поиск статьи


Предметы христианского культа. Кресты - энколпионы.

Виноградова Марина Александровна

Предметы христианского культа. Кресты - энколпионы.

Коллекция археологии Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника очень многообразна по составу, хронологии (от среднего мезолита 9 тыс. до н.э. до позднего средневековья ХVI-ХVII вв.).

Среди массового археологического материала выделяются христианские культовые предметы: каменные кресты - корсунчики, металлические кресты - тельники, небольшие подвесные литые иконки, кресты - энколпионы.

Основную группу крестов - энколпионов составляет материал древнего города Белоозера, обнаруженный Белозерской экспедицией (1949-1965 гг.) под руководством доктора исторических наук Л.А. Голубевой, Онежско-Сухонской экспедицией ИА РАН (1990-2006 гг.), под руководством кандидата исторических наук С.Д.Захарова, коллекционерами: Н.Н. Леонтьевым (с.Липин Бор), А.В. Ильиным (г.Ярославль). В настоящее время эта часть фонда, насчитывает более тридцати экспонатов, самые интересные из них представлены в данной статье.

Поразительно общее количество предметов христианского культа, происходящих из культурного слоя города Белоозера. Их обнаружено более трехсот. Помимо церковной утвари к настоящему моменту известно о находках шести каменных и восьми металлических иконок, одного змеевика, двадцати восьми энколпионов, семи наконечников от каменных крестиков и двести пятьдесят одного нательного креста – сто семьдесят девять металлических, сорок восемь каменных, двадцать одного глиняного и три костяных[1]. Несомненно, Белоозеро являлось не только древнейшим культурным и культовым центром края, вероятным местом крещения жителей Белозерья и возведения первой церкви, но и крупнейшим центром распространения христианской культуры на всем Русском Севере[2].

Энколпионы носились на груди, поверх одежды, как свидетельство христианского крещения и служили для хранения внутри мощей и прочих святынь. Основными их потребителями были, по-видимому, состоятельные люди (в основном горожане).

Производство крестов-энколпионов было широко налажено в Киеве к сер. ХII века. Со второй половины ХII века киевские модели крестов – энколпионов начинают использовать ремесленники различных русских земель. Эти вторичные отливки не отличаются четкостью рельефа, выглядят «потертыми», более облегченными по весу. Сама сакральность крестов и их содержимое способствовало тому, что они передавались из поколения в поколение.

Лицевая и оборотная створки у древнерусских энколпионов различаются. Лицевая створка была главной, имела по одному ушку для крепления сверху и снизу, оборотная сторона – по два ушка – петельки.

Существенным недостатком всей мелкой пластики Средневековья (в том числе и металлопластики) является депаспортизированность коллекций и отдельных вещей. Часто неизвестно, где они найдены и когда попали в слой. Вопрос же места производства традиционно определяется исходя из географии основной массы находок[3].

По форме средокрестия выделяются два основных варианта – с простым и квадратным средокрестием. По форме концов все энколпионы делятся на три группы – с простыми, ступенчатыми и трехлопастными концами.

1. Крест-энколпион с простым средокрестием, слегка расширяющимися ветвями, украшен инкрустированным крестом. Х-ХII вв., Белоозеро.

2. Крест-энколпион с простым средокрестием, слегка расширяющимися ветвями, украшен инкрустированным крестом. Х-ХII вв., Белоозеро[4].

Аналогичные энколпионы обнаружены в Новгороде[5].

3. Крест – энколпион с простыми, слегка расширяющимися ветвями, ушком ввиде куба со срезанными углами. ХIII в.

На лицевой стороне креста – рельефная фигура распятого Христа, над головой которого четырехконечный крест, буквы: «IСК». На оборотной стороне – рельефная фигура святого Иоанна Богослова? в рост и погрудные изображения святых (евангелистов?).

Все изображения имеют сглаженные нечеткие контуры.

4. Крест - энколпион из двух створок, бронзовый с квадратным средокрестием, простыми концами, украшен инкрустированным крестом и четырьмя точками в средокрестии. Х-ХII вв., Белоозеро[6].

Подобный энколпион с квадратным средокрестием найден в Ярополке[7]. Складни такого типа хорошо известны на территории Древней Руси. Местом их изготовления принято считать Киев, но они имеют обычно более крупные размеры и чётко проработанные детали.

5. Крест - энколпион бронзовый средокрестие простое, концы трехлопастные, рельефные. Лицевая сторона – Распятие, над головой крест?; Х-ХII вв. Белоозеро

Оборотная сторона – Богоматерь, по бокам – плохочитаемые монограммы[8].

По размерам и качеству литья этой находке близок другой энколпион из раскопок Белоозера[9].

6. Крест - энколпион бронзовый, средокрестие простое, концы трехлопастные. Лицевая сторона – рельефное Распятие?, плохо читаемое изображение в круглых медальонах; Оборотная сторона – инкрустированный восьмиконечный крест с расширяющимися концами и четырьмя точками, монограммы? в круглых медальонах[10]. Х-ХII вв., Белоозеро

Аналогичное изображение помещено на другом кресте плохой сохранности. В своде Ханенко В.Н. и Б.И., табл.21-248,249 есть створки от энколпионов с подобным инкрустированным изображением, но сами энколпионы имеют другие пропорции[11].

7. Самостоятельную группу предметов составляют так называемые Глебо-Борисовские энколпионы ХI-ХII вв. Они имеют обычную древнюю форму четырехконечных крестов с закругленными концами и выступами на концах с рельефными изображениями на одной стороне мученика Глеба с храмом – символом мученичества в левой руке, на другой – Бориса с храмом в правой руке. Их изображения сопровождаются обычно полуфигурами святых в круглых медальонах[12]. Эту группу находок в нашей коллекции представляет один крест-энколпион, поступивший в фонды музея в 80-е годы ХХ века.

Таким образом, на территории Северо-Восточной Руси кресты-энколпионы встречаются довольно редко. В целом их находка позволяет сделать интересные выводы: торговая связь Севера и Юга, передвижение южно-русского населения на Северо-Восток в ХII-ХIII вв., возможное местное тиражирование с экземпляров киевского производства. Произведения художественного ремесла, связанные с христианским богослужением, как и предметы христианского культа, применявшиеся в быту, демонстрируют разнообразие ювелирных техник и художественных приемов, с которыми были знакомы древнерусские мастера. Это художественное литье, чеканка, гравировка и чернение.



1.Голубева Л.А; 1973, Весь и славяне на Белом озере, Х-ХIII вв.М.: С.144-145, 169,175, рис.50,52; рис.38, 39, 41-43,45, 214, 221, 337, 341, 344.

2.Захаров С.Д., Древнерусский город Белоозеро, М.: Индрик, 2004., С.134-135.

[3] Русь в IХ-ХIV вв. Взаимодействие Севера и Юга. М.: Наука, 2005. Мазуров А.Б. «Древнерусские кресты-энколпионы ХII-ХIII вв. из Коломны. С.78.

[4] Захаров С.Д. Древнерусский город Белоозеро. М.:Индрик, 2004, рис.45 (1,2)

[5] Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х-ХV вв.) Издательство Наука, М.:1981, рис.18-5, С.57.

[6] Захаров С.Д., Древнерусский город Белоозеро, М.: Индрик, 2004., рис.45 (8,9)

[7] Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х-ХV вв.) Издательство Наука, М.:1981, табл.12-11.

[8] Захаров С.Д., Древнерусский город Белоозеро, М.: Индрик, 2004., рис.45 (13)

[9] Голубева Л.А, 1973 г. Весь и славяне на Белом озере, Х-ХIII вв., М., рис.50-8

[10] Захаров С.Д., Древнерусский город Белоозеро, М.: Индрик, 2004., рис.45 (15)

[11] Ханенко Б.И. и В.И.1899, 1900 гг. Древности русские: Кресты, образки. Киев. Вып.1,2., табл.21-248,249.

[12] Древняя Русь. Быт и культура. М.:Наука, 1997, Т.В.Николаева, Н.Г.Недошивина. «Предметы христианского культа», С.174