поиск статьи


Древности Белозерья. Кемский некрополь ХI в.

Виноградова Марина Александровна, Веселова Светлана Сергеевна

Древности Белозерья. Кемский некрополь ХI в.

Осенью 2014 года Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отметит 90-летний юбилей.

Какие бы названия не носил музей за многие десятилетия своего существования (музей-монастырь, краеведческий, историко-художественный, историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) основой его являются фонды – коллекции различных по материалу предметов, насчитывающие в настоящее время более 50 тысяч.

Различными способами формировались фонды. Ведущие коллекции: древнерусского искусства, церковных тканей, рукописных и старопечатных книг – продолжение доставшегося в наследство монастырского имущества и приходских храмов, закрывшихся в 1920-х годах.

Полноценные коллекции народной керамики ХIХ-ХХ вв., крестьянской вышивки, дерева, колоколов, и многие другие – итог активной собирательской работы музея (начиная с 1970-х годов по настоящее время).

Наконец, появление одной из крупнейших археологических коллекций на Северо-западе России – это результат многолетнего сотрудничества музея с Институтом Археологии РАН, возглавляемым доктором исторических наук, членом-корреспондентом РАН, руководителем Онежско-Сухонской экспедиции, Николаем Андреевичем Макаровым.

Коллекция археологии очень многообразна по составу, хронологии. Возраст находок находится в пределах от среднего мезолита (9 тыс. до н.э.) до позднего средневековья (ХVI-ХVII вв.).

Многочисленную группу поступлений составляют женские украшения из стекла и металлические детали одежды, предметы вооружения и хозяйственно-бытовой инвентарь, керамика, нумизматические и сфрагистические материалы, предметы христианского культа (кресты-энколпионы, кресты-тельники, иконки-образки).

Организованная в 1981 году Онежско-Сухонская экспедиция в течение более 20 полевых сезонов обследовала около 320 археологических объектов, находящихся на Белом озере и впадающих в него реках. Памятники бассейна Белого озера и реки Шексны пострадали в 1843-1846 гг., при реконструкции Мариинской водной системы, и особенно сильно в 1964 году при сооружении Волго-Балтийского водного пути.

Белозерье – историческая область на Севере Европейской России, пронизанный реками озерный регион, с многочисленными водными путями, важнейшими из которых являлись два: путь «из варяг в греки» (Балтийское море – Черное море) и Великий Волжский путь (Балтийское море – Каспийское море, страны Востока).

Средневековые поселения располагались по берегам Белого озера, р.Шексны, р. Кемы, оз. Лача и оз. Воже. Земледелие не могло прокормить жителей приозёрных районов, зато рыбный промысел, известный с ХI-ХIII веков, поражал своим размахом. Право рыбной ловли на Белом озере предоставлялось в качестве привилегии крупнейшим монастырям, например, Троице-Сергиеву, а в ХVII веке на р.Шексне ежегодно устраивался весной лов стерляди «на государев обиход». По археологическим данным, начало «езовой» ловли относится к эпохе неолита (6-3 тыс.до н.э.). На рубеже ХII-ХIII вв. широкое распространение получает неводная ловля. Любопытно, что три крупнейших гнезда поселений Х-ХIII вв.на Белом озере находились в местах лучших промысловых угодий: в приустьевой части р. Кемы, около Киснемы и у Крохинского брода в истоке р.Шексны.

Сегодня на территории древнего региона находится несколько административных районов Вологодской области: Белозерский, Вашкинский, Вытегорский, Шекснинский, Кирилловский.

Среди множества археологических памятников, изученных Онежско-Сухонской экспедицией в 1981-1985 гг., особое место занимает Кемский некрополь – дружинный могильник ХI века, известный в литературе как курганная группа у деревни Болтинская (ныне несуществующая).Интереснейший памятник выделяется среди прочих уже тем, что большинство погребений отмечено высокими земляными насыпями, тогда как остальные могильники бескурганные. Среди захоронений 38 мужских, 9 женских и 17 детских. Ядро рассматриваемого коллектива составляли мужчины – выходцы из центральных областей Руси, прочно обосновавшиеся на р. Кеме вместе со своими семьями. Не смотря на отсутствие предметов вооружения в погребениях этих лиц, они занимали достаточно высокое социальное положение. Некоторые из них, возможно, были связаны с княжеской администрацией. Очевидно, именно они выступали организаторами торговых операций. Другая группа объединяла младших дружинников – «отроков», которые несли военную службу на р. Кеме и по истечении некоторого срока возвращались на родину. Это были лица молодого возраста. Среди дружинников встречались и младшие военачальники, руководившие деятельностью «отроков». Последней группой коллектива были несвободные люди «холопы?». Обращает на себя внимание наличие боевого оружия. Топоры и другие предметы вооружения сопровождают примерно половину мужских захоронений, что совершенно не свойственно древнерусским погребальным памятникам той поры. Владельцы боевых топоров – молодые мужчины или подростки, все не старше 35 лет. В Кемском некрополе встречено несколько детских погребений с миниатюрными бронзовыми топориками – копией боевых топоров. Видимо, топоры-амулеты носились мальчиками, которым в будущем предстояло стать «отроками», и были признаком принадлежности к воинскому сословию.

Кемская курганная группа поражает обилием привозных вещей: глиняных поливных чашечек Иранского происхождения, миндаля, фисташек, глиняных поливных яиц-писанок, изготовлявшихся лишь в Киеве и Великом Новгороде. Но самое удивительное – обилие западно-европейских монет, по количеству которых могильник Северного Белозерья превосходит любой другой древнерусский. Здесь найдено, в общей сложности, 80 денариев, во многих захоронениях – по две, три, четыре монеты, чеканены они в Германии, Англии, Италии.

Несмотря на довольно высокое социальное положение женщин, похороненных здесь же, их парадный убор скромен, что тоже отвечает славянской традиции. Его составляют височные кольца, ожерелья из бус с подвесками, браслеты, перстни, застежки-фибулы и нагрудные подвески. Все вещи принадлежат к классическим восточнославянским типами.

Кемский некрополь оставлен небольшой группой славян, обосновавшихся в ХI веке на территории современного Вашкинского района. Ясно, что большинство мужчин в группе были воинами, дружинниками. Кроме того, судя по монетам, они постоянно осуществляли какие-то денежные операции.

Археологический памятник находится на водно-волоковом пути из Онежского озера в Белое. Этот путь проходил примерно по трассе нынешнего Волго-Балтийского пути – по р. Вытегре и р. Ковже, которая в нижнем течении сливалась с р. Кемой, закрепившись в низовьях реки Кемы, можно было держать под контролем всю разветвленную систему водных путей, сходившихся на Белом озере. Поэтому, можно считать, что мужчины-воины, погребенные под курганными насыпями, были представителями княжеской администрации, посланными на р.Кему, чтобы контролировать вывоз пушнины из северных областей, взимать пошлины за меха, поступавшие на Русь по Вытегорско-Ковжской артерии. То есть, перед нами погребения таможенников ХI века с атрибутами их профессии.

Дружинный могильник функционировал недолго. Самые ранние захоронения относятся к 1040-м годам, а самые поздние – к 1070-м годам. Около середины 1070-х годов контрольный пункт на р. Кеме прекратил свое существование.

Помимо изучения эталонных могильников ХI века, Онежско-Сухонская экспедиция обследовала исторические волока, Старый город Белоозеро, уникальный комплекс археологических памятников у д. Минино на Кубенском озере и территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Наличие обширного археологического материала дало возможность музею в 2007 году построить экспозицию «Древности Белозерья. История края по материалам археологических раскопок». Экспозиция размещена в нижнем (подклетном) этаже церкви Введения с Трапезной палатой 1519 года. В четырех залах размещено около 4000 экспонатов. Материалы экспозиции дают возможность проводить на базе музея различные международные научные конференции.