поиск статьи


Сарафаны в коллекции Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея заповедника.

Трубникова Татьяна Викторовна

Сарафаны в коллекции Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея заповедника.

Разнообразие расцветок, фасонов покроя и способов декорирования самого распространенного предмета народной одежды поражает воображение. Приглушенные краски природы Русского Севера расцвечены в костюме крестьянки Вологодского края яркими сполохами льняных пестрядинных сарафанов. Ткани фабричного производства используются в крестьянской среде редко. Из них шьют, в основном, праздничную одежду или используют для украшения одежды из домотканины.

Преобладающий красный, яркий синий, изредка коричневый и зеленый цвета, в различных вариациях переплетений создают узор льняной домотканой пестряди. Ширина полотна ткани, используемой при пошиве сарафанов, составляет 39-40 см. по ширине кросен. Узор из переплетаемых крашеных нитей, в основном, в мелкую и среднюю клетку. Преобладает яркая, красно-синяя клетка на белом фоне или сине-белая клетка с тонкой красной разделкой. Пестрядь домотканая, плотная, грубая на ощупь. Из 50-и рассмотренных сарафанов, только на пошив одного использовалась пестрядь из тонких, фабричного производства, хлопчатобумажных нитей.

На рубеже XIX-XX веков крестьянки Вологодской губернии носят, в основном, сарафан прямого силуэта.

Сшит такой сарафан из 5-6 полотнищ льняной пестряди длиной около 100 см. Ширина сарафана по низу подола или оборки значительно превышает длину и колеблется от 120 до 148 см.

Узкие лямки пришивались отдельно. Часто лямки выполнены из ткани фабричного производства, домотканой или фабричной тесьмы или пестряди отличного от основной ткани узора. Встречаются лямки, изготовленные в технике плетения на дощечках. Можно предположить, что лямки на сарафане неоднократно заменялись по мере изнашивания. На некоторых сарафанах коллекции лямки сильно истерты и порваны, в отличие от стана сарафана.

Застежка на сарафанах прямого покроя расположена в центре переда. Чаще в центральном шве и в таком случае обработкой разреза служит кромка ткани, а так же в виде обшитого полоской ситца разреза. Застегивались сарафаны на металлические крючки и петли или небольшие пуговки с воздушной петлей на противоположной стороне разреза.

Верхний срез сарафана оформлен довольно сложно. Два передних полотнища пестряди выкроены примерно на 8 см. выше задних. Излишки ткани заложены в несколько мелких складочек, расходящихся от центра к бокам. Складочки собраны под узкую обтачку из контрастной или основной ткани. На спинке излишки ткани заложены в частые мелкие складки. Со стороны спинки складочки дублируются полоской холста и декоративной строчкой на расстоянии нескольких сантиметров.

Подол прямого сарафана дублировался полоской холста и подшивался на руках швом «через край». Для украшения по низу подола пришивались полоски контрастной ткани. На рассмотренных образцах такие полоски выполнены из фабричных тканей и пришиты на швейной машинке, в то время, как сам сарафан полностью выполнен на руках. Вероятно, швейные машинки в деревнях были редкостью и мастерицы приходили к счастливой обладательнице технического чуда украсить свою, сшитую на руках одежду.

Нитки в машинных швах использовались только двух цветов: белые и черные, не зависимо от цвета сшиваемой ткани.

Сарафаны из пестряди, сшитые полностью на машинке, встречаются значительно реже, чем выполненные на руках.

На рубеже XIX-XX веков приходит мода на оборки, пришитые по низу сарафана. Выкраивалась оборка по долевой нитке или по косой. Иногда оборку кроили из ткани другой расцветки. Шов соединения оборки и стана маскировался под декоративную тесьму или полоску контрастной ткани, нашитой сверху.

Под влиянием городской моды появляются сарафаны, похожие на платье с отрезным лифом. Такие сарафаны состоят из юбки, часто с широкой оборкой, пришитой к лифу с цельнокроеными широкими бретелями. Застежка на таких сарафанах оформлена накладной планкой с прорезными петлями и пуговками. Лиф сарафана продублирован холстом, ситцем или более изношенной пестрядью, используемой вторично. Усложняется крой. Детали лифа выкроены и сшиты с учетом особенностей фигуры.

Стан сарафана с отрезным лифом сшит из 4 полотнищ пестряди, и излишки ткани заложены в несколько складок по шву соединения с лифом.

Для свободы движения по низу стана пришивалась очень широкая оборка. Выкраивалась она «по косой», дополнительно декорировалась полосками ткани контрастных цветов.

Сарафаны с отрезным лифом чаще, чем прямого силуэта , сшиты полностью на швейной машинке. Носили такие сарафаны уже в начале 50-х годов. В Архангельской губернии сарафаны с отрезным лифом не встречаются, но в то же время имеют бытование на севере Вологодской губернии.


ЛИТЕРАТУРА:

Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX-начала ХХ века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»: каталог.- Архангельск, 2009.

Арсеньева У.В. Старинные узорные ткани России XVI- начала ХХ века (Из фондов Государственного Исторического музея).- М., 1997.

Быков А.В. Народный костюм Вологодской области. Костюм Кадниковского уезда Вологодской губернии XIX- начала ХХ века.- Вологда, 1990.

Русский Север: этническая история и народная культура. XII-XX века.- М.: Наука, 2001.

Журнал «Чудесные мгновения», Выпуск 2(6)/2005.