НЕИЗВЕСТНЫЙ ШЕДЕВР КРУГА ДИОНИСИЯ
НЕИЗВЕСТНЫЙ ШЕДЕВР КРУГА ДИОНИСИЯ
Основной целью настоящей работы является введение в научный оборот пока еще неизвестного и неисследованного памятника древнерусской живописи. Это двусторонняя выносная икона с изображением на лицевой стороне Богоматери с Младенцем и Николая Чудотворца на обороте 1. Икона была приобретена в 1981 году Ростовским музеем у жительницы поселка Борисоглебский Ярославской области М. Н. Овчинниковой. По ее словам, данная икона попала к ней или из села Неверкова или из его окрестностей2. Таким образом, предшествующая история данной иконы остается весьма неясной. До 1917 года Неверково находилось в восточной части Угличского уезда, граничившего с тогдашним Ростовским уездом. Ныне оно входит в Борисоглебский район Ярославской области. То, что икона двусторонняя и выносная, свидетельствует о ее происхождении из какой-то церкви. Но из какой именно - теперь уже вряд ли возможно установить.
В 1982 году произведение было раскрыто художником-реставратором Ростовского музея Ю. М. Барановым. Согласно его наблюдениям, в XIX веке древнюю живопись иконы покрыли толстым слоем грунта и записали. Небольшие утраты первоначального красочного слоя имеются на мафории Богоматери и по краям фигуры Христа. В нижней средней части иконы (одно над другим) хорошо видны фрагменты утрат древней живописи (очевидно, возникшие от пламени свечи) на нижнем поле, на мафории Богоматери, на кисти ее правой руки и на гиматии Младенца. На том же гиматии слабо сохранился золотой ассист. В целом же сохранность живописи на обеих сторонах памятника исключительно хорошая.
Доска иконы имеет ковчег на обеих своих сторонах. Характерной особенностью доски является полукруглая в сечении, тщательно обработанная верхняя торцевая шпонка, залевкашенная и окрашенная красной краской. Подобной же краской окрашены как боковые, так и нижний торцы иконной доски, исключая то место, где была рукоять, опиленная еще до поступления произведения в музей.
Богоматерь Умиление Подкубенская. Конец XV - начало XVI в.
Лицевая сторона выносной иконы
На лицевой стороне иконы (илл. 1) на золотом фоне представлена Богоматерь, склонившаяся к Младенцу Христу, которого она держит обеими руками у своего левого плеча. Младенец, ласкаясь, приник лицом к щеке Матери, удерживаясь левой рукой за край ее мафория. Кистью же правой руки он то ли прижимается к краю ее мафория, то ли тянется к ее подбородку. В местах утрат красочного слоя видно, что наружный контур изображения был намечен мастером тонкой графьей.
Мафорий Богоматери вишнево-коричневый с темно-коричневыми складками. Кайма мафория выполнена светлой охрой с четырьмя тонкими золотыми полосами. На правом плече данная кайма дополнена богатой золотой орнаментальной отделкой и бахромой. Звезды над лбом и на правом плече нанесены золотом. Чепец и рукав зеленовато-голубые с светло-голубыми пробелами. Поручь того же цвета, что и кайма мафория.
Хитон Христа белый с орнаментом в виде серовато-зеленых и красных звездочек и крестиков с точками, а также фигур, напоминающих лилию. По вороту и краю хитона проходит двойная зеленовато-серая кайма. Зеленовато-синий пояс Младенца отделан золотым орнаментом. Такой же светлой охрой, как и кайма мафория Богоматери, окрашен гиматий, украшенный золотым ассистом. Лики и руки моделированы посредством многослойного наложения светлой розоватой охры на зеленовато-оливковую подоснову. Небольшими белильными бликами отмечены края зрачков и глаз. Обводка личного выполнена то светло-коричневой, то более темной коричневой же краской. Этой последней нанесены и волосы Младенца.
Особую изысканность произведению придает тонкая золотая линия, огибающая контур нижней части тела Христа.
Нимбы обозначены двойной графьей. Перекрестья на нимбе Младенца и все надписи исполнены киноварью. Края иконы обведены красновато-бурой каймой.
По иконографии рассматриваемое произведение принадлежит к типу "Богоматерь Умиление". Как показал Г. И. Вздорнов, иконы с подобной иконографией относятся к варианту типа "Богоматерь Умиление Подкубенская" 3. Старейшая из названных икон, датируемая первой половиной XIV века, ныне хранится в Вологодском музее-заповеднике4. Однако следует подчеркнуть, что по иконографии наша икона близка ей лишь в самом общем плане. Еще Г. И. Вздорнов подметил одно отличие упомянутой древней иконы от ряда подобных по иконографии более поздних произведений XV-XVI веков. Оно заключается в том, что на них Младенец правой рукой не цепляется за край мафория Марии, как на вологодской иконе, а прижимается к нему ладонью5.
Сходна в данном отношении с названными произведениями XV- XVI веков и исследуемая икона. Интересно, что этим ее отличие от той же вологодской иконы не исчерпывается. В частности, на последней Богоматерь левой рукой слегка придерживает Младенца за спину, а на нашей - она поддерживает его той же рукой снизу. Кроме того, на Христе вологодской иконы отсутствует пояс, в то время как на рассматриваемом произведении соответствующий элемент имеется.
Указанные черты, отличающие нашу икону от упомянутого образа первой половины XIV века, в равной мере присущи и подавляющему большинству известных икон типа Подкубенской XV-XVI веков. К таким произведениям относятся: "Умиление" (XV в.) из суздальского Покровского монастыря6, "Умиление" (XV в.) из Троице-Сергиева монастыря7, "Умиление" (XVI в.) из бывшего собрания И. С. Остроухова8, "Умиление" (XVI в.) суздальского Спасо-Евфимиева монастыря9, "Умиление" (XVI в.), принадлежащее Третьяковской галерее"10. Иконографическое родство нашей и всех этих икон совершенно очевидно. Оно проявляется даже в разительном сходстве многих складок одежд. Такова, например, округлая выступающая вверх складка гиматия Младенца, расположенная под его поясом. И при всем том художественные манеры авторов каждой из перечисленных икон XV-XVI веков (и рассматриваемой в том числе) весьма различны.
Следовательно, данные произведения иконографически восходят к какому-то неизвестному общему протографу. Когда же он возник? Надо полагать, уже после создания иконы Богоматери Подкубенской первой половины XIV века. Очевидно, либо во второй половине XIV века, либо в XV веке древний извод Подкубенской был переработан как в отношении расположения упомянутых рук Марии и Христа, так и изображения их одежд". Именно к этому иконографическому варианту восходят все перечисленные выше "Умиления" XV-XVI веков, в том числе и наша икона. Таким образом, ее автор воспользовался уже давно существовавшей до него иконографической схемой.
Теперь следует особо подчеркнуть, что рассматриваемая икона является первоклассным произведением древнерусской живописи. Более того, изящество общего силуэта и рисунка деталей, изысканный подбор красок, подчеркнуто мягкая моделировка ликов и рук - весь художественный строй нашей иконы, проникнутый сдержанным лиризмом и одухотворенностью, - свидетельствует, что она была создана каким-то значительным московским художником.
В коллекции Ростовского музея есть икона, стилистически близкая рассматриваемому произведению. Это известная "Богоматерь Одигитрия" из села Гуменца12. В. Г. Пуцко не без основания датировал ее концом XV века и отнес к кругу Дионисия13.
Именно среди произведений Дионисия и художников его круга обнаруживаются аналогии рассматриваемому "Умилению". И, пожалуй, наиболее близкой из них является изображение лика на деисусной иконе Богоматери из иконостаса, созданного около 1502-1503 годов Дионисием и художниками его мастерской для собора Ферапонтова монастыря 14.
На оборотной стороне рассматриваемой иконы (илл. 2) святой Николай изображен по пояс, фронтально. Правой рукой он благословляет, левой поддерживает закрытое Евангелие. Фелонь святого светло-вишневая с серовато-голубыми пробелами. Омофор белый со светло-зелеными складками и темно-серыми, почти черными крестами. Прямоугольный вырез ворота и поручи золотые, оформленные темно-коричневыми линиями, многочисленными белыми точками и изображениями красных и голубых драгоценных камней. Сходную отделку имеет золотой переплет Евангелия. Обрез его ярко-красный.
Николай Чудотворец. Конец XV - начало XVI в.
Оборотная сторона выносной иконы
Лик Николая написан по светло-оливковому санкирю светлой, чуть розоватой охрой с еле заметными тончайшими белильными движками у зрачков, у края глаз и на кончике носа. Черты лица обведены коричневой краской. Волосы на голове, усы и борода проработаны многочисленными изящными белильными линиями, а также менее заметными коричневыми тонкими мазками. Особым изяществом отличаются очень мягко моделированные руки святого с длинными, тонкими, прямо-таки артистическими пальцами. Нимб золотой с циркульной графьей по краю. Светло-зеленый фон иконы выполнен жидкой краской большими свободными мазками, сквозь которую просвечивает белый левкас. Сходным образом только более темной зеленой краской нанесена кайма по краю доски. Еще более темный зеленый цвет имеют надписи.
В художественных приемах изображений на обеих сторонах иконы существенных отличий не наблюдается. Значит, они оба принадлежат кисти одного мастера и созданы одновременно. Образ Николая решен весьма своеобразно. Это не суровый старец или простоватый добрый старичок, каким он часто предстает на древних иконах, а утонченный интеллектуал.
Высветленность колорита, изысканная асимметричность лика и аристократическая хрупкость фигуры святого, пожалуй, не меньше, чем живопись лицевой стороны иконы, свидетельствуют о близости ее автора к тому течению московской живописи, которое олицетворялось Дионисием.
Недаром образ Николая нашей иконы напоминает изображения Николы в росписи южной апсиды Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданной около 1502-1503 годов Дионисием "со своими чады", и на деисусной иконе иконостаса того же храма15.
Самой же близкой аналогией среди станковых произведений является известная житийная икона Димитрия Прилуцкого (около 1503 г.), приписываемая самому Дионисию16. Как на этой, так и на нашей иконе применена сходная асимметрия в построении ликов, похоже написаны глаза, носы и т. п. Очень похоже выполнено многослойное розоватое вохрение личного. Причем по своему мастерству автор рассматриваемого произведения мало чем уступает создателю иконы Димитрия Прилуцкого. Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Рассмотренная икона, судя по приведенным аналогиям, была написана на рубеже XV и XVI веков или, что более вероятно, в самом начале XVI века. Автором ее являлся московский художник, близкий по своей манере Дионисию и мастерам его круга. Наконец, художественный уровень данной иконы столь высок, что ее необходимо причислить к лучшим образцам русской живописи того времени.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" (ГМЗРК). И-69 (40х30,5х3,5 см).
2 Эти сведения сообщены мне хранителем Ростовского музея Н. А. Дементьевой.
3.Вздорнов Г. И. Богоматерь Умиление Подкубенская // Памятники культуры. Новые открытия. 1977. М., 1977. С. 192-201.
4 См. воспроизведения: там же. С. 193, 195; Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII - начала XX века. Л., 1980. Илл. 2, 3.
5.Вздорнов Г. И. Богоматерь Умиления Подкубенская... С. 198.
6 См. воспроизведение в: Розанова Н. В. Ростово-суздальская живопись XII-XVI веков. Альбом. М., 1970. Рис. 54.
7 См. воспроизведение в: Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. Илл. 108.
8 См. воспроизведение в: К о н д а к о в Н. П. Русская икона. Альбом. Т. II. Ч. 2. Прага, 1929. Табл. 69.
9 Там же. Табл. 71.
10. Антонова В. И., М н е в а Н. Е. Каталог древнерусской живописи ГТГ. Т. 1. М., 1963 № 104.
11 В данной связи вспомним, что на рубеже XIV и XV вв. произошла переработка иконографии "Богоматери Владимирской" XII в. в отношении жеста ее левой руки.
12 ГМЗРК. И-514.
13 П у ц к о В. Г. Икона Богоматери Одигитрии из церкви села Гуменец // Revue rouma ine d'histore de L'art Serie beaux-arts. T. XII. Bucarest, 1975. С. 41-49.
14 См.: Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий. Каталог выставки. Л., 1981. Илл. 26.
15 См. воспроизведение в: С м и р н о в а Э. С. Московская икона XIV- XVII веков. Л., 1988. Илл. 139.
16 Там же. Илл. 148, 150.