Изделия Волкружевосоюза в собрании Кирилло – Белозерского музея – заповедника
Изделия Волкружевосоюза в собрании Кирилло – Белозерского музея – заповедника
В отличие от других видов плетения коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Кружевоплетение считалось ремеслом уважаемым и доходным. Этот промысел давал средства к существованию целых уездов, больше всего развивался в Кадниковском, Вологодском и Грязовецком.
В начале XIX века в Вологодской губернии, так же, как и в других регионах России, при помещичьих усадьбах создавались кружевные мастерские, которые впоследствии переросли в фабрики. Известность получила кружевная фабрика помещицы В.А. Засецкой, образованная в 1820 году в селе Ковырино под Вологдой.
16 марта 1930 года Центральный Комитет Коммунистической партии признал необходимым, с целью укрепления и расширения кооперативной промышленности, провести специализацию промыслов.
Так, в августе 1930 года в Вологде был образован Волкружевосоюз, который объединил более 50 артелей расположенных на территории 8 районов: Вологодского, Грязовецкого, Лежского, Чебсарского, Кубеноозерского, Усть-Кубинского, Харовского, Сокольского, с числом 42,5тысячи кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещения артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.
В 1930-е годы кружевницы работают над созданием разнообразных кружевных переплетений, создают новые орнаментальные композиции с советской символикой (серп и молот, пятиконечные звёзды, гербы республик). Модными в кружеве в то время становятся изображения самолётов, парашютов, поездов, тракторов, пароходов и т. д. Мастера сумели преобразовать технические новинки времени в декоративные плоскостные изображения, вписать их в растительные мотивы, не разрушив орнаментальную природу вологодского кружева.
В 1936 году при Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент кружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за новизну рисунков и художественное выполнение вологодским кружевам была присвоена высшая награда – Гран-при «Диплом золотой медали».
С 1938 по 1946 г. организатором работы лаборатории была А.Г. Петрова, которая создала профессиональный экспериментальный творческий центр развития вологодского кружевоплетения.
Самой крупной артелью в системе Кружевного союза по числу кружевниц и по вырабатываемой продукции являлась Вологодская городская артель (более 1000 человек).
Из сельских кружевных артелей наиболее примечательной являлась Усть-Кубинская, расположенная в селе Устье.
Артель возникла в 1924 году и обслуживала 99 деревень, где работало свыше 1300 кружевниц. В большинстве опытные кружевницы, специализировались на выработке штучных изделийˡ.
В 1956 году сотрудники Кирилло – Белозерского музея приобрели 16 кружевных изделий. Благодаря этому коллекция пополнилась произведениями, выполненными художниками лаборатории Волкружевосоюза.
Подтверждением тому является акт № 90 от 26 июня 1956 года из которго следует: «Мы, нижеподписавшиеся комиссия в составе директора Кирилловского историко – художественного музея, Янусова Николая Полиевктовича, старшего научного сотрудника музея Дорониной Антонины Павловны, художник музея Гусева Ивана Васильевича, составили настоящий акт в том, что сего числа приняли в Кирилловский музей из Вологодской кружевной фабрики кружевные изделия из ниток».
В акте есть записи об артелях, художниках, стоимости кружевных работ.
Вещи выполнены Ивановской (Вологодский район), Кубенской (Кубено-Озерский район), Бохтюгской (Сокольский район), Грязовецкой, Вологодской, Сокольской; Грибцовской, Никольской, Заднесельской, Первомайской, Устьянской (Усть – Кубенский район) артелями.
У мастериц каждого района оно имело свое отличие. У кадниковских, например, кружево отличалось толстой рельефной сканью, крупным четким рисунком, у кубенских — размашистостью растительного орнамента, а устьянские славились своей миниатюрностью.
Современное кружево невозможно представить без произведений вологодских мастериц 1930- х годов. В музейной коллекции есть шесть предметов, которые выполнены по рисункам Веры Дмитриевны Веселовой, одной из самых известных кружевниц, заслуженным художником РСФСР, лауреатом государственной премии имени И. Е.Репина. Это - покрывало, две дорожки, манжеты и два воротничка.
Вера Веселова родилась в 1919 году в крестьянской семье в деревне Бревново Вологодской области. Ее мама и бабушка были потомственными кружевницами.
В 1932 году поступила в Вологодскую кружевную профтехшколу. В 1935 году работала зав. производством Марковской кружевной артели в Грязовецком районе. С 1938 года - художник лаборатории Волкружевсоюза.
В конце 1940-х – начале 1950 гг. Веселова выполнила несколько образцов покрывал, которые потом десятилетиями исполняли в разных районах Вологодской области. Отлично зная технологию, В.Д. Веселова умела найти такие решения, при которых кружевнице удобно плести даже сложные произведения².
Примером тому служит кружевное покрывало прямоугольной формы 205*153, выполненное в сцепном плетении (НТ – 123; КП – 2944/1). Середина покрывала заполнена богатым растительным орнаментом. Центр и фестончатый край разделяет полоса решетки с растительным узором из насновок. Узор середины повторяется в зеркальном отображении по краю.
Веселова много работала над улучшением и расширением ассортимента для костюма, создавая конструктивные и практичные вещи. Важнейшей частью ассортимента промысла всегда были воротнички, то простые, узкие, то нарядные, с широкими отворотами.
В фондах музея находятся два кружевных воротничка художницы (НТ – 146 КП - 2944/6; НТ – 147; КП - 2944/7) выполненные в строгом, лаконичном стиле.
Используя в кружеве отвивные петельки, бородавчатые насновки, выделяя паучки и акцентируя скань полотнянки узора, Вера Дмитриевна создает поистине драгоценные произведения, в которых присутствует чувство меры и чувство красоты.
Талантливым художником, посвятившим кружеву более 40 лет была Анна Антоновна Кораблева, сотрудник НИИХП (г. Москва). Она начала работать с кружевными центрами с 1939 года, после окончания художественно – промышленного училища им. М.И. Калинина. На основе богатого наследия народного и декоративного искусства художница создавала большие сюжетные произведения. В фондах нашего музея находится скатерть «Белочка» (НТ – 142; КП – 2944/2), выполненная Кубенской артелью по рисунку художницы. Композиция скатерти строго центрическая, орнамент состоит из чередующихся стилизованных изображений белочек и елочек образующих нарядную кайму, идущих каймой по краю. Центральное поле скатерти занимают ажурные решетки, создающие ощущения падающего снега³.
Вологодскими художниками – кружевницами было разработано около ста фоновых решеток,которые использовались в других кружевных центрах.
Выдающийся вклад в развитие вологодского кружева в 1940-1950-е годы внесла Мария Николаевна Груничева. В середине XX века именно она достигла новых высот в работе над богатым и пышным орнаментом. Истоки творчества Груничевой – традиции местных кружев с их четким рисунком, прихотливым движением вилюшки и уравновешенностью композиций. М.Н. Груничева разработала новый для промысла вид изделий – круглую скатерть, что означало появление новых композиционных приемов, орнаментальных решений, дала импульс развитию целого направления в искусстве⁴.
Творчество художника представлено в четырех произведениях: воротник (НТ – 149 КП – 2944/9) Фото 1, сухарницы (НТ – 150 КП – 2944/10; Фото 2 НТ – 151 КП – 2944/11), образец кружева (НТ – 152 КП – 2944/12).
В начале 1960-х годов художественные промыслы, в том числе и кружевной, подверглись реорганизации, артели объединены в предприятия. Так, в 1960 году в Вологодской области на базе бывших артелей были организованы 5 кружевных фабрик: Вологодская, Усть – Кубинская, Сокольская, Грязовецкая и Кубено – Озерская, а в 1964 году фабрики были объединены в Вологодское специализированное кружевное объединение «Снежинка» ⁵. Это время характеризуется изменением прежних эстетических представлений, идет тенденция к большей сдержанности в формах кружевных изделий и в орнаментах, но всегда безупречное по форме и отличающееся красотой плетения.
Примечания
1. Рехачев, М. В. Вологодские кружева/М.В. Рехачев. – Вологда: Обл. кн. редакция, 1955. - С. 38.
2. Сорокина М.А. Вологодское кружево в XVII – конце XX века/ М.А. Сорокина// Вологодские кружева: альбом – каталог/ Вологод. гос. историко – архитектур. музей – заповедник. – Рыбинск: Оффицина, 2011. – 144с.: ил. – (Шедевры народного искусства) – С. 36.
3. Глебова А.А. Вологодское кружево/А.А. Глебова// Вологодское кружево. Вологда,2010. - С.22.
4. Сорокина М.А. Вологодское кружево в XVII – конце XX века/ М.А. Сорокина// Вологодские кружева: альбом – каталог/ Вологод. гос. историко – архитектур. музей – заповедник. – Рыбинск: Оффицина, 2011. – 144с.: ил. – (Шедевры народного искусства) – С. 32
5. «Верю истине простой – Мир спасется красотой…» - Вологда: Издательский Дом Вологжанин, С. 7.