поиск статьи


Научно-практическая конференция «Музейные библиотеки в современном обществе: Книжный переплет. Проблемы изучения»

Виноградова Надежда Николаевна

Научно-практическая конференция «Музейные библиотеки в современном обществе: Книжный переплет. Проблемы изучения»

В первой декаде апреля, библиотекари: Шумилова Н.А., Виноградова Н.Н. и научные сотрудники Смирнова А.В. и Новожилова В.Н. принимали участие в ежегодной научно-практической конференции, проходившей в Москве в Государственном историко-культурном музее - заповеднике « Московский Кремль». Первые два дня заседание проходило в Патриаршем дворце (Мироваренная палата), в настоящее время Музей прикладного искусства и быта XVII века. Само по себе здание представляет интересный памятник русского гражданского зодчества середины XVII века с домовой церковью, службами, крутыми лестницами внутри стен, открытыми галереями, подсобными помещениями и чуланами между этажами. Когда-то на этом месте был построен деревянный дворец для главы русской церкви – митрополита Петра, переехавшего из Владимира в Москву. Митрополит Иона, избранный в 1448 году, возвел на месте деревянных строений первые каменные палаты. После учреждения в России в 1589 году патриаршества дворец стали называть Патриаршим. Самым большим залом музея является Крестовая (или Мироваренная ) палата, в которую ведет дверь из сеней направо. Сооруженная в 1655 году палата площадью в 280 кв. м. представляла в ту пору вершину строительного искусства. «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, - записал свое впечатление современник, - особенно удивителен обширный свод без подпор посредине. По окружности его сделаны ступени, и пол в нем наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Он выстлан чудесными разноцветными изразцами, огромные окна выходят на собор, в них вставлены оконницы из чудесной слюды, украшенной разными цветами, как будто настоящими… Словом, это здание поражает ум удивлением, так что быть может нет подобного ему в царском дворце...»[i]. В конце XVIII века палата перестраивалась ещё раз М.Ф. Казаковым и была приспособлена для варения миро – особого благовонного церковного масла, употреблявшегося при крещении, венчании на царство, коронации, освящения храмов. С того времени палата получила новое наименование - Мироваренной. Облицованная мрамором большая печь с резной деревянной сенью над ней и по сей день стоит в палате.

Третий день заседания проходил в административном здании на Манежной улице.

В работе конференции принимало участие около 160 человек: сотрудников музеев (Московского Кремля, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Дарвинского музея, Государственного музея-заповедника «Гатчина»), государственных научных библиотек, научных библиотек ВУЗов, научных институтов.

Благодаря современным информационным технологиям была организована видеосвязь с Кристен Региной - руководителем научной библиотеки по искусству Музея Хиллвуд в Вашингтоне о коллекции книжных переплетов этого музея.

Участникам конференции предложили поговорить об истории и художественных особенностях книжных переплетов различных эпох; о владельческих переплетах и коллекциях книжных переплетов; о проблемах атрибуции и реставрации; переплетных мастерских и мастерах-переплетчиках, а так же о различных аспектах изучения книжного переплета.

Темы докладчиков и сообщений самые разные: «Отечественные книжные переплеты XVI века – начала XX столетия: эволюция художественного оформления», «Особенности русских переплетов первой трети XVIII века (на примере реставрации книги «Мемории, или Записки артиллерийские», «Роль книжного переплета в изучении провенанса частных книжных коллекций (на примере собрания барона Б.Э. Нольде)», «Серия фолиантов «Картины кабинета короля» французской Королевской типографии как пример переплетного мастерства XVII – XVIII веков» и другие.

«Об одном из известнейшем петербургском переплетчике конца XIX - начала XX века, Александре Александровиче Шнеле, удостоенного почетного звания «Поставщик Двора его императорского величества» рассказала Виктория Анатольевна Тарасова, о переплетах его работы в книжных коллекциях Государственного музея А.С. Пушкина. А.А. Шнель выполнял заказы как известных литераторов и библиофилов, так и простых любителей владельческого переплета. Все виды переплетов - от роскошных подносных вариантов до дешевых картонных – исполнялись мастером с неизменным качеством и вкусом. Государственный музей А.С. Пушкина - обладатель ста двадцати трех книг в переплетах А.А. Шнеля. В книжной коллекции музея имеются все виды переплета в исполнении знаменитого мастера».

«К истории геральдического суперэкслибриса в России в XVIII – начале XX века» рассказал Сергей Викторович Зверев, кандидат исторических наук (Музеи Московского Кремля). « В России в XVIII - первой половине XIX века происходит формирование многочисленных дворянских библиотек. Библиотека, как одно из важных статусных помещений дома, требовала парадного оформления. Переплеты изготавливали по заказу покупателей уже после приобретения книг. Поэтому каждый переплет становился уникальным и отражал запросы и финансовые возможности владельца. Такой личностный характер оформления способствовал широкому распространению геральдических суперэкслибрисов. Фамильные гербы играли очень большую роль в повседневной жизни дворянства. Гербовыми печатями запечатывали письма, и уже это позволяло узнать отправителя. Также дворяне заказывали специальные ливрейные пуговицы со своими гербами для прислуги. Развитие типографского производства и создание крупных частных издательств, способствовало изменению облика книги, удешевлению производства, росту тиражей и развитию недорогого издательского переплета. Изготовление индивидуальных переплетов уже ориентируется не на общую необходимость самостоятельно оформить каждое издание, а учитывает вкусы конкретного заказчика и его отношение к книге».

В своем докладе «Описание переплета в Общероссийском своде книжных памятников. Цели, подходы, проблемы» рассказала Мария Борисовна Золотова, кандидат исторических наук (Российская государственная библиотека). «Общероссийский свод книжных памятников – один из проектов долгосрочной программы по сохранению библиотечных фондов Российской Федерации. Свод формируется библиотеками-региональными центрами по работе с книжными памятниками. Федеральным центром является Российская государственная библиотека. Описание издания на уровне экземпляра требует фиксации его индивидуальных характеристик, включающих физическое состояние, утраты и дополнения, наличие помет, записей, экслибрисов, ручной доработки иллюстраций. Одной из ярких индивидуальных черт экземпляра - сказала Мария Борисовна, является переплет, и его описание составляет важную и значительную часть работы. Были сложности с определением набора характеристик переплета в описании, которое, с одной стороны, должно было быть достаточно полным, а с другой – не слишком громоздким.

Изучение истории переплета в отечественной науке шло неравномерно. Сформировались различные подходы к описанию переплетов средневековых рукописных памятников, инкунабул и палеотипов, западноевропейских изданий XVII, XVIII вв., отечественной книги кирилловского шрифта, светских изданий гражданского шрифта и, конечно, изданий XIX в., когда начинает бурно развиваться издательский переплет.

В описании книжного переплета учитывается большое число признаков, для характеристики которых требуется более восьмидесяти терминов.

База данных Общероссийского свода книжных памятников демонстрирует один из подходов к описанию переплета. Его специфику определяют задачи каталога – учет и регистрация особенностей экземпляра издания».

В качестве практической составляющей для участников конференции были предложены ознакомительные экскурсии в книжные фонды Московского государственного объединенного

художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника, в фонд

редкой книги Государственной публичной исторической библиотеки и в новое фондохранилище

библиотеки Политехнического музея.

В заключении хочется сказать, что книжный переплет может указать на место приобретения книг, достоверно сообщить о том, где и кем они были переплетены, об индивидуальных подходах к оформлению, а также наглядно продемонстрировать преемственность семейных библиофильских традиций, а иногда и оказать помощь в восстановлении отдельных эпизодов из жизни владельца.


Виноградова Н.Н.

библиотекарь научной библиотеки Музея фресок Дионисия



[i] Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. М., 1898, с. 104-105. Цит. По Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. М., 1992, с. 191