поиск статьи


ДОКУМЕНТЫ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В СОБРАНИИ РОСТОВСКОГО МУЗЕЯ

Виденеева А.Е.

ДОКУМЕНТЫ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В СОБРАНИИ РОСТОВСКОГО МУЗЕЯ

В собрании столбцов Ростовского музея насчитывается около пяти тысяч документов XVII - начала XVIII века. В 73-м фонде этой коллекции объединены источники, имеющие непосредственное отношение к истории Кирилло-Белозерского монастыря. (Государственный музей - заповедник "Ростовский кремль". Собрание документов XVII- XVIII вв. Ф. 73, Д. 1-20.) В данной работе представлен обзор этих документов и опубликован их перечень.

В фонде Кирилло-Белозерского монастыря числится 20 единиц хранения, включающих в себя 27 документов. Несоответствие этих чисел объясняется тем, что иногда на лицевой и оборотной стороне одного столбца имеются различные документы. Так, в одном случае для записи текста использованы обе стороны столбца. В другом - два различных документа склеены вместе, а на обороте написан текст третьего. Наконец, в третьем случае соединены обрывки четырех разных документов, и на оборотной стороне этого искусственно созданного столбца имеется еще один документ.

Основная часть кирилло-белозерского архива - 19 документов (13 единиц хранения) - поступила в музей в середине 80-х годов XIX века в дар от архимандрита московского Данилова монастыря Амфилохия, известного палеографа, знатока и исследователя церковных древностей, который с 1888 по 1893 год являлся викарием Ярославо-Ростовской епархии и настоятелем ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1-4. 7-8. 10, 13-14, 17-20*). Один документ происходит из собрания Андрея Александровича Титова (9). У остальных шести документов источник поступления в музейное собрание не определен (5-6. 11, 12, 15-16).

Самый ранний документ - тарханная жалованная грамота царя Ивана Васильевича 1578 года, сохранившаяся в списке XVII века, наиболее поздний - частное письмо 1723 года, адресованное одному из кирилловских монахов. Четыре источника не имеют точной датировки, но по особенностям почерка отнесены ко второй половине XVII века (14, 15, 18.2,


* Здесь и далее цифры в скобках соответствуют номерам документов в Приложении, помещенном после данной статьи.


18.4). Шесть документов представлены в форме списков (1, 4, 8, 9, 13.1, 16). Шесть документов имеют утраты текста или сохранились фрагментарно (3.2. 5. 18.1-18.4.)

Виды документов разнообразны: семь отписей (3.1-3.3. 7, 8, 13.2, 18.5) и четыре челобитные (4. 5, 14, 17) (как правило, они адресованы в монастырь или происходят из монастыря); четыре отпускные памяти на вывод замуж крестьянских девок за пределы монастырской вотчины (6, 11, 12, 15); две грамоты, в том числе царская жалованная (1) и митрополичья ставленная (2); две сказки вотчинных крестьян (9, 19), а также царский указ (16), поручная запись (10), память (13). допросные речи (18.2), выпись из окладных книг (18.1) и письмо (20); наконец, имеются две записи (18.3, 18.4), дошедшие в виде небольших фрагментов, в связи с чем их атрибуция затруднительна.

Среди документов, объединенных в фонде Кирилло-Белозерского монастыря, выделяются два источника, несомненно, имеющих особую ценность. Первый - это уже упоминавшийся список с царской тарханной жалованной грамоты, данной 27 июня 1578 года игумену Козьме с братией по их челобитью на рыбные ловли в реке Умбе и на освобождение монастыря от податей и пошлин (1). Значительный интерес представляет также ставленная грамота Варлаама, митрополита Ростовского и Ярославского, данная в 1619 году священнику монастырской вотчины села Покровского Белозерс-кого уезда Михаилу Яковлеву (2). Этот документ имеет прямое отношение к Ростовскому архиерейскому дому, у которого утрачена большая часть древних документов, поэтому каждое новое документальное свидетельство XVII века особенно значимо. Обе грамоты - и жалованная, и ставленная - являются самыми ранними источниками в составе фонда. Остальные 25 документов относятся ко второй половине XVII - первой четверти XVIII века.

Тексты некоторых столбцов, на мой взгляд, особенно интересны и содержательны. В первую очередь это относится к отписям и челобитным настоятелей и членов братии монастыря, раскрывающим некоторые особенности внутреннего уклада монастырской жизни. Так, в отписи, отправленной в 1653 году архимандритом Митрофаном в Патриарший разряд, говорится о приеме "под крепкое начало" Исака Андреева Немирова, который по требованию своего отца, дьяка Андрея Немирова, за беспрестанное пьянство и отсутствие страха божия, выражавшегося в нежелании посещать церковь, был наказан ссылкой в монастырь. В Кирилло-Бело-зерском монастыре он был поручен заботам старца Феодосия, которому предписывалось держать Исака Немирова "под крепким началом", следить за тем, чтоб он повседневно присутствовал на службах в церкви и не выходил за пределы монастырской ограды (3.3). Другой источник, отпись архимандрита Иринарха, отправленная в ноябре 1709 года в Монастырский приказ, повествует о проживавшем в то время в Кирилло-Белозер-ском монастыре митрополите Исайе, который прежде возглавлял Нижегородскую епархию. Митрополит Селивестр, который сменил митрополита Исайю, обвинил своего предшественника в том, что, покидая Нижегородский архиерейский дом, он забрал с собой многие казенные вещи, в числе которых находились лучшая в ризнице праздничная панагия и серебряные архиерейские печати. Находясь в монастыре, митрополит Исайя рассылал духовенству Нижегородской епархии "возмутительные письма", призывавшие к неподчинению митрополиту Селивестру. После того, как обо всем этом стало известно в Монастырском приказе, архимандрит Ири-нарх получил предписание допросить митрополита Исайю и заключить его под караул. Допросные речи прежнего нижегородского владыки вместе с его келейниками требовалось "для разбора" представить в Монастырский приказ (18.5).

Небезынтересным является содержание документов, раскрывающих взаимоотношения между монастырем и вотчинными крестьянами. Примером источников подобного рода служит поручная запись, данная в 1679 году крестьянами монастырской вотчины "большому житнику" Кирилло-Бело-зерского монастыря старцу Александру Туркину за крестьянина деревни Оксеново Григория Никитина. Вступив в брак с крестьянкой монастырской вотчины деревни Лобанове вдовой Дарьей Фоминой дочерью Кузьминой, Григорий Никитин дал монастырским властям обязательство взять надел, принадлежавший прежде ее мужу, и жить на этом участке монастырской земли "добро и смирно, как и прочие добрые крестьяне живут, пашню пахать, и луги розчищать, и огород ... городить по старым межам..., и государевы подати платить, и монастырское всякое зделие делать со крестьяне ровно без ослушания, и поставить ему на том поземе избу, и против избы клеть, и двор оплотом огородить, овин, и житницу, и мельницу, и баню поставить по крестьянскому обычаю, а в пусте ему того позему не покинуть" (10).

В столбцах упомянуты имена настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря - игумена Козьмы (1) и архимандритов Митрофана (3.2, 3.3), Сергия (13.1) и Иринарха (17. 18.4-18.5).

Чтобы читатель мог составить собственное представление о характере документов, в приложении к статье помещаем их список.

Приложение
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ,
ИМЕЮЩИХСЯ В СОБРАНИИ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ"*

1. 1578 год, 27 июня. Жалованная тарханная грамота царя Ивана Васильевича, данная игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козьме с братией по их челобитью на рыбные ловли в реке Умбе и освобождающая монастырь от податей и пошлин. Список XVII в. 4 л.

2. 1619 год, 16 декабря. Ставленная грамота Варлаама митрополита Ростовского и Ярославского священнику Михаилу Яковлеву села Покровского Белозерского уезда вотчины Кирилло-Белозерского монастыря. 1 л.

3. Около 1653 года. Отписи Кирилло-Белозерского монастыря. 4 л.

3.1. Ранее 1653 года. Отпись игумену Антонию, старцу Феоктисту, келарю старцу Савватею некоего Федора о посылке в монастырь со своими крестьянами 20 четвертей овса и приеме его под расписку житенным старцем.

3.2. Ранее 1653 года. Отпись архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Митрофана брату старцу Михаилу о производстве следствия по спорному делу между ним и коровником Артамошкой. Окончание документа утрачено.

3.3. 1653 год, после 16 июня. На обороте: Отпись в патриарший разряд архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Митрофана, келаря чернеца Савватея и братии о приеме Исака Андреева сына Немирова, присланного в монастырь для содержания его "под крепким началом". Черновик.

4. 1659 год, 4 августа. Челобитная в Каргопольскую съезжую избу служек Кирилло-Белозерского монастыря Захарки Федорова и Ивашки Сергеева на каргопольского посадского человека Стефана Боркова по спорному делу о земле между монастырским подворьем и соседствующим с ним его, Стефана, двором. Список. 2 л.

5. 1664 год, 16 августа. Челобитная подключника Хлебного дворца Ивана Васильева на крестьян Семена Антонова сына Грязнова и крестьян вотчины Кирилло-Белозерского монастыря села Кабаново о разорении и грабеже его вотчины села Борисово Городецкого стана Угличского уезда. Утрата части текста. 1 л.


* Если номер в "Списке" имеет одну цифру, то она соответствует номеру дела, если же номер в "Списке" имеет две цифры, то первая из них соответствует номеру дела, а вторая введена для того, чтобы перечислить имеющиеся внутри этого дела документы. Как отмечено в статье, некоторые из них написаны на одном листе, и другим способом отделить их друг от друга невозможно.


6. 1665 год, январь. Отпускная память, данная приказным человеком вотчины Кирилле-Белозерского монастыря села Кабаново Городецкого стана Угличского уезда Иваном Федоровым по указу монастырских властей на вывод замуж крестьянской девки села Кабаново деревни Паколино Катерины Пантелеевой за крестьянина вотчины Воскресенского Угличского монастыря села Воскресенское деревни Бекренцово Григория Григорьева. 1 л.

7. 1666 год, 30 августа. Отписка старцу Кирилло-Белозерского монастыря Андриану Афанасьевского (?) монастыря чернецов Матфея, Никифора, келаря Павла Ремизова и соборных чернецов об отправке по его требованию "вершенного дела" Гришки Романова и отсылке "семенного масла", а также содержащая распоряжения относительно монастырских слуг. Черновик. 2 л.

8. После 25 июля 1667 года. Отпись Кирилло-Белозерского (?) монастыря старцу Сергию строителя Афанасьевского монастыря старца Пахо-мия Спиридонова, келаря Павла Ремизова и соборных старцев об отправке в Кандалакшский монастырь игумену Иоакиму служки Кириллова монастыря Никитки Петрова "в подначал за пьянство". Список. 1 л.

9. 1668 год, 5 января. Сказка в Дмитровской съезжей избе крестьянина вотчины Кирилло-Белозерского монастыря целовальника Якушки Иванова. Список. 1 л.

10. 1679 год, 20 мая. Поручная запись четырех крестьян "большому житнику" Кирилло-Белозерского монастыря старцу Александру Туркину за крестьянина деревни Оксеново Григория Никитина в том, что, вступив в брак с крестьянкой монастырской вотчины деревни Лобанове вдовой Дарьей Фоминой дочерью Кузьминой, будет на монастырской земле жить "добро и смирно, а хозяйство вести справно". 1л.

11. 1694 год, 21 мая. Отпускная память, данная приказным человеком вотчины Кирилло-Белозерского монастыря села Кабаново Городецкого стана Угличского уезда Тимофеем Филипповым по указу монастырских властей на вывод замуж крестьянской девки села Кабаново деревни Подол Марьицы Калининой за крестьянина вотчины Алексеевского Угличского монастыря Ивана Никитина. 1 л.

12. 1697 год, 31 января. Отпускная память, данная приказным человеком вотчины Кирилло-Белозерского монастыря села Кабаново Городецкого стана Угличского уезда Андреем Яковлевым по указу монастырских властей на вывод замуж крестьянской девки деревни Заманово Ульяницы Логиновой за крестьянина вотчины Алексеевского Угличского монастыря села Воскресенское деревни Чесоново (?) Микифора Абросимова. 1 л.

13. 1700 год. Документы о розыске по требованию архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила в приписной к Кирилло-Белозерскому монастырю Ниловой Успенской пустыни иеромонаха Феофила. 2 л.

13.1. 1700 год, 5 февраля. Память, данная архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Сергием монастырским стрельцам, посылаемым в Нилову Успенскую пустынь. Список.

13.2. 1700 год, февраль. На обороте: Отпись архимандрита Сергия архиепископу Гавриилу о том, что он посылал в Нилову Успенскую пустынь" к строителю старцу Кириллу монастырских стрельцов, но разыскиваемого иеромонаха Феофила там не оказалось. Черновик.

14. XVII век, вторая половина. Челобитная Кирилло-Белозерского монастыря старцу Савватею, келарю старцу Матфею и черным соборным старцам бывшего строителя островного Благовещенского монастыря чернеца Ионы на казенного дьяка Благовещенского монастыря, обвиненного в краже документов и книг из ризницы, казенной и настоятельской келий. 1 л.

15. XVII век, вторая половина. Отпускная память, данная приказным человеком вотчины Кирилло-Белозерского монастыря села Кабаново Городецкого стана Угличского уезда Климом Хлудовым по указу монастырских властей на вывод замуж крестьянской девки деревни Спирково Марины Кондратьевой за крестьянина вотчины Алексеевского Угличского монастыря села Воскресенское деревни Горка Ивана Григорьева. 1 л.

16. 1701 год, 11 ноября. Указ на Кострому стольнику и воеводе князю Афанасию Михайловичу Шудякову по челобитью Кирилло-Белозерского монастыря "московские службы Афанасьева монастыря" строителя иеромонаха Гавриила о том, чтобы дело о спорных сенных покосах между крестьянами Кирилловского монастыря деревни Кабаново села Сретенского Костромского уезда и Ильей Назаровым сыном Полозовым следует переслать в Москву, в Монастырский приказ, и впредь воеводе такими делами ведать. Список. 3 л.

17. После 1704 года. Челобитная архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Иринарху с братией монастырской вотчины села Ярбозеро деревни Гора крестьянина Силы Евдокимова на своего соседа, крестьянина Алексея Иванова, ложно обвинявшего его сына Емельяна в намерении "изувечить" его, Алексея, жену Федосью.

18. 1706-1709 годы. Документы Кирилло-Белозерского монастыря. 5 л.

18.1. После 1706 года. Выпись из окладных и приходных казенных и "житенной службы" книг о платеже в монастырскую казну окладных денег и хлеба крестьянами села Остушево и Старое Никицкое вотчины Кирилло-Белозерского монастыря. Фрагмент.

18.2. XVII век, вторая половина. Допросные речи крестьян села Троицкое о самовольно засеянных пустошах. Фрагмент.

18.3. Конец XVII - начало XVIII века. Запись о челобитных крестьян деревни Фомушино и Кобелево вотчины Кирилло-Белозерского монастыря "о розыске на старце Илинархе". Фрагмент.

18.4. 1709 год. Запись о допросе архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иринархом с братией содержащегося в монастыре бывшего митрополита Нижегородской епархии Исайи. Фрагмент.

18.5. 1709 год, ноябрь. На обороте: Отпись архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря Иринарха с братией в Монастырский приказ о допросе содержащегося в монастыре бывшего митрополита Нижегородской епархии Исайи по обвинению его митрополитом Нижегородским Селивестром в краже из архиерейской ризницы казенных вещей, в том числе "лучшей панагии празнишной" и серебряных архиерейских печатей, в рассылке духовенству Нижегородской епархии "возмутительных" писем о непослушании митрополиту Селивестру и прочих предосудительных поступках. Черновик.

19. Ранее января 1716 года. Сказка, данная по указу властей Кирилло-Белозерского монастыря монастырской вотчины приселка Запогостье мирским старостой Иваном Трофимовым, житийным целовальником Иваном Федоровым и всеми крестьянами о найме подводчиков для перевоза "железных припасов" с Устюжских и Белозерских железных заводов, с условием их поставки на Белоозеро на позднее 5 января 1716 года. 2 л.

20. 1723 год, 30 октября. Письмо монаху Кирилло-Белозерского монастыря Герману из Москвы от Василия Кроглишчева с испрошением благословения и извещением о частных событиях. 1 л.