнинский погост.
Коварзинский сельсовет, озеро Ивановское. Сохранилась нижняя часть церкви.

Итклобобровская Преображенская церковь.
Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1784 году, имела два престола:
1) в честь Преображения Господня (в холодном храме);
2) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в теплом приделе).

Ферапонтовская волость, Итклобобровский погост.
Ферапонтовский сельсовет, восточный берег озера Пятницкое. Церковь не сохранилась.

Иткольская Богородице-Рождественская церковь.
На Иткольском погосте было две церкви. Каменная церковь, построенная в 1864 году, имела два престола:
1) в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в холодном храме, освящен в 1868 году);
2) во имя великомученика Георгия (в теплом приделе, освящен в 1864 году).
В 1888 году при церкви была построена каменная колокольня.

Деревянная церковь во имя мучеников Флора и Лавра, построенная в 1758 году, была отремонтирована и заново освящена в 1891 году.

Прилуцкая волость, Иткольский погост.
Коварзинский сельсовет, восточный берег озера Иткольское. Церкви не сохранились.

Кленовская Николаевская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1834 году, имела три престола:
1) во имя святителя Николая Чудотворца (в холодном храме)
2) во имя великомученицы Параскевы;
3) во имя преподобного Кирилла Новоезерского (в теплых приделах).

Прилуцкая волость, Кленовский Николаевский погост.
Коварзинский сельсовет. Церковь не сохранилась.

Колкачская Сретенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1785 году, имела три престола:
1) в честь Сретения Господня (в холодном храме);
2) в честь Казанской иконы Божией Матери;
3) во имя Архистратига Михаила (в теплых приделах).

Талицкая волость, погост Колкач.
Колкачский сельсовет, село Колкач.

Колнобовская Преображенская церковь.
Каменная церковь, построенная в 1854–1878 годах, имела три престола:
1) во имя святителя Николая Чудотворца;
2) в честь Казанской иконы Божией Матери (престолы в теплой церкви были освящены в 1860 году);
3) в честь Преображения Господня (престол в холодном храме был освящен в 1878 году).

Прилуцкая волость, Колнобовский погост.
Коварзинский сельсовет, деревня Сигово.

Коротецкая Ильинская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1820 году, имела три престола:
1) во имя пророка Ильи (в холодном храме);
2) в честь Тихвинской иконы Божией Матери;
3) во имя великомученицы Екатерины (в теплых приделах).

Ромашевская волость, Коротецкий Ильинский погост.
Коротецкий сельсовет, деревня Коротецкая.

Никитская церковь в селе Никитское.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1822 году, имела три престола:
1) во имя великомученика Никиты (в холодном храме);
2) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы;
3) во имя Архистратига Михаила (в теплых приделах).

Зауломская волость, Никитский погост.
Горицкий сельсовет, остров Никитский. Церковь не сохранилась.

Нилободовская Параскевинская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1809 году, имела два престола:
1) во имя великомученицы Параскевы (в холодном храме);
2) во имя великомученика Димитрия Солунского (в теплом приделе).

Талицкая волость, Нилободовский Параскевинский погост.
Колкачский сельсовет, около деревни Федорково.

Нилободовская Покровская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1810 году, имела три престола:
1) в честь Преображения Господня (в холодном храме);
2) в честь Покрова Пресвятой Богородицы;
3) во имя святителя Николая Чудотворца (в теплых приделах).

Бураковская волость, погост Покров-Нилободово.
Колкачский сельсовет, восточный берег озера Покровское, около деревни Гора.

Ниловицкая Христо-Рождественская церковь.
Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1892 году, имела один престол в честь Рождества Христова.

Спасская волость, село Ниловицы.

В 1964 году территория села Ниловицы затоплена Шекснинским водохранилищем. Церковь не сохранилась.

Печенгская Благовещенская церковь.
На Благовещенском погосте в Печенге стояли две церкви. Деревянная церковь, построенная в 1775 году, имела три престола:
1) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в холодном 
храме);

2) в честь Рождества Богородицы;
3) во имя святителя Николая Чудотворца (в теплых приделах).

Каменная церковь с колокольней, построенная в 1812 году, имела два престола:
1) в честь Воздвижения Креста Господня;
2) во имя мучеников Флора и Лавра.

Печенгская волость, село Воронино.
Печенгский сельсовет, деревня Воронино.

Подгородная Ильинская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1803 году, имела три престола:
1) во имя пророка Ильи (в холодном храме);

2) во имя великомученика Георгия;
3) во имя преподобного Феодосия Тотемского (в теплых
приделах).

Зауломская волость, Ильинский Подгородный (Георгиевский) погост.
Горицкий сельсовет, западный берег озера Шидьерское (Егорьев-
ское). Церковь не сохранилась.

Подгородная Покровская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1782 году, имела три престола:
1) в честь Покрова Пресвятой Богородицы (в холодном храме);
2) во имя святителя Николая Чудотворца;
3) во имя мучеников Флора и Лавра (в теплых приделах).

Зауломская волость, Покровский Подгородный погост.
Суховерховский сельсовет, деревня Аксеново.

Польченгская Георгиевская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1820 году, имела два престола:
1) во имя великомученика Георгия (в холодном храме);
2) в честь Живоначальной Троицы (в теплом приделе).

Никольская волость, Польченгский Георгиевский погост.
Чарозерский сельсовет. Церковь не сохранилась.

Прислонская Сретенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1836 году на месте сгоревшего деревянного храма, имела три престола:
1) в честь Сретения Господня (в холодном храме);

2) во имя великомученика Георгия;
3) во имя мучеников Бориса и Глеба (в теплых приделах).

Волокославинская волость, Прислонский Сретенский погост.
Волокославинский сельсовет, около деревни Минчаково. Церковь не сохранилась.

Раменская Зачатьевская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1818 году, имела три престола:
1) в честь зачатия святой Анны (в холодном храме);

2) во имя святых Космы и Дамиана;
3) во имя святого Димитрия Ростовского (в теплых приделах).

Ферапонтовская волость, Раменский Зачатьевский погост.
Ферапонтовский сельсовет, деревня Устье. Церковь не сохранилась.

Рукинская Воскресенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1822 году, имела три престола:
1) во имя Воскресения Христова (в холодном храме);

2) во имя пророка Ильи;
3) во имя преподобного Сергия Радонежского (в теплых приделах).

Волокославинская волость, Рукинский Воскресенский погост.
Николоторжский сельсовет, село Рукино.

Село-Никольская Николаевская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1826 году, имела три престола:
1) во имя пророка Ильи (в холодном храме);
2) во имя святителя Николая Чудотворца;
3) в честь Тихвинской иконы Божией Матери (в теплых приделах).

Спасская волость, Николаевский погост.
Иваноборский сельсовет, село Никольское.

Ситская Петропавловская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1851–1853 годах и освященная 24 ноября 1853 года, имела три престола:
1) во имя апостолов Петра и Павла (в холодном храме);
2) в честь Введения Божией Матери во храм;
3) в честь Воздвижения Креста Господня (в теплых приделах).

Бураковская волость, Ситский погост.
Николоторжский сельсовет, село Ситское.

Словинская Вознесенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1835 году, имела три престола:
1) в честь Вознесения Господня (в холодном храме);
2) во имя святителя Николая Чудотворца;
3) в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в теплых приделах).

Третий престол был освящен в 1862 году, когда церковь была «за невместительностью прибавлена на три сажени в длину».

Бураковская волость, Словенский Вознесенский погост.
Николоторжский сельсовет, деревня Славянка.

Соровская Вознесенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1822 году, имела три престола:
1) в честь Вознесения Господня (в холодном храме);

2) в честь Рождества Христова;
3) во имя святых Космы и Дамиана (в теплых приделах).

Вогнемская волость, погост Сорово.
Липовский сельсовет, деревня Кнутово.

Сусельская Петропавловская церковь.
Деревянная церковь, построенная в 1802 году, первоначально имела два престола:
1) во имя апостолов Петра и Павла;
2) во имя святителя Димитрия Ростовского.

В 1883 году церковь из-за «малопоместительности» пришлось перестроить, и был оставлен один престол в честь апостолов Петра и Павла.

Колокольня при церкви была возведена в 1896 году.

Волокославинская волость, Сусельский Петровский погост.
Волокославинский сельсовет, село Петровское.

Талицкая Петропавловская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1808 году, имела три престола:
1) во имя апостолов Петра и Павла (в холодном храме);
2) во имя святителя Николая Чудотворца;
3) в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в теплых приделах).

Талицкая волость, Петропавловский Талицкий погост.
Талицкий сельсовет, село Петровское.

Талицкая Троицкая церковь.
В селе Талицы стояли две каменные церкви. Каменная церковь, построенная в 1809 году, имела три престола:

1) в честь Живоначальной Троицы (в холодном храме);
2) во имя святых Космы и Дамиана;
3) во имя Модеста Патриарха Иерусалимского (в теплых приделах).

В 1871 году была построена каменная церковь в честь святых Космы и Дамиана.

Талицкая волость, погост Талицы.
Талицкий сельсовет, село Талицы.

Уломская Казанская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1863 году, имела три престола:
1) в честь Казанской иконы Божией Матери (в холодном храме);
2) в честь Владимирской иконы Божией Матери;
3) во имя трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (в теплых приделах).

Зауломская волость, Уломский погост.

К Уломской церкви была приписана деревянная церковь в местечке Сизьма на реке Шексне, построенная в 1905 году и освященная во имя святителя Николая Чудотворца.

Талицкая волость, местечко Сизьма.

В 1964 году Улома и Сизьма были затоплены Шекснинским водохранилищем. Церкви не сохранились.

Цыпинская Ильинская церковь.
На Цыпинском погосте стояли две церкви. Деревянная церковь, построенная в 1755 году, имела один престол во имя пророка Ильи. Каменная церковь с колокольней, построенная в 1800 году, имела два престола:
1) во имя великомученика Димитрия Солунского (в холодном храме);
2) во имя великомученика Георгия (в теплом приделе).

Ферапонтовская волость, Цыпинский Ильинский погост.
Ферапонтовский сельсовет, Цыпина гора. Каменная церковь не сохранилась, деревянная – реставрируется.

Чарондская Иоанно-Златоустовская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1828 году, имела три престола:
1) в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (в холодном храме);
2) во имя святого Иоанна Златоуста;
3) во имя святителя Николая Чудотворца (в теплых приделах).

Печенгская волость, село Чаронда.
Печенгский сельсовет, село Чаронда.

Чистодорская Николаевская церковь.
Деревянная церковь, построенная в 1767 году, имела два престола:
1) во имя святителя Николая Чудотворца (в холодном храме);
2) во имя апостола Иоанна Богослова (в теплом приделе).

В 1827–1915 годах церковь была приписной к Иткольской Богородице-Рождественской церкви.

Прилуцкая волость, Чистодорский Никольский погост.
Коварзинский сельсовет, деревня Чистый Дор.

Шалгободуновская Преображенская церковь.
Каменная церковь с колокольней, построенная в 1824 году, имела четыре престола:
1) в честь Преображения Господня (в холодном храме);
2) в честь Казанской иконы Божией Матери;
3) во имя Василия Великого (в теплых приделах);
4) в честь Рождества Иоанна Предтечи (на втором этаже).

Ромашевская волость, Шалгободуновский погост.
Коротецкий сельсовет, река Ковжинка.