Из истории церковных библиотек Кирилловского уезда в XVIII - начале XX века
Из истории церковных библиотек Кирилловского уезда в XVIII - начале XX века
Церкви, как и монастыри, были хранителями книжных богатств. Если учитывать количество церквей на территории Кирилловского уезда, то в целом в них находилось довольно значительное количество книг. «Памятная книжка Новгородской губернии за 1892 год» называет в уезде 128 церквей и 354 часовни1. По данным 1916 года, в нем было 94 прихода (9 округов)2. Сведения о церковных книжных собраниях есть в различных документах, в том числе в ведомостях, в описях имущества, в приходо-расходных книгах церквей.
В данной работе использованы ведомости 1913–1919 годов большинства церквей 1–8-го округов. «Ведомость о церкви» указанного периода включала два пункта, которые давали сведения о книгах: «книги до церковного круга подлежащия» и «в церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных». Но часто указывали лишь количество книг для чтения, а о богослужебных книгах писали: «есть все», «сполна» или «имеются», поэтому общее количество книг в церковной библиотеке можно определить не всегда. Какие книги должны быть в каждой церкви, говорилось в инструкции благочинному. 9-й пункт такой инструкции, посланной в 1792 году из Кирилловского духовного правления в Вещезерскую церковь Рождества Христова священнику Василию Иванову, гласил: «Надлежит необходимо быть в каждой церкви подлежащему числу книг к исправлению службы Божией потребных, яко то Евангелие напрестольное, облеченное приличною материею и украшенное, Апостол, Служебник, дванадесять Миней месячных, Устав, Триоди постная и цветная, два Октоиха, Псалтирь следованная, Часослов, Требник великий и малый, Ирмолог, книжица молебственная, книжица на день восшествия Ея Императорскаго Величества и на Полтавскую баталию, реестр панихидной, табель торжественных молебнов, новоизданныя проповеди»3. И далее: «...где которых из показаннаго числа книг не нашлось или бы и нашлись, но изодраны и зело ветхи или старопечатны, от прихожан требовать, чтоб оные книги, яко для исправления службы Божией нужные, были куплены, в случае ж их нерадения представлять». В следующем пункте инструкции говорилось, что «весьма прилично и полезно каждой церкви иметь некоторые к наставлению священников и христиан служащие книги, яко то Священную Библию, книги Маргарит, на деяния, послания и на Бытие Златоустаго, Минеи четьи и Прологи, Сокращенную богословию, Букварь и Краткий катихизис, книжицу о блаженствах, проповеди Гедеоновы, Феофановы и Минятиевы, Духовный регламент, Увещание раскольникам и другие изданные и полезные духовные книги и потому благочиннаго должность и чрез самаго себя и чрез священников прихожанам увещательно предлагать, дабы таковые книги хотя не в одно время были куплены и церковными были записаны». Благочинный же имел «власть приказать» священнику и церковному старосте купить эти книги, если были на то церковные деньги. Списки книг, «необходимых для библиотеки в каждой приходской церкви», печатали и в «Новгородских епархиальных ведомостях».
В такой список, помещенный в № 5–6 за 1890 год, включена 31 книга, в том числе издания 1860-х – 1880-х годов. В списке даны также рекомендации «достаточным церквям» по формированию книжных собраний. Например, кроме книги «Сокровище духовное, от мира собираемое» святителя Тихона, «достаточным церквям» рекомендовалось выписать полное собрание сочинений этого автора. Иными словами, количество книг в церковных библиотеках зависело от ряда обстоятельств, в том числе и от «достаточности» церкви, и было различным.
В начале 1908 года исполнявший должность благочинного 5-го округа священник Николай Третинский в донесении епископу Кирилловскому Иоаникию писал: «Библиотеки открыты и приведены в порядок по спискам почти при всех церквях благочиния, кроме церквей Ковжской и Троицкой, при которых по неимению средств библиотеки скудны книгами»4. Общее количество книг в церквях данного округа было от 31 (в Воскресенской Чужераменской) до 252 (в Николаевской Тигинской). Различным было также количество богослужебных и поучительных книг: богослужебных – от 20 (в Троицкой Ротковской) до 84 (в Вознесенской Тордокской), поучительных – от 10 (в Воскресенской Чужераменской) до 201 (в Николаевской Тигинской).
В церквях 3-го округа в 1916 году имелось от 53 (в Николаевской Кленовской) до 204 книг (в Вознесенской Соровской)5. Вогнемская церковь имела 202 книги6. Разница в количестве богослужебных книг в церквях этого округа была невелика (от 38 до 50), а в количестве поучительных книг, как и в церквях 5-го округа, довольно значительна (от 12 до 160). Были в уезде церкви и с большим количеством книг, чем вышеназванные, например, в 1913 году в Иоанно-Предтеченской Индоманской церкви имелось 309 книг, в Преображенской Кьяндской – 4977. К 1919 году значительное число книг для чтения имели такие церкви, как Благовещенская Волокославинская (150), Падчеварская Михаила Архангела (172), Петропавловская Иваноборская (200), Николаевская Волоцкая (208), Благовещенская Печенгская (277), Николаевская в селе Никольском (307), Николаевская Звозская (380), Воскресенская Пунемская (500)8.
Церковные документы позволяют проследить и изменения в количественном составе библиотек. Так, в деревянной Георгиевской подгородней церкви в 1790-е годы было 76 книг (48 названий), причем большинство составляли богослужебные книги (более 50)9. В новой каменной церкви (Ильинской подгородней с двумя приделами: Великомученика Георгия и Феодосия Тотемского) в 1910 году книг для чтения было уже 125, а к 1919 году – 14010. Значительное увеличение книг для чтения за 1908–1919 годы было в книжных собраниях церквей: Падчеварской Михаила Архангела (с 75 до 172), Воскресенской Пунемской (со 160 до 500), Введенской Ротковской (с 36 до 129), Троицкой Ротковской (с 20 до 89).
Описи церковных книжных собраний, сохранившиеся книги из ряда церквей Кирилловского уезда11 позволяют говорить о составе церковных библиотек. В подгородней Ильинской церкви были Апостолы, Минеи, Октоихи, Триоди, Служебники, Псалтири, Часослов, Канонник, нотированные книги, службы различным святым, «Книга о должности христианина», «Розыск», «Наставления от архипастыря к священнику», «Устав церковный», «Благовестник», «Поучения вседневные», «Книга о церкви и о таинствах», «Новая скрижаль», «Молебное пение на крамолу». В числе небогослужебных книг Николаевской Чистодорской церкви, приписанной к Иткольской Рождества Богородицы, были «Краткая священная история» и «Краткое наставление о лечении болезней»12. В библиотеке Вогнемской церкви Рождества Богородицы имелись: «Евангелие учительное», «Жития святых» Димитрия Ростовского, «Кормчая», «Обязанности домашнего общества по разуму исполнителей слова Божия древних христиан» Григория Мансветова, «Творения» Тертуллиана, «Попечение православной церкви о спасении мира», «Книга кратких поучений о главнейших спасительных догматах веры», «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни».
В XIX веке в книжных собраниях ряда церквей немалую часть составляли книги XVII – XVIII веков. В Николаевской Чистодорской церкви таких книг было более половины. В Вогнемской церкви Рождества Богородицы хранились вкладные «Пролог» 1660 года, «Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца» 1699 года13, купленное на церковные деньги «Евангелие учительное» 1662 года. Были в церковных собраниях и рукописные книги. Например, опись Георгиевской подгородней церкви называет «письменные нотные праздники», «письменный октоих с ирмологом ветх». В начале XX века рукописные книги вывозились из кирилловских церквей для епархиального музея. На выставке XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде в 1911 году экспонировались вывезенные А. И. Анисимовым Житие Кирилла Белозерского «с красочными заставками и изображением святого» из Вогнемской церкви, Месяцеслов из Казанского собора, Синодики «с рисунками и заставками» из Николаевской Звозской и Пунемской церквей14.
Пути поступления книг в приходские церкви в XVIII – начале XX века были различными. Как и в более ранний период, книги поступали в церкви в виде вкладов, дарений, покупались на церковные деньги.
В 1707 году Шестоднев служебный 1678 года «дал ... вкладом в церковь к Покрову Пресвятые Богородицы что под Кирилловым Кириллова монастыря Белозерского стряпчей Иван Иванов сын Поморцев...»15. Библия 1784 года16 на рубеже XVIII–XIX веков была куплена в Георгиевскую подгороднюю церковь у иеромонаха Кирилло-Белозерского монастыря Андрея Смолина. «Сборник церковно-гражданских постановлений в России, касающихся до лиц православного духовенства» был куплен за 1 рубль 50 копеек в 1860 году для Вогнемской церкви. Книги приобретались в церкви и через Кирилловское духовное правление. Так, с 1815 по 1826 год Казанским собором «внесено» в Кирилловское духовное правление 53 рубля 89 копеек за 16 книг («История Российской иерархии», «Словарь о российских писателях», «Толкования воскресные», «Проповеди Василия Великого» и другие)17. Приходно-расходные документы Казанского собора содержат сведения об отсылке денег за книги в Новгородское епархиальное попечительство, Новгородскую консисторию, Новгородский книжный склад Братства Святой Софии, Синодальную Санкт-Петербургскую книжную лавку. В 1886 году для Казанского собора было куплено в Синодальной Санкт-Петербургской книжной лавке 7 богослужебных книг (Псалтири, Часослов, Ирмологион, Апостол, Требники) на 14 рублей 80 копеек18. В ряде случаев деньги за книги для Казанского собора получали мещанин Иван Архипов, Елизавета Гостинщикова. Некоторые записи о приобретении книг указывают на участие в приобретении книг благочинного, настоятеля собора. Например, в марте 1896 года «через настоятеля собора протоиерея уплачено за две книги – «Обличительное богословие», «Христианское умозрение и человеческий разум» – 4 рубля»19. Иногда в документах указываются только название и цена книг или только сумма за приобретенные книги: «куплено разных книг для церковной библиотеки на 2 рубля 38 копеек», «отдано благочинному за присылку из типографии нужных для собору 5 книг 14 рублей 96 копеек». С 1809 по 1839 год Казанский собор израсходовал на приобретение книг более 200 рублей, с 1892 по 1897 год – более 45 рублей. Большинство из вновь приобретенных им книг – поучительные слова, толкования. То же можно сказать и об Ильинской подгородней церкви. В 1844 году для нее было куплено «13 книг гражданской печати разных святых отцов сочинения»20. По церковным документам прослеживается приобретение Евангелий в окладах. В 1829 году в Казанский собор «куплено через Новоезерского отца казначея иеромонаха Вениамина в Москве на фабрике купца Федора Молчанова новое большое Евангелие в серебряном позлащенном чеканной работы окладе, на коем серебра 510 золотников... осыпано бирюзою и сразами и 24 яхонтами...»21. За Евангелие и 5 финифтяных образов было заплачено 1120 рублей. Вероятно, именно для этого Евангелия вскоре был сделан футляр со стеклом стоимостью 7 рублей 50 копеек. В 1835 году «за напрестольное Евангелие в медном окладе под серебром с финифтями» для Цыпинской Ильинской церкви крестьянину Вязниковского уезда Герасиму Игнатьеву «отдано денег 120 рублей»22. Такая же сумма была израсходована на приобретение в эту церковь книг (Библия, Лествица, Часослов, Месяцеслов, Катехизис, Изъяснения евангельских притчей, Поучительные слова и другие) за период с 1821 по 1842 год.
Записи на книгах содержат различные сведения, в том числе о принадлежности книг той или иной церкви, о покупке их на церковные деньги. Например, на Евангелии 1662 года имеется следующая запись: «Сия книга, глаголемая Евангелие. Вогнемской церкви Рождества Пречистые Богородицы церковная подписал того храма поп Кирилло Кондратьев 1728 году марта в 8 день»23; на Шестодневе 1678 года: «Сия книга... церкви Николая Чудотворца, что на Чистом Дору, церковная вечно и безвыносно, а подписал сию книгу многогрешный раб тоя святыя церкви поп Алексей Алексеев своеручно для похищения»24. Подписывали книги священники, псаломщики, дьяконы, дьячки, пономари, церковные старосты. На книгах из Вогнемской церкви записи сделаны упомянутым выше Кириллом Кондратьевым, псаломщиком Александром Петровичем Туловским, на книгах Вознесенской Есюнинской церкви – священником Василием Ивановым, Николаевской Чистодорской – священником Алексеем Алексеевым, Покровской подгородней – дьяконом Федором Петровым Никитским, пономарем Андреем Михайловым, Ильинской Цыпинской – дьячком Иваном Кириловым, Ивачевской Рождества Богородицы – священником Гавриилом Ивановым, дьячками Федором и Кириллом Евдокимовыми, церковным старостой Александром Ивановым. Кроме записей, помет, на церковных книгах встречаются штампы-печати, иногда – сургучные печати. Сургучная печать Вогнемской церкви есть на книге «Новая скрижаль» 1838 года25.
Записи на книгах содержат имена священно- и церковнослужителей, имевших собственные книги, имена читателей, но такого рода записи немногочисленны. Одна из них имеется на рукописном «Сборнике богослужебных песнопений» XVIII века: «священника Димитрия Матфиева собственная его домовая подписана 1776 года июня 12 дня»26. Другая содержит имена владельца и читателя. Книгу «Слова Макария Египетского» 1798 года Ильинской подгородней церкви диакон Иоанн Петрович давал «в пользу для чтения и понятия... Кирилло-Белозерского монастыря послушнику Михаилу»27. Запись XIX века есть и на рукописном Житии Кирилла Белозерского28 1736 года: «Казенная книга Казанского собора дьячок Афанасий». Говорит ли она о владельце книги в тот период или о временном ее перемещении в читательских или иных интересах, пока неясно. В 1830-е – 1840-е годы в Казанском соборе действительно служил дьячок Афанасий Иванов. Принадлежность же книги Кирилло-Белозерскому монастырю подтверждает описание рукописей монастырской библиотеки, сделанное А. Е. Викторовым. Именно это Житие Кирилла Белозерского значится в его описании под № 1829.
В записях на книгах из собрания музея встречаются имена известных кирилловских священников: Александра Великославинского, Павла Левитского, Арсения и Павла Разумовских. Например, на книге «Систематический свод существующих законов Российской империи. Право гражданское» 1816 года написано: «С истинным усердием и признательностью принял сей дар от его превосходительства директора Опекунского совета действительного статского советника и разных орденов кавалера Николая Михайловича Попова 1847 июль 22 вогнемский священник Павел Левитский»30. А на листах имеются пометы типа: «Необходимая книга для совершения браков сомнительных по родству... смотри стр. 37 и 145». Книга «Жизнь Иисуса Христа» 1900 года – «усерднейшее приношение от истинно уважающаго крестнаго сына Ивана Бриллиантова» «его высокоблагословению досточтимому отцу Павлу Арсеньевичу Разумовскому по случаю исполнившагося 35-летия священнослужения 25 декабря 1901 года»31.
Во второй половине XIX – начале XX века в церковных книжных собраниях имелись и различные периодические издания: «Церковные ведомости», «Новгородские епархиальные ведомости», «Странник», «Христианское чтение», «Воскресный день», «Духовная беседа», «Домашняя беседа» и другие. В 1870-е – 1890-е годы Казанский собор выписывал «Новгородские губернские ведомости», «Новгородские епархиальные ведомости», «Церковные ведомости», в некоторые годы – «Руководство для сельских пастырей», «Странник», «Церковный вестник», «Христианское чтение»32. В 1908 году Варваринская Чуженгская церковь выписывала журнал «Трезвая жизнь», церкви Михаила Архангела Падчеварская, Рождества Христова Тавенгская, Николаевская Тигинская – «Воскресный день», Вознесенская Тордокская – «Душеполезное чтение», Рождества Богородицы Каликинская – «Церковный вестник». В 1913 году в библиотеке Преображенской Кьяндской церкви было 122 журнала.
В приходо-расходных документах немало сведений о переплете «церковных», «старых» книг. С 1819 по 1835 год Ильинская Цыпинская церковь за переплет Евангелия, Миней и других книг заплатила 91 рубль. Один из переплетчиков книг этой церкви – дьячок Горицкой Введенской церкви. В 1823–1831 годах за переплет двух Миней, Апостола и других книг Казанского собора переплетчикам было заплачено 55 рублей, из них 22 рубля получил вологодский мещанин Дмитрий Дьяконов за переплет Евангелия в малиновом бархате. В остальных случаях деньги за работу получали пономари Афанасий Борисов, Александр Мирославский, Александр Гаврилов33. Документы Казанского собора сообщают о приобретении в магазинах бархата для Евангелий. Так, в 1893 году в магазин купца Андреева было заплачено 6 рублей 50 копеек за два аршина малинового бархата «для обложения Евангелия». Поновляли, «чинили» оклады напрестольных Евангелий. Вот несколько примеров из документов Казанского собора. В апреле 1823 года «за починку и посеребрение напрестольного Евангелия выдано серебрянику» Ивану Сиротину 8 рублей. В 1829 году за переделку Евангелия «положением на оное нового малинового бархата, пяти образов серебряных и позлащенных обложенных для прочности серебряными ободочками и с другой стороны средник и наугольники» заплачено 35 рублей 20 копеек. В 1894 году было выдано серебряных дел мастеру Василию Пономареву34 23 рубля «за вызолочение серебряных клейм у двух бархатных Евангелий с обеих сторон», а также за позолоту и исправление двух больших Евангелий. Имеются сведения о ремонте окладов и по другим церквям. Так, в Ильинской подгородней церкви в 1841 году были «переделаны доски у второго Евангелия, вместо ветхого... обложена верхняя доска бархатом, а на оном серебряные чеканные золоченые евангелисты и угольники весу серебра 84 пробы 2 фунта 50 золотников, и все вызолочено».
Итак, книжные собрания церквей Кирилловского уезда насчитывали от нескольких десятков до нескольких сотен книг. В большинстве церквей состав книжных собраний не ограничивался только необходимым количеством богослужебных книг, в них имелась учительная и другая литература, периодические издания. Церковные библиотеки пополнялись путем вкладов, дарений, покупок. Пополнение книжных собраний, сохранность книг были заботой благочинных, священнослужителей.
Примечания
1 Памятная книжка Новгородской губернии за 1892 год. Новгород, 1892. С. 14.
2 Г л ы з и н а Л. И. Приходское духовенство Кирилловского уезда в конце XIX – начале XX века // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 5. Вологда, 2003.
С. 148.
3 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 288. Л. 2 об.–3.
4 РГАДА. Ф. 1441. Оп. 3. Д. 2515. Л. 2.
5 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 202. Л. 51. В документе количество книг проставлено не у всех церквей.
6 Из сведений о церквях 3-го округа за 1882 г.: «Библиотек при церквях более значительных три – при Вогнемской, Ферапонтовской и Цыпинской, при каждой имеется до 200 томов книг духовно-нравственного и поучительного содержания, а особых пожертвований на библиотеки ниоткуда не поступало» (КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 303. Л. 79 об.).
7 ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1, Д. 508. Л. 21 об., 55 об.
8 Там же. Д. 223; КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 281, 300, 301.
9 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 279.
10 ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 223; КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 277.
11 В собрании КБИАХМ хранятся книги из Николаевской Чистодорской, Ильинской и Покровской подгородних, Ивачевской Рождества Богородицы, Вогнемской Рождества Богородицы, Ферапонтовской Рождества Богородицы, Ильинской Цыпинской, Петропавловской Бороивановской, Варваринской Чужгской и других церквей Кирилловского уезда.
12 В XIX в. в церкви было 32 книги, из них – 24 богослужебные (КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 304).
13 Пролог 1660 г. вложил «смольнянин Матфей Нехорошево сын Козловский по своих родителех безвыносно» в 1675 году (КБИАХМ. СК 297), книгу «Службы, житие и чудеса Николая Чудотворца» 1699 г. «столник ... с Афонасием с Гавриилом по воле своей положили сию книгу... своих вкладом вечно безвыносно и за сей и за прежнее их данье... церкви того приходу священникам о здравии их Господа Бога молити, а родители их вечно поминати» (КБИАХМ. ОПИ. СК 266).
14 Каталог выставки XV Всероссийского археологического съезда в Новгороде. Отдел II. (Церковный) / Сост. А. И. Анисимов. Новгород, 1911.
15 КБИАХМ. ОПИ. СК 1439.
16 Там же. СК 456.
17 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 224.
18 Там же. Д. 236.
19 Там же. Д. 239.
20 Там же. Д. 279.
21 Там же. Д. 227.
22 Там же. Д. 341.
23 Там же. СК 310. На книге есть запись более раннего времени: «1711 году октября в 15 день Белоозерскаго уезду Надпорожского стану вотчины Кирилова монастыря храма Николая Чудотворца что на Звозе церковной дьячок Василей Иванов сын дьяконов продал я сию книгу Евангелие Толковое отца моего благословение дьякона Иоанна в Вогнемскую волость в дом Рождества Богородицы, а по договору деньги за сию книгу три рубли взял все сполна и впред мне, Василью, и сродцам моим в сию книгу не вступаться и не бить челом подписал я, Василей, своею рукою».
24 Там же. СК 857.
25 Там же. № 8346.
26 Там же. РК 82.
27 Там же. СК 1883.
28 Там же. РК 3.
29 В и к т о р о в А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890. С. 142.
30 КБИАХМ. ГК 96.
31 Там же. № 19177.
32 По приходо-расходным книгам, во второй половине XIX в. Казанский собор платил за выписку «Новгородских губернских ведомостей» 2,50–3 рубля (в разные годы), «Новгородских епархиальных ведомостей» – 2 рубля 25 копеек, «Церковных ведомостей» – 3 рубля 3 копейки, «Руководства для сельских пастырей» и «Странника» – 12 рублей 48 копеек, «Церковного вестника» и «Христианского чтения» –
7 рублей.
33 Александр Гаврилов – пономарь Казанского собора в 1823–1833 гг. Имя Александра Гаврилова как переплетчика книг Кирилло-Белозерского монастыря известно по монастырским документам 1836 г.
34 В 1870-е гг. «серебряник ярославский мещанин Василий Михайлов Пономарев» «чинил» оклады Евангелий Кирилло-Белозерского монастыря.