БИБЛИОТЕКА КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В XVIII-XX ВЕКАХ
Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря известна как одна из богатейших монастырских библиотек на Руси. Начало ей положил основатель монастыря преподобный Кирилл Белозерский. Принеся с собой книги из Москвы, а также занимаясь книгописанием, он ввел переписывание книг в своей обители как одно из послушаний грамотных иноков. Известны имена кирилловских книгописцев, сохранились написанные ими книги. Другой традиционный путь роста монастырского книжного собрания - вклады и дарения. В обитель преподобного Кирилла жаловали книги цари, князья, бояре. Книги также покупались на монастырские деньги. Экономический расцвет монастыря в XV-XVII веках, превращение его в одно из известнейших мест паломничества, царского богомолья, а также в место ссылки для многих князей и бояр, в том числе таких просвещенных, как Вассиан Патрикеев, сосредоточение в нем мастеров различных специальностей способствовали созданию крупной монастырской библиотеки. Опись книг конца XV века, составленная предположительно иноком монастыря Германом Подольным2, включает 212 названий 3. В 1664 году книжное собрание обители насчитывало уже 1916 книг4, и к нему обращались как к кладезю книжных богатств.
В 1639 году грамотой патриарха Иоасафа I были затребованы из Кириллова в библиотеку Печатного двора 34 книги 5. В следующем году в монастырь была послана грамота, требующая Прологи и Минеи. Помимо названных случаев книги из монастыря увозили в XVII веке еще не раз. Этот процесс продолжался и в XVIII веке. Часть кирилловских рукописей передали в библиотеку новгородского Софийского собора, вывозили книги в Москву и Санкт-Петербург. Несколько рукописей было отправлено для императрицы Екатерины II. Вероятно, Кириллов поделился книгами и с библиотекой Киевской духовной академии, когда та в 1780 году пострадала от пожара 6.
По описи 1841 года в монастырской библиотеке имелось 1938 книг, большей частью "письменных", то есть рукописных7. В 1859 году по ходатайству петербургского митрополита Григория 1355 книг Кириллова монастыря были вывезены в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии. По отчетам монастырских властей за 1868-1869 годы, в Кириллове имелось 17 рукописных (8 на пергамене, 9 на бумаге) и 816 печатных книг 8. В последующие годы количество печатных книг несколько увеличилось. В 1871-1874 годах рукописных книг числилось столько же, а печатных - 8349.
Одновременно с вывозом книг из монастыря его библиотека, как и прежде, пополнялась новыми книгами через покупку, вклады и дарение. О покупке в Москве книг для монастыря и монастырского Афанасьева подворья рассказывают надписи на книгах, архивные документы. Благодаря этому мы знаем о времени и месте приобретения книг, их стоимости. В ряде случаев названы имена настоятелей, с благословения которых совершена покупка, и имена людей, сделавших ее. Надписи с подобными сведениями встречаются чаще всего на книгах богослужебных и "для душеполезного чтения". Местом покупки была в основном Москва 10. Но иногда приобретали книги и у кирилловского купца Василия Сизьмина 11.
Книги стоили недешево. Так, в начале XVIII века за Апостол 1704 года было заплачено монастырских денег 1 рубль 25 алтын, за Псалтирь 1697 года - 1 рубль с четвертью, за Шестоднев 1700 года - 1 рубль12. В 1880 году за "большой Киевский Акафистник" было заплачено 3 рубля 50 копеек серебром 13. Упомянутую книгу Псалтирь купил "московский стряпчий Иван Поморцев по благословению архимандрита монастыря Сергия".
В надписях часто упоминается имя архимандрита Иринарха (годы настоятельства 1705-1732). При нем было сделано и несколько дорогих окладов на монастырские книги. В 1709 году был изготовлен оклад на Евангелие 1689 года 14. Чеканная надпись на нем сообщала, что "за дело за фунт и за позолоту дано мастеру по 15 рублев"15. Этот оклад подробно описал архимандрит Варлаам: "Оклад серебряный чеканный позолоченный с разными цветами, вокруг оклада такая же круглая рамка, на которой по середине и углам восемь херувимов и восемь репейков литых, девять серебряных чеканных позолоченных клейм: Преображение Господне, Воскресение Христово, Несение креста И[сусом] Христом, вверху - Отечество, внизу - Распятие, в углах - евангелисты. Нижняя деревянная доска обложена рудожелтою парчою с золотыми травами, на ней четыре наугольника серебряные белые с яблоками, по середине накладка серебряная с резной надписью ... Застежки серебряные, литые позолоченные с изображением апостолов Петра и Павла" 16. Указаны и размеры книги в окладе (15,5 х 10,5 х 2,5 вершка) и ее вес (один пуд 15,5 фунта) 17. В 1712 году был "построен" оклад на Служебник 1705 года "подаянием православных христиан весу серебра фунт 13 золотников"18. Заказывали серебряные оклады "на монастырский счет" и в последующие годы.
Книги в монастырскую библиотеку поступали также через Вологодскую и Новгородскую духовные консистории19. В XIX - начале XX века монастырь выписывал периодические издания: "Странник", "Церковный вестник", "Душеполезное чтение", "Воскресный день", "Христианское чтение", "Церковные ведомости". В 1878 году получение журнала "Церковный вестник" стоило монастырю 5 рублей 30 копеек в год, журнала "Душеполезное чтение" в 1880 году - 4 рубля 23 копейки, "Новгородских епархиальных ведомостей" (2 экземпляра) - 4 рубля 60 копеек20. В 1892 году на приобретение газет, журналов и книг было израсходовано 225 рублей 10 копеек21.
В XVIII-XIX веках книги-вклады, книги-подарки также пополняли монастырскую библиотеку. Среди вкладчиков и дарителей XVIII века - архимандриты монастыря Иринарх и Вавила, казначей иеросхимонах Ферапонт, строитель московского кирилловского подворья Феофилакт Чаромский, "больнишный" монах Афанасий, петербургский "купецкий человек" Василий Ильин, "богородник слепой Дмитрий Иванов рождением Вологодских стран". В XIX веке - это иеросхимонах Филарет, наместник Александро-Свирского монастыря архимандрит Савватий, митрополит Новгородский Амвросий, бывший Полтавский епископ Александр, помещик Харьковской губернии Андрей Федорович Ковалевский. Вклады делались "в поминовение по душе своей по своих родителях", "по родителях своих в век безвыносно", "по вере и по обещанию своему и ради поминовения родителей своих". В дарственных надписях выражалась любовь к обители преподобного Кирилла, уважение к ее настоятелям и братии. Таковы надписи на книгах, подаренных А. Ф. Ковалевским и епископом Полтавским Александром 24.
В монастырскую библиотеку переходили книги из собственных собраний архимандритов и иноков после их смерти. Судя по надписям- и штампам, многие монахи и послушники Кирилло-Белозерского монастыря имели, особенно в XIX - начале XX века, свои собственные книги. Случалось, владельцы продавали свои книги или дарили "на память" . Много келейных книг было у архимандрита Иринарха, который завещал свои книжные богатства монастырю. Архимандрит Ефрем в 1846 году написал на книге Апостол: "После смерти моей отдаю в монастырскую ризницу" 26. Десятки книг кириллической и гражданской печати отмечены штампами библиотек иеросхимонахов Мартиниана и Димитрия, проживших в монастыре около двадцати лет. Иеросхимонах Димитрий много лет исполнял должность ризничего27. В числе келейных книг монашествующих преобладали Служебники, Акафисты, Канонники, Последования молебных пений.
Большую часть монастырской библиотеки составляли богослужебные книги и отеческая литература. В 1803 году архимандрит Вениамин писал: "Хотя в сем монастыре число книг и довольно, но по большей части письменные и обыкновенные церковные, как-то: канонники, молитвенники и прочие сим подобные от множества в прежние времена монашествующих оставшиеся..."28. По описи 1841 года в числе рукописных книг было 65 Евангелий, 31 Апостол, 131 Псалтирь, 118 Миней, 139 Канонников. В 1868-1869 годах 816 печатных книг распределялись таким образом: книг Священного Писания - 21, Писаний Святых Отцов - 68, богослужебных - 337, прочих духовного содержания - 221, исторических - 94, недуховного содержания - 7529. Среди отеческой литературы значительную часть составляли сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого, Димитрия Ростовского. В XIX веке появилось много новых изданий по вопросам веры, иноческой жизни, по медицине, строительству, земледелию 30. Были в библиотеке и книги, авторами которых являлись настоятели Кирилло-Белозерского монастыря. В 1782 году вышла книга "Поучительные слова, в разные времена сказанные Иакинфом Карпинским"31. В XIX веке издавались труды архимандритов Варлаама и Иакова 32. "Житие преподобного Кирилла Белозерского чудотворца", составленное архимандритом Иаковом, вышло двумя изданиями - в 1875 и 1896 годах. В конце XIX - начале XX века был издан ряд книг по истории монастыря - исследователей Н. К. Никольского и Н. П. Успенского 33, литература, посвященная 500-летнему юбилею обители.
Основная часть монастырских "казенных" книг находилась в "книгохранительнице", которая в XVIII веке располагалась в палатках колокольни. "Меж теплою церковью Введения Пресвятые Богородицы да меж церкви ж Архангела Гавриила две палатки, одна книгохранительная, другая крепостная, каменные, над теми палаты наверху на столбах каменных колокольня",- сказано в переписных книгах за 1733 год 34. То же сообщает и "Ведомость" за 1764 год 35. Более подробные сведения дает опись монастыря 1773 года: "Под оною колокольнею проход, по сторонам оного келья да палатка малые ... Над оной кельей и палаткою ... три палаты... Палата книгохранительная, в нее двери, в дверях щит деревянный на крюках и петлях железных с лица обит жестью, в нем нутряной двоевалишной замок. При оном щите снаружи затвор железный... В оных трех палатах 17 окошек, в них оконницы стекольчатые выкрашены краскою зеленой тверды" 36. Документы XIX века указывают местом расположения монастырской библиотеки Сушило 37. В описи 1803 года читаем: "Двоетажная каменная ветхая связь, в которой в верхнем этаже хранятся ружейных и пистолетных старинных стволов, бердышей, шишаков... и библиотека" 38.
Книги в монастырском хранилище, по описаниям П. Челищева и С. Шевырева, были расставлены на полках. Шевырев так писал о хранении книг в Сушиле: "Пол кирпичный. Дерева нигде, кажется, не заметишь, кроме полок, на которых стоят книги. Двери и решетки на окнах железные. Книги доступны могут быть сырости, но зато не доступны огню" 39. Кроме основного хранилища, "казенные" книги находились в ризнице, в Успенском соборе, в больничной церкви Евфимия, в церкви Иоанна Предтечи и других церквях монастыря. О принадлежности книг той или другой церкви говорят надписи: "предтеченский", "церкви Евфимия Великого", "с горы" и др. В основном там находились книги для проведения богослужений: Минеи, Триоди, Служебники, Апостолы. В больничной церкви Евфимия, пока больничная палата использовалась по назначению, были и книги "для душеполезного чтения" 40.
В первой половине XVIII века еще сохранялась должность книгохранителя, которую исполняли иеромонахи, иеродиаконы. Книгохранителем иеродиаконом Савватием Сийским подписана в 1706 году книга "Жития святых" (Могилев, 1702) 41. Книгохранитель монастыря Ивачевский назван в расписке о получении книги из книгохранительной службы в 1732 году 42. В XIX веке за книги отвечал, вероятно, ризничий. Ризничим иеромонахом Ионой подписан "Октоих нотного пения" (М., 1800) 43. Опись книгохранительницы являлась в ряде случаев продолжением ризничной описи44. В ней фиксировалась недостача книг при передачах. Например, в 1850 году при передаче ризницы от иеромонаха Алексея иеродиакону Иосифу не оказалось двух "письменных в лист Патериков Печерских" 45.
Книги из монастырской библиотеки выдавали как для общего чтения в трапезной палате, так и для индивидуального в кельях. "Дана уставщику Льву Костромину", "Отдана уставщику Дорофею" - такие надписи были оставлены в XVIII веке на Прологе 1661 года46. Есть надписи, свидетельствующие о выдаче книг "на время" в келью послушникам Григорию Александрову, Василию Семенову, о чтении книги послушником Димитрием Петровым и др.47 Несомненно, из хранилища выдавали не все книги. Как святыни обители, берегли книги, принадлежавшие преподобному Кириллу Белозерскому, и хранили их в ризнице. Там же находились Евангелия в дорогих окладах. На Прологе 1702 года имеется надпись: "Сия книга из Кирилло-Белозерского монастыря из казенной библиотеки выдана в церковь инокам, им чтобы давать монахам для пользы, а в город не давать" 48. Об использовании монастырских книг рассказывает расписка Василия Котельникова о получении им в 1732 году Канонника и аналогичная расписка смотрителя Кирилловского духовного училища Ивана Ольховского о получении книг для воспитанников училища49. Монастырской библиотекой пользовались и священники из окрестных церквей 50.
В конце XIX века, помимо основной, в монастыре существовала "братская и для мирян" библиотека. Должность библиотекаря в ней выполнял учитель монастырской церковно-приходской школы А. А. Измайлов51
Активное использование книг приводило к их быстрому ветшанию. Описи XIX века отмечают плохое состояние многих из них. Монастырские документы, надписи на книгах, подклеенные листы, "новые" переплеты свидетельствуют о том, что в монастыре занимались "чинкой" книг. Из приходо-расходных книг мы узнаем имена мастеров, стоимость их работы. В XVIII веке монастырские книги переплетали, используя "мездринный клей", Антон Коленецкий и Гаврила Хватов52. В 1818 году иеродиакон Иннокентий получил от монастыря за переплет книг 5 рублей 53. В том же году монастырь покупал "для переплету книг пять опойков по 1 рублю 40 копеек каждый"54. В 1830-е годы книги и монастырские документы (приходо-расходные книги) переплетал диакон Кирилловской городской Вознесенской церкви Александр Гаврилов. В мае и декабре 1836 года он получил 50 рублей 20 копеек за переплет десяти Миней, двух Ирмологиев и других книг55. Имя этого переплетчика названо и в надписи на "Житиях святых" 1767 года56. Во второй половине XIX века при архимандрите Иакове ремонтировали как ветхие книги, так и "вновь приобретенные покупкой и пожертвованные" 57. Документы 1879-1880 годов называют в качестве переплетчика пономаря городского Казанского собора Федора Нумерова, занимавшегося в монастыре также "письмоводством и трудами по канцелярии" 58. В числе переплетенных им книг - "Евангелие в золотом обрезе", Псалтири, Ирмологии, Служебники, Минеи, Правила, Синодики, а также описи монастыря, книги для входящих и исходящих бумаг. За переплет описи мастеру платили 40 копеек, небольшой книги - 10 копеек, а за переплет таких книг, как Минея или Псалтирь, - около 1 рубля 59. На монастырских книгах встречается особый штамп переплетчика кирилловского мещанина Ф. Ф. Воскресенского. Его фамилия упоминается и в приходо-расходных книгах за 1917 год. За переплет "старого Служебника" мастеру было заплачено 25 копеек, Акафиста преподобному Кириллу Белозерскому - 10 копеек, Минеи - 90 копеек, Евангелия - 2 рубля60. Есть сведения и о поновлении книжных окладов. В 1878 году "серебряник ярославский мещанин Василий Михайлов Пономарев" получил от монастыря "за окрашение и полирование Евангелия заново" 5 рублей серебром61. В 1907 году по инициативе наместника о. Анастасия при монастыре открыли переплетную мастерскую. Переплетному делу обучал в ней учитель церковно-приходской школы62.
Во второй половине XIX века занимались в монастыре и разборкой старого архива. А. Н. Муравьев, посетивший в середине столетия обитель преподобного Кирилла, писал о многих ящиках, "наполненных ветхими свитками дел монастырских, полуистлевшими, полуизорванными" 63. Разбирал архив и составлял описи заштатный священник Александр Молчанов. В 1879 году он получил за эту работу 78 рублей64. С конца 1880-х годов с архивом и рукописными книгами работали Н. К. Никольский и Н. П. Успенский.
По документам 1929 года, библиотека бывшего Кирилло-Белозерского монастыря состояла из 1160 томов книг и периодических изданий за 15 лет 65. Книги монастырской библиотеки стали основой книжного собрания музея. В 1920-1930-е годы оно пополнилось книгами из закрывавшихся в то время окрестных монастырей и церквей. К сожалению, не все книги и документы, попавшие в музей, остались на месте. В 1933 году из Кириллова в Ленинград был вывезен 4551 килограмм "архивных рукописных материалов" 66. Десятью годами ранее 8 рукописных книг XV века отправили в Государственный русский музеи 67. Более печальна участь книг, в основном Евангелий в окладах, взятых в 1924 году в Госфонд как "немузейное имущество" 68. Акты на списание книг составлялись и позднее. В 1950-1960-е годы большое число книг было передано в ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина 69. С тех пор книжное собрание музея пополняется лишь единичными поступлениями как рукописных, так и старопечатных книг, среди которых встречаются иногда и книги, когда-то принадлежавшие Кирилло-Белозерскому монастырю.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вассиан Патрикеев - выдающийся русский публицист, в миру князь В. И. Патрикеев, пострижен в Кириллове монастыре в 1499 году.
2 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV- XVI вв. Ч. I. Л., 1988. С. 150.
ЗBздopнoв Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - начала XV вв. М., 1980. С. 127.
4Poзoв Н.Н.Из истории Кирилло-Белозерской библиотеки // Труды ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Т. IX (12). Л., 1961. С. 186.
5Дмитpиeвa Р. П. Светская литература в составе монастырских библиотек ХУ и XVI вв. //ТОДРЛ. Т. XX1I1. А, 1968. С. 146-150.
6. Челищев П. И.] Путешествие по Северу России в 1791 году. Дневник П. И. Челищева. СПб., 1886. С. 229.
7. Шевырев С.] Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году. Ч. 2. М., 1850. С. 28.
8 РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 1953. Л. 6 об.- 7.
9 Там же. Д. 2019. Л. 6-7.
10 ОПИ КБИАХМ. СК 537, 1779.
11. РГАДА. Ф- 1441. On. 3. Д. 2101. Л. 18.
12 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. On. 1. Д. 29. Л. 27 об., 44; СК 305.
13 РГАДА- Ф. 1441. On. 3. Д. 2101. Л. 18.
14 ОПИ КБИАХМ. СК 1773. Сохранился только блок книги.
15 Варлаам, архимандрит. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре. М., 1859.
16 Там же.
17 Вершок - 4,5 см, пуд - 16,38 кг, фунт - 409,51 г, золотник - 4,3 г.
18 ОПИ КБИАХМ. СК 1106.
19 В 1775 году из Вологодской консистории прислана книга "Беседы о покаянии". (М.. 1772). (ОПИ КБИАХМ. СК 145). В 1880 году послано секретарю Новгородской духовной консистории Вернадскому за высланные в двух экземплярах книги для монастырской библиотеки 2 рубля 68 копеек (РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 2050. Л. 7.)
20 РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 2065. Л. 88-89.
21 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. On. 1. Д. 38. Л. 6.
22 Строитель - управляющий монастырским подворьем.
23 А. Ф. Ковалевский - автор акафистов преп. Кириллу, иконе Смоленской Богоматери. Сохранились переписка А. Ф. Ковалевского с архимандритом монастыря Иаковом (РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 2114; ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. On. 1. Д. 22. Л. 15.), обращение архимандрита Иакова к архиепископу Новгородскому и Старорусскому о разрешении чтения сочиненного А. Ф. Ковалевским рукописного акафиста перед иконой Смоленской Богоматери в монастыре (РГАДА. Ф. 1441. Оп.З.Д. 2266).
24 ОПИ КБИАХМ. СК 937. Книга "Часослов учебный" (СПб., 1907) подарена "на память от послушника Кирилло-Белозерского монастыря Андрея Иванова послушнику того же монастыря Николаю Ивановичу Копылову" (ОПИ КБИАХМ. СК 1675).
26 ОПИ КБИАХМ. СК 1987.
27 Ризничий - заведующий ризницей, где хранились особо ценные монастырские предметы: кресты, сосуды, книги, облачения и т. д.
28 РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 978. Л. 1 об.
29 Там же. Д. 1953. Л. 6 об.- 7.
30 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. On. 1. Д. 29. Л. 55-63.
31 Там же. ГК 37, ГК 38. Иакшф Карпинский был игуменом в Кириллове монастыре в 1774-1792 годах.
32 Годы игуменства Варлаама - 1853-1857, Иакова - 1866-1896.
33 И в а н о в а Г. О. Кирилловский историк Н. П. Успенский // Кириллов. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 93.
34 ОР ГПБ. Кир.-Бел. 100/1336. С. 584.
35 РГАДА. Ф. 280. On. 3. Д. 266. Л. 2 об.
36 ОР ГПБ. Кир.-Бел. 102/1338. Л. 38 об.-39.
37 Сушило - помещение складского типа. В Кирилло-Белозерском монастыре - второй этаж каменного корпуса, расположенного к западу от Святых ворот.
38 РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 978. Л. 3.
39 Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь... С. 26.
40 ОПИ КБИАХМ. СК 189. 354, 434, 360.
41 Там же. СК 572.
42 Там же. Ф. 1. On. 2.
43 Там же. СК 1236.
44 Там же. Ф. 1. On. 1. Д. 28. Л. 53-54.
45 Там же. Д. 23. Л. 128.
46 Там же. СК 354.
47 Там же. СК 1807; 1835.
48. Там же. СК 308.
49 Там же. Ф. 1. On. 2.
50 Там же. On. 1. Д. 40. Л. 33 об.
51 Там же. On. 2.
52 РГАДА. Ф. 1441. On. 2. Д. 7900. Л. 8 об.; Д. 8627; мездровый ("мездринный") клей - клей животного происхождения.
53 РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 1201. Л. 35.
54 Там же. Л. 33; опоек - шкура теленка, не перешедшего на растительную пищу.
55. Там же. Д. 1457. Л. 14, 22 об.
56 ОПИ КБИАХМ. СК 658.
57 РГАДА. Ф. 1441. On. 3. Д. 1953. Л. 18.
58 Там же. Д. 2050. Л. 23.
59 Там же. Д. 2088. Л. 32.
60 ОПИ КБИАХМ. Ф. 1. On. 1. Д. 36. Л. 17, 20.
61 РГАДА. Ф- 1441. On. 3. Д. 2077. Л. 39.
62 А н т о н и й. Письма о монастырской жизни // НЕВ. 1907. № 36. Л. 1141.
63 М у р а в ь е в А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894. С. 217-221.
64 РГАДА. Ф- 1441. On. 3. Д. 2088. Л. 42.
65 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д. 9. Л. 10.
66 Там же. Д. 15. Л. 21.
67 Дмитриева Р. П. Указ. соч.
68 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Д. 3.
69 Там же. Д. 83.