Из истории становления Вологодского областного техникума культуры
Одним из старейших на Вологодчине средних профессиональных учебных заведений культуры является Вологодский областной техникум культуры, который в этом году отмечает свое 65-тие. Его история возникновения и развития связана с историей развития культурной политики страны второй половины ХХ века.
С быстрым развитием сети учреждений культуры встал вопрос о подготовке кадров данной направленности. В 1949 гг. в двух функционирующих в России библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 г. институты начали вести подготовку специалистов по художественным специализациям[1]. В 1964 г. библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 году их общее число в России составляло 8[2]. Развивалась система среднего специального образования в сфере досуга. Функционирующие в стране в послевоенное время культпросветшколы с конца 50-х гг. постепенно начали заменятся культурно-просветительными училищами. Примерно в это же время подготовка специалистов для сферы досуга стала проводится не только в специализированных учебных заведениях, но и на базе некоторых средних общеобразовательных школ и вузов страны, не связанных впрямую с культурой[3]. Государственные учебные заведения обеспечивали кадрами не только государственные учреждения культуры, но так же профсоюзные и другие ведомства[4].
Вологодская культурно-просветительная школа была открыта в г. Кириллове по решению Исполнительного комитета Вологодского областного Совета депутатов трудящихся от 23 сентября 1948 года, в соответствии с распоряжением Совета министров РСФСР №278 от 16 октября 1948 года.
Из приказа №70 § 22:
1. Открыть с 1 января 1949 года на базе зданий Кирилловского краеведческого музея Областную трехгодичную культурно-просветительную школу с контингентом приема учащихся на 1 января 1949 года 90 человек.
2. Обязать ОблОНО – тов. Кирьянова перевести школу глухонемых из здания музея в бывшие здания Кирилловского педучилища.
3. Обязать председателя Кирилловского райисполкома тов. Шай: а/ в декадный срок выселить из здания музея жильцов, не имеющих отношения к работе музея и обеспечить школу потребным количеством топлива; б/оказать помощь райпромкомбинату в изготовлении до 1 декабря с/г. потребного количества для школы учебных столов, стульев, табуреток, классных досок, а также мебели для общежитий учащихся на 90 человек и к июля 1949 года на 180 учащихся с учетом административно-управленческого и педагогического персонала школы; в/ оказать необходимое содействие дирекции школы в проведении капитального ремонта зданий и их оборудования в срок до 15 декабря с.г.
4. Обязать зав.Областным отделом культпросветработы тов.Гагарина укомплектовать до 15 декабря с.г. административно-преподавательский состав школы и обеспечить полный и качественный набор учащихся на 1-й курс школы к 1-му января 1949 года в количестве 90 человек.
5. Обязать председателей райисполкомов командировать кандидатов для поступления в школу из лиц не ниже, чем с 7-летним образованием и некоторым опытом культпросветработы.
6. Обязать Облторготдел тов.Сазонова и Областное отделение КОГИЗа тов.Попова включить культурно-просветительную школу на снабжение всеми учебными пособиями и литературой.
7. Обязать Облплан (тов.Пронина) обеспечить в IV квартале с/г. ремонтные работы школы местными стройматериалами.
8. Просить Совет министров РСФСР выделить в IV квартале 1948 года на оборудование учебного здания , общежитий и приобретение учебных пособий для школы 180 тыс.рублей и отпустить на содержание школы в 1949 году 861,8 тыс. руб, согласно сметы.
9.Просить Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР выделить для школы в IV квартале 1948 года грузовую автомашину, 100 комплектов коек и постельных принадлежностей, 1000 метров хлопчато-бумажных тканей, 500 кв. метров оконного стекла и 1500 метров электропровода[5].
С 1949 по 1953 год культпросветшкола находилась в подчинении отдела культпросветработы Вологодского облисполкома. С 1953 года, в подчинении управления культуры Вологодского облисполкома (Постановление Совета Министров СССР №1565 от 20.06.63. об образовании областных управлений культуры)[6]. В 1958 году педагогическим коллективом школы было внесено предложение по вопросу переименования школы в училище. С 1961 года школа стала именоваться Вологодским областным культурно-просветительным училищем[7].
Школа начала свою работу еще задолго до официального открытия. Первая запись в Книге приказов появилась 4 ноября 1948 года «Сего числа приступаю к исполнению обязанности директора Вологодской областной культурно- просветительной школы. Директор Калинин»[8]. В дальнейшем на работу был принят технический персонал училища. Постепенно стал формироваться педагогический коллектив учреждения. Первыми преподавателями, принятыми на работу, были Рыстакова З.А. - преподаватель культпросветработы, Семёновская Г.С.- преподаватель русского языка и литературы[9] . Эти же преподаватели вошли в первый состав приемной комиссии[10]. С февраля 1949 года педагогический коллектив пополнился преподавателями физики и математики (Артюшин А.А.), немецкого языка (Поленова Е.А.), плакатного дела (Спирин С.А.), естествознания (Веденина А.Ф.), географии (Лысачева А.Н.), химии (Хазова А.Н.)[11], физической культуры (Силяков А.А.), театрального искусства (Казаков Т.И.)[12].
В 1949 году школа имела следующий штат: директор, 14 преподавателей, зам.директора по учебной работе, военный руководитель, зав.библиотекой, секретарь-машинистка, старший бухгалтер, зав.хозяйством, комендант, гардеробщик, счетовод-кассир, дворник, истопник[13].
С февраля 1949 года школа открывает свои двери перед 90 учащимися. Из них были сформированы 3 группы- А, Б, В[14]. На основании результатов приемных экзаменов были назначены стипендии, их получали 42 учащихся из 90[15]. Обучение в школе было платное, и составляло 75 рублей за семестр, но в тоже время часть учеников была освобождена от оплаты[16].
Школа готовила заведующих сельскими клубами, избами-читальнями, а также работников Домов культуры: художественных руководителей, инструкторов-массовиков и инспекторов районных отделов культуры с присвоением выпускникам специальности- организатор и методист клубной работы[17]. В школе обучались лица, окончившие 7 классов средней школы, а начиная с 1954 года, лица, окончившие 10 классов[18]. Первый семестр школа находилась в помещении средней школы, а в конце семестра получила в аренду отдельное помещение, как под учебные цели, так и под общежитие[19]. В этом здании имелось 16 комнат для учебного процесса, общей площадью 475 кв. метров[20].
К марту 1951 года материальная база школы состояла из 10 классных комнат, имелись помещения для библиотеки, читального зала, комитета ВЛКСМ и профкома, кабинет культпросветработы, преподавательская, кабинет физики, музыки и режиссуры, а также служебные помещения. В доме военного Комиссариата был расположен физкультурный зал, для столовой построено отдельное помещение[21].
На 1950-51 учебный год преподавательский коллектив составил 16 человек[22], учащихся 176 человек (мужчин 27), по национальному составу обучались в основном русские (175 чел.) и 1 финн. Обучались и участники Великой отечественной войны -7 человек[23].
Занятия в школе проходили в одну смену. Помимо специальных учебных кабинетов школа имела библиотеку, фонд которой составлял 6815 экземпляров книг и 65 названий периодических изданий[24].
В отчетный 1950-51 год свою работу школа строила в соответствии с «постановлениями ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, приказами министра высшего образования СССР о мерах по улучшению идейно-политической работы в техникумах, указаниями отдела учебных заведений комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР[25]».
Еженедельно в школе выходили стенные газеты, за данный учебный год вышло 49 номеров[26]. Раз в неделю проводились политинформации, отмечались «дни красного календаря»[27]. В течение года читались доклады «О международном положении», «О дружбе и товариществе», «СССР- великая морская держава» и тд., всего за учебный год было прочитано 28 докладов[28]. В школе была организована художественная самодеятельность, которая состояла из 6 кружков - хорового, драматического, двух танцевальных, духового оркестра и трио баянистов[29].
В третьем учебном году, 1951-52, увеличивается число преподавателей и студентов. Коллектив преподавателей увеличился на 9 человек[30] главным образом за счет преподавателей специальных дисциплин и педагогический коллектив составил 21преподаватель. По сравнению с прошлыми учебными годами школа была укомплектована более квалифицированными кадрами[31]. Большинство преподавателей закончили высшие учебные учреждения очно, или получали его заочно[32]. Внимание педагогического коллектива обращалось на организацию самостоятельной работы учащихся, на антирелигиозное воспитание, ежемесячно обсуждались итоги учебно-воспитательной работы по школе[33]. Была организована связь школы с клубными учреждениями района, во время учебной практики студенты работали в сельских домах культуры[34]. Хотя, эта работа осуществлялась не в полной мере, т.к. школе был нужен заведующий производственной практикой, который имел бы возможность познакомиться со всеми базами и мог бы осуществить подготовку баз-практики к моменту прибытия туда учащихся[35].
В начале 1955 года происходит изменение в руководстве училища. Приказом по управлению культуры при Вологодском облисполкоме №25 от 1 февраля 1955 г. директором школы был назначен Мелешин В[36].
Из воспоминаний В. Мелёшина, директора Вологодского областного училища культуры 1955-1965 годов, заслуженного работника культуры России, опубликованные в газете «Новая жизнь»: «…В 1955 году я вдруг нежданно - негаданно стал директором… С чего начать? Конечно же, с педагогических кадров. И уже в первые годы стали подбираться профессионально подготовленные педагоги гуманитарного плана. Нашей опорой в организации учебно-воспитательного процесса стал завуч Пекуровский Рафаил Абрамович, выпускник Ленинградского университета, широко эрудированный историк, отличный методист и блистательный лектор... Просвещенцем и подвижником был и другой ленинградец – Сергей Иванович Вальков, наш искусствовед, блестящий знаток русского и западного искусства. Утвердились литераторы: Анна Ивановна Митина, Галина Сергеевна Семеновская, Татьяна Васильевна Церковницкая. Историки Шипинова Евгения Ивановна и Покровский Владимир Иванович были страстными и убежденными знатоками своего дела. Еще до моего директорства в училище работал молодой режиссер-театрал Дмитрий Балашов. Ныне это один из самых крупных исторических писателей России с мировой известностью, лауреат многих наград и премий…Московский институт культуры обеспечивал нас преподавателями ведущих тогда клубных дисциплин, и уже в пятидесятые годы в училище сложилась работоспособная клубная кафедра, в которую входили Андрей Иванович Тархановский, Леонид Спиридонович Терентьев, Виктор Григорьевич Лазутин, Зинаида Викторовна Вожженникова, Николай Андреевич Гришанов. Они были неистощимы на поиск, открывали и творили новое, вносили свой вклад во все, чего требовала жизнь. Сложно было с педагогическими кадрами, в основном это были выпускники музыкального училища, а это только среднее образование, отсюда и низкий общий образовательный уровень. Когда же появилась возможность получить высшее образование, ведущие педагоги тут же откликнулись… И все же педагогов нам не хватало, мы вынуждены были учить из числа учеников. И кто упрекнет нас в том, что остался в училище Виктор Александрович Кучугура, одаренный специалист, самодеятельный композитор, приобретший такую популярность не только в городе, но и далеко за его пределами! Несколько позже пришли выпускники- супруги Андреевы, заняв в учебном заведение достойное место: Иван Тимофеевич- театральный режиссер, ставший директором училища, Ольга Ивановна- творческий хормейстер… Не учебой единой жил и коллектив училища- он был боевым отрядом в жизни города… Наш народный университет был лучшим в области, массовые мероприятия с участием училища насыщали культурную жизнь…Мы были активны и мобильны в помощи району на сельхозработах, наши постоянные пункты- Чарозеро, Коварзино, Чаронда, иногда колхозы за Шексной…[37]
Начиная с 1955 года, изменяется качественный состав учащихся, он выражается в том, что стало поступать больше лиц закончивших 10 классов средней школы. Так например, в 1955 году из 120 учащихся со средним образованием поступило 90 человек, что позволило сформировать 3 группы и 30 человек с 7-летним образованием[38].
Хотя школа и была популярна среди учебных заведений области, но имела и свои недостатки. В 1956 школа не имела актового зала, в связи с этим все школьные мероприятия проходили в Доме культуры[39]. Так же в помещении ДК проводились уроки народного танца, массовых игр и методики их преподавания[40]. Отрицательно сказывалось на работе школы ее неполная укомплектованность педагогическими кадрами[41]. С 1957-58 учебного года школа перешла на новый учебный план, по которому открылись два отделения- оркестровое и хоровое[42]. В связи с этим появилась прямая необходимость «иметь хотя бы двух преподавателей музыкальных дисциплин с высшим образованием… Ежегодно школа с опозданием получает учебные программы, что затрудняет работу преподавателей по планированию. Для организации учебного процесса школа не имеет необходимой материальной базы, всего в двух учебных зданиях 16 аудиторий, нет спортивного и актового залов, школа вынуждена проводить двухсменные занятия… Несмотря на то, что в области только одна такая школа внимания и заботы о ней со стороны областного управления культуры крайне мало»[43]. Оставалось нерешенной и проблема с общежитием. Общежитие вмещало только сто человек, остальные размещались на частных квартирах[44], что сказывалось на количестве поступающих.
При всех отрицательных моментах с 1949 по 1956 год культпросветшкола выпустила 548 человек[45], которые работали не только в учреждениях культуры области, но и страны. С 1956г. по 1960 год выпуск школы составил 468 человек. Из них в учреждениях культуры страны направлено работать:
Вологодская область-407 человек, Коми АССР-10 чел., Томская область-4 чел., Амурская область- 3чел., Хабаровский край-1чел., Владимировская область-1чел., Ярославская область-7чел., Калининская область-13 чел., Брянская область-2 чел., Куйбышевская область-2 чел., Татарская ССР-1чел., Мурманская область-7 чел., Смоленская область-1 чел., Тульская область-1 чел., Челябинская область-1 чел., Украинская ССР-2 чел., Новгородская область-1 чел., Псковская область-2 чел., Архангельская область-1 чел., Московская область-1 чел[46].
Исходя из этого видно, что культпросветшкола, а затем и училище готовило специалистов социально-культурной сферы, выполняя главную цель-подготовку профессиональных кадров работников и руководителей учреждений культуры и творческих коллективов области.
В 1964 году на базе училища было открыто библиотечное отделение. Из воспоминаний выпускницы библиотечного отделения 1967 года Надежды Ивановны Проценко: « В июне 2007 года исполнилось 40 лет первому выпуску специалистов- библиотекарей. Библиотечное отделение стало последователем Великоустюгского библиотечного техникума по подготовке кадров для библиотек области. Прием осуществлялся на базе неполного среднего образования. Поступить было сложно, так как конкурс был шесть абитуриентов на одно место. Поэтому вступительные экзамены принимали строго. В результате подобралась большая и дружная группа девчат (42 человека): творческих, тянущих к знаниям, веселых, задорных. Нашим классным руководителем назначили Татьяну Васильевну Церковницкую, человека влюбленного в литературу, в русский язык, в кирилловскую землю, чуткого психолога. Свободного времени у нас почти не было, так как Татьяна Васильевна все время что-то предлагала: работал клуб любителей поэзии, проводились литературно- музыкальные вечера, организовывались встречи с писателями- земляками, культпоходы в кино по литературным произведениям.
У нас были замечательные преподаватели: это и директора училища В. А. Мелешин, и А. К. Елебина, преподаватели специальных библиотечных дисциплин- И. Ф. Алферьева, А. Н. Фомичева, Л. Г. Скрипник, М. А. Сетова, А. П. Калашникова. Мы изучали основы клубного дела и атеизма (П. Н. Алферьев), марксистко- ленинскую эстетику (К. В.Галкина), обществоведение (А. К. Елебина), историю (Е. И. Шипинова). Постигали математику(Л. А. Шорохова) и физику (Н. С. Шалгин), географию, химию, основы сельскохозяйственного и промышленного производства (А. Ф. Орехов), так как вместе с профессиональным мы получали и среднее общее образование. Это дало возможность многим из нас после окончания культпосветучилища поступить в высшие учебные заведения. Александр Федорович Поздняков учил искусству оформления библиотеки, средствам наглядной агитации и пропаганды. Леонид Михайлович Карандеев обучал техническим средствам библиотечной работы. С его легкой руки многие из наших девчат увлеклись фотографией. Предмет «Методика работы с хором» вела Галина Александровна Рачихина. Она научила нас основам нотной грамоты, дирижирования, пения. Все они учили нас профессии и жизни. Учиться было трудно, но интересно. В свободное от занятия время занимались в танцевальном, хоровом кружках, агитбригаде. На последнем курсе мы по желанию могли учиться играть на музыкальных инструментах. Был создан даже небольшой оркестр народных инструментов, руководила которым Эльза Николаевна Бурлакова. Участвовали в спортивных соревнованиях, студенческом фестивале «Синяя весна». Каждую осень в сентябре нас отправляли в разные колхозы помогать району в уборке урожая. Там, под руководством заведующих клубами, мы организовывали концерты для местного населения. При обучении библиотечному делу нам давали разносторонние знания..."[47]. По воспоминаниям В.Мелешина и Н.Проценко можно воссоздать ту атмосферу в училище которая существовала в тот период времени.
Неотъемлемой частью жизни школы был спорт. Душой и организатором всех спортивно- массовых мероприятий, проходивших в стенах школы и за его пределами, выступал местный профсоюзный комитет. Огромную работу по пропаганде спорта среди учащихся и преподавателей проводил Валентин Александрович Мелешин. Благодаря энтузиазму преподавателей и учащихся училище в течение многих лет было среди первых в таких видах спорта как многоборье ГТО, лыжные гонки, шахматы, футбол, стрельба .[48]
Помимо спортивной жизни, велика была роль училища и в культурной жизни города. По воспоминаниям преподавателя КПШ Мелеховой Р.А., даже основная. Училище готовило и проводило диспуты, устные журналы, театрализованные концерты, ни одно мероприятие, проводимое ДК, не обходилось без помощи и участия преподавателей и учащихся училища. Помимо этого обязательными были два концерта, посвященные дню рождения В.И.Ленина и Октябрьской революции. В конце 1950-х, начало 1960 гг., в школе были популярны отчетные концерты учащихся всех специализаций, для жителей города которые проходили в течение недели. Регулярно группы учащихся и преподавателей выезжали на село с концертными программами. Римма Александровна Мелехова отмечает, что все мероприятия готовились преподавателями бесплатно. В 1960-е годы коллективы училища неоднократно выезжали на съемки для областного телевидения. Это оркестр баянов, вокальные ансамбли, солисты. Сама Римма Александровна выступала два раза, как солистка и как руководитель мужского ансамбля.
Ежегодно в училище проводились встречи писателей-земляков с учащимися. За эти годы учащихся познакомились с творчеством поэтов-вологжан Сергеем Викуловым, Борисом Чулковым, Ольгой Фокиной, Виктором Коротаевым[49].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что культурно-просветительная школа, а затем училище за свою деятельность выпустила не один десяток специалистов для учреждений культуры области и страны. Преподаватели училища были руководителями различных творческих объединений, работающих не только на базе училища, но и на базе Дома культуры. Учебное заведение играло заметную роль в жизни города и области. Ни один праздник, театрализованное представление, концерт, конкурс, фестиваль не обходился без участия студентов, преподавателей и выпускников училища. Лучшие традиции которые были заложены в те далекие года сохраняются и в настоящее время.
Иллюстрации:
II курс Культпросветшколы. г.Кириллов 1-ый набор июнь 1950 г.
Ансамбль баянистов. 1965 г
В общежитие.
На занятиях по клубному делу
Первые преподаватели Вологодской областной культпросветшколы.
Рюмин Игорь Николаевич ведет урок в кабинете средств наглядной агитации. Фото 1957 г
[1] Культурно-досуговая деятельность/ Под ред.А.Д.Жаркова, В.М.Чижикова. М.:МГУК,1998. С.60.
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] ГАВО. Ф.4794. Д.118.Л.81.
[6] Историческая справка Вологодского областного культурно-просветительного училища от 22.05.87.
[7] Там же
[8] Книга приказов №1 Вологодской областной культурно-просветительной школы. Приказ№1от 4 ноября 1948 г.
[9] Там же . Приказ № 10 от 6 января 1949г.
[10] Там же. Приказ № 12 от 8 января 1949 г.
[11] Там же. Приказ № 15 от 1 февраля 1949 г.
[12] Там же. Приказ № 19 от 14 февраля 1949 г.
[13] Историческая справка Вологодского областного культурно-просветительного училища от 22.05.87.
[14] Там же.
[15] Там же. Приказ №18 от 11 февраля 1949 г.
[16] Там же. Приказ №31 от 9 апреля 1949 г.
[17] ГАВО.Ф.5128.Оп.1.Д.8.Л.13.
[18] Там же.
[19] ГАВО.Ф.5121.Оп.1.Д.7.Л.1.
[20] Там же.
[21] ГАВО. Ф.5128.Оп.1.Д.8.Л.1.
[22] Там же. Л.38.
[23] Там же.
[24] Там же.
[25] ГАВО.Ф.5128.Оп.1.Д.7.Л.38.
[26] Там же.
[27] Там же.
[28] Там же.
[29] Там же.
[30] ГАВО.Ф.5128.Оп.1.Д.8.Л.1.
[31] Там же.
[32] Там же.
[33] Там же.
[34] Там же. Л.2.
[35] Там же.
[36] Книга приказов №3 Вологодской областной культурно- просветительной школы. Приказ №12 от 8 февраля 1955 г.
[37] Мелешин В. Это было недавно, это было давно//Новая жизнь. 1998. 8 июня.
[38] Там же. Л.13.
[39] ГАВО. Ф.5128. Оп.1.Д.18.Л.15.
[40] Там же.
[41] Там же. Л.22.
[42] Там же.
[43] Там же.
[44] ГАВО.Ф.5128.Оп.1.Д.8.Л.18.
[45] Там же. Л 13.
[46] ГАВО.Ф5128. Оп.1.Д.8.Л.18.
[47] Проценко Н. В этих стенах прошли наши лучшие годы//Новая жизнь.-2008.-2 августа.-С.7
[48] Воронин В. Дорогу осилит идущий.- Кириллов, 1997, С.83
[49] Церковницкая Т. Встреча с вологодским поэтом// Новая жизнь. 1967. 17 июня.