Журналу «Работница» – 100 лет
Журналу «Работница» – 100 лет
Журнал – это печатное периодическое издание. Термин произошёл от французского слова «journal» – дневник, газета. Родоначальником журнала считается «Журналь де Саван» («Journal des sçavans»), первый номер которого вышел во Франции 5 января 1665 года. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы. В том же году появился лондонский журнал подобного типа «Философикал транзекшнс оф Ройял сосайети» («Philosophical Transactions of the Royal Society»). Вскоре журналы стали издаваться в Италии (1668 год), в Германии (1682 год). Однако в большинстве стран они появились в XVIII веке. Первым русским журналом было приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости» – «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728 – 1742 годы). «Примечания» носили характер научно-популярного издания.
В составе фонда Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранятся экземпляры журнала «Работница» 1925 – 1988 годов, самый ранний из них – № 7 1925 года. Наибольший исторический интерес представляют журналы 1920-х – 1930-х годов. В эти годы «Работница» издавалась на плохой бумаге. Качество печати было низким. На мой взгляд, тогда она практически не имела ничего общего с нашим современным представлением о женском журнале. В послереволюционный период Коммунистическая партия использовала периодическую печать для реализации собственных целей – пропаганды идей коммунизма, поэтому и над этим изданием работа строилась в соответствии с партийными постановлениями. В первую очередь в «Работнице» печатались разные официальные материалы. В начале 1930-х годов, в период интенсивной индустриализации, в стране была развернута широкая кампания по вовлечению женщин в производство. В этот период многие женщины овладели мужскими профессиями, в том числе вредными и тяжелыми. На страницах «Работницы» пропагандировалась профессия трактористки, шахтерки, сталеварки, токаря, механика, слесаря, пожарного. Жители Смоленска в 1928 году были «поражены небывалым явлением»: на милицейских постах появились «одетые в милицейскую форму, с наганами и книжкой у поясов» женщины. На Тверском вагоностроительном заводе «из 63 работниц 22 выдвинуты на квалифицированную работу: на разметку, на прессы, на сверловочные, болторезные, шлифовальные станки». В 1932 году на торфозаготовках было занято около 90 000 женщин, их называли «торфяницами». Упоминаются женские бригады по рубке и вывозу леса, бригады грузчиц на станции Астрахань. Женщины освоили не только мужские профессии, но и мужскую одежду, избавились от кос и длинных юбок. На фотографиях журнала – коренастая женщина с широкими плечами, сильными руками, с короткой стрижкой, без косметики на лице. Она одета в ватник, спецовку, брюки. Важнейшими героинями всех публикаций являются делегатки. Их образы раскрываются в сюжетах биографий, в описании жизненных путей. Все они преданы партии, активные общественницы, учатся, повышают производительность труда, свой досуг проводят в клубе, пишут в местные и центральные газеты, борются с предрассудками и суевериями. Не раз на страницах журнала поднимались вопросы о создании яслей, детсадов, общественных столовых, прачечных. В литературно-художественной рубрике публиковались произведения, пропагандировавшие труд работниц. Разделы домоводства, педагогики, медицины занимают одну, максимум, две страницы издания. Рубрики «Что читать», «Что смотреть в кино», «Часы досуга» встречаются в журнале несколько раз в год. Как правило, их печатали на последней странице обложки.
В 1928 году «Работница» отмечала свой 5-летний юбилей (с возобновления издания в 1923 году). В связи с этим событием редколлегия издания сделала анализ своей работы, результатом которой стали статьи: «К пятилетию «Работницы», «Наши рабкорки», «Наш журнал и его читательницы», «О чем нам пишут. О журнале», опубликованные в первом номере 1928 года. За эти пять лет у журнала количество подписчиц увеличилось с 10000 до 165000. Редколлегия объяснила этот «буйный рост» связью с читательницами: «Читательницы «Работницы» – не просто читательницы, но и серьезные критики журнала. Они высказывают свое мнение о помещаемых статьях, обсуждают тот или иной вопрос, подымаемый журналом, горячо откликаются на каждый призыв журнала…Письма работниц – это тот живой родник, из которого черпает свои силы журнал…Мы внимательно относимся к каждому слову наших читательниц». Число работниц-корреспонденток с 75 в 1923 году возросло до 1350 человек. «Чтобы только перечислить их, не хватило бы целого номера… Нет такого уголка во всем Союзе, откуда рабкорки не присылали бы своих заметок, не делились бы своими достижениями, не указывали бы на недостатки, стараясь изжить их». В № 4 опубликованы результаты читательских конференций журнала «Работница», прошедших в разных городах в юбилейные дни. Мнения подписчиц не однозначны: «Я бессменно с 23-го года стою подписчицей; последние годы много лучше стал журнал», «Я тоже подписчица, да какая, с меня и спросить нечего, неграмотная. Как сяду чулки штопать, так Варюшку мою посажу, – читай… Читает, а я слушаю», «Привыкаешь читать, – тянет к нему. А если долго нет, то словно чего не хватает», «Не красна наша жизнь…Тяжела работа, дома дети, часто пьяный муж-драчун. Жизнь такая серая. Хочешь отдохнуть, когда читаешь «Работницу». А развернешь – глядеть не хочется. То муж жену бьет, то жена отравила ребенка, то девочка на чердаке замерзла… Дайте нам бодрые рассказы, покажите хорошего мужа, чтобы я своему дураку могла под нос сунуть: на, мол, гляди, какие мужья-то бывают настоящие», «Надо дать специальный отдел для девушек. Надо научить нас, с мужем новую жизнь наладить, чтобы мужья нас не бросали», «Пишут о производстве только хорошее. А о плохом умалчивают. Нам надо помочь бороться со злом на производстве. Надо писать о плохих мастерах, о грубости, несправедливости. Надо пробирать таких людей, которые засоряют наши фабрики». Читательницы также просят «освещать и разъяснять законы», писать о воспитании детей, об охране здоровья, о деревне, печатать больше выкроек детской, мужской одежды, рабочего костюма, «чтобы шестерней не прихватывало».
В собрании музея есть только один номер журнала «Работница» периода Великой Отечественной войны (№ 8 за 1942 год). В нем на первый план выступают публикации о супружеской верности, самоотверженности, готовности к самопожертвованию. Возникает новый образ «боевой подруги» и «защитницы Отечества». Еще одна группа журналов «Работница» в музейной коллекции – это отдельные номера 1981 – 1988 годов. В это время «Работница» стала разноплановым журналом для женщин. Политическая подоплека ушла на второй план. Авторы, редакторы стали уделять большее внимание освещению модных тенденций времени. На его страницах появились статьи по истории, культуре, психологии семейной жизни, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о здоровье. Печатались изображения манекенщиц и моделей. В журнале много полезной информации, практичных советов по домоводству, огородничеству. Как мне кажется, в 1980-е годы «Работница» пользовался большой популярностью не только у женской части населения. Сотни тысяч семей из поколения в поколение выписывали этот журнал.