поиск статьи


КЕЛЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В МОНАСТЫРЯХ БЕЛОЗЕРЬЯ (XVIII-начало XX века)

Смирнова Альбина Васильевна

КЕЛЕЙНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В МОНАСТЫРЯХ БЕЛОЗЕРЬЯ (XVIII-начало XX века)

Значительную часть книжного собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника составляют книги из Кирилло-Белозерского монастыря и Нило-Сорской пустыни. Есть книги и из других монастырей Белозерья (например, из Горицкого Воскресенского девичьего монастыря). Многочисленные надписи, штампы-печати на книгах свидетельствуют о том, что существовали не только общемонастырские библиотеки, а некоторые архимандриты, монахи, послушники имели в своих кельях и собственные книги. Конечно, полная реконструкция келейных библиотек очень сложна. Во-первых, потому что, видимо, не все книги того или иного владельца сохранились, а во-вторых, не все владельцы оставляли на книгах свои пометы или штампы-печати или же делали это выборочно. Так, на ряде книг конца XIX - начала XX века наряду со штампами библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря имеются такие надписи: "После иеродиакона Никона", "после иеродиакона Валерия", "после иеромонаха Даниила", "после иеромонаха Макария". На десяти книгах (Служебник, Октоих, Минея общая. Часослов, Три канона и др.) имеется надпись: "После иеродиакона Мелетия, скончавшегося 2 октября 1911 года". Совершенно очевидно, что эти книги первоначально находились в собственности названных монахов и лишь затем попали в библиотеку монастыря.

Большим любителем книги был архимандрит Иринарх 1, настоятель Кирилло-Белозерского монастыря в 1705-1732 годах. Свои келейные книги он любил подписывать собственноручно. "Кириллова монастыря чернеца архимандрита Иринарха келейная. Подписал своею грешною рукою" - подобные надписи есть на 8 книгах (Прологи, Толкования и другие). В ряде надписей указано, что книга куплена, иногда добавлено: "...на свои деньги". Книга "Камень веры" подарена Иринарху архиепископом Тверским и Кашинским Феофилактом2. Имя Иринарха упоминается также в надписях на книгах, вложенных им в Кирилло-Белозерский монастырь "по родителям своим и по своей душе", и на книгах, приобретенных при нем для монастыря и монастырского подворья в Москве.

В числе настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря XIX века, чье имя чаще всего встречается в надписях, - архимандрит Иаков (Поспелов)3. Это был очень образованный человек, известный благотворитель, аскет. Все книги, в надписях на которых встречается имя Иакова, - или подарки самому архимандриту, или подарки от него другим людям. Например, на книге "Киевский месяцеслов" мы читаем следующую надпись: "Из библиотеки инспектора Харьковской семинарии иеромонаха Иакова подарок преосвященнейшего Филарета епископа Харьковского и Ахтыр-ского". Книгу "Монашество и современные о нем толки" подарил в 1875 году "его высокопреподобию отцу архимандриту Иакову настоятель Угришского монастыря архимандрит Пимен". Книги "Кафедра Новгородских святителей..." и "Мысли о церкви и православном богослужении" - подарки авторов - протоиерея П. Тихомирова и Иоанна Кронштадтского. Присылал свои книги Иакову и составитель акафистов и служб А. Ф. Ковалевский4. Архимандрит Иаков и сам не оставался в долгу. Подтверждением этому является надпись на одной из книг: "От блаженного отца Иакова Кирилловского города з белова озера получена в 1895 г. Ульяны Белчуго-вой". Надпись на другой сообщает о том, что она была дана Иаковом иеромонаху Кирилло-Белозерского монастыря Мартиниану.

Иеромонах Мартиниан - владелец одной из самых больших келейных библиотек монастыря. Около двадцати книг имеют штамп овальной формы "Библиотека иеромонаха Мартиниана", а некоторые - тисненый штамп "иером. Мартиниан" или надпись. За небольшим исключением это книги кириллической печати: Служебник, Требник, Минея общая. Минея праздничная. Три канона. Литургия Иоанна Златоуста, Часослов учебный, Иноческое келейное правило, Правило к божественному причащению и другие. В библиотеке иеромонаха Мартиниана были и работы Н. Успенского по истории Кирилло-Белозерского монастыря: "О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря", "Кирилло-Белозерский монастырь". Их подарила отцу Мартиниану в 1900 году супруга Н. Успенского. Мартиниан (в миру - Матвей Егорович Васильков) происходил из крестьян Череповецкого уезда. Грамоте обучался в Остинском сельском училище. В 1885 году был определен в послушники Кирилло-Белозерского монастыря, через три года пострижен в монахи. В разное время исполнял в монастыре должности казначея, ризничего, заведовал хозяйственной частью. В 1914-1915 годах Мартиниан "находился на театре военных действий". Имел награды. В 1894 году награжден набедренником, а в 1915 году - орденом святой Анны III степени5.

Около двадцати лет (с 1897 г.) должность ризничего исполнял в Ки-рилло-Белозерском монастыре иеромонах Димитрий (в миру - Анфил Александров)6. Происходил из крестьян Кадниковского уезда Вологодской губернии. Грамоте обучался в сельском училище. В Кирилло-Бело-зерском монастыре Димитрий прожил с 1889 по 1918 год. В фондах музея-заповедника хранятся 64 книги, среди которых 22 кириллической печати, имеющие штампы: "Библиотека иеродиакона Дмитрия" или "Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря иеромонаха Димитрия". На многих книгах имеются даты с 1899 по 1917 год. В числе книг - жития святых, описания святых мест, акафисты, службы, книги о монашестве, исторические описания монастырей, богословские словари, периодические издания.

Значительной по количеству и разнообразной по содержанию (богослужебные книги, книги о монашестве и др.) была келейная библиотека иеро-схимонаха Леонида. На 17 книгах, из которых 9 кириллической печати, имеются скрепы: "Кирилло-Белозер-ского монастыря иеросхи-монаха Леонида" или "Из книг иеросхимонаха Ки-рилло-Белозерского монастыря Леонида". Большинство надписей сделано в 1889 году. На форзацах книг есть наклейки с номерами, судя по которым в этой библиотеке было не менее 40 книг.

В 1917 году в Кирилло-Белозерский монастырь был определен для жительства 80-летний епископ Мисаил7. На 11 книгах, в основном по богословию, имеются надписи: "Из библиотеки преосвященного Мисаила" или дарственные. На форзаце книги "Христианское умозрение и человеческий разум" (Пенза, 1880) читаем: "Его преосвященству преосвящен-нейшему Мисаилу епископу Орловскому и Севскому и Кавалеру от благочинного IV округа Нижне-Ломовского уезда Пензенской епархии священника Виктора Успенского усерднейшее приношение". Книги "Размышления о крестных страданиях господа нашего Иисуса Христа", "Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха", "О происхождении Псалтири" и ряд других были подарены епископу в бытность его служения в различных епархиях.

Таковы наиболее значительные фрагменты келейных библиотек Кирилло-Белозерского монастыря. На некоторых книгах имеются надписи о принадлежности их архимандриту Гедеону, иеромонахам Игнатию и Антонию, монаху Кириллу, послушнику Николаю Копылову и другим. Однако таких книг очень немного.

В 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря находилась Нило-Сорская пустынь. Вторая половина XIX - начало XX века - время ее нового экономического расцвета. В монастырской библиотеке в начале XX века насчитывалось более тысячи книг8. Насельники Нило-Сорской пустыни и ее скитов тоже имели келейные библиотеки. В их числе и библиотека иеросхимонаха Нила (1801-1870 гг.). Нил (в миру - Николай Прихудайлов) происходил из крестьян, был пострижен в монахи в Троицкой Кривоезерской пустыни Костромской епархии под именем Никон. Некоторое время жил в уединенной Надеевской пустыни, расположенной в 90 верстах от Кривоезерского монастыря. На одной из книг есть надпись, свидетельствующая о принадлежности ее казенной библиотеке названной пустыни. В поисках уединения Никон поселился в Нило-Сорской пустыни. Несколько лет он был в ней настоятелем, много сделал для укрепления ее духовной жизни и хозяйства. Поддерживал Никона в его деятельности архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иннокентий9, в подчинении которого как благочинного находилась Нило-Сор-ская пустынь. В 1844 году Никон "за вырытие св. мощей" при строительстве храма10 был сослан в Валдайский Иверский монастырь. Участь ссыльного, вероятно, была облегчена тем обстоятельством, что настоятелем Иверского монастыря был в то время переведенный из Кириллова Иннокентий. Через некоторое время Никон вернулся в Нило-Сорскую пустынь. В 1852 году он принял схиму с именем Нил и около восемнадцати лет прожил в скитах при пустыни. Надписи о принадлежности этому человеку имеются на 15 книгах, и связаны они с различными периодами его жизни. Книга "Полное собрание псалмов Давида" подарена ему братом Алексеем 6 декабря 1821 года в день ангела11. Николаю было тогда 20 лет. Из родительского дома и книга "Слова Макария Египетского". Уже будучи схимником он написал на ней: "...Из числа келейных книг всегрешнейшаго Никона сухаго недостойнаго иеромонаха и знаменосца Нила пустыни преподобнаго Нила Сорского чудотворца досталась мне еще после покойнаго родителя моего... Всегрешнейших иеромонах Никон во сх[име] Нил подписал своеручно". Три книги ("Полный месяцеслов", "Беседы о подвигах христианина", "Описание Иверского монастыря") подарены Никону архимандритом Иннокентием, а книга "Мысли о православии при посещении святыни русской" - игуменом Малоярославского Николаевского монастыря Антонием. Были и подарки от авторов. На форзацах имеющихся у него изданий Никон делал различные пометки. Например, на книге "Описание Иверского монастыря" имеется надпись, что она подарена ему во время "во оной обители в заточении... с запрещением годичным священнослужения рукоблагословения и ношения монашеских одежд...".

В надписях не только фиксировалось, кому принадлежит книга, но и каким образом она приобретена. В частности, на "Минее служебной" старец написал: "1853 года от Христова Рождества книги сии Минеи месячные декабрь и прочих месяцев на весь год принадлежат церкви новоскитской Успения пресвятыя Богородицы12 и преподобного Нила Сорско-го чудотворца. Куплены в Москве усердием монахини Горицкого девичья монастыря Раисеи [нрзб.] по прошению всех грешнейшего чернеца Нила Знамено священносхимонаха его собственная. Также и иные книги, а именно: 1. Следованная Псалтирь; 2. Триодь пост; 3. Цветная; 4. Октоих; 5. [Октоих] в двух книгах; 6. Ирмолог. Всего осемнадцать книг". Видимо, нередки были случаи, когда книги пропадали, потому что на той же Минее имеются такие надписи: первая - "Из всего следует что эти книги собственно принадлежат новому скитскому храму Пресвятой Богородицы Успения ея преподобного Нила Сорского и святых всех дабы никто не имел власти взять оных или перенесть в иную обитель или храм. Дерзающих бо таковых не избежать наказания и клетви и лишат поспе[нрзб.] и благословения Божия и ходатайства пресвятой Богородицы и преподобного Нила и всех святых. Подписал сие своеручно убогий и всех грешнейший иеросхимонах Нил при животе своем..." и вторая - "Принадлежат церкви Нило-Сорского скита... зане дерзнет кто-либо сию книгу из скита... клятва бо на дерзающих утвердит неизбежно якоже иные книги и вещи святого храма сего такие же лежат на дерзающих взимать хотя бы был и настоятель обители смертно согрешение таково это..."13. Старец Нил - автор молитв, проповедей и слов как опубликованных, так и рукописных 14. Имеющееся в фондах неподписанное "Слово на освящение храма в Нило-Сорской пустынножительной обители"15, вероятно, также является его творением.

Старец Нил являлся наставником монаха Герасима (в миру - Глеб Никитин, в схиме - схиигумен Нил), который пришел в Нило-Сорскую пустынь в 1849 году в шестнадцатилетнем возрасте. Любимым занятием Герасима было чтение душеспасительных книг, особенно житий святых. В послужном списке говорится, что никаких школ Герасим не оканчивал16, но сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что это был достаточно образованный человек, хорошо владевший словом. Его рассказ об иеросхимо-нахе Ниле, келейником которого он был, построен в форме разговора "благодетеля" и "ученика старца", то есть самого Герасима, и имеет предисловие с обращением к читателю17.

Сохранилось несколько книг, принадлежавших Герасиму. Четырехтомник "Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле" старец подарил с дарственной надписью одному из своих собратьев: "В знак молитвенной памяти и духовной любви дарствую сию книгу рабу Божию Ивану Федорову Калинину усердно послужившему во время старости моей и болезни схиигумен Нил житель Богородичного Успенского скита Нило-Сорской пустыни бывший Герасим 1 июня 1907 г.".

Иван Калинин жил в Нило-Сорской пустыни с 1901 года. В 1908 году определен в послушники, был келейником Герасима. Он же - автор журнальных статей и книг по истории пустыни, о ее подвижниках и подвижницах Горицкого монастыря. Следует упомянуть еще о двух келейных библиотеках Нило-Сорской пустыни. 22 книги музейного собрания имеют надписи: "Из книг монаха Пахомия иеромонаха Амвросия". На одной из книг, кроме такой надписи, имеется еще и другая: "Нило-Сорской пустыни послушников Петра и Михаила Смирновых ихняя сопственная".

На 20 книгах стоит надпись: "Из книг иеродиакона Нифонта". В этой библиотеке имелись исторические описания монастырей, книги по всемирной истории, поучения, беседы и пр.

Количественный состав книг из Горицкого Воскресенского девичьего монастыря в составе музейного собрания невелик, но надписи на книгах позволяют реконструировать некоторые фрагменты келейных библиотек и для этой обители. 11 книг ("Беседы Иоанна Златоуста", "Летопись Дмитрия Ростовского", книги по богословию) имеют надписи: "Из книг Александры Клементьевой" или "Из книг монахини Агнии". Александра Александровна Клементьева, происходившая из рода вологодских дворян Ярославо-вых, после смерти мужа постриглась под именем Агнии в Горицком монастыре в 1816 году. С нею приняли монашество и три ее дочери - Серафима, Аполлинария и Раиса (в монашестве - Аркадия, Арсения и Асенефа). Ее дочерям, как свидетельствуют надписи, принадлежали шесть книг, из которых две рукописные. Две книги (жития святых) были подарены им братом Никтополионом.

В 1810-1855 годах настоятельницей Горицкого монастыря была игуменья Маврикия (Ходнева), являвшаяся дочерью белозерского помещика. Четыре из принадлежавших ей книг имеют дарственные надписи: иеромонаха Кирилло-Новоезерского монастыря Израиля, соловецких иеромонахов Антония и Киприана и иеродиакона Давида. В библиотеке Маврикии имелась и рукописная книга "Беседы Феофана архимандрита Новоезерского". Феофан18 был духовным отцом Маврикии. От него она получала советы и наставления, с его благословения ввела в своем монастыре общежитие. На нескольких книгах из Горицкого монастыря имеются пометы, свидетельствующие о принадлежности их схимонахине Параскеве19, игуменье Анастасии (Свешниковой), послушнице Пелагее Герасимовой, Марии Ховриной. Книги "Хвалебное приношение веры новопрославленному святителю Митрофану епископу Воронежскому" и "Поучения огласительные Федора Студита", принадлежавшие Анастасии (Свешниковой), были переписаны схимонахиней Горицкого монастыря Александрой (Шиповой)20.

Безусловно, материалов из фондовых коллекций Кирилле-Белозерского музея явно недостаточно, чтобы делать серьезные обобщения. Можно, видимо, предположить, что келейные библиотеки были довольно широко распространенным явлением в монастырях Белозерья в XVIII - начале XX века. Основу этих библиотек составляла святоотеческая, житийная, богослужебная и богословская литература. Научных изданий, а также художественной литературы было очень немного. Изучение размеров и состава келейных библиотек далеко выходит за рамки чисто библиофильских изысканий, так как в определенной степени может служить показателем духовных запросов монашества того времени.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Будучи настоятелем Кирилле-Белозерского монастыря, Иринарх активно участвовал в возобновлении Валаамского монастыря, в других событиях, имевших важное государственное значение. Большая часть его настоятельства пришлась на время царствования Петра I, он был даже специально приглашен на погребение этого великого человека. Еще в середине XIX века в Кирилло-Белозерском монастыре хранилась золотая медаль, которую получили все, кто присутствовал на траурной церемонии.

2. Стефан Яворский. Камень веры. М., 1728. (КБИАХМ. СК. 1807). На книге надпись следующего содержания: "Преподобнейшему и всечестнейшему господину отцу Иринарху архимандриту святые великие лавры преподобного Кирилла Белозерския мне все [нрзб.] отцу и во Христе брату возлюбленному в знамение любви смиренно и достопочтенно в ларь принесох смиренный Феофилакт архиепископ Тферской и Кашинский".

3. Архимандрит Иаков (Поспелов) - настоятель Кирилле-Белозерского монастыря в 1866-1896 годах.

4 Акафист иконе Богородицы Толгской. СПб., 1879 (КБИАХМ. СК. 938). Надпись на книге гласит: "Его высокопреподобию Кирилло-Белозерского монастыря настоятелю отцу архимандриту Иакову от автора акафиста сего Андрея Федоровича, Ковалевского 1881 года 27 июля Харьковской губ. Змиевского уез. село Высочиновка". Подобные надписи есть также на книгах: Служба Иулиании Ольшанской. Киев, 1882 (КБИАХМ. СК. 1309) и Акафист Антонию Печерскому. Киев, 1888 (КБИАХМ. СК. 941).

5 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. Д. 39. (Материалы о составе Кирилло-Белозерского монастыря. 1882-1915 гг.). Л. 37 об.

6 Там же. Л. 37 об. Димитрий рукоположен в иеродиакона в 1894 году, в иеромонаха - в 1909 году.

7 Мисаил (Крылов) - с 1883 года епископ Можайский, с 1885 - епископ Дмитровский, с 1889 - епископ Орловский и Севский, с 1896 - епископ Могилев-ский и Мстиславский, с 1904 - настоятель Жировицкого монастыря, с 1905 - епископ Олонецкий и Петрозаводский, с 1908 года - управляющий Симоновым монастырем, штатный член Московской Синодальной конторы.

8 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. On. 1. Д. 140. (Черновая книга для составления описи библиотеки Нило-Сорской пустыни. 1911).

9 Иннокентий - настоятель Кирилло-Белозерского монастыря в 1829-1840 годах.

10 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. On. 2. Ведомость о монашествующих и послушниках Нило-Сорской пустыни Новгородской епархии за 1867 год.

11. Полное собрание псалмов Давида. М., 1811. (КБИАХМ. ГК 66). На книге надпись: "...дарствую л[юбимому] м[оему] брату Николаю Иванову сию книгу Собрание псалмов в знак чувствительного сердца. Брат... Алексей Прихудайлов 1821 года декабря 6-го дня в день его ангела".

12 Название данной церкви написано поверх названия другой церкви. Иеромонах Нил первоначально поселился в Иоанно-Предтеченском ските, а позднее устроил новый Успенский Богородичный скит.

13 Минея служебная. Б/м, 1837. (КБИАХМ. СК. 707).

14 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. On. 2. Ведомость о монашествующих...

15. Там же. РК. 24.

16 КБИАХМ. ОПИ. Ф. 1. On. 1. Д. 139. Л. 14 об.

17 Там же. Ф. 1. On. 2. Ведомость о монашествующих...

18 Феофан Новоезерский (1752-1832 гг.) - настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря с 1793 года. В 1799 году был назначен благочинным, в его подчинение входил и Горицкий монастырь.

19 Параскева Николаевна Хованская (в иночестве - Мария, в схиме - Параскева, 1778-1840 гг.) происходила из рода князей Хованских.

20 Александра Александровна Шипова (в монашестве - Агния, в схиме - Александра, 1785-1854 гг.) являлась дочерью костромского губернатора Голостенева.