Пасха Дионисия. Размышления перед фреской
Пасха Дионисия. Размышления перед фреской
Наступила Пасха. Самый радостный праздник в христианском мире и особо почитаемый в православии. Воспоминание о том, что Христос воскрес из мертвых. Верующие приветствуют друг друга словами о воскресении, но не многие понимают, что такое Пасха. Слово «Пасха» происходит от еврейского «песах», что значит «проходить мимо». Как в Ветхом Завете ангел смерти в Египте прошел мимо домов евреев, помеченных кровью жертвенного агнца, так и в Новом Завете - кровь Христа - нового агнца спасает людей от погибели.
Понять подлинный смысл Пасхи нам поможет Дионисий, который вместе с сыновьями создал удивительно красивую и мудрую роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он изобразил сюжет на пасхальную тему. Это иллюстрация 12-го кондака Акафиста Богородице «Благодать дати восхотев…». Акафист – это торжественное песнопение, состоящее из 25 стихов (вступления, кондаков и икосов).
Полностью 12-ый кондак звучит так: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа».
Церковно-славянский язык достаточно сложно воспринять не специалисту, поэтому дадим примерный русский перевод кондака:
«Захотев простить человекам древние долги, Разрешитель всех долгов пришел Сам к отступившим от Его благодати, и, разорвав рукописание, слышит от всех такое: Слава Богу».
Дионисий изображает Христа в сияющих одеждах воскресшего из ада. Христос в мандорле – особом миндалевидном нимбе, символе Его славы. Не совсем корректно иногда называют этот сюжет «Сошествие во ад». В действительности - это не сошествие, а именно воскресение.
Интересно, что в греческих Евангелиях, когда говорится о воскресении Христа, используется слово «встал» (из мертвых). А слово «воскресение» по-гречески звучит, как «анастаси» (отсюда известное имя Анастасия), что буквально значит полное разрушение и сотворение заново, как переплавляется металл.
Христа поднимает из ада сила Бога Отца и Святого Духа, поэтому мы видим, как развивается край Его одеяния. «Святой Дух» в Библии по-еврейски звучит как «Руах кадош» - буквально «Ветер святой».
Христос поднимает из гроба первого человека Адама. Адам – это и имя и «человек», что буквально по-еврейски значит «глина» и «красный». Адам слаб, Христос с силой держит его за запястье, а не за кисть. Такой обоюдный захват за запястья используют альпинисты, для того чтобы если один не удержался и разжал кисть, другой может его удержать.
Христос твердо стоит на скрещенных створках ворот. Что это за ворота? О них мы ничего не найдем в Библии. Но о них сообщается в апокрифическом Евангелии от Никодима:
«…все множество святых голосом громким сказало Аду: «Распахни врата свои, и войдет Царь славы!» И возопил пророк Давид: «Разве не поведал я вам, когда прежде жил на земле: «Исповедайтесь Господу, и милости Его, и чудеса Его (поведаются) сынам человеческим, ибо разрушил (Он) врата медные и затворы железные сокрушил; принял их от пути неправды их».
Христос после смерти, как человек, как и все люди, сошел в ад и как Бог сокрушил эти врата, которые до Него открывались только вовнутрь.
В православном богословии есть идея, что Бог использовал Христа как наживку. В подтверждение этому приводят пророческие слова Псалма, в котором царь Давид говорит от лица Христа: «Я же червь, а не человек…» (Пс. 21:7) Т.е. Христос скрывает для ада свою Божественную природу и входит в него как Человек. Но Христос и Отец – одно (Иоан.10:30). И поэтому ад взрывается. Врата слетают с петель.
Правой рукой, даже не рукой, а двумя пальцами Христос держит свиток или рукописание, которое униженно пытается вырвать у Него сатана. Рукопись разрывается. Что это за рукописание, о котором мы читаем в Акафисте?
О рукописании есть упоминание в Новом Завете.
Традиционный Синодальный перевод XIX в. Нового Завета о нем говорит так: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14)
Все равно не очень понятно.
Современный смысловой перевод Нового Завета В.Н.Кузнецовой «Радостная весть» дает такой вариант: «Он перечеркнул список наших долгов, предъявленных к оплате предписаниями Закона и уничтожил этот список, пригвоздив его к кресту».
Известный шотландский специалист по Новому Завету Уильям Баркли пишет так:
«Истребить. Это в греческом – эксалейфейн. Понять это слово – значит понять поразительное милосердие Божие. Древние писали свои документы или на папирусе, своего рода бумаги, изготовленной из сердцевины камыша, или на пергаменте, изготовлявшемся из шкур животных. И то и другое стоили очень дорого и их, конечно, нельзя было просто испортить и выбросить. Чернила древних не содержали кислот, и потому не въедались в бумагу, а лежали на поверхности. Иногда писец использовал для экономии папирус или пергамент, на которых уже писал раньше. Для этого он брал губку и стирал написанное. Вследствие того, что чернила лежали только на поверхности писчего материала, их можно было стереть так, как будто их никогда не было. В Своем потрясающем милосердии Бог столь окончательно и бесповоротно покончил со списками наших проступков и прегрешений, как будто их никогда и не было; от них не осталось даже следа».
То есть рукопись - это список грехов, которые нарушали 613 заповедей ветхозаветного закона, из-за которых человек после смерти оказывался вне Бога и местом пребывания его становился ад, по-еврейски «шеол». Нужно понимать, что ад и шеол – это не место мучений грешников, а сумрачное место, где находились все умершие до Христа люди. Рукопись грехов вел сатана, по-еврейски «сатан», значит клеветник. И эту рукопись уничтожил Христос своей крестной смертью. Христос произнес слово «Свершилось!» (Иоанн 19:30) и умер на кресте. С еврейского и греческого последнее Его слово можно перевести как «Уплачено!». Долг выплачен.
И еще. Если мы внимательно посмотрим внизу справа от створки врат, то увидим еле различимые глаз и пасть. Это пасть ада. Ад в Евангелии от Никодима персонифицируется, он представлен как действующее лицо.
Евангелие от Никодима так передает речь ада:
«Увидев это, Ад и служители его бесчестные задрожали в собственных царствах своих, познав столь великого света сияние. Когда же увидели Господа сидящим на престоле, то возопили: «Отныне мы побеждены Тобой! Кто Ты, посланный Богом в наше царство? Кто ты, страшный обликом человек, сила, непреоборимая тлением? … Как же ты, распятый на кресте, убит был и мертвый лежал в гробнице, и пришел к нам живой? … Кто Ты, разрешающий (бремя) тех, которые были связаны первородным грехом, и ведущий (их) к первозданной свободе? Кто Ты, озаряющий властью сияния Божьего света тех, которые ослеплены грехами тьмы?»
…Наверное, Ты и есть тот Иисус, Сын Божий, о котором старейший наш диавол поведал, что благодаря Своей смерти крестной все человечество Ты властию (Своею) выведешь от нас».
Таким образом, Дионисий говорит нам о том, что Пасха – это не просто воскресение Христа из мертвых, кажется не связанное с людьми, а напоминание о той Цене, заплаченной Христом, благодаря которой человек верующий в Него получает освобождение от власти сатаны и может участвовать в торжестве Воскресения. Еще точнее об этом говорит апостол Павел: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-ое послание к Коринфянам 5:7)