Борис Иванович Горбунов. Жизнь и творчество
Борис Иванович Горбунов. Жизнь и творчество
Небольшой и тихий провинциальный город Кириллов - то место на Земле, где в 1922 году родился, рос, мечтал стать художником Борис Иванович Горбунов. Его отец, Иван Федорович, - инженер гидросооружений, мать, Лилия Ивановна, - из прекрасно воспитанных петербуржек, долгие годы сохранявшая свою стать и благородную красоту. Горбуновы воспитали пятерых детей. Их большой дом стоял почти в центре города. Дорогу сюда знали многие кирилловцы, Не чуждались собиравшиеся в доме гости разговоров о прочитанных книгах, спектаклях кирилловского самодеятельного театра, музыке, Хозяин дома прекрасно пел.
Дети выросли в благодатной атмосфере отчего дома. Каждый из них выбрал свою дорогу в жизни. Дочери Горбуновых, Лидия и Маргарита, в детстве полюбив музыку, стали профессиональными музыкальными педагогами. Сыновья, Владимир и Виктор, с началом Великой Отечественной войны были призваны на фронт. Короткой оказалась жизнь Виктора. Он погиб при десантировании у озера Балатон. Владимир, на долю которого выпало немало тягот, тем не менее не очерствел душой, любил природу, занимался разведением цветов. С ним были знакомы известные писатели, поэты, художники. Жизненный путь Бориса определил дар художника, который сказался уже в самые ранние годы. Его детские рисунки привлекли внимание взрослых. Как это обычно бывает у детей, они отражали услышанные сказки, прочитанные книги. Позже появились натурные зарисовки, пейзажи, портреты близких. Пристрастие к рисованию всячески поощрялось окружающими. Борис Иванович позднее с теплотой вспоминал своего учителя Александра Павловича Веденина, первого советчика и наставника в живописных опытах.
По окончании десятилетки в 194 1 году Борис Иванович преподавал черчение и рисование в Кирилловской средней школе. Желание получить профессиональное художественное образование привело его в 1943 году на скульптурный факультет Московского художественного института. Но учиться пришлось недолго. Тяжелая неустроенная студенческая жизнь, болезни (с 1939 года Горбунов - инвалид второй группы) заставили вернуться в, Кириллов.
Только по окончании войны довелось возвратиться к учебе, но уже в художественном училище "Памяти 1905 года" в Москве. Здесь он был замечен как прекрасный пейзажист. Его этюды выставлялись на студенческих выставках, Своими успехами в живописи студент, в первую очередь, был обязан прекрасному художнику и педагогу В. Н. Бакшееву. Через год после окончания училища Борис Иванович исполнил свою давнюю мечту и приступил к занятиям в Московском художественном институте им, В. И. Сурикова. Он учился у талантливых художников, профессоров П. В. Малькова, Ф. А. Модорова, А. К. Мочальского, П. Д. Покоржевского, В. Е. Артамонова, Г. Г. Королева, Дружба и творческая работа связывали Б, И. Горбунова с преподавателем пластической анатомии профессором М. Ф. Иваницким (позже они вместе готовили к изданию учебник "Пластическая анатомия").
В 1950-е годы в официальных кругах особенно ценилась тематическая картина. Пейзаж, натюрморт были "опальными" жанрами, считались второсортной живописью. Но в студенческие годы Борис Иванович продолжал совершенствоваться именно в пейзажной живописи. Его занимало, прежде всего, прекрасное содружество северного пейзажа и древней русской архитектуры. Благо, частые поездки домой вновь и вновь приносили встречи с прекрасными уголками природы, архитектурой храмов в Кириллове, знаменитом Ферапонтове, Горицах. В 1955 году пейзажи художника были представлены на выставке, организованной институтом. Через год состоялась защита диплома картиной "Дети в поле".
Еще в студенческие годы Б. И. Горбунов получал первые заказы на исполнение пейзажей для экспозиции Кирилловского краеведче-ского музея. Его ранние работы сохранились. В одних картинах и этюдах с видами Кириллова и его окрестностей преобладает натур-ность и идущая от нее созерцательность ("Вид на реку Шексну с горы Мауры"). В других ("Лен. Кирилло-Белозерский монастырь", "Речушка в царстве") - обобщенность, особая камерность; мир предстает неизменным, разве что ветер смажет голубое цветение льна, превратит его в речную волну. В пейзажах 1950-х годов нет-нет да и мелькнут фигурки людей, внося теплую живую ноту ("Предместье Кириллова. Обшара"). Но если в картине и не присутствует человек, то все равно пейзаж проникнут его настроением.
По окончании института Б. И. Горбунов получил распределение в Комбинат живописного искусства (КЖИ). Началась трудная жизнь с двумя маленькими детьми (жена умерла еще в студенческие годы). Работа в комбинате была связана с множеством командировок для сбора натурного материала, Он изъездил страну с севера на юг и с запада на восток. Карельский полуостров, Таймыр, Киргизия, Казахстан, Белоруссия - далеко не полный перечень мест, где побывал художник. В результате появилось много больших тематических картин, как это определялось заказами КЖИ.
И все же художник, тонко чувствовавший природу, влюбленный в родные северные пейзажи, находил возможность вырваться из круговерти заказов, приехать в Кириллов. Здесь, как отдушина уставшей душе, как песнь влюбленного в земную красу, появлялись один за другим его пейзажи. В мае 1 959 года Кирилловский музей открыл персональную выставку художника. Шестьдесят представленных работ привлекли внимание многих кирилловцев, гостей. Выставка стала большим событием в жизни города. По окончании выставки несколько пейзажей были приобретены музеем.
Многих красивейших мест, запечатленных художником, уже давно не существует. Нет той деревни в садах, что стояла на берегу Константиновского озера ("Вид Константиновского озера"), как нет и той красивейшей излучины Шексны, что открылась художнику с горы Мауры. ("Вид на реку Шексну с горы Мауры"). Да и сама Маура заезжена, застроена, засорена... Но живет на холстах дивной сказкой красота, которой нет на Земле уж лет тридцать.
Работая много и упорно, Борис Иванович не был избалован вниманием к своему творчеству. Но его любили и знали коллеги-художники в Москве, Вологде, других городах. С ним водили знакомство и дружбу писатели, поэты, музыканты. Со многими из них его связывала общая работа по защите памятников Отечества.
Не прерывалась связь художника с родным Кирилловом. Здесь был источник новых сюжетов и мотивов, источник вдохновения. Особые черты присущи его кирилловским пейзажам 1980-х годов. Б. И. Горбунов, как никто, знал и чувствовал всю прелесть уникального архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря. В эти годы палитра художника стала богаче, эмоциональней. Древние храмы и башни сияют в полотнах Горбунова, как рассыпанные на берегу яркие драгоценные камни, отражая в своих гранях свет солнца, цвет неба, воды. Мастерство пришло к художнику несколькими десятилетиями ранее, когда он переживал первые взлеты своего таланта. Но в 1980-х годах появилось стремление к большей законченности, завершенности. На основе многочисленных этюдов, выполненных в Кириллове в разные годы, были написаны "Праздник русской зимы", "У ЗАГСа в Кириллове", "Ярмарка в Кириллове", полностью отвечающие принципам картины.
Щемящим чувством боли за исчезающий старый Кириллов проникнут его пейзаж "Отчий дом". Он изобразил свой ветшающий дом, давно предназначенный на снос, как бы лишившись уже его и приютившись в рядом стоящем сарае. Лишь отблеск топящейся печи в окне дает малую надежду на жизнь в нем.
Многие годы художник занимался преподавательской деятельностью, отдавая знания, силу, энергию ученикам. И лишь с середины 1980-х годов смог полностью посвятить себя творчеству. В одном из писем своей сестре он писал: "Вот только теперь по-настоящему я занялся творчеством, и силы для этого еще есть..." Три года он занимался подготовкой своей первой большой персональной выставки в столице. Но увидеть ее художнику было уже не суждено. Жизнь внезапно оборвалась в сентябре 1989 года. Многие из замыслов не сбылись...
Каждое поколение художников вносит свое слово в искусство, Внесло его и поколение Горбунова, для которого принципы реализма были незыблемы. Борис Иванович Горбунов оставался в своем творчестве верен принципам реалистического восприятия мира. Обладая мастерством истинного живописца, рисовальщика, он обогатил нашу культуру прекрасными произведениями, которые никого не оставят безучастными.
* * *
Борис Иванович был широко одарённым человеком. Он пел, играл на гитаре, чем немало гордился, был великолепным собеседником, вел дневники. Публикуемые письма к сестре, Маргарите Ивановне Шанаевой, охватывают последний период творчества художника, раскрывают его характер, его тревоги и заботы, а порой и творческую "кухню" живописца, Эти годы посвящены подготовке ^персональной выставки, неустанному труду над новыми произведениями. Во многих письмах сквозит тревога за родной Кириллов, его будущее. Даже в эти годы, не обладая материальной стабильностью, он вынужден много времени отдавать заказным работам. Но как подлинная творческая личность, он в любой работе находил удовольствие.
Приложение 1.
Письма Бориса Ивановича Горбунова
сестре Маргарите Ивановне Шанаевой 1986-1989 гг.
(фрагменты)
Москва, 27 ноября 1986 г.
(...) Вчера сдал картину "Белозерск". (...) Бывает у меня Энгельс Алексеевич Федосеев 1, Обещался заехать, посмотреть этюды Василий Иванович Другов 2. Он как-то нас провожал в поездку вместе с Беловым 3, Астафьевым 4, Абрамовым и др. по Сухоне, Помнит. Сейчас работает в Москве на очень ответственной работе. Очень хороший мужик, большой человек. (...) Если встретится Володя Корбаков 6, спроси,как обстоят дела с нашим домом, удалось ли что 7? Если дом еще уцелеет - это было бы счастье для нас. Я бы хоть еще одну весну пописал в Кириллове - это для меня самая радость. В Белозерске в гостинице я испытал, что значит свой дом и что гостиница. В гостинице условия для работы художника очень неважные. (...)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Энгельс Алексеевич Федосеев - журналист, долгие годы работал собственным корреспондентом центральных газет по Вологодской области, друг художника, позировавший ему иногда для натурных зарисовок.
2. Василий Иванович Другов - заместитель министра МВД, ранее работал в Вологде секретарем обкома КПСС.
3. Василий Иванович Белов - вологодский писатель.
4. Виктор Петрович Астафьев - писатель, некоторое время жил в Вологде. 5. Федор Алексеевич Абрамов - архангельский писатель.
6. Владимир Николаевич Корбаков - вологодский художник, живописец.
7. Речь здесь идет о доме, принадлежавшем родителям Б. И. Горбунова, давно предназначенном к сносу. Поскольку все ремонтные работы были запрещены, дом быстро ветшал, находился он на ул. Преображенского.
Москва, 17 декабря 1986 г.
(...) 27 ноября умер Иван Прокопьевич 1. Похоронили торжественно. В кирилловской газете был некролог. Об этом мне сообщил по телефону Саша Горбунов 2. Хороший был человек Иван Прокопьевич. Давно у меня задумана картина с ним. Рисунки есть и портрет его есть. (...)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Иван Прокопьевич Горбунов - участник Великой Отечественной войны, награжден орденами и медалями, долгие годы занимал руководящие посты в сельском совете с. Талицы Кирилловского района, троюродный брат Б. И. Горбунова.
2. Александр Павлович Горбунов - полковник в отставке, живет в Москве, троюродной брат Б. И. Горбунова.
Москва, 27 декабря 1986 г.
(...) Чулкову большое спасибо. Его книгу со стихами получил . Там поэзия деревенская, закрученная очень круто. Мы уже иные слова и выражения забыли... Вспоминается и прежняя довоенная кирилловская жизнь и настоящие русские мужики (...) Вчера был на вернисаже персональной выставки моего давнишнего друга (и друга Тишкина В. П. ) - Бориса Алексеевича Кельберера 4. После вернисажа был у него в мастерской на банкете. С гитарой. Все мы стали старенькие... Кельберер все ездил по Северу, по Карелии. Много хороших пейзажей написал. Мне обещают выставку в 1988 году 5.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Борис Алексеевич Чулков - вологодский поэт.
2. В письме имеется в виду сборник стихов Чулкова "Пейзаж с человеком". М.: Современник. 1986.
3. Валентин Павлович Тишкин - московский художник, график.
4. Борис Алексеевич Кельберер - московский художник, живописец.
5. Это первое упоминание в письмах о намечавшейся персональной выставке, которая была открыта в 1989 году после смерти художника.
Москва, 1 февраля 1987 г.
(...) В мастерской еще затеял картину "Птица-тройка" с Сивер-ским озером и Кирилло-Белозерским монастырем. (...) Надо думать о персональной выставке, Я давно бы мог сделать выставку по Кириллову - КБМ (Кирилло-Белозерский монастырь - Л. П.), если бы был богаче - у меня нет рам. И сейчас вместо телевизора придется покупать рамы или багет и делать рамы самому. (...)
ПРИМЕЧАНИЕ
Картина "Птица-тройка" экспонировалась на персональной выставке 1989 г. под названием "Тройка".
Москва, 1 8 февраля 1987 г.
(...) Эскиз картины "Подпольный марксистский кружок" для московского завода "Борец" я утвердил на заводе и в КЖИ 1. Даже похвалили. Три недели упорно работал над эскизом. (...) Работаю сейчас над портретом Ларичева Евгения Дмитриевича 2. Делаю пока рисунок. Уже состоялись два сеанса. Теперь меня увлекает и портрет. А особенно - эскизы на историко-революционную тему. Может быть, и выдюжу какую-то картину... Не все же мне писать Кириллов, хотя все еще пишу и Кириллов. (...)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. КЖИ - Комбинат живописного искусства.
2. Евгений Дмитриевич Ларичев - московский музыкант, гитарист.
Москва, 5 апреля 1987 г.
Получил Ритины 1 два письма. И в одном из них - две вырезки из газеты со статьей обо мне 2 и статью В. Белова 3. Большое спасибо. Бронислав Довнар 4 тоже послал мне газету со статьей "Холст и память". Звонил мне и автор статьи, Дмитрий Иванович 5, и очень удивился, что Рита вперед него об этом сообщила. Он был у меня в мастерской еще в ноябре 1986 г. и не на девятом этаже, а на пятнадцатом. Статья долго лежала в редакции, но напечатали вовремя - может быть, в Кириллове почитают и дадут мне еще поработать там в своем любимом доме...
На весеннюю выставку взяли пейзаж "Успенский монастырь" и пейзаж "Ивановский монастырь" (со стороны Сиверского озера). Это Кирилло-Белозерский монастырь делится на два монастыря - Ивановский и Успенский. Где Успенский собор - Успенский монастырь. Этот висит на Кузнецком мосту и смотрится хорошо. А "Ивановский" - будет в выставочном зале на юго-западе; у него надо заменить раму. У меня проблема - трудно достать хорошую раму. В мастерской сейчас работаю над заказом завода "Борец", картиной "Подпольный марксистский кружок". Это интересная тема, и над картиной работаю с удовольствием. Продолжаю работать над портретом В. П. Астафьева. Он хоть и небольшой, но требует работы очень много, т, к. сам-то Виктор Петрович Астафьев - очень большой! (...)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Маргарита Ивановна Шанева - сестра Б. И. Горбунова, которой адресованы публикуемые письма.
2. Имеется в виду статья "Холст и память" Дмитрия Ивановича Степанченко в газете "Красный Север". №75, март 1987 г.
3. Имеется в виду статья В. И. Белова "Жажда лада". ("Красный Север" от 26 марта 1987 г.)
4. Бронислав Довнар - вологодский музыкант, талантливый гитарист.
5. Дмитрий Иванович Степанценко - вологодский журналист, корреспондент газеты "Красный Север".
6. Имеется в виду выставочный зал в Москве на Кузнецком мосту.
Москва, 18 мая 1987 года.
(...) Картину сдал 1. Готовлюсь к поездке в Кириллов: грунтую холсты и жду денег, Есть еще всякие мелкие дела, но надеюсь вскоре выехать. (...) 8 мая мне вручили медаль "Ветеран труда". (...) О доме. Будет организована комиссия из вологодских художников и от облисполкома. Энгельс Алексеевич звонил Балукову 2. Тот сказал, что дом трухлявый, и его будут сносить в следующей пятилетке. Я думаю, возможно, что еще годика два-три его и не будут ломать... Дела есть, конечно, и в Москве. Так уж привычка и привязанность к городу Кириллову очень велика; оттого и тянет каждый год туда. Другой бы давно уже съездил в Италию... (...)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Имеется в виду картина "Подпольный марксистский кружок" для завода "Борец".
2. Владимир Степанович Балуков - секретарь райкома партии в Кириллове.
Москва, 6 июня 1987 г.
(...) Сегодня я отправил телеграмму, что задерживаюсь; надо утверждать эскиз новой картины. Срок сдачи - в сентябре. Эскиз - в июне. Вот сейчас и работаю над эскизом. Вчера, 5 июня, еще вызывали в комбинат. Представители завода "Борец" принимали заказанные ими картины. Некоторым художникам предстоят доработки. Моя картина понравилась, и никаких доработок не требуется... Надо заехать в МОСХ 1 и закончить для газеты "Московский художник" статью о работе комиссии по охране памятников истории и культуры. (...) В мастерской много всяких дел, готовлю холсты для поездки. К 20 июля надо снова быть в Москве - будет выставка к 70-летию Октября. 10 июня утверждаю эскиз картины "Ленин с крестьянами". (...)
Р. S. На гитаре - 7 струн - разучил "Меланхолический вальс" А. Даргомыжского.
ПРИМЕЧАНИЕ
МОСХ - Московское отделение Союза художников.
Москва, 17 июля 1987 года.
(...) В мастерской работы много. И дома много. Кроме заказной работы, много картин ждет своей очереди и новые еще задуманы, и их тоже надо делать. Выставка моя теперь отодвинулась на 1989 год. Купил подрамников, картона и красок прикупил - думаю еще и Москву пописать - ведь она, пожалуй, и не хуже Вологды и Кириллова! Мой Ваня 1, например, последнее время Москву полюбил больше всего. Меня ведь Москва и вылечила, и выучила, выкормила и приютила, научила еще играть на гитаре. Кирилловские темы тоже здесь со мной. И здесь у меня в этюдах есть тоже Кириллов, которого в Кириллове уже нет. Но, конечно, сейчас бы надо писать этюды в Кириллове, но заказ срывать нельзя. Думаю в конце августа заказ выполнить и в сентябре снова приехать в Вологду и в Кириллов.
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Иван Борисович Горбунов - младший сын Бориса Ивановича Горбунова.
Москва, 14 августа 1987 года.
(...) Картину к выставке "По родной стране" не успел написать; подавал два Кирилловских этюда - не взяли. (...) Картину сдам в начале сентября и (...) к вам приеду.
Р. S. (...) В Кириллове дом сильно трясется 1. Голова каждый раз разболится от встряски дома, Как-то я об этом не подумал, Там ведь отдых неважнецкий, но писать этюды зато очень важнецки. И в мастерской есть что писать! (...)
ПРИМЕЧАНИЕ
Имеется в виду родительский дом, стоящий на самой оживленной улице.
Москва, 15 августа 1987 года.
Дорогая Рита! Очень прошу хорошо встретить моего лучшего друга - Павла Федоровича Никонова - выдающегося советского художника. (...) Он мне во многом помогал и помогает как лучший товарищ и брат. (...) Очень прошу устроить его в Кириллове в нашем доме. Буду тебе благодарен и обязан. Обязательно!
Р. S. Ко мне приедет 5 сентября Боря Чулков дня на два. В сентябре надеюсь побывать в Кириллове. (...)
ПРИМЕЧАНИЕ
Павел Федорович Никонов - московский художник, живописец.
Москва, 3 ноября 1987 года.
(...) Насчет дома не знаю, что и думать. Если он останется цел, то буду стараться весной приехать на этюды.
Р. S. Саша Горбунов злится, что я не дописываю его портрет, а он почти уже готов и даже переготов, но чуть-чуть надо тронуть. (...)
Москва, 19 января 1988 г...
(...) Давно не писал, потому что каждый день тороплюсь в мастерскую. Картину "Ленин выступает перед рабочими" надо сдавать в феврале, а 26 и 27 февраля будет выставка к 70-летию Советской армии, и хочу дописать картину "За Родину" с Виктором , которую сильно изменил и почти все переписываю. И работы еще там много-много, и не успеть к этой выставке. Еще кое-что пишу: "Белозерск", "Ярмарка в Кириллове" и т. д. (...)
ПРИМЕЧАНИЯ
Виктор Иванович Горбунов - брат Б. И. Горбунова, погиб при десантировании у озера Балатон в годы Великой Отечественной войны. Еще в конце 1959 года художник начал писать картину. Постепенно замысел усложнялся. В среднике был изображен юноша в военной форме, а вокруг размещались клейма его "Жития".
Москва, 18 февраля 1988 г.
(...) Картина идет очень туго , Работаю по 12 часов в день, устал и картину замучил. Два раза показывал на художественном совете. На первом - было много замечаний, на втором - только по поводу фигуры Ленина, и в особенности рук. (Голова получилась хорошо.) Ясно, что такой срок очень мал для этой сложной картины, из-за этого короткого срока приходится работать совершенно изнурительно. Даже писем не было времени писать и некогда ни читать, ни смотреть телевизор, ни в кино сходить, и даже на выставки. (Пропустил пару вечеров в ДХ, посвященных охране памятников, и вчера - заседание комиссии по охране памятников). (...) Вчера (среда) был художественный совет в КЖИ. Гарантированный аванс мне переводят (130 р.) и пенсию тоже (110 р.). И этих денег хватит на питание и на краски, но ничего лишнего не остается, (...) Постараюсь приехать в Вологду, как только разделаюсь с картиной. Теперь я ее уже буду дописывать в комбинате, а рисунки к ней сделаю дома. Надо как следует изучить фигуру В. И. Ленина и найти характерную для него позу и положение рук, подходящее для картины. Это все надо сделать сегодня и завтра. И надо еще раз сходить в музей В. И. Ленина. Надо порисовать его на отдельных листах бумаги, сделать несколько вариантов и выбрать наиболее удачный. Еще приближается выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси, Надо дописать три работы, которые затеяны к этой выставке. (...)
ПРИМЕЧАНИЕ
Имеется в виду картина "Ленин выступает перед рабочими".
Москва, 7 апреля 1988 г.
(...) Володя пишет натюрморты, У него частенько работы берут в салон, Я пока с салонами не связываюсь - не нравится мне работать в угоду покупателю. Многие салонные работы грешат именно этой угодливостью, лишены смелости решения и чрезмерно детализированы. Это бывает и на выставках, но реже.
Заказы пока не беру. Готовлюсь к персональной выставке, но еще жду окончательного утверждения ее. Сейчас больно прытка Молодежь - ничего еще не сделал, а подавай персональную выставку. А поскольку сейчас они в большинстве своем сынки и внуки всяких влиятельных пап и мам, то им удается стариков оттиснуть. И это еще Преподносится как перестройка! Пока все. Тороплюсь в мастерскую - надо писать, писать и писать.
ПРИМЕЧАНИЕ
Владимир Николаевич Богачев - московский живописец, ученик Б. И. Горбунова, зять.
Москва, 15 апреля 1988 г.
(...) На выставке, посвященной 1000-летию русской культуры, висит мой пейзаж (50х80), в филиале выставки по ул. Петровские линии 1/20. Отбор был жестким. Многие художники не попали в экспозицию. Но и много работ довольно странных не только зрителям, но и нам - художникам с высшим художественным образованием. (...)
Москва, 28 апреля 1988 г.
(...) Был у меня Павел Никонов. Отобрали с ним для выставки работ сорок. Мы пока что отбираем работы для репродуцирования в каталоге. Из них двадцать работ у меня увезли для фотографирования и печатания в каталоге. Полностью все для каталога нужно сдать в сентябре, (...)
Москва, 27 мая 1988 г.
(...) На выставкоме у меня взяли один пейзаж (не тот, который хотели, и над которым и я долго работал - "Белозерский вал"). Сейчас буду ждать открытия выставки, посвященной 1000-летию Крещения Руси, и, кроме того, есть неотложные дела, но думаю, что скоро приеду в Вологду, а надо бы и в Кириллов. (...) Продолжаю работать, готовиться к персональной выставке. (...)
Москва, 21 июля 1988 г.
(...) Для нас (живописцев) выставком будет 8, 9, 10 августа на Кузнецком мосту. Будет отбор на выставку "Земля и люди". Попробую подготовить для нее за оставшиеся дни пару работ. Поэтому до 11 августа никуда выехать не смогу. (...)
Москва, 26 августа 1988 г.
(...) Две картины я подавал на выставку "Земля и люди". Их приняли, но в экспозицию они не вошли, т. к. не сумел подобрать хороших рам и неудачно затонировал рамы. Но на самом деле выставком стремился развешать себя и своих знакомых и еще тех особ, от которых они зависят. Выставка к тому же выражает однобокий вкус выставкома - почти все работы тональные, в цвете плохие, тухлые, а мои были свежие, яркие и для соседства не выгодные. Потом оказалось, что лучшие живописцы (Суровцев 1, Браговский 2, П. Никонов и М. Никонов и другие) отказались от участия в этой выставке.
Жаль, что я потерял на нее время, но зато почти дописал картину "ЗАГС в Кириллове" . Именно ее приняли, но все же ее еще надо дописывать. Затем еще "Домашний концерт". Там Кубасов играл на рояле в г. Кириллове в угловой комнате. Пять человек слушают. Пишу еще "Ярмарку в Кириллове" (почти готова), "Тройку" и др. Надо опять приглашать Павла Никонова для окончательного отбора работ для выставки, поэтому нужно доработать эти картины. (Еще и Виктора ) в оставшиеся дни августа. (...)
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Андрей Петрович Суровцев - московский художник, живописец.
2. Эдуард Георгиевич Браговский - московский живописец.
3. Михаил Федорович Никонов - московский художник, живописец.
4. Имеется в виду картина "У ЗАГСа в Кириллове", иное название "Свадьба в Кириллове", под таким названием картина экспонировалась на персональной выставке.
5. Владимир Павлович Кубасов - музыкант, композитор, муж старшей сестры художника, Лидии.
6. Имеется в виду картина "За Родину".
Москва, 31 августа 1988 г.
(...) Я не предполагал, что подготовка к выставке может занять у меня столько времени, что и не смогу снова, в августе, побывать в Вологде и Кириллове, Было бы очень нужно побывать. Но и сегодня 31 августа я не готов к тому, чтобы завтра 1 сентября сдать все необходимые материалы своему искусствоведу Савельевой 1, которые требуется сдать за восемь месяцев до открытия выставки (в мае), Все хотел прибавить работ и определить, что я могу еще затеять из картин, чтобы их успеть потом закончить к маю, к выставке. Их ведь надо вставить сейчас в каталог. В эти дни надо закончить каталог, написать автобиографию, сведения о выставках и статью о своем творчестве и о себе, которую отдадут искусствоведу для переработки или так примут. Так что сижу и пишу. (...) В комбинате вчера подписал договор на картину дорогую и интересную "Политкаторжане", надо будет после сдачи каталожных данных срочно слетать в Ханты-Мансийский авиаотряд Тюменской - области к заказчику. Подрамник уже выдали (130х200). В этом полугодии я еще заказа не имел, так что отказываться никак нельзя. Срок сдачи - 1 января 1989 г. Когда утвержу эскиз, постараюсь побывать в Вологде. (...)
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Надежда Анатольевна Савельева - московский искусствовед, готовившая персональную выставку.
Москва, 7 сентября 1988 г.
(...) Еле-еле успеваю в срок сдать необходимые для каталога данные. (...) Работ набралось больше ста, но потом на развеске выставки из них выберется шестьдесят-семьдесят. И еще есть много работ, которые и не смотрели. (...)
Москва, 8 сентября 1988 г.
(...) Сегодня я сдал каталог, краткие биографические сведения Савельевой Н. А. (...) Александр Сергеевич Трофимов пишет статью к каталогу. (...)
ПРИМЕЧАНИЕ
Александр Сергеевич Трофимов - проректор Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова.
Москва, 18 сентября 1988 г.
(...) Из командировки вернулся быстро - сразу утвердил эскиз. Теперь этот эскиз надо разрабатывать и показывать на совете. (...) Командировка отняла у меня десять дней, но столько времени не потребовалось. Материала по этой теме у них не оказалось никакого - только что пейзаж. Пейзаж похож на Кирилловский. Состояние то же. Над эскизом надо мне еще работать, но утверждать буду, пожалуй, после поездки в Вологду, (...) Картину надо начать бы слегка - сделать подмалевок и просушить его, пока буду в отъезде. В среду, может быть, и попробую утвердить эскиз. (...)
Москва, 20 сентября 1988 г.
(...) Кириллов всегда давал разгрузку и отдых, новых знакомых и новое здоровье, заряд бодрости. Первого ноября, в пятницу, выслал 100 руб. на ставни, потом, когда окончательно разрешат ремонтировать дом, подам заявку в Союз Художников СССР на ссуду для ремонта дома в Кириллове и строительство там мастерской.
Почти написал я новую картину (начал ее в 1959 году) под названием "Думы о Родине", где Вася Белов молодой (каким я его помню, есть фотографии и рисунки) сидит на Мауре, вдали - Сиверское озеро и Кирилло-Белозерский монастырь, осенние дали, полдеревни Загорье, и виднеется еще деревня Богатырево, от которой теперь не осталось ни одного дома. В общем, пейзаж почти исчезнувший, Мауру уже взрыли, красота не ценится, подавай камень или что-то вроде камня, там добывают, под Маурой, на месте бывших полей, лугов и пастбищ, рощ, яблоневых садов и грибных лесов. Эту картину я включил в каталог своей персональной выставки, Вот только теперь по-настоящему я занялся творчеством, и силы для этого еще есть. Здоровье стало лучше. (...)
ПРИМЕЧАНИЕ
Имеется в виду Василий Иванович Белов.
Москва, 23 января 1989 г.
(...) У меня такие дела; картину "Каторжане на Сибирском тракте" приняли с первого показа,- но поскольку она идет на выставку, которая будет в Москве (имеется в виду персональная выставка) и еще не скоро, я имею возможность еще ее пописать, по своему усмотрению закончить. Мне ее привезли обратно в мастерскую, а до первого марта я должен отвезти обратно в комбинат и оттуда в запасник КЖИ. (...) Я допишу картину, сдам ее и поеду в Вологду и в Кириллов ненадолго, т. к. надо готовить работы к персональной выставке. Еще требуются дополнительные этюды, которые надо бы написать в Кириллове зимой (к картине "Тройка" и "Праздник русской зимы"). (...)
Приложение 2
Каталог произведений художника Бориса Ивановича Горбунова, хранящихся в КБИАХМ
Кирилло-Белозерский музей обладает небольшим собранием картин и этюдов Б. И. Горбунова, В основном это произведения второй половины 1950-х гг. - времени творческого становления художника и работы 1980-х гг. - последнего периода творчества. Картины и этюды 1970-1 980-х гг. были подарены Кирилло-Белозерскому музею дочерью художника Татьяной Борисовной. Наше собрание не может отразить всей полноты творческого дарования художника, работавшего во многих жанрах, в том числе и портретном. Но то немногое, что хранится в музее, часто экспонируется на выставках, привлекает большое внимание посетителей к творчеству художника. Все работы Б. И. Горбунова, хранящиеся в музее, включены в каталог.
Каталог построен по хронологическому принципу, внутри хронологии произведения размещены по алфавиту. Кроме авторского названия, зафиксированного, как правило, на обороте произведения, даны названия по учетной музейной документации, а также названия, под которыми произведение экспонировалось на выставках.
Обозначены материалы и техника, размеры в сантиметрах, учетные музейные номера и шифры, отмечены выставки, на которых произведение экспонировалось, а также воспроизведения работ в изданиях.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
В. - выставка ж. - живопись, техника выполнения илл. - воспроизведения в изданиях
Кат. - Каталог персональной выставки. Борис Иванович Горбунов. 1922-1989. Живопись. М., 1989
к. - картон
КБИАХМ - Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
КБМ - Кирилло-Белозерский монастырь
м. - материал живописи, масло
мж. - музейный шифр "Масло. Живопись"
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
* обозначение произведения, имеющего авторскую датировку, но в каталоге 1989 г. идущего под другим годом.
** название произведения в каталоге 1989 года.
*** название произведения в документах учета Кирилло-Белозерского музея.
1955 год
1. Вид на Шексну с горы Мауры.
X., м. 63х99
КБИАХМ 3377 мж 94
В.:1959;1993
2. Река Славянка.
X., м. 65х77
КБИАХМ 3018/2 мж25
В.:1959;1993
3. Речушка в "царстве".
К., м. 26х32 -
КБИАХМ 3507 мж 151
4. Сиверское озеро.
К., м. 36х30
КБИАХМ 3506 мж 150
В.:1955,1993
5. Сирень.
К., м. 44х35
КБИАХМ 3508 мж 152
В.:1955,1993
1957 год
6. Первый трактор в коммуне Ленина.
X., м. 57х80
КБИАХМ 3018/1 мж 24
В.: 1959; 1993
7. Предместье Кириллова. Обшара.
К., м. 40х33
КБИАХМ 3060/1 мж 29
В.:1959;1993
8. Сплав на реке Сизьме.
X., м. 50х98
КБИАХМ 3018/4 мж 27
В.:1959
9. Тяга барж лошадьми по бичевнику на реке Шексне.
X., м.74х126
КБИАХМ 3018/3 мж 26
1959 год
10. Весенние дали.
X., м. 74х126
КБИАХМ 3377 мж 94
В.: 1959;1993
11. Вид Константиновского озера.
X., м. 60х101
КБИАХМ 3499 мж 143
В.: 1959;1993
12. Роща Чулково.
X., м.65х100
КБИАХМ 3500 мж 145
В.: 1959
13. Сизьма.
X., м. 39х56
КБИАХМ 3060/2 мж 30
В.:1959
1970 год
14. Красная занавеска в избе.
(Деревенская кухня)***
К., м. 35х50
В.: 1989;1990
1972 год
15. Домик келаря.
X. на к., м. 60х70
КБИАХМ 15228 мж 247
В.:1959;1990;1993
16. Ивановское.
К., м.49х65
КБИАХМ 15221 мж 240
В.:1989;1990;1993
1986 год
17. Вид из-под арки.*
X., м. 53х60
КБИАХМ 15225 мж 244
В.: 1989;1990;1993
18. Красная смородина.
X. на к., м. 60х50
КБИАХМ 15235 мж 254
В.: 1989;1990;1993
Илл. Кат. 1989
19. Кружева из камня.
X., м. 74х80
КБИАХМ 15223 мж 242
В.:1989;1990;1993
Илл. Кат. 1989
20. Надвратная церковь Иоанна Лествичника. XVI КБМ.
К., м. 60х50
КБИАХМ 15234 мж 253
В.: 1990;1993
21. Отчий дом.
К., м. 50,5х50
КБИАХМ 15223 мж 252
В.:1989;1990;1993 .
Илл. Кат. 1989
22. Трапезная церковь Сергия Радонежского в Ивановском монастыре.
(Церковь Сергия Радонежского)**
X., М. 49х60
КБИАХМ 15220 мж 239
В.: 1989;1990;1993
23. Церковь Владимира и Успенский собор.
(Центральный комплекс Кирилло-Белозерского монастыря)***
X., м. 79х74
КБИАХМ 15232 мж 251
В.:1990;1993
24. Церковь Владимира и Успенский собор.
К., м. 49х60
КБИАХМ 15224 мж 243
В.: 1989;1990;1993
25. Церковь Евфимия. XVII в. КБМ.
(Церковь Евфимия)***
К., м. 50х60
КБИАХМ 15219 мж 238
26. Монастырь-крепость.
(Осень на Сиверском)***
X., м. 60х70
КБИАХМ 15227 мж 246
В.: 1990;1993
27. Успенский монастырь.
X., м. 54,5х65
КБИАХМ 15218 мж 237
В.:1990;1993
28. Хлебная башня.
X., м. 42х64
КБИАХМ 15226 мж 245
В.: 1989;1990; 1993
1988 год
29. Праздник русской зимы.
X. на фанере, м. 71х142
КБИАХМ 15231 мж 94 .
В.: 1989; 1990;1993
30. У ЗАГСа в Кириллове.
(Свадьба в Кириллове)**
X., м.70х90
КБИАХМ15229 мж 248
В.: 1989;1990;1993
31. Ярмарка в Кириллове.
(Ярмарка)**
X., м. 65х80
КБИАХМ 15229 мж 248
В.: 1989;1990;1993
УЧАСТИЕ Б. И. ГОРБУНОВА В ВЫСТАВКАХ
1957 - III выставка произведений молодых художников Москвы и Московской области. Москва. Выставка живописи. Москва.
1958 - всесоюзная художественная выставка "40 лет ВЛКСМ". Москва.
1959 - персональная выставка. Кириллов.
1962 - выставка произведений московских художников " 3 0 лет МОСХ. 1932-1962". Москва.
1963 - персональная выставка. Москва. 1967 - выставка "Художники Москвы - 50-летию Октября". Москва.
1970 - выставка произведений художников Москвы, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Москва.
Выставка произведений московских художников "На страже рубежей Родины". Москва.
1972 - персональная выставка. Кириллов.
1980 - выставка произведений московских художников, посвященная XXVI съезду КПСС. Москва.
1983 - V всесоюзная художественная выставка "Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве". Москва.
"Нивы Алтая". Выставка произведений московских и алтайских художников. Москва.
1985 - Республиканская художественная выставка "Памятники Отечества", посвященная 800-летию "Слова о полку Игореве". Москва
1986 - выставка московских художников, посвященная 25-летию военно-шефской работы МОСХ в пограничных войсках. Москва.
1987 - весенняя выставка произведений московских художников. Москва.
1988 - выставка произведений московских художников, посвященная 1000-летию русской художественной культуры. Москва. Выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси. Москва.
Весенняя выставка произведений московских художников. Москва.
1989 - персональная выставка. Москва.
1990 - выставка произведений, подаренных дочерью Б. И. Горбунова Кирилло-Белозерскому музею после завершения работы персональной выставки. Кириллов.
1993 - выставка пейзажей "Кириллов и его окрестности в живописи Б. И. Горбунова". Кириллов.