Публикация исторических документов
1776 год. Августа 24. Именной,
данный Сенату. - Об открытии
Новгородского наместничества
Всемилостивейше повелеваем правящему должность Нашего Тверскаго и Новгородскаго наместника Генералу-поручику Сиверсу, по изданным в прошлом 1775 году ноября 7 дня вновь учреждениям для управления Губерний, исполнить в Декабре месяце сего года равномерно и в Новгородской Губернии, составя сие новое Наместничество из двух Областей или Провинций, то есть Новгородской и Олонецкой; к Новгородской приписать уезды: Новгородской, Старорусской, Валдайской, Боровицкой, Новоладожской, Тихвинской, Устюжно-Железнопольской и Белозерской, из Новогородскаго отделить ЧАСТЬ к Крестцам, да из Белозерскаго к Кирилову; из прочих же уездов, кои ныне против положения новаго учреждения имеют превосходное число душ, причислить к соседним уездам в недостающее в оных число. Олонецкую Область составить из Олонецкаго уезда, из Петрозаводскаго ведомства, переименовав оное Петрозаводскою округою, из Вытегорскаго уезда, из Лопского Поданскаго Комисарства, именуя оное округою, да из Каргопольскаго уезда, за исключением северной части около 10000 душ к Архангелогородской Губернии. Кирилова Белозерскаго большаго монастыря подмо-настырскую слободу переименовать городом, с названием город Кирилов, на основании учрежденных в Новгородской Губернии новых городов, а сверх того дозволить, чтоб те, кои в той слободе ведомства Коллегии Экономии собственными домами жили, а потом в другие места вышли, туда, буде желают, через год возвратились, пользуясь теми же выгодами. При Крестецком яму учредить город с названием город Крестец и уездное правление, но как сей город не может быть на точном основании прочих сей Губернии новых городов, то ему Генерал-Поручику Сиверсу подать Сенату план и мнение для поднесения Нам на конфирмацию.
Царское село.
Полное собрание законов
Российской империи. Т. XX. СПб., 1830. С. 408-409.
Город Кириллов в настоящее время является административным центром Кирилловского района Вологодской области. Однако значительная часть его более чем двухсотлетней истории связана с Новгородской губернией.
Новгородская губерния создана в январе 1727 года. Она состояла из ряда провинций, в том числе и Белозерской, куда входила основная часть земель будущего Кирилловского уезда и город Чаронда (в настоящее время деревня Чаронда Кирилловского района). Очередная очень крупная административная реформа Новгородской губернии связана с деятельностью губернатора Я. Сиверса. Его обеспокоило упразднение в 1764 году ряда старых городов, в том числе и Чаронды, Он составил проект нового административного деления губернии, в основу которого положил удобство путей сообщения и то, "чтобы новый город сколь возможно посредине своего уезда находился, число душ около положенного 30000 количества имел и народ не в излишнем удалении как для заплаты податей, так и получения расправы нашей". Предложения Сиверса были поддержаны Екатериной II и нашли свое отражение в реформе местного управления 1775 года. В ходе практического выполнения этой реформы и последовал Указ от 2 4 августа 1776 года об открытии Новгородского наместничества. Новгородскому наместнику генерал-поручику Я. Сиверсу предлагалось образовать на территории губернии Новгородское наместничество из двух областей (или провинций) -Новгородской и Олонецкой. В первую вошли 10 уездов: Новгородский, Старорусский, Валдайский, Боровицкий, Крестецкий, Новоладожский, Тихвинский, Устюжно-Железнопольский, Белозерский, Кирилловский. Вновь образованному Крестецкому уезду передавалась часть территории Новгородского уезда, Кирилловскому - часть Белозерского уезда. Олонецкая область включила в себя 5 уездов: Олонецкий, Вытегорский, Паданский, Каргопольский и Петрозаводский. В область вошли прежний Олонецкий уезд, Лопское Паданское комиссарство, ставшее уездом, и Каргопольский уезд, за исключением его северной части. Этим же указом село Крестцы (Крестецкий ям) и слобода при Кирилло-Белозерском монастыре объявлялись городами.
Объявление слободы городом было не только административным актом, но и давало новым горожанам известные выгоды. До этого жители слободы Кирилло-Белозерского монастыря находились в Ведомстве коллегии экономии и числились крестьянами, выполняя все повинности, падавшие надолго этого низшего сословия. По Указу 1776 года они стали мещанами и получили льготы и выгоды, предоставленные городским жителям. Указ также предлагал тем, кто ранее жил в слободе, вернуться на прежнее место жительства и воспользоваться льготами жизни в городе. Так правительство пыталось способствовать росту населения нового уездного центра.
Административно-территориальное устройство Новгородского наместничества недолго оставалось стабильным. В 1781 году от него отпали Олонецкая область и Новоладожский уезд. В 1796 году временно был ликвидирован и Кирилловский уезд, а Кириллов стал заштатным городом. Его владения целиком вошли в соседний Белозерский уезд. Правительство Александра I восстановило историческую справедливость и указом от 24 апреля 1802 года Кириллов вновь стал- уездным городом.
Обширность Новгородской губернии, удаленность уездных центров от губернского города, отсутствие хороших путей сообщения Создавали большие сложности для управления, особенно для экономического развития северо-восточных уездов (Кирилловского, Череповецкого и Белозерского). Поэтому не случайно в 1918 году Тихвинский, Кирилловский, Череповецкий, Белозерский уезды выделились в самостоятельную Череповецкую губернию. В 1927 году уезды и губернии были ликвидированы и образован Череповецкий округ Ленинградской области, куда вошел и Кирилловский район. Через десять лет в результате разукрупнения он вошел в состав Вологодской области.
Публикация и комментарий
И. А. Смирнова.
1661 г., мая 31. - Отписная книга
Воскресенского Горицкого девичьего монастыря
отписчиков Кириллова монастыря
черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца
игуменье Марфе Товарищевых
Отписные книги составлялись при передаче монастыря в ведение нового настоятеля и при передаче отдельных монастырских служб новым ответственным за них лицам: непосредственного имущества монастыря - келарю, казны - казначею, отдельных промыслов или деревень - приказчикам или посельским и т, д. Данные книги являлись документами хозяйственного учета ("актами передачи" того времени) и отчетности лиц, заведовавших монастырем или отдельными его службами.
Появились отписные книги, видимо, с возникновением в России общежитийных монастырей (вторая половина XIV века). Со второй половины XVI века, в связи с усиливающимся контролем за монастырями со стороны духовной и государственной властей, эти книги стали составляться чаще, а после секуляризации монастырских вотчин (17,6 4 год) они стали обязательными и именовались "Ведомостями" о состоянии монастыря.
Отписные книги - богатый по информации и ценности источник, В них дан перечень служителей и работников монастыря (но не всегда), описаны храмы, их оформление (иконы, фрески, росписи, резные скульптуры и пр.); предметы богослужения; ризница - хозяйственная кладовая монастыря, где хранились монашеская (братская) и мирская одежда; книгохранилище с рукописными и печатными церковными и светскими книгами (в ряде монастырей они хранились в ризнице), актовым материалом (царскими, патриаршими и епископскими грамотами; купчими, вкладными и прочими актами) и различными хозяйственными документами (к сожалению, из последних не многие фиксировались в отписных книгах); казна; хозяйственные службы - поварня, мастерские, конюшенный и скотный дворы с инвентарем и скотом и т. д.
Данные источники раскрывают художественные (в иконописи, ювелирном деле, прикладном искусстве, в частности, резьбе по камню, кости, дереву) и литературные богатства монастырей, многие страницы их истории, истории России.
Публикуемая отписная книга 1661 года (ГАВО. Ф. 883. №34) - хорошей сохранности, 55 л., в четверку, писана четкой скорописью XVII века. На л. 1 книги - ее аттестация XVII в, (1661 год). По последующим листам (внизу, после основного текста) - рукоприкладства отписчиков Матфея и Герасима, Горицкого монастыря старицы Февроньи Тимофеевой и казначеи Еликониды: 1, К сем переписным книгам Кирилова монастыря отпищих старец Герасим Новгородец руку приложил, старец Герасим Новгородец руку приложил, старец Герасим Новгородец руку приложил; 2. К сем переписным книгам Кирилова монастыря отпищих чернои поп Матфеи вместо игумени Марфы Товариищевых и дочереи своих духовных, по их велению, руку приложил, черный поп Матфеи руку приложил; 3. К сем отписным книгам Воскресенского девичья монастыря старица Февронья Тимофеева руку приложила, к сем книгам Воскресенскаго девичья монастыря старица Февронья руку приложила; 4. К сем отписным книгам казначия старица Еликонида руку приложила, казначия старица Еликонида руку приложила, Воскресеньскаго девичья монастыря казначия старица Еликонида руку приложила. На бумажной архивной обложке; 2 штампа архива; №2 1 6; О - красными чернилами; архивная аттестация: Подробная опись имущества Горицкого монастыря за 1661 год; - на 55 листах. На л. 1 простым карандашом: Опись Горицкаго м; 1661; аттестация книги XVII в.; №23 синим карандашом; внизу бледная запись простым карандашом: №242/33. На ряде листов синим карандашом подчеркнут текст, сделаны числовые подсчеты: л. 3, 46 об., 47 об, За нумерованным 55-м листом идет еще один ненумерованный лист без текста с штампами архива.
В публикации сохраняется сокращение источника: в - во дворе, передается - в.
Ю. С. Васильев.
(л. 1) Книги отписные Воскресенского Горицкого девича монастыря игуменье Марфе Товарыщевых после бывшие игумений Гавделы Озеренских отписчиков Кирилова монастыря черного попа Матфея да старца Герасима Новгородца 169-го году.
(л. 2) Лета 7 169-го майя в 31 де[нь] по грамоте государя пресвя-щеннаго Маркела архиепископа вологоцкого и белозерскаго Кирилова монастыря черной поп Матфеи да чернец Герасим Новгородец Белозерскаго уезду в Воскресенском девиче монастыре в Горах после бывшие игумений Гавделы Озеренских, досмотря, переписали церкви и в церквах Божие милосердие образы и книги и ризы, и у образов привесы, цаты и венцы, камение и жемчюг, и свечи местные, и паликадила, и на колоколнице колокола, и в монастырьскои казне денги и государевы жаловалние грамоты и веяние монастырьские писмянные крепости и сосуды сребряные и медные и оловяные, и монастырьское всякое старое (л. 2 об.) и новое строение, и на монастыре по имяном стариц и в Слободе бобылей, а переписав, отвели налицо новой игумение Марфе Таварыщевых, А что по досмотру налицо отведено, и то писано в сих книгах.
Воскресенской девичь монастырь в Горах на реке на Шексне. А на монастыре соборная церковь Воскресение Христово. По правую сторону предел чюдотворца Кирила Балозерскаго, а по левую сторону церков теплая Пречистые Богородицы Одигитрия с трапезою да церковь святыя мученицы Екатерины и царевича Дмитрия московского и всеа Русии чюдотворца с пепертию и с колоколницою каменные на подклетах. А на церквах кресты и глава поясны белым (л. 3) железом, боровки и кровли крыты тесом. У колоколни верх шатров з боровками, на ней крест древян, крыта тесом же. Соборная и теплая церкви и предел чюдотворца Кирила и трапеза и паперть строение уделнаго князя Андрея Ивановича Старицкого княгини его Еуфросинии Володимеровны во инокинях Евдокеи лета 7052-го году. А церковь святые мученицы Екатерины и царевича Димитрия и колоколня строение царицы инокини Марфы Федоровны, царевича Димитрия Углецкого матери, строили по приказу ея Кириловым монастырем при игумене Матфее лета 7119-го году.
У тех же церквей во 166-м и во 167-м годех Горицкого ж монастыря при игумение Мавре Волоцкои (л. 3 об.) внов прибыло каменново строения: з зимную сторону крылцо каменное на 3 сходы 4 столпа. Под ним полатка, верх над крылцом шатров, крыт тесом. На паперть лесница. Да с летнюю сторону в трапезу и к церкви Воскресения Христова 2 крылца с лесницы, А под крылцы 2 полатки, да над крылцы полатка ризничья, своды перед ризничю полаткою. Крылцо каменное ж без сводов. Крылца. и лесница и верхняя полатка крыта тесом. У полаток в окнах решетки железные. В ризничю ж полатку из церкви Воскресения Христова вновь зделаны двери. Колоколня к церкви и к трапезе с обеих сторон укреплена связми железными, У трапезы своды вновь перебраны, стены и окна почи-ниваны и связми (л. 4) железными укреплено, ис под трапезы на кровлю переделаны 3 трубы каменные. Церковь Пречистые Богородицы Одигитрия, и олтарь, и трапеза, и паперть известью обелено. А в розходных книгах у игуменьи Мавры написано: издержано на то каменное строение монастырьские казны 365 рублев 16 алтын.
А в церквах и в трапезе Божия милосердия образов. В соборной церкви Воскресения Христова на правой стороне царьских дверей в киоте образ настоящей Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в окладе, оклад да 7 венцов, 3 цаты сребряны золочены басмянны; одна в них цата резная. У тово образа в прикладе 10 (л. 4 об.) крестов сребряны, в них 6 золочены, 2 з жемчюги, один с мощми. На них 16 жемчюжин, складни резные на кипарисе на дву цках в серебре, на них резь образ Пречистые Богородицы с Превеч-ным Младенцем да образ Николы чюдотворца. У того ж образа пелена камка червчата, на ней писан образ Воскресения Христова, поля бархаты и камки и отлас золотнои розных цветов, подложена крашениною лазоревою. Перед тем образом свеча местная восковая -тощая на древяном подсвечнике, свеча и подсвечник писаны травы розными красками. У подсвечника яблок золочен листовым золотом. На свече насвечник медной лощат, даяние та свеча игумений Евракии.
(л. 5) Образ местной Спасов Нерукотвореннаго на красном золоте в киоте, у того образа пелена дороги червчаты. На ней писан образ Спасов Нерукотвореннаго да Не рыдай мене, мати. Поля камка лазоревая травчата да дороги полосатые, подложена крашениною лазоревою. Перед тем образом свеча местная восковая тоща, насвечник оловянои.
Шеснатцать образов в киоте: образ Живоначалние Троицы, образ Спасов Еммануил, образ Пречистые Богородицы Умиления, образ Варлама Хутынского во облаце Спас Вседержитель; образ Михаила архистратига, образ Спасов Вседержителя, образ Богоявления Христова, образ Михаила архангела, образ Чюдо архистратига (л. 5 об.) Михаила, образ Леонтия Ростовского чюдотворца, 2 образа Пречистые Богородицы Умиления, 2 образа Варлама Хутынского чюдотворца, 2 образа Алексея митрополита, обложены серебром золоченым басмянным. У тех образов у киота пелена камка алая, на ней писан образ Знамение Пречистые Богородицы. Поля камка цветная лазорева да дороги полосатые, подложена крашениною. Перед теми образы свеча местная восковая тоща, насвечник белово железа лощат.
Образ Воскресения Христова на сусалном золоте и на красках. У тех же образов местных на киотех образы малые пядницы в окладе.
(л. 6) Образ Пречистые Богородицы Одигитрия, на поле чюдот-ворец Кирил, обложен серебром золоченым басмяным; 2 венца сканные с финифты, в венце камень яхонт лазорев, 2 жемчюга, в другом венце 3 жемчюги. У тово образа в прикладе панагия сребрена сканное дело, восреди камен бел, во главе и около ея 5 жемчюжин. У того ж образа пелена дороги червчаты; на ней крест и слова низаны жемчюгом, ценою такова жемчугу золотник рубли до полутретья; поля камка зелена; у нее 4 кисти, шелк червчат, подложена крашениною; даяние тот образ Харитины каргополки.
Образ Спасов Еммануила, обложен серебром золоченым басмянным, венец сребрян резной золочен. (л, 6 об.) Образ Николы чюдотворца с приписми, обложен серебром золоченым басмянным, да 7 венцов сканных с финифты, в одном 2 камени червчаты да камен лазорев смазенки.
Образ Пречистые Богородицы Умиления в киоте, обложен серебром, оклад и венъцы золочены басмянны; у венца подниз и ожерелеицо жемчюжное, низано по беле в решетку. У того образа в прикладе двои серги одинцы сребряны золочены з жемчюги и с репьи да 2 креста сребряны, один золочен. У того ж образа пелена камка голуба травчата. На ней шит образ Пречистые Богородицы Умиления, венцы и одеяние у Превечнаго Младенца шито золотом, у Пречистые риза шита шелком гвоздичным, (л. 7) поле бархат травчат лимонной цвет, подложена крашениною, Против правого ж крылоса на налоех образ Воскресения Христова в киоте за слюдою, обложен серебром золоченым басмянным. У налоя пелена бархатная, поля киндяк зелен; налои оболочен киндяк желт, крест киндяк зелен.
На другом налое образ Пречистые Богородицы Казанские в киоте з затворы, оклад и коруна и ризы сребряны золочены чеканные; в коруне 7 каменей; подниз с отвесы и ожерелеицо жемчюжное низано арефетью; рясы жемчюжные, в рясах 18 пронисков сребряны золочены резные троеуголние. У того образа в прикладе крест аспиден, обложен серебром з жемчюги; (л. 7 об.) 5 крестов сребряных золочены, серги турские, лапки в золоте, на них 10 жемчюжин; сёрги лалы на золоте з жемчюги кафкчскими; серги жемчюжные на золоте, серги серебряные с простым каменьем. У тово ж образа в киоте вверх ниписано Отечество, по полем писано Богородице акафисту пахвално кондаки и икосы, да Почи Господь в седмыи день, да Достойной о тебе радуется единородный сын в збраннои воеводе величит душа моя Господа; даяние тот образ думного дьяка Михаила Волошенинова жены ево Татьяны во инокинях Таисеи, привезла тот образ с Москвы в Горы в Воскресенской девичь монастырь того ж монастыря старица Феврония Тимофеева во 163-м году. (л. 8) У того ж образа на нолое пелена бархатная, на ней крест шит золотом по червчатым дорогам в крушку, налои оболочен крашениною лазоревою, крест отлас червчат с травы.
Да образ Алексея человека Божия обложен серебром басмянным золочен, 2 венца да цата сребряны, венцы золочены резные; даяние старицы Феоктисты Тимофеевы во 166-м году при игумение Мавре Волоцкои.
На левой стране царских дверей образы: образ местной Пречистые Богородицы Одигитрия в киоте, обложен серебром золоченым басмянным, 2 венца сребряные сканные с финифты. В венце у Пречистые Богородицы камен бечета червчат (л. 8 об.), камен юга, камен берюза. У Младенца в венце жемчюг болшеи да камен изумруд, камень бечета, Подвенцы подниз и жерелеицо жемчюж-ное, у поднизи 3 9 свесов жемчюжки на серебряных спнях с каточки низано в решетку. У ожереилеица 6 пугвиц сканных золочены на серебряных спнях, по концам жемчюжки. Цата сребреная золочена резная. У того ж образа в прикладе крест рез на кости обложен серебром сканным, 4 креста каменных обложены серебром, У них во главах и по ручкам 33 жемчюжка на серебряных спнях да 4 камешки; 8 крестов сребряных, а в них 5 золочены, на одном 4 жемчюжки; панагия Знамение Пречистые (л. 9) Богородицы, обложена серебром резным; панагия ж рез на кости Усекновение честные главы Иванна Предтечи, обложена серебром сканию, глава сребрена, во главе камен червчат; понагия ж малая рез на камени образ Пречистые Богородицы, обложена серебром сканью; понагия ж рез на камени Распятие Господне, обложена серебром сканью; пятеры серги сребряные золочены с камением и з жемчюги, одне в них двойчатки привешены на серебреной чепочке, У того ж образа дробника тафта лазорева низана жемчюгом мелким, а меж жемчюги репьи сребряны золочены, средина тафта червчата; да пелена тафта осинов цвет, на ней шит образ Пречистые Богородицы Одигитрия, венцы и у Младенца риза шита золотом, у Пречистые Богородицы риза (л, 9 об.) шита шелком багровым, поля бархат рытой червчат по белой земле, подкладка киндяк лазорев. Перед тем образом свеча местная восковая тоща, на ней насвещник белово железа лощат. У того образа киот з затворы, столбцы и стороны обложены медью басмянною сребрена и золочена гнездами в шахмат; верх с уступы боровками с маковицею, на ней крест золочен листовым золотом; затворы обложены серебром золоченым басмянным, на них писано Благовещение Пресвятые Богородицы да евангелисты; прислан тот киот из Кирилова монастыря.
Образ местной Пречистые Богородцы Одигитрия межвратная на золоте, подниз и ожерелеицо низано мелким жемчюгом в решетку. У под- (л. 10) низи 67 привесов жемчюги на серебряных спнях с каточки, у ожерелеица 5 наконешников з жемчюги, У того образа в прикладе крест болшеи рез на кости Празницы Господни, обложен серебром сканью, глава тоща сребрена золочена, на ней резь образ Херувими да крест сребрян золочен с финифты и з жемчюги; да понагия рез на синолое обложена сребром сканью золочена; крест сребрян золочен да чепочка сребряная ж; четверы серги сребрены золочены з жемчюги, у двоих каменье лазорево, а у двоих червцы, да двои серги сребрены, одне с камением и з жемчюги двойчатки, другие одинцы камение червцы. У того ж образа пелена камка алая, на ней крест шит серебром в клопец, поля камка светло- (л, 10 об.) зелена. Перед тем образом свеча местная восковая тоща, насвечник белово железа.
Шестьнатцат образов в киоте: образ Пречистые Богородицы Умиление, образ Похвалы Пречистые Богородицы на престоле, образ Леонтия Ростовскаго чюдотворца, образ Варлама Хутынского во облаце Спасов образ, образ Спасов Тайне вечери, образ Спасов на престоле, образ Зосимы и Саватия соловецких чюдотворцов, образ Усекновение честные главы Иоанна Предтечи, образ Спасов в молении святыи Сергии и Никон, образ Живоначалние Троицы, образ Пречистые Богородицы Одигитрия на поле чюдотворец Мака-рии Желтовоцкии, 2 образа Бориса и Глеба (л. 11) в облацех Спасовы образы; 3 образы Алексея митрополита - все обложены серебром золоченым басмяным, а у них 9 венцов сканных да 2 резных, а иные басмянны золочены. У тех образов пелена отлас червчат, на ней крест шит серебром в клопец, поля отлас желт, подложена крашениною.
Образ местной Страшный суд Христов писан на красках, ветх. Образ местной Пречистые Богородицы Одигитрия с Превечным Младенцем на вохре в киоте, ветх. Образ местной великомученика Мины в деянии писан на золоте. Образ местной Николы чюдотворца на празелени, (л. 11 об.) в киоте, ветх. Образ местной Преподобныя Марии Египецкия в деянии на празелени в киоте, ветх. Образ местной Живоначалние Троицы на вохре. Образ местной* Пречистые Богородицы Умиление на вохре, в киоте. Против левого крылоса в стоящем киоте образ святые мученицы Екатерины обложен серебром золоченым басмянным, венец скан-нои, да 2 цаты сканные золочены с финифты, в руце крест сребрян. У того образа в прикладе икона воротная рез на белой кости Живоначалние Троицы да образ Знамение Пречистые Богородицы, а на другой сто- (л. 12) роне Распятие Христово да 3 святители. Да икона ж воротная, а в ней камен водяной цвет, обложена серебром сканью, 4 симишки маленки; да икона Знамение Пречистые Богородицы на сребре золочена; да 2 креста, в одном камен лазорев, а в другом камение багровое, обложены серебром золоченым з жемчюги, а главы у них сребрены, тощи; да крест синолоинои обложен серебром; да 14 крестов сребряных, а в них золоченых 5 крестов болших, меж ими 4 прописка сребряны да 3 камешки багровых, двои серги двойчатки, четверы серги одинаких сребряны. У того ж образа
* Слово записано над строкой.
привесе крест сребрян. У того ж образа пелена отлас червчат, на неи нашит крест круживнои золото с серебром, (л. 12 об.) подниз низана жемчюгом мелким, поля отлас золотнои, на нем травы лазоревы, подложена тафтою осинов цвет. У того ж образа другая пелена повседневная, тафта двоелишъная, на ней крест нашит бизиннои, поля дороги зелены, подложена крашениною лазоревою.
Двери царские и сень и столбцы на золоте. На дверех писано Благовещение Пречистые Богородицы с евангелисты, на сени Живо-началная Троица и Вечери тайн Божиих да херувими и серафими, на столбцах Спасов образ да Пречистые Богородицы со святители и архидиаконы. У царских дверей завеса крашенинная.
Над царскими дверми над сенью в киоте деисус (л. 13) поставной с пророки, малыя пядницы на золоте.
В тябле деисус поясной, на нем 1 1 образов на золоте. В среднем тябле 18 образов праздницы на золоте. В третием верхнем тябле 14 образов пророцы на золоте поясные.
Над царскими ж дверми над месными образы по тяблу 3 3 образа малых пядниц в окладе: образ Дионисия Глушицкого; образ Не рыдай мене, мати; образ благоверных князей Бориса и Глеба во облаце Спас Вседержител, на полях в молении писаны святые; образ Пречистые Богородицы в молении Петр и Алексеи (л. 13 об.) и Иона московские чюдотворцы; образ Успения Пресвятые Богородицы; образ Вознесения Господня; образ Господа Вседержителя; образ Живоначалние Троицы; образ Спасов Вседержителя; образ Николы чюдотворца; образ Пречистые Богородицы Печерския во облаце Спасов образ, в подножий преподобный Феодосии; образ преподобнаго Сергия во облаце Спасов образ, образ преподобный Кирил Белозерскии явление на Симонове; образ Ангела хранителя; 10 образов Пречистые Богородицы Умиления; 5 образов архангелов Михаила и Гаврила; 4 образа Пречистые Богородицы Одигитрия, - оклад на них сребрян басмяннои золочен, венцы басмянные золочены.
(л. 14) На правом крылосе около столпа образов. Образ Живоначалние Троицы на золоте в киоте. У того образа в старых в отписных книгах 167-го году написано: пелена бархат золотнои, на ней шит крест серебром в клопец, поля дороги зелены, подложена крашениною светло-лазоревою. А ныне та пелена от свечи погорела. Образ Покрова Пречистые Богородицы в деянии на золоте в киоте. У того образа пелена камка соломянка, на ней шит крест, дороги червчаты, поля дороги да изуфрь розных цветов, подложена полотном. Образ Пречистые Богородицы Неопалимые Купины на вохре в киоте.
(л, 14 об.) Против того ж столпа от сторонних дверей по стене 9 образов; образ Иванна Предтечи, оклад и венец басмян золочен; образ Пречистые Богородицы Казанские в киоте белово железа за слюдой, оклад чеканной, венец резной золочен; образ Пречистые Богородицы Умиление, оклад басмян сребренои золочен; венец резной, в венце камен винис, да 3 жемчюга, под венцом поднис и ожерелеицо жемчюжное, цата сребрена басмянна золочена, в прикладе у тово образа серги двойчатки з жемчюги и камение винис; образ Вознесения Господня, оклад сребрян басмян золочен, 6 венцов маленких сканных; образ Умиление Пречистые Богородицы, оклад и венец сребрян басмян золочен; образ Успение Пречистые Богородицы, оклад сребрян (л. 15) басмян золочен, 17 венцов маленких сканных; образ Пречистые Богородицы басмян на левкасе золотом, венец и ожерелеицо и у ручки зарукавие низано жемчюгом; образ Иванна Предтечи Усекновение, оклад сребрян басмян золочен, 2 венца резные золочены; образ Никиты чюдотворца, на поле преподобный Власеи Савастиискии, оклад сребрян басмян золочен, венец сребренои сканнои.
А прошлого 167 -го году в отписных книгах отписчика черново ж попа Матфея написано в том месте 10 образов;и ис того числа нет налицо образа Воскресения Христова, и по допросу отписчиков черново ж попа Матфея да старца Герасима Новгородца того Горицкого монастыря старицы сказали: в нынешнем де во 169-м году тот (л. 15 об.) образ Воскресения Христова поднесен государю Никону патриарху в почесть.
Образ Николы чюдотворца в деянии, обложен серебром золоченым басмянным, венец и цата чеканные, в венце 2 камени лазоревы да камен вишнев. У того образа в прикладе панагия сребрена, в ней вылит образ Николы чюдотворца, под каменем хрусталем, да крест сребрян с рошки и с наконешники сребреными. У того ж образа пелена тафта червчата, на ней крест шит серебром, поля тафта желта подложена крашениною лазоревою.
Образ великомученицы Парасковии нареченныя (л. 16) Пятницы, малая пядница, обложен серебром золоченым басмянным, венец сканнои с финифты золочен прорезной. А в прикладе двои серги сребрены золочены невелики. У того ж образа пелена отлас лазорев, на ней крест шит золотом, поля отлас лимонной, подложена крашениною.
Образ Пречистые Богородицы Одигитрия на золоте в киоте, поднис и ожерелеицо низано жемчюгом в решетку, у ожерелеица 6 пугвиц сребряны золочены на серебряных спнях, по концам жем-чюжки, в привесе серги сребрены двойчатки з жемчюги. В церкви ж Воскресения Христова в тяблех и от ме- (л. 1 6 об.) стных икон по стенам и у столпов и в олтаре 120 образов пядниц на золоте и на красках.
Перед деисусом паликадило медное литое травами, яблоко прорезное. У паликадила привешено стрефекумилово яйцо, на яйце перекресток и гнезда да 2 конца сребрены, кисть шелки з золотом, о штинатцати подсвешниках; даяние блаженные памяти государя царя и великого князя Михаила феодоровича всеа Русии. Другое паликадило медное ж о пяти шанданях, яблоко прорезное, у шанда-нов блюдца литые, (л. 17) Третие паликадило спускное невелико, древяное золочено листовым золотом; в нем 4 подсвешника медные, кисть шелк червчат.
Двери северные на празелени, на них писан Благоразумный разбойник. В олтаре за престолом образ Пречистые Богородицы Умиления обложен серебром золоченым басмянным, венец резной с финифты, цата сребреная резная, на ней покров тафта червчата, На престоле Евангелие печатное в десть облечено отласом золотным, евангелисты (л. 1 7 об.) и застешки и жуки сребреные з золотом, 4 прокладки тканы шелки з золотом и с серебром, кисти спускные з золотом и с серебром, у них 4 варварки низаны жемчюгом. Крест осенялнои древянои обложен серебром золоченым басмянным, на нем распятие Господне сребряное ж литое, золочено. Крест водосвя-щеннои кипарисной обложен серебром. На престоле покров и срачица крашенинные, индития выбойчатая, на ней крест шит миткалиннои.
(л. 18) На жертвеннике сосуды служебныя: потирь да лжица сребреные весом полфунта 2 холотника; у потиря венец и крест золочены, даяние княгини Феодоры Ондреевны Пошарских; 2 блюдца выносные да блюдцо дискосное оловяные; звезда и копие железные; 3 покрова тафта червчата. В олтаре ж кадило сребряное лощатое по местом золочен, чепи и колца сребряные ж, весом 2 фунта без чети. 3 кадила медные. Ладаница да укропник медные ж с кровлями; чаша водоосвяшенная медная лощатая; (л. 18 o6j 4 блюдца церковные, в них 2 медные лужены, 2 оловяные. На стене зеркало болшое хрусталное в доске, поля обложены поталью; да щетка; лохан медная.
Да в нынешнем во 16 9-м году внов прибыло сосуды служебныя; потирь, лжица, звезда, 3 блюдца, копие сребрены золочены; да кадило сребреное золочено, чеп и колца сребряные ж. А весом сосуды и кадило 7 фунтов 1 ч[етверть], да[я]ние княжны инокини Максимилллы Шеховских.
(л. 1 9) В пределе чюдотворца Кирила образов. Образ настоящей преподобнаго Кирила Белозерскаго чюдотворца на золоте. Да по стенам 50 образов пядниц на золоте и на красках.
Двери царские и столбцы на красках, на них писано Благовещение Пресвятой Богородицы да Василеи Великий и Иван Златоуст, на столбцах архидияконы, завеса холщевая. В тябле деисус 9 образов на красках болшие пядницы.
В олтаре на престоле Евангелие печатное в десть, оболочено бархатом червчатым, евангелисты сребряны золочены басмянные, застежки (л, 19 об.) и жуки медные литые. На престоле срачица, сшиваны полосы обьяринные и дорогилние и тафтяные; покров крашенинной.
В теплой церкви Пречистые Богородицы Одигитрия образы. На - правой стороне царских дверей образ настоящей Пречистые Богородицы Одигитрия на вохре; перед ним свеча местная восковая тоща. Образ местной Николы чюдотворца на празе[ле]ни. Образ местной преподобнаго Кирила Белозерскаго чюдотворца на празелени.
(л. 20) По левую сторону царских дверей образ местной Живоначалние Троицы на празелени, Образ местной Пречистые Богородицы Умиления на вохре. Образ местной Пречистые Богородицы Одегитрия на празелени. Образ святые мученицы Екатерины на золоте в киоте.
Двери царския и сень и столбцы на золоте. На дверях писано Благовещение Пресвятыя Богородицы и евангелисты, на сени писано Отечество да Вечери тайн Божиих; на столбцах святители и архидиаконы; завеса крашенинная, (л. 20 об.) В тябле деисус 7 образов, болшие цки, на красках. Перед деисусом паликадило железное о четырех подсвешниках.
В той же церкви у стены двери царские и столбцы и сень на красках ветхи, В олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы Умиления на празелени, на ней покров тафта серебряной цвет, Крест болшеи выносной писан на кремли; распятие Господне и святые. На престоле Евангелие печатное в десть обо- (л. 21) лочено бархатом червчятым, евангелисты сребряны золочены басмянные, застешки и жуки медные литые. На престоле покров и срачица крашенная.
В церкви святая мученицы Екатерины образы. На правой стороне царских дверей образ настоящей святыя мученицы Екатерины в деянии на вохре, коруна низана жемчюгом, цата сребрена золочена басмянная. У того образа в прикладе 5 крестов сребряных, один в них золочен, двои серги сребряны, одне двойчатки. Да внов в привесе у того ж образа крест сребрян да серги двойчатки сребряные золочены, (л. 2 1 об.) У того ж образа пелена дороги двоелишные, на ней крест шит серебром, поля камка цветная, подложена крашени-. ною лазоревою. Перед тем образом свеча местная восковая тоща, насвещник белово железа на подзоре.
Образ местной Спаса Нерукотворенного на празелени. У того образа пелена дороги желты, на ней крест нашит дороги червчаты, поля дороги червчаты ж, подложена крашениною лазоревою. Семь образов пядниц в окладе: образ Пречистые Богородицы на престоле; (л. 22) образ Николы чюдотворца; образ святыя мученицы Екатерины; образ Димитрия Селунскаго, во облаце Троица; образ святаго мученика Георгия, во облаце Спасов образ, по углом святые; образ святых мучениц Екатерины и Парасковии и Варвары; образ Алексея митрополита. Шесть образов на красках ветхи.
Двери царские и сень и столбцы на красках, на них писано Благовещение Пречистые Богородицы да евангелисты. На сени писана Троица да Вечери тайн Божиих. На столбцах писаны святители и архидиаконы, (л. 22 об.) В тябле деисус 7 образов болшие пядницы на красках.
В олтаре над жертвеником образ Пречистые Богородицы Умиление на красках, посторон в молении Никола чюдотворец да Кирил. На жертвенике сосуды служебныя: потирь и дискос и лжица, звезда, копие и блюдца выносные белые оловяные, 3 покровца дорогилние ветхи. На престоле покров и срачица крашенинныя лазо[ре]вы, индития выбойчатая, крест на ней миткалиннои.
(л. 23) В той же церкви на левой стороне образ настоящей в киоте царевича Димитрия московского и веса Русии чюдотворца, в облаце Спас Вседержитель, на вохре; киот древянои резной золочен с финифты. У того образа пелена отлас лазорев, на ней крест нашит золотом в клопец, поля камка цветная по зеленой земле, подложена крашениною зеленою. Перед тем образом свеча местная восковая тоща под травами, насвечник белово железа. По стенам и в тяблех 9 образов пядниц на красках.
Двери царские и сень и столбцы на красках, на них писано Благовещение Пресвятеи Богородицы и евангелисты, на сени писано Троица да Вечери тайн Божиих. (л. 23 об.) В тябле деисус 7 образов на красках, болшие цки. Перед деисусом паликадило медное о 8 шанданах, кисть шелк червчат. В олтаре ж на жертвенике сосуды служебныя: потирь, лжица, блюдца оловяные.
На престоле Евангелие писмянное в десть оболочено камкою цветною, евангелисты и жуки и застешки медные. На пестоле ж крест воздвизалнои обложен медью, ветх; покров выбойчатой; срачица кашенинная лазоревая; индития выбойчатая, на ней крест нашит миткалиннои. (л. 24) В той же церкви хоругов выносная, на ней писан Спасов образ на обе стороны на голубых дорогах, поля дороги червчаты, наверху крест древянои золочен листовым золотом.
В трапезе деисус в киоте, 7 образов на красках, болшие цки, В церквах же и в трапезе 4 подсвешника литейные да 3 подсвечника выносные древяные, 4 подсвечника медные столовые на панихидах ставят*, фонар слудянои болшеи шестероуголнои верх шатров, с ысподи руковед древяная выносная. Налои згибнои кожаной, на нем по книгам говорят, (л. 24 об.) Налои древянои с ящиком, книги кладут. 2 щипца железные, свечи гасят. Мешечик кожаной, чем горн роздымают.
В тех же церквах в трапезе в окнах болших и малых слудяных 17 окончин з железом. У тех же церквей и у трапезы 4 замка висячих. У трапезы на крылце образ Воскресения Христова на золоте. Перед трапезою в паперти образ Пречистые Богородицы Умиления на золоте ветх да образ (л. 25) Димитрия Прилуцкого чюдотворца на празелени, На колоколнице колокол благовестнои, по смете подов в восм-натцать, да 7 колоколов менших. На колоколнице ж часы с переча-сием попорчены, перечасие и бои в те ж колокола.
В ризнице риз.
Ризы отлас золотнои по зеленой земле, оплечие и крест и звезда обьерь золотная ж, низано жемчюгом с канителью, круживо кани-телъное по алому отласу, по краям строки канител серебряная в черенок, подпушка отлас брусничной (л. 25 об.) цвет, подложены отласом лазоревым; даяние думнаго дияка Михаила Волошенинова жены иво Татияны, во инокинях старицы Таисеи во 163-м году. Ризы отлас красновишнев, оплечие обьерь серебреная травы золотные, опущены камкою зеленою чешуйчатою, подложены борлотом (!) лазоревым; даяние Феофаны Хатунские.
Ризы камка цветная по червчатои земле, оплечье шито золотом и серебром по червчатому отласу, опушены камкою лазоревою, подпушка киндяк червчат, подложены киндяком зеленым; даяние старицы Феофаны Хатунские.
(л. 26) Ризы камка кармазин гвоздичной цвет, оплечье отлас золотнои по червчатои земле, опушены отласом желтым, подпушка тафта червчата, подложены зенденью тмолазоревою; даяние царицы Дарьи Алексеевны.
Ризы камка тмолазоревая, оплечие шито золотом по червчатои земле, опушка камка лазоревая кармазин, подпушка зенден червчата, подложены крашениною лазоревою; даяние Харитины каргополки с посаду.
Слово записано над строкой.
Ризы камка белая кармазин, оплечие бархат золотнои по белой земле з золотом и с серебром, опушены кутнею полосатою, подложены полотном, ветхи; даяние государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии.
(л. 26 об.) Ризы камка белая куфтерь, оплечие отлас золотнои по червчатои земле, опушены камкою цветною по червчатои земле, подпушка дороги двоеличные, подкладка безинная; даяние княгини Феодоры Андреевны Пожарские.
Ризы камка белая чешуйчатая, оплечие золотное по червчатои земле, опушка тафта гвоздичной цвет, подпушка киндяк червчат, подложены полотном; даяние царицы Дарьи Алексеевны.
Ризы тафта червчата, оплечие отлас золотнои по червчатои земле, опушены камкаю цветною лазоревою, подпушка киндяк червчат, подложены крашениною лазоревою; даяние Февроньи (л. 27) Ивановны Никифоровы.
Ризы тафта двоеличная шелки лазорев да червчат, оплечие отлас золотнои, опушены дорогами червчатыми, подпушка киндяк желт, подложены зенденью; даяние старицы Платаниды сиземки. Ризы тафта вишнева, оплечье отлас золотнои по червчатои земле, опушены киндяком желтым, подложены зенденью лазоревою.
Двои ризы обьерь шелк таусиннои, оплечья отлас золотнои по червчатои земле, опушены кутнею желтою, подпушка киндяк брусничной цвет, одне подложены зенденью мясной цвет, а другие (л, 2 7 об.) киндяком лазоревым; даяние княгини Марфы Тутановские.
Ризы дороги вешневые, оплечие бархатея цветная, опушены киндяком желтым, подложены крашениною лазоревою.
Двои ризы киндяк темнолазорев, у однех оплечие обьерь золотная с лимонным щелком, а у других оплечие обьерь золотная травы лазоревы, без подкладки.
Двои ризы миткалинные, оплечие у однех бархат черной по червчатои земле, а у других оплечие бархат рытой по белой земле. (л. 28) Трои ризы полотняные, оплечья бархатные.
Да в нынешнем во 169-м году внов прибило ризы камка белая куфтерь, оплечие бархат золотнои червчат, опушены камкою двое-вишневою, подпушка дороги зелены, подкладка киндяк цениннои; даяние княжны инокини Максимиллы Шеховских.
Да в нынешнем же во 169-м году внов прибыло ризы камка белая кармазин, оплечие отлас золотнои червчат, опушены дороги червча-ты, подпушка киндяк красной, подложены киндяком зеленым; даяние дьячьи жены Дарий Ерофеевны. (л. 28 об.) Стихари.
Стихарь отлас травчатой земля алая травы шелк лазорев з золотом, оплечие шито травы з золотом и аксамичено по бархату таусинному, зарукавие отлас золотнои по червчатои земле, круживо сребряно кованое в вершек, подпушка киндяк червчат, подложен крашениною лазоревою; даяние думного диака Михаила Волошени-нова жены ево Татияны, во инокинях Таисеи.
Стихарь камка цветная мелкотравая по червчатои земле травы шелк желт, оплечье и зарукавие обьерь серебряная по белой земле, опушены камкою зеленою, подкладка киндяк червчат; даяние Ивана Афонасиевича (л. 29)Тавренева.
Стихарь камка таусинная чешуйчатая, оплечие и зарукавие отлас золотнои по червчатои земле, опушка отлас желт, подпушка киндяк червчат, подложен крашениною лазоревою; даяние царицы Парасковии Михаиловны.
Стихар камка белая кармазин, оплечие и зарукавье отлас золотнои по червчатои земле, опушен тафтою двоеличною, подпушка тафта червьчата, подложен полотном; даяние царицы Парасковьи Михаиловны.
Стихар камка черная, оплечие и зарукавие обьерь цветная на лазоревой земле травы желтые, (л. 29 об.) опушен дорогами зелеными, подпушка киндяк зелен, подложен крашениною лазоревою; даяние старицы Феофаны Хатунские.
Стихарь обьерь шелк'таусиннои, оплечие отлас золотнои по червчатои земле, зарукавье бархатеинои, ветхо, опушен кутнею желтою, подложен бйрлотом лазоревым.
Стихарь тафта белая, оплечие бархат червчат рытой по белой земле, опушен бархатееи полосатою, подложен холстиною, даяние государя царя и великого князя Михаила Феодороровича всеа Русии. Стихар киндяк желт, оплечие бархат рытой (л. 30) по червчатои земле. Стихарь киндяк тмолазорев, оплечие бархатеиное. Стихарь Полотняной, оплечие бархатеиное, ветх. Стихарь выбойчатой травы червчаты по зеленой земле, оплечие камка мелкотравая лазоревая, ветх. Стихарь безиннои, оплечие дороги полосатые, ветх. Два стихаря подризные полотняные новые. Да 2 стихаря подризные ж полотняные ветхи. Да в нынешнем во 169-м году внов прибыло (л. 30 об.) стихарь камка белая кармазин, оплечие бархат золотнои червчат, опушен белою камкою цветы разных шелков, подпушен дорогами двоелишневыми (!), подложен киндяком лимонным; даяние княжны инокини Максимиллы Шеховских.
Улари.
Улар участок золотнои, опушен отласом червчатым, посредине пугвица сребрена, 8 кистей, 4 кисти шелку шамахинского броснич-нои цвет, а 4 кисти шелк зеленой, все с серебром, на них 4 варворки низаны жемчюгом, да 4 варворки золотные, подложен дорогами (л. 31) лазоревыми; даяние царицы Дарий Алексеевны.
Уларь бархат золотнои по червчатои земле, опушен камкою лазоревою, 8 кистей, шелк червчат да зеленой, варворки обшивош-ные золотом, подложен киндяком червчатым.
Уларь бархат травчат по лимонной земле, опушен камкою лазоревою, 6 кистей шелки з золотом, варворки обшиваны серебром. Улар бархат цветной. Улар бархатеинои цветной по алой земле, 6 кистей шелки розные.
(л. 31 об.) Да в нынешнем во 169-м году внов прибыло улар бархат золотнои червчат, на нем нашито 7 крестов серебряных ж тканых, опушен отласом зеленым, подложен тавтою зеленою, 6 кистей спускиваны шелк з золотом; даяние княжны инокини Макси-миллы Шеховских, Поручи.
Поручи шиты золотом в ряды и аксамичены по бархату таусин-ному, у них 9 пугвиц сребряных золочены, опушены кромками отласными, подложены киндяком червчатым; даяние думного дияка Михаила Волошенинова жены ево Татияны, во инокинях Таисеи.
(л. 32) Поручи бархат рытой травы червчаты по белой земле. 4 пухвицы сребряны ветхи, Поручи отлас цветной алой травы шелк лазорев з золотом, у них -10 пугвиц сребряны золочены, опушены камкою лазоревою цветною, подложены крашениною.
Поручи камки цветная по червчатои земле, у них 10 пугвиц сребряны золочены с чернью, опушены камкою лазоревою цветною.
Поручи камка темнолимонная травчата, опушены тафтою червча-тою, подложены крашениною, у них пугвицы оловяные.
(л. 32 об.) Трои поручи бархатеиные цветные, опушены кумачем, у них пугвицы оловяные. Двои поручи бархатеиные цветные ветхи гораздо, у них пугвицы оловяные.
Да в нынешнем во 169-м году внов прибыло двои поручи бархат "золотнои по червчатои земле, кресты серебряные тканые; у них 16 пугвиц сребряных золочены опушены отласом зеленым; подложены кинняком лимонным; даяние княжны инокини Максимиллы Шеховских.
Да в нынешнем же во 169-м году внов прибыло поручи отлас золотнои червчат, кресты сере- (л. 33) бряные круживные, у них*
Записано над строкой.
10 пугвиц сребряных, опушены камкою зеленою, подложены киндяк лимонной; даяние дьячии жены Дарий Ерофеевны.
Патрахили.
Патрахил отлас* золотнои по червчатои земле, на ней 12 пугвиц сребряны золочены сканные плетены по варворошному, у нее 11 кистей шелки з золотом и с серебром, варворки обшивошные, подложена тафтою зеленою, даяние царицы Дарий Алексеевныю
Патрахил бархат золотнои по лимонной земле, (л. 33 об.) на ней 15 пугвиц сребрены да 7 кистей шелки з золотом и с серебром, подложена зенденью зеленоюю
Патрахил бархат травчатой по белой земле травы червчаты, на ней 25 пугвиц сребряны, 9 кистей розные шелки, подложена киндяком лазоревым.
Патрахил камка цветная по червчатои земле травы желтые, опушена камкою лазоревою, на ней 10 пугвиц сребряны, в них 6 золочены с чернью, да 7 кистей шелк черьвчат, подложена крашениною. Патрахил изуфрь зелен, опушена тавтою червь- (л. 34) чатою, на ней 8 пугвиц сребряны, 7 кистей шелки з золотом, подложена крашениною зеленою. Патрахил камчатая ветха. Патрахил трипь зеленая ветха.
Да в нынешнем во 169-м году внов прибыло патрахил, участок золотнои, кресты сребряны круживные, 13 пугвиц сребряных золочены, опушена отлас зеленой, 6 кистей шелки з золотом и с серебром, подложена тафтою зененою; даяние княжны инокини Максимиллы Шеховских.
Да в нынешнем же во 169-м году внов же прибыло патрахил, участок золотнои, кресты и опушька отлас червчат, 10 пугвиц сребряных, 5 кистей (л. 34 об.) шелки с серебром, подложена киндяк желт; даяние дьячии жены Дарий Ерофеевны.
Ширинки.
Ширинка тафтяная шита золотом и серебром, накищена черным шелком с серебром; даяние царицы Дарий Алексеевны. Две ширинки миткалинные шиты и накищены золотом и серебром с шелки. Ширинка полотняная шита шелки з золотом. Три ширинки полотняные шиты розными шелки.
Да внов прибыла ширинка полотняная, по краям (л. 35) шиты слова черным шелком. Поясы служебные.
* Слово написано дважды.
Два поясы шелковы тканы в крушки в розных шелках, кисти шелковые ж. Два поясы шелк червчат ветх.
Да в нынешном во 169-м году внов прибыло пояс обшивошнои шелк червчат да желт, 4 кисти шелковые ж, варворки золотные с лазоревым шелком; даяние княжны инокини Максимиллы Шехов-ских.
В ризнице ж пелены.
Пелена камка лазоревая, на ней крест нашит (л. 35 об.) з дробницами, обложен жемчюгом, поля отлас червчат. Пелена выносная, на ней крест шит золотом в клопец, поля тафта алая. Пелена изуфрь черной, на ней нашито 18 крестов дорогилние и киндячные, постенная, малых пядниц. Пелена чюдотворца Кирила камка осинов цвет, на ней шит крест шелки з золотом, поля дороги червчаты. Чюдотворца ж Кирила венец шит золотом в клопец, в нем 2 коронка белых да корек красной, на нем жемчюжек.
(л. 36) Воздух камка червчата, на ней писано на левкасе Положение во гроб Господа нашего Исуса Христа, обложен тафтою желтою.
Пелена из соборные церкви Воскресения Христова от налоя бархатея цветная.
Да в нынешнем во 169-м году внов прибыло пелена участок сребрян, поля участок золотнои, крест круживо золотное кованое; даяние княжны инокини Максимиллы Шеховских. Покровцы служебныя.
Два покровца отлас зеленой, кресты шиты золотом, поля тафта червьчата, подложены кра- (л. 36 об.) шениною.
Покровец тафта желтая, поля тафта червьчата, подложен крашениною.
Два покровца дороги зеленые, кресты нашиты тафта червчата, поля обьерь белая, подложены крашениною.
Да в нынешнем во 169-м году внов прибыло 2 покровца участъковые, поля участок зеленой, кресты круживные золотные; даяние княжны инокини Максимиллы Шеховских.
В ризнице ж в коробье.
Кисть к паликадилу шелк червчат, (л. 37) обьери золотнои аршин с четью, тафты червчатые 2 аршина без чети, тафты рудожелтои полтора аршина, тафты зеленой пол-аршина, кумачю аршин, крушива серебряново Широкове 3 аршина. В ризнице кружива канительново на отласе червчатом 3 аршина; миткалю аршин с четью, скатерть браная, 2 скатерти гусиная плот, 3 скатерти клетчатинные, фата безинная, оботкана кругом лазорью, 2 полотенца кисейные по концом тканы золотом, (л. 37 об.) жемчюгу мелково золотник, 11 коронки красные, уши и спинки и наконешники сребряные, стопа сребряныя, весу в ней рубль 30 алтын.
Книги.
Две книги Евангелия толковые в десть, одно печат московская, другое писмянное. Книга Евангелие толковое Матфеи писмяная в полдесть. Книга Иванна Богослова толковая писмяная (л. 38) в десть. Две книги Уставы церковные в десть, один печат московская, а другой писмянои. Книга Святцы с тропари и с кондаки в полдесть писмянная.
Пять книг Апостолы в десть, 4 печатных, а пятой писмяннои. Книга Апостол писмяннои в полдесть. Три книги Псалтыри с следованием в десть, 2 печатных, а третяя Писмянная. Две книги Псалтыри в десть, одна печатная, другая писмянная. Четыре книги Псалтыри печатные в полдесть (л, 38 об.) печат московская, одна в них печат литовская.
Книга Часовник печат московская в чет. Книга Часовник печат московская в полдесть, ветх. Двенатцет книг Минеи месячных печатных в десть.
Две книги Триоди цветные: печатные в десть. Книга Треод цветная писмяная в десть, Три книги Триоди постные печатные в десть, в одном печат литовская.
Две книги Охтаи печатные на осмь гласов в десть. Три книги Минеи общие печатные в десть, (л. 39) Книга Минея общая писмяная в полдесть.
Книга Часослов печат литовская в полдесть. Книга Часослов печат московская в десть; дала въкладом болярина Никиты Ивановича Одоевского болярони иво княгиня Евдокея Федоровна во 166-м году. Четыре книги Прологи в десть, 2 печатные, а 2 писмянные. Книга Ефрем Сирин с аввою Дорофеем печатная в десть. Книга Исак Сирин в полдесть писмянная. Три книги Соборники чети писмянные в десть. (л. 39 об.) Книга Лествица писмянная в десть, Книга Маргарит в десть печатной. Четыре книги Ирмолои знаменные в чет. Две книги Петретники (!) печатные, одна в десть, другая в полдесть. Пят книг Служебники печатные в полдесть, Служебник печат литовская в полдесть, ветх. Две книги Служебники печатные ж в полдесть внов куплены во 166-м.
Книга Канонник Богородичен.в полдесть писмянная. Книга Канонник писмянная в чет. (л. 40) Книга писмянная в полдесть, писано в ней часы царьские, переплетена в затылок. Книга писмянная в полдесть, в ней писаны каноны новым чюдотворцем, переплетена в затылок. Книга Трефолои печатной в десть сентебря с 1 -го числа да декабря до 1 ж числа. Книга Евангелие напрестолное писмянное ветхо в десть. Две книги Охтаи на 8 гласов печатные новые в десть.
Да в нынешнем во 169-м году прибыло внов книга Псалтырь со возследованием в чет, новая, (л, 4 0 об.) мелких печатей. Книга Часослов печатная новая ж в четверть; даяние боярина Бориса Ивановича Морозова. Да в нынешнем же во 169-м году внов же прибыло: книга Треод цветная печатная новая в десть, книга Служебник печатная в полдесть новая, по обрезу золочена. Книга Псалтыря учебная печатная новая в полдесть, по обрезу золочена; даяние княжны инокини Максимиллы Шеховских. (л. 4 1) В казне.
В крепоснои коробие государевы жаловалние грамоты и мона-стырьские писмянные крепости. Грамота государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всеа Русии и сына иво царевича Феодора Борисовича жаловалняя: дават старицам руга на срок на Рожество Христово, лета 7112 году марта в 5 де [нь]; писана на листах, за вислою красною печатью, припис диака Ивана Тимофеева, Грамота государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии жаловалная: дават хлебная и денежная руга на 7 0 стариц да двум соборным попом и диякону, (л. 41 об.) да на Горицкую слоботку и на 2 пустоши, на Кнутово да на Березник, что бывал ям, да на церковную деревню Близнецово и на перевоз на Шексне реке, 12 1-го году; писана на листу за красною вислою печатью, а припис диака Ивана Болотникова.
Грамота государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии о руге ж: дават с Вологды ис таможни, 15 1 -го году; писана на столбцах за глухою печатью, припис диака Григорья Лвова. Грамота государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии самодержца: дават руга на Вологде ис таможни, 154-го году (л. 42) ноября в 29 де[нь]; писана на столбцах, припис дияка Тимофея Голосова.
Грамота государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии самодержца: велено дават руга на Вологде ис таможни, 161-го году; писана на столбцах, припис дияка Андрея Немирова. Грамота государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии самодержца белозерским кабацким головам и целовал-ником; с питием под Горицкои монастырь не приезжат и на земле монастырьскои не ставится, 156-го году сентября в 13 де[нь]; писана на столбцах, припис дияка Ивана Феодороваю
(л. 42 об.) Грамота государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии в Кирилов монастырь игумену Феодосию з братею: велено Горицкои монастырь от сторон оберегат, 146-го году июля в 8 де[нь]; писана на столбцах, припис дьяка Максима Чиркова.
Грамота государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии в Кирилов монастырь игумену Антонию з братею; велено Горицкои монастырь от сторон оберегат и белозерских кабацких целовалников с питием от монастыря отсылат, 148-го году ноября в 9 де[нь]; писана на столбцах, припис диака Максима Чиркова.
(л." 43) Гра[мо]та государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии самодержца на пустошь Березник, что бывал ям, на челобитие Герасима Дохтурова, 161 -го году; писана на столбцах, припис диака Исака Семичева.
Грамота государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца; Горицкого девича монастыря з детенышев и з бобылей на ево государеву службу даточных не имать, 168-го году; писана на столбцах, припис диака Ивана Чистово, Крепостей.
Памят межевая Кирилова монастыря старца (л. 43 об.) Аврамия Ракова меж Кирилова монастыря деревни Трофимова и Горицкого монастыря землею, 151 году октября в 11 де[нь]; писмо Кирилова монастыря дьячка Максима Поморца за ево Аврамиевою печатию.
Отпис збору даточных людей Ивана Семеновича Карсакова: что з горицких бобылей с 14 дворов на государеву службу взят салдат, 167-го году, при игумение Мавре Волоцкои.
Книги отписные игумение Марфе Яндоурове за отписщиковою Кирилова монастыря старца Иосифа Аганина рукою 164-го году.
Книги отписные черные игумение Гавделе Озе- (л. 44) ренских отписчика Кирилова монастыря черного ж попа Матфея 167-го году.
В казне же.
Воску весом 3 5 гривенок, ладану 10 гривенок. В сундуке железа белово 500 листов.
В казне ж после игумений Гавделы Озеренских новой игумение Марфе Товарыщевых отдано налицо денег серебряных 142 рубли 16 алтын 4 де, медных 69 рублев, и всего 211 рублев. (л. 44 об.) Монастырьского строения.
Около монастыря забор древянои в столбы 90 прясел, в них мерою в трехаршинную сажен в прясле по полутретие сажени, А на монастыре святые ворота створные с малыми проходными вороты вереи точены, щиты с волную сторону обиты древяными косячки в шахмат, крашены зеленою краскою да красной, по углом у косячков гвоздье широкое луженое, верх шатров, крыт тесом; на шатре крест, поян белым железом. Над вороты деисус пяти образов да образ Воскресения Христова, писаны на обе стороны на красках. У ворот 2 замка висячие троечинишнои да клинчатой.
(л. 45) На монастыре ж другие ворота створные с малыми проходными вороты от реки Шексны, вереи гладкие, щиты с волную сторону обиты дровяными косячки в шахмат, крыты на обе стороны тесом. Над вороты образ Воскресение Христово болшая пядница, образ Знамение Причистые Богородицы на празелени, писаны на обе стороны; царевичь Дмитрии да святая мученица Екатерина живота законнаго изображение душа чиста и о Марии Египецкои да Лествица и о Лазаре. У ворот 2 замка висячие, копытчатой да ввертнои четвероуголнои.
У монастыря изба стороженная с сенцами и с конюшном, а над конюшном сенница, живут в ней приходя из Слободы по переменам сторожи, (л. 45 об.) В ызбе образ Пречистые Богородицы Умиление на празелени ветх, да в сенях 2 образы Пречистые Богородицы Умиления ж, один на вохре, другой на празелени.
Монастырьскои двор пуст бывшего диакона Афонасия Игнатива, Под монастырем на реке на Шексне перевоз барка болшая с кокотом, перевоз збирают по государеву указу и по грамоте в монастырьскую казну на церковной обиход. - У трапезы дров 2 сажени.
На монастыре ж 32 келий дровяные, строят (л, 46) старицы собою. А старицам идет государево жалование хлебная и денежная руга, по государеве грамоте, на 70 стариц денги дают на Вологде из таможни: игумение на год денгами по 3 рубля, ржы по дватцати чети, овса по пятнатцати чети, соли по 3 пуды; старицам денгами по шесыатцати алтын по 4 денги, ржы по пяти чети, овса по тому ж, соли по пуду. А за ту хлебную ругу и за сол и за церковной обиход на просвиры за пшеницу за 10 чети, за 3 пуды соли, за 2 пуды воску, за 4 пуды меду по торговой цене дают из государевы казны денгами ж, да по указной цене за ладан за 10 фунтов по 2 рубли, на вино церковное по дватцати по три алтына по 2 денги; к трапезе на дрова по десяти рублев.
(л. 46 об.) А в том монастыре по именем стариц.
Игуменья Марфа Товарыщевых, княжна Максимилла Шеховских, Мавра Волоцкая, Александра Кулюксина, Платанида Вогнем-ская, Феврония Тимофеива*, Марфа Яндоурова, Платанида Огнева, Великонида Кирилова.
Рядовые старицы
Старица Александра, старица Евникея,
* Перечень стариц после княжны Шеховских дается в 2 столбца, здесь заканчивается первый столбец.
старица Ливия, старица Макрида, старица Феоктиста, старица Романа, старица Марья, старица Наталия, старица Евпраксия, старица Ефросиния, старица Елена, старица Евпраксия, (л, 47) старица Афонасия, старица Мавра, старица Феофана, старица Илинарха, старица Анисия, старица Олферия, старица Прокла, старица Александра, старица Макрида, старица Мавра, старица Петранида, старица Харитина, старица Дарья, старица Агафья, старица Ираида, старица Анисия, старица Петранида, старица Настасия, старица Евракия, старица Мавра, старица Улияния, старица Дорофея, старица Настасия, старица Улияния, старица Антонида, старица Марфа, старица Феодулия, старица Елена, старица Фотиния, старица Каптелина, старица Ираида, старица Ивгения, (л. 47 об.) старица Евдокея, старица Минодора, старица Дария, старица Анна, старица Мария, старица Марина, старица Катерина, старица Таисея, старица Каптелина, старица Еуфимия, старица Алемпияда, старица Феодосия, старица Афонасия, старица Достофия, старица Клеопатра, старица Анфиса*
И всего с ыгуменею 68 стариц.
В Воскресенском ж девиче монастыре в Горах у монастыря церков приходная Введение Пречистые Богородицы деревяна клецки, крыта тесом, крест поян белым железом, хо[ло]дная с папертье. Паперть дощаная, с одну сторону церкви (л. 4 8) крыта тесом же; лес готовят прихоцкие люди, а строят монастырьскою казною.
А в церкви Божия милосердия образов. На правой стране царских дверей образ настоящей Введение Пречистые Богородицы на золоте, у того образа свеча местная восковая тоща без трав; образ
Перечень стариц дается в соответствии с подлинным источником в два столбца.
местной Живоначалние Троицы на золоте. Над месным образы по тяблу образы малыя пядницы на золоте: образ Пречистые Богородицы Одигитрия, на поле чюдотворец Кирил; образ Спасов Вседержителя; (л. 48 об.) образ Пречистые Богородицы Умиления; образ благовернаго князя Феодора Смоленскаго и Ярославскаго и чад его.
На левой стороне царских дверей образ местной чюдотворца Николы на празелени, во облаце Спас Вседержител и Пречистая Богородица. В прикладе у того образа 2 круга сребряны золочены басмянные, на них воображено Знамение Пречистые Богородицы. У того ж образа пелена выбойчатая, на ней нашит крест киндяк червчат.
Образ местной святыя мученицы Парасковии, нареченныя Пятницы, на золоте, 2 ангела на воздусе держат над главою ея венец. (л. 49) У мученицы и у ангелов венцы и цаты сребряны золочены басмянные. В прикладе у того образа 2 круга сребряны золочены басмянные, на них воображено Знамение Пречистые Богородицы; двои серешки одинакие сребряны, одне з жемчюжки, да серешка одинакая, в гнезде камен сердолик червчат. У того ж образа пелена выбоичата, на ней крест нашит кисейной, поля зендень червьчата. Перед тем образом свеча местная восковая тоща без трав.
На левой же стране над местными образы по тяблу; образ святых мучениц Екатерины да Пятницы да Варвара на золоте; образ Спасов Вседержителя (л. 49 об.) на золоте ж.
Двери царские и сень на золоте, столбцы и каруна на празелени; на дверях писано Благовещение и евангелисты, на сени писано Троица да Вечери тайн Божиих; на столбцах святители и архидияконы.
Над царскими ж дверми деисус в тябле 11 образов на празелени, перед деисусом паликадило медное спускное, о шти шанданях, яблоко древяное золочено листовым золотом, кисть шелк червчат. В церкви ж местных образов по стенам 25 образов малых пядниц на золоте и на красках.
В олтаре образ Пречистые Богородицы, за престолом (л. 50) над жертвенником образ Пречистые Богородицы Умиления на празелени.
На престоле Евангелие писмянное в десть, в бархате, евангелисты и жуки и застешки медные. Крест осенялнои древянои, на нем писано распятие Господне на золоте. Покров крашенинной. На престоле срачица крашенинная, индития выбойчатая, на ней нашит крест кисейной.
На жертвенике сосуды служебныя; потир, лжица, диское, 2 блюдца выносные оловяные, звезда медная ложена (!), копье железное. Пять покровцов, 2 дорогилные, 2 киндячные (л. 50 об.) да тафтяной, ветхи. Двои ризы да стихар подризнои полотенные, оплечия выбойчатые, одне ветхи. Патрихил бархетея травчатая зеленая, пугвицы оловяные. Патрахил выбойчатая ветха. Поручи бархатея травчатая зеленая, пугвицы оловяные, пояс служебной нитяной. Дароносица медная басмянная, на ней воображено распятие Господне. Кадико и укропник медной. Блюдо каменное белое немецкое (!) водоосвященное, Блюдо древяное, просвиры носят, (л. 51). Покров полотеннои, просвиры покрывают. Скатерть панахидная полотняная.
Да в церкви ж книг.
Книга Апостол писменнои в десть. Книга Шестоднев печатной в десть. Книга Псалтырь с следованием писмянная в полдесть. Книга Часовник печатной в чет. Книга Трефелои с Семеня дни на половину года писмяннои в полдесть.
Налои згибнои, по книгам говорят, на згибе прибито холстом. Три подсвешника древяные крашеные поставные, (л. 5 1 об.) В церкви жив олтаре в окнах 3 окончины слудные з железом.
В паперти по стене 5 образов на красках ветхи. Да над церковными дверми крест медной литой распятие Господне, невелик. У дверей замок площадной прибойной задвижной. У церкви колоколня о дву столпах, крыта тесом на обе стороны. На ней 2 колокола невелики; один, которой поболе, даяние княгини Марвы (!) Григорьевны Волхонские.
Воскресенского ж девича монастыря Слоботка да 2 деревни, в них живут попы да дияконы и бобыли. (л. 52) В Слободе; в. поп Трофим Савелиев, у него сын Ивашко, служит в соборе у Воскресения Христова; в, дьякон Исак Яковлев, служит в соборе ж, у него сын Ивашко; в. Никитка Феодоров сын Попов, сын у нево Матюшка; в. Еска Иванов сын Глухово; в. Конка Антонов сын Глухой, у него дети Фролко да Фетка да Ивашко невелики; в. Фетка Антонов сын, токарь, у него дети Пронка да Тишка невелики; в. Моска Окулов; в. Иивко Полуектов сын Тварагов, у него сын Васка женат; в. Ивашко Андренев сын Тварагов, у него детей (л. 52 об.) Бориско да Васка да Аввакумко; в, Левка Полуектов сын Тварагов, у него детей Фетка да Сидорко, а 2 сына болшие, Андрюшка да Микитка, в прошлых годех бежали; в. Ивашко Конаков сын Дружинин, у него детей Васка да Ивашко; в. Серешка Яковлев сын Волк, у него детей Васка да Ивашко да Якунка; д. Алешка да Якунка да Мишка да Ивашко; в. Максимко да Афонка Тимофеевы дети Гладышевы, у Максимка сын Никитка невелик; а брат иво Афонка лет в двадцт и болше, не женат; в. Ивашко Михаилов сын Третияков, у него сын Ивашко невелик.
(д. 53) Пришлые бобыли.
Во дворе Фетка Епимахов сын Мякеня, у него детей Сенка да Оска, у Сенки сын Ортюшка; а сказался государев крестьянин Чаронские округи, в Горы пришел во 156-м году; в. бобыл Трошка Никанов сын, прозвище Богдашко, у него сын Никифорко невелик; а сказался крестьянин Пречистые Богородицы Тихвины монастыря; в Горы пришел во 155-м году, женат у Горицкого старинного бобыля у Демки Филипова на дочери иво девке Улияне. А Степка Назариев сын, сапожник, белозерец и з детми сшел к Москве во 166-м году. (л. 53 об.) Деревня Кнутово, а в ней: в, поп Артемеи Артемьив, служит в соборе у церкви Воскресения Христова, у него детей Сенка лет в 30 и болше, не женат, да сын Гришка лет в 10; в. бобыл Якимко Фомин сын Попов, у него сын Ивашко женат.
Деревня Близнецово: в. поп Тихон Иванов, служит у церкви Введения Пречистые Богородицы за монастырем у приходу.
И всего в горицкои Слоботке и в двух деревнях, в Кнутове и в Близнецове, 3 двора поповских, да двор диаконскои, да 16 дворов бобылских; людей в них 3 попа, да диякон, 16 бобылей, у них братии и детей 38 человек.
(л. 54) Соборным попом и дьякону идет государево жалование хлебная и денежная руга: попом денгами на год по пяти рублев человеку да хлеба ржы по семнатцати чети с осминою, овса то ж; дьякону денгами по 3 рубли, ржы по двенатцати чети, овса то ж; за тот ружнои хлеб из государевы казны дают им денгами ж по торговой цене, в коем году как цена бывает. Да по скаске горицких бобылей Кондрашки Глухово с товарыщи они ж де соборные попы и диякон сверх государева хлебнаго и денежнаго жалования пашут на себя монастырьскую землю. Да они де старинные бобыли пашут на себя монастырские земли по повытку, а почему под (л. 54 об.) ними повытков, того не ведают, потому в вытном окладе та земля у них не бывала; и при прежних де игуменьях по 151-и год платили оне в монастырьскую казну бобылского оброку на год по десяти алтын с человека, а со 15 1 -го году по приговору игумений Евракеи и стариц вместо того денежнаго оброку наложены на них зделия монастырь-ская пашня, на просвиры да на игуменью и на всех стариц огороды и загороды пашут, навоз с монастыря возят, сена по пожням косят, круг поль и загород и сен огороды городят, в посылки ходят и ездят; подводы с проводниками дают, и всякую монастырьскую работу на игуменью и на стариц делают, (л. 55) Из них же бобылей к монастырю емлют к воротам по 2 человека в сторожи, а дают им сверх пашенные земли из монастырьские казны денежнаго жалования против полные оброчные старицы, почему в котором году.
А пришлые бобыли сказали: дано де им монастырьские земли к их дворовым местом под капустники против иных бобылей по загороде, а монастырского зделия не делают, И с прошлого 166-го году марта с 1-го числа с тех пришлых бобылей з дворовых мест и с огородов бобылского имат в монастырьскую казну на год по 1Ь алтын по 4 денги с человека.