ИЗ ИСТОРИИ КИРИЛЛОВСКОГО ЗЕМСТВА
ИЗ ИСТОРИИ КИРИЛЛОВСКОГО ЗЕМСТВА
Во второй половине XIX - начале XX века видную роль в общественно-политической жизни страны играли земства - органы местного самоуправления, возникшие в 1864 году, вскоре после отмены крепостного права в России. Земские функции были строго ограничены чисто хозяйственными делами, но выборный характер земств придавал им определенное политическое звучание, превращал их в кусочек конституции, поскольку земство было единственным учреждением страны, хоть в какой-то мере независимым от чиновной бюрократии. Неудивительно поэтому, что либеральные круги рассматривали земства как базу для эволюционного развития страны.
С первых дней своего существования земства оказались под строгим контролем центральной и местной администраций, которые всеми силами стремились ограничить их самостоятельность. Земское самоуправление не носило общероссийского характера, не имело единого координирующего центра. Губернатор имел право не утверждать постановления земских собраний "в силу их несоответствия общим государственным пользам и нуждам", мог отказывать в утверждении избранного земским собранием лица и т. п. Так, в 1887 году на три года было закрыто неугодившее властям Череповецкое уездное земство. Политизация деятельности земств в годы первой русской революции 1905-1907 годов, еще более усилила их конфликты с царской бюрократией.
В Государственном архиве Российской Федерации в фонде (ф. 579) лидера конституционно-демократической партии П. Н. Милюкова сохранился любопытный документ - заявление гласного Кирилловского земства А. М. Тютрюмова от 18 марта 1910 года в комитет парламентской фракции кадетской партии о произволе администрации по отношению к местному земству. Заявление ярко показывает положение кирилловского земства после первой русской революции и позволяет лучше понять причины, по которым земства так и не смогли демократизироваться и выполнить роль школы самоуправления для широких народных масс. Автор документа присяжный поверенный А. М. Тютрюмов был земским гласным в течение двадцати пяти лет и хорошо знал нужды земства. Документ публикуется по машинописному подлиннику (ГАРФ. Ф. 579. On. 1. Д. 907. А. 1-2) в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации.
А. Н. Егоров
В КОМИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКОЙ ФРАКЦИИ
КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Жизнь в уездах и деревне так разладилась и упала, что населению уже не по силам терпеть. До 17 октября 1905 г.1 еще работало и пользовалось некоторой свободой земство, но теперь и оно начинает падать и разрушаться. Ожидания земской реформы от Государственной думы не сбылись, и с жалобами на произвол и защитою прав самоуправления идти некуда. Жить между тем так нельзя и не под силу. Произвол и нарушения законов и интересов населения губернской администрацией, основывающей свои распоряжения на донесениях невежественной и пристрастной низшей полиции, все растут.
Сообщаю факты из деятельности Кирилловского уездного земства за последние годы: 1. В 1906 г. председателем уездной земской управы был выбран дворянин землевладелец Иван Матвеевич Тютрюмов, ранее служивший два трехлетия председателем, человек беспартийный 2, хотя прогрессивного образа мыслей, но он новгородским губернатором гр[афом] Медем[ом] без объяснения причин не был утвержден 3.
2. Па произвольно созданную губернатором вакансию председателя земской управы были в январе 1907 г. избраны гласные Мих. Вас. Сенков и Ник. Зое. Маркелов, а третьим прошел случайно землевладелец Ник. Евст. Козловский. Тот же губернатор, граф Медем, обойдя первых двух кандидатов, утвердил в должности Козловского, который, пробыв три года в должности, своей бесхозяйственной деятельностью довел земское дело в уезде до полного упадка, допуская перерасходы по 15 тыс. руб. в год, позаимствования на свои нужды и т. п.
3. На вакансию второго члена управы в октябре 1908 г. новгородским губернатором Башиловым вопреки закону был назначен коллежский регистратор Тим. Петр. Россиневич, не имевший в уезде не только установленного ценза, но и никакого имущества. Деятельность этого лица много содействовала расстройству земского хозяйства, и он перед оставлением службы взял из земской кассы не предусмотренную законом ссуду в 150 руб. и присвоил вырученные складом сельхозпродукции 69 руб.
4. Во время выборов уездных гласных на новое трехлетие с 1909 г. губернская администрация при содействии земских начальников пыталась оказать влияние на состав гласных, и когда это не удалось и после кассации выборов губернским присутствием были избраны независимые и в имущественном, и в нравственном отношении надежные лица, то вновь начались неутверждения. Председателем управы 26 ноября 1909 г. был избран окончивший курс в Московском сельскохозяйственном институте Ник. Зос. Маркелов, но он был неутвержден, хотя принадлежит к купеческой семье, не состоит ни в какой политической партии и никогда не привлекался ни по какому уголовному делу. Земство вынуждено было выбрать председателем местного уездного предводителя дворянства, который утвержден, но уезд остался без предводителя.
5. На собрании 26 ноября 1909 г. в число трех членов управы был избран уездный гласный крестьянин Бураковской волости Алексей Арсен. Блинов, но он не удостоился утверждения, хотя это серьезный и пожилой человек. Правда, он в 1907 г. был судим по 129 ст. Уголовного положения, но приговором С.-Петербургской судебной палаты 29 ноября 1907 г. оправдан.
6. На место неутвержденного Блинова 3 февраля 1910 г. выбран членом управы крестьянин Пунемской волости Аник. Степ. Куприн, но и он вновь не утвержден, хотя никогда не судился и состоит на службе акцизного ведомства продавцом казенной винной лавки.
7. На земском собрании 26 ноября 1909 г. членом Кирилловского уездного училищного совета избран был статский советник Ал. М. Тютрюмов, ранее состоявший 6 лет председателем уездной земской управы, а затем служивший 20 лет по Министерству финансов, но и он не был утвержден, хотя это единственный с высшим образованием землевладелец, проживающий в г. Кириллове и много работавший по развитию школы в уезде.
8. Вместо неутвержденного Тютрюмова собранием 3 февраля был избран членом училищного совета Ив. Ив. Шнейдмиллер, местный земский агроном, но и он оказался неутвержденным.
Таким образом, вследствие необъяснимого произвола не допущен к общественной деятельности целый ряд лиц, удостоенных доверия уездного земского собрания, составленного из самых надежных и обладающих солидным имущественным обеспечением граждан. До сего времени как уездная управа, так и училищный совет остаются неорганизованными, и мирная хозяйственная деятельность земства приходит в упадок и полное расстройство. Новгородским губернатором, таким образом, целый Кирилловский уезд Новгородской губернии объявлен на нелегальном положении, и совершенно парализована основанная на законе деятельность земства.
Указанная произвольная деятельность новгородского губернатора, правда, не отличается особенно резкими эффектами: нет ни смертных казней, ни ран, ни разрушенных домов, но она при расширении территориально и при невозможности обжалования и защиты в других контролирующих губернию учреждениях является страшным и вредным злом, которое парализует общественную деятельность земства, вносит полное отчаяние в среду мирных граждан и злобу на произвол, а в конечном выводе разоряет население уезда, благоустройство и благосостояние которого не развивается, а падает с каждым годом.
Поэтому, изложив эти факты последнего времени, обращаюсь в комитет парламентской фракции, не признает ли она возможным оказать какую-либо защиту гонимому Кирилловскому уездному земству и неосновательно и беззаконно преследуемым местным деятелям.
Гласный Кирилловского уездного земского собрания
Александр Матвеевич Тютрюмов.
г. Кириллов
18 марта 1910 г.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Манифест 17 октября 1905 года провозглашал введение гражданских свобод, расширение избирательных прав и давал законодательные права Государственной думе.
2 Столыпинский циркуляр 14 сентября 1906 года воспрещал земским и муниципальным служащим состоять в политических партиях.
3 Причина неутверждения И. М. Тютрюмова заключалась в том, что его брат А. М. Тютрюмов (автор документа) вступил в оппозиционную самодержавию конституционно-демократическую партию и попал под негласный надзор полиции.
4 Земские начальники не относились к земству, это была отдельная административная структура.