История бисера и бисерных украшений
Без оных что бы вам в нарядах помогло,
Когда бы бисеру вам не дало Стекло?
М. Ломоносов, «Письмо о пользе стекла»
Бисер - это один из самых удивительных материалов для рукоделия и в частности бисероплетения: в нём и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности творческого поиска. Первыми и сразу полюбившимися человечеству украшениями из бисера стали бусы. Они вошли в многочисленный ряд предметов, которыми человек украшал себя в древности. Изделия из бусинок, бисера, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времен.
Сотрудниками отдела по работе с посетителями разработан и проводится новый мастер-класс для школьников, на котором дети учатся делать фигурки ангелов из бисера и бусин. Данное занятие знакомит детей с основами бисероплетения, используемыми материалами, основными техниками и историей данного рукоделия.
Бисероплетение – не самое простое из детских занятий, зато очень увлекательное и полезное для развития воображения и мелкой моторики ребенка. В первую очередь, это эффективный, красочный и привлекательный для детей способ, при помощи которого они могут, как проявить свои творческие способности, так и развивать их.
Бисероплетение – это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление.
Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий, он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия. Прежде всего, они умели чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, не отделяли себя от неё. Живя среди природы, они старались находиться в гармонии со всем разнообразием существующих явлений. Выражение внешней красоты воспринималось ими, как отражение внутренней. Наряды, украшения, амулеты и обереги лишь подчёркивали и усиливали её. Наши предки в то время отдавали предпочтение живым природным материалам и, прежде всего, жемчугу.
Бисер, наряду с мелким морским и речным жемчугом, издревле использовался в русских вышивках для выделения контура узора или выполнения отдельных его частей. Приемы плетения, низания и вышивки были знакомы русским мастерицам издревле. Они исполняли повязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы, накосники. В полноте цветовой гаммы виден замысел автора. Сохранять цвет – уникальная способность бисера. И время не властно над ним. Как и десятки лет назад, продолжают играть блики на поверхности стеклянных крупинок, восхищая зрителя. [2]
В собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранится небольшая, но очень интересная коллекция предметов шитья, украшенных бисером. В основном это предметы религиозного культа, предназначавшиеся для церковного обихода и поступившие в музей из Кирилло-Белозерского монастыря после его закрытия. Среди них – объемники для свечей, вохдуха и покровцы для литургических сосудов, ленты к лампадам, шнурки (жгуты), на которых носили иконки и образки, и прочее. Но кроме этого в музейной коллекции хранятся футляр для пудреницы с узором из вихревой розетки, кошелек (сумочка) с цветочным орнаментом, кокошники и серьги, выполненные с использованием бисера. [4]
Когда говорят о бисере, имеют в виду, прежде всего, стеклянный бисер. И это оправданно, потому что стекло наиболее часто используется для изготовления бус и бисера. Однако в этих целях находят применение и другие, самые разнообразные материалы: металл, фарфор, всевозможные пластмассы. Известно, что на Крайнем Севере, где бисерное рукоделие традиционно, до появления торгового бисера местные умельцы точили его из мамонтовой кости. В Китае бисер был фарфоровым. Широко распространены были бусы из драгоценных металлов в Африке, доколумбовой Америке и Индии.
Происхождение стеклянного бисера долгое время было окутано тайной. В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».
Эту легенду повторяют до сих пор, хотя известно, что самое древнее производство стекла существовало в Египте. Ассортимент египетских бус был весьма разнообразен. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер. [6]
Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из высокоогнеупорной глины - тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту - смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».
Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов. Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь - заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании. Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
Римское стеклоделие дало начало средневековому искусству стекла. Секреты стеклоделия переняла Византия – до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла. Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.
Но особого расцвета достигает стеклоделие в XV-XVII вв. в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. Венецианский бисер расходился по всему миру. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев, и их дети признавались патрициями.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка, меха, экзотические редкости, рабов; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами - перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. На смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI-XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию. В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии из непрозрачного стекла и фарфора, основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию стекла, в состав которого ввели вместо соды, секреты изготовления которой строго соблюдали венецианцы, древесную золу - поташ. Отсюда и пошло название лесное стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII - начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Во второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавших во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.
Издавна было известно стеклоделие и на Руси, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. В скифо-сарматскую эпоху (2-2,5 тысячи лет назад) бусы уже широко использовались как народами северных территорий, так и племенами Причерноморья. А во времена Киевской Руси они и вовсе не являлись редкостью. Причём славянские народы были знакомы со стеклянными ожерельями и бисером не только благодаря торговым отношениям со странами Ближнего Востока и Византией. Стеклянные ожерелья, перстни и браслеты всевозможных форм из непрозрачного, полупрозрачного и прозрачного стекла разнообразных цветов (преимущественно зелёного, жёлтого, синего, фиалкового и чёрного) изготавливали в небольших местных стекломастерских. Большое число таких поделок и бус производили Киев, Новгород, Чернигов, Старая Ладога, Белая Вежа, Тмутаракань…
Так академик Н.Н. Качалов пишет: «Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушённых стекол». На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озера и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды.
Производство именно бисера появилось вместе с Византийскими мозаичными мастерами, которые пришли на Русь после принятия христианства. Но вследствие многовековой междоусобицы, а затем нашествия ханских завоевателей, это дело не удержалось, и широкое производство стекла на Pycи прервалось на много столетий…
Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах, на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла - простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами,- вывозились во многие города России и в Турцию. В 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.
В 1668 г. строится второй, Измайловский, завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушённое, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла.
На протяжении XVIII-XIX вв. в России существовали небольшие казенные и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV веке привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. Если в 1748 г. только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 г. было завезено 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.
В 1752 г. М.В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом. В 1754 г. Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушённые цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. В 1765 г., после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.
В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал: «Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу, Любимо по всему земному ходит кругу. Им красится народ в полунощных степях, Им красится Арап на южных берегах...» [3]
История бисерного рукоделия в России содержит немало сведений интересных для любителей прикладного искусства. Техника этих изделий чрезвычайно многообразна: вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение, ткачество и мозаика на воске.
Во второй половине XVIII – начале XIX столетия в России существовало крепостное право. При многих помещичьих усадьбах работали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Обычно крестьянских девочек в возрасте 8-10 лет посылали учиться рукоделию в мастерскую, известную своим высоким уровнем. Кончив обучение, девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать своему искусству других. При этом вышивальщицы оставались зачастую неграмотными, об этом свидетельствуют тексты на вышитых картинах, выполненные зеркально. Наличие бесплатных крепостных рабочих рук в какой-то степени обуславливало необыкновенно высокий уровень русских бисерных вышивок. Действительно, богатым помещицам не приходилось решать вопроса о экономической целесообразности выполнения той или иной работы. Ярким примером такого отношения к крепостным мастерицам является описание приданого невесты из рассказа С.Н. Терпигорева.
«Бабушка послала за главной надсмотрщицей за кружевницами. Вскоре на террасу стали приносить горничные бесчисленное количество приданого. Осмотр продолжался долго... Было пересмотрено огромное количество белья, и всё вышитого, расшитого... В конце осмотра был показан пеньюар. Это нечто было удивительное! Живого места на нём не было – всё вышито!..
-Ну и сколько же, тётенька, времени вышивали его?
-Два года, мой друг... Двенадцать девок два года вышивали его... Три из них ослепли...»
Но не только крепостные крестьянки и монастырские послушницы занимались рукоделиями. Богатые и знатные светские дамы и даже русская императрица Мария Фёдоровна тоже были большими любительницами рукоделий и вышивки. «Лень, - говорила императрица, - мать всех пороков», поэтому рукоделия в те времена и были средством от праздности, приятным времяпровождением. Среди мужчин тоже попадались военные и губернаторы с пяльцами в руках. Из старых газетных публикаций, известен случай, когда рукоделия усвоил лихой гусарский корнет Солоницын. На семейном совете, где обсуждалось, прилично ли молодому человеку вышивать в пяльцах, было решено, что это гораздо приличнее, нежели напиваться и ночи просиживать за игрой в карты. Вследствие этого Солоницын был снабжён хорошенькими пялечками, шелками и узорами.
Не обходилось и без курьёзных случаев. Любимым занятием А.И. Корсакова тоже были рукоделия. Это его необыкновенное искусство однажды было поводом к очень забавному недоразумению. Корсаков поднёс в подарок императрице Марии Фёдоровне вышитую картину своей работы, которая могла назваться чудом искусства и терпения. Императрица, не думая, что такое превосходное шитьё могло быть делом рук мужчины и особенно таких лет, каких был Корсаков, приняла эту картину за приношение которой-нибудь из его родственниц, и, по доброте души своей, благоволила послать ему, в знак своего удовольствия, бриллиантовые серьги.
Вышивка была далеко не единственным, но, без сомнения, наиболее распространённым видом работ из бисера. Более ранние работы выполнялись вышивкой вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизывание бисеринок на нитку, поскольку диаметр отверстия в старинном бисере не превышал 0.2-0.3 мм. Для работы с таким крошечным бисером выпускались особо тонкие иглы английских и немецких фирм. И всё же были сорта настолько мелкого бисера, что даже специальные иголки оказывались слишком толстыми. В этом случае иногда просто вощили конец нитки, затем надевали иголку, иголкой делали стежок. Снимали иголку и повторяли процесс снова.
При вышивании бисером надо было преодолеть ещё одну трудность – невозможность изображения плавной кривой. Этот недостаток остроумно отметил Гоголь, описывая «подушку, на которой был вышит рыцарь таким образом, что нос вышел лестницей, а губы четырёхугольником». Вышивальщицы пытались восполнить этот недостаток тем, что лицо и руки вышивали нитками или писали красками, а потом вклеивали в вышитую картину. Для вышивки бисером обычно использовался холст, а позднее вошло в моду использовать бумажную канву с круглыми дырочками. Очень большим недостатком таких вышивок является их меньшая долговечность.
Кроме вышивки бисером широко применялось вязание крючком и на спицах. При этом бисер надевался на нить в строгом соответствии с рисунком, а затем во время вязания все бисеринки выводились на лицевую сторону. Значительно реже встречаются картинки, выполненные в технике ткачества. Характерной особенность этой техники является то, что рисунок из-за неправильной формы бисеринки искажается.
Ещё более редкой разновидностью бисерного рукоделия являются картинки из бисера, вдавленного в восковую основу. [8]
Плетение из бисера употреблялось почти исключительно для изготовления народных бисерных украшений и в народном костюме.
Потребность в украшениях у древних народов выражалась сильнее, чем потребность в одежде. Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран. [6]
Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или нескольку одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.
На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI-V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры — древние славяне. Во времена Киевской Руси IX-XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV века для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII века бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народного костюма.
Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX - начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины.
Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей - тысяч неизвестных самобытных мастериц.
Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты.
Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.
В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.
Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п. [3]
Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древнелатинского - тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане-шнурке носили нательный крест, гайтан-плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами. Такое украшение надевалось на шею и спускалось по груди иногда до талии. Женщины в праздничный день надевали, как правило, несколько таких украшений. Их характер и форма всегда соответствовали всем остальным элементам одежды. Крупные мотивы орнаментов бисера соотносились с рисунками рубахи, поневы и завески. Гайтаны несли функцию оберега и обладали магическими свойствами. Например, узор, представляющий на гайтане ромб с крючками («лягушка»), по мнению крестьянок, способствовал деторождению. Предпочитались узоры, построенные на чередовании Х-образных фигур и ромбов. Но их цветовое решение не повторялось. [1]
Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов называли цепочка. Круглые объемные шнуры — жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения - заручья и браслеты.
Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Искусство низания украшений из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.
Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и начале нашего века были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы. [3]
В конце XVIII - начале XX века, в расцвет бисерного рукоделия во многих странах мира и в России наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.
В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.
В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий.
После революции, во время гражданской войны перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия. Внешнеторговое объединение «Яблонэкс» экспортирует бисер и всевозможные украшения из него более чем в 100 стран мира. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване. [7]
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурные сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, бретели к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие. Очень популярно изготовление декоративных элементов, таких как оплетённые яйца или вазочки, сетки-сумочки, цветы и миниатюрные пчёлки, жучки, ящерицы, исполненные в виде брошей. Встречаются и картины, панно – изделия редкой красоты, требующие высокой техники исполнения и невероятной усидчивости. Всё чаще бисерные элементы появляются в одежде, сумочках и даже обуви.
Список литературы
1. Диденко М. «Чапочки» из бисера. // Народное творчество. 2009. №5. С.24-27.
2. Зайцева Н.К. Бисерные украшения. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
3. История бисероплетения//[http://hobby-ve.ru/Content/handmade/biser/istoriya_bisera.html]
4. Красильникова Н. Бисер. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2014. № 4. С.130-138.
5. Моисеенко Е., Фалеева В. "Бисер и стеклярус в России", 1990г.
6. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005.
7. Ткаченко Т. История бисероплетения и бисера на Руси. // [http://tkalez.com/biser-pletenie/istoriya-bisera-na-rusi]
8. Юрова Е.С. "Старинные русские работы из бисера" М.: Истоки. 1995г.
9. Юрова Е.С. Эпоха бисера в России. М.: Интербук-бизнес, 2003.