Конь. Лошадка. Коник.
Вся жизнь народа была связана с природой. Хозяйство и быт деревни подчинялись смене времён года; сев, косьба, жатва были общенародными праздниками, освящались обрядами. Жизнь была наполнена трудом. Природные материалы, дерево, глина служили в хозяйстве; из них делали необходимые для домашнего обихода вещи, их щедро украшали резьбой и яркой росписью, превращая в замечательные произведения народного искусства, которые сопровождали человека от рождения и до самой старости.
Образ коня в народном искусстве – один из самых древнейших.
Значение многих символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое, а символ коня на протяжении всей истории человечества остаётся одним из самых значимых. Для человека он всегда олицетворял силу, добро, солнце, красоту, благородство, а также преданность и верность. Видимо поэтому, был широко представлен в русском фольклоре: песнях, былинах, сказках. В народном прикладном искусстве: в росписи, объёмной резьбе, керамической игрушке, художественном металле, народной вышивке.
Кони нужны были не только людям, но и богам – солнечный бог Сварог каждый день объезжает небо на своей колеснице, выводя утреннюю зарю. Грозный Перун – громовержец носится по небу на колеснице.
Лошадка первый помощник в крестьянском хозяйстве, добрый спутник во всех делах. Поэтому изображение всадников и коней – вечный образ крестьянского искусства. Каждый мастер по-своему изображал привычный образ, а получались они вроде семи Симеонов, как в известной сказке – все братья Симеоны, да все разные. Охранительный смысл коня заложен также в основу коньков - охлупней. Они являлись не только конструктивно необходимой деталью дома (вырубались топором из корневища огромной лиственницы, ствол которой своей тяжестью держал крышу). Это был и солнечный знак, призывающий урожай, следовательно, и достаток в дом.
На выставке представлены деревянные игрушки - коньки. Каждый мастер вырабатывает свои формы этой маленькой деревянной скульптуры. Но всех их сближают черты, присущие всей народной скульптуре: условность в решении образа, обобщённость формы, предельная выразительность. Но, несмотря на условность форм и росписи, образ коня, то могучего и неподвижного в своём величии, то буйно – весёлого и стремительного, предстаёт перед нами во всей своей красоте.
Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины – с юности и до глубокой старости. В её художественное оформление вложено много душевного тепла. В росписи прялок наряду с растительными орнаментами, значительное место занимают темы народной жизни. Это сцены, связанные со свадебным обрядом: поездка жениха к невесте, прогулка молодых в саночках и возках, запряжённых лошадкой. Нарядно декорировались и детали ткацкого станка, но больше всего уделялось внимания декору набилок. Особенно нарядно украшалась верхняя набилка (на ней лежали руки ткачихи), двумя стилизованными головами коней. Традиционная многовековая композиция в оформлении этой детали.
Среди многочисленных видов народного искусства особое место занимает глиняная игрушка. Народные мастера запечатлели в ней свои представления о мире, природе, людях. Используя незначительное количество материала и технических средств, создавали выразительные образы, шли по пути обобщения, выделяя лишь главное, типичное.
История возникновения игрушек из глины уходит в седую старину. Древнейшие глиняные скульптурки, найденные на территории нашей страны, относятся ко второму тысячелетию до Рождества Христова.
Из века в век в глиняных игрушках повторялись образы коней, всадников, женских фигур, птиц. Они олицетворяли силы природы и служили символами, которые связывали человека с космосом. Так, конь был олицетворением Великого Светила, помогал произрастанию трав, хлебов, плодовитости животных. С ним, также, связывалось представление о плодородии земли, оттого, состоящая из 20 снопов скирда ржаного хлеба, называлась на Севере «кобылкой». Из глины лепили гривастых, гордых коней.
«Конь мой, конь, славянский конь, дикий, непокорный»,- А. К. Толстой. В русских волшебных сказках – существо фантастическое: шерсть у него серебристая, хвост и грива золотые. Бежит из ноздрей и ушей пламя пышет. Скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озёра меж ног пропускает, поля и луга хвостом устилает». Может быть, развевающаяся грива скачущего коня ассоциировалась с языками пламени, а огонь с солнцем. А может быть, движущаяся колесница, запряжённая конём, сравнивалась с движением солнца по небу. На Севере летнее солнце называли буркой, зимнее – сивкой. Образ всадника («вершника») в народных поэтических представлениях связывался с возрождением тепла, света, жизни, урожая. Издавна символом плодородия был мифический образ Полкана, который в глиняной игрушке часто встречается у мастеров Каргополя.
На выставке также представлены сувенирные лошадки из старейших народных художественных промыслов России: Каргополя, Гжели, Филимонова и авторские работы художников - прикладников М.Васильевой, Т. Заварина, Ж. Зирина, С. Феньвеши, которые сохраняют и развивают замечательные традиции народного декоративного искусства, этот живой родник современной художественной культуры.