Кружевная мелодия вечности
Фантазии полёт и рук творенье,
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Зинаида Торопчина
Вологодское кружево уже в начале XIX в. было широко известно не только в России, но и за границей. На вологодской земле о кружеве знают все: от мала до велика. Орнамент вологодского кружева отличается особым характером: линии его плавны, текучи. В то же время своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день. Главное качество кружева – ажурность, излюбленный материал вологодских кружевниц – лен: и неотбеленный, «суровый», и белоснежный. Лен – «северный шелк» - действительно обладает блеском и упругостью настоящего шелка. Кружево изо льна долговечно и красиво.
Существует четыре основных элемента плетения. Полотнянка образует основной узор кружевного рисунка, она вьется, как извилистая речка. Плетешок – тонкая веревочка из плотно переплетенных нитей, из него создается бесконечное множество кружевных решеток. Насновка – плотное объемное зернышко, как драгоценный камушек, зацепившийся за плетешки решеток. Отвивная петелька – воздушная, неожиданная, придает кружевному орнаменту легкость.
Музей начал комплектовать коллекцию кружева с момента своего создания. В фондах хранится золото–серебряное кружево XVII–XIX вв., которое украшало предметы церковного быта, одежды священников, и нитяное, народное, кружево XIX–XX вв. Кружевные изделия музей покупал у местных мастериц, приобретал во время многочисленных экспедиций музейных работников по Кирилловскому, Усть-Кубенскому, Вожегодскому районам, и во время проведения районных выставок народного искусства.
В 1956 году Кирилло-Белозерским музеем в Вологодском кружевном объединении «Снежинка» была закуплена коллекция кружева из 16 предметов. Спустя почти 50 лет, изделия этой фирмы вновь пополнили фонды музея: в 2004 – 2007 гг. было приобретено 70 кружевных изделий.
Богатые художественные традиции кружевоплетения сохраняются и развиваются современными художниками и мастерицами Вологды. Возрождая характерные местные особенности, они одновременно создают новые приемы плетения, обогащают кружево новыми сюжетами и узорами. Огромный вклад в развитие вологодского кружевоплетения внесли такие художницы, как Ю.П. Шипова, А.Г. Петрова, М.Н. Груничева, А.К. Соколова, Е.И. Отурина, А.М. Грязева, К.В. Исакова, В.Д. Веселова, В.Н. Ельфина, Э.Я.Хумала.
Коллекция современного кружева включает произведения художников, которые развили орнаментальную природу кружева, обогатили промысел своими авторскими находками. Это очень талантливые и творческие мастерицы, такие, как Г.Н. Мамровская, А.Н. Ракчеева, Н.В. Веселова, Т.Н. Смирнова, М.Ю. Пальникова.
С объединением «Снежинка» связана активная деятельность многих выдающихся художников и технологов. Среди них Галина Никитична Мамровская. Трудовую деятельность она начала в 1964 году. В кружевной фирме работает с 1972 года, сначала – художником по кружеву, с 1975 года – старшим художником, а с 1986 года – главным художником.
Галина Никитична окончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, долгое время возглавляла коллектив художников кружевной фирмы, с 1977 г. является членом Союза Художников России.
Созданные ею кружевные изделия экспонировались на отечественных и зарубежных выставках: в Монголии, Венгрии, Финляндии, Австрии, Японии, Чехословакии, Болгарии, Югославии, Польше, Австралии, Швеции, Индии, Греции, Франции, Бельгии, Нидерландах и других. За создание высокохудожественных кружевных изделий массового производства и сохранение традиций вологодского кружева художнику присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола, Лауреата 4 Квадриенале художественного ремесла социалистических стран в Эрфурте, дважды её произведения награждены золотыми медалями ВДНХ. В 1996 присвоено звание заслуженный художник России. Г.Н. Мамровская занимает ведущее место среди художников кружевного промысла России. За 20 лет творческой деятельности ею создано около 300 композиций кружев и кружевных изделий. Произведения Галины Никитичны хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Вологды, Череповца, Сумы.
В настоящее время Г.Н. Мамровская создает авторские, эксклюзивные высокохудожественные произведения. Президиум и отделение декоративно- прикладного искусства Российской академии художеств присудили Галине Никитичне диплом Академии за создание декоративного кружевного панно «Русь моя, храни меня» (2000 год), подписанный президентом Академии художеств Зурабом Церетели. За триптих «Велико-Устюгские зарисовки», посвященный «Родине Деда Мороза» на Международной выставке-фестивале «Интермузей-99» Галина Никитична получила Диплом 1 степени.
Творчество Мамровской Г.Н. – это удивительное проникновение в традиции вологодского кружевоплетения, постоянный поиск, стремление к обновлению, это природное чувство красоты и гармонии, богатство фантазии в разработке мотивов кружева, это строгая логика, продуманность и завершенность композиционного решения. Ее творчеству присущи орнаментальное и декоративное многообразие, ясное представление о целесообразности созданных произведений.
Главным в творчестве Галины Никитичны становится обогащенная фактура, сложные ритмические связи всех элементов, безупречное качество исполнения. Ее творчество отличается целостностью, индивидуальностью авторской манеры. Она с особой любовью работает над повествовательными сюжетами, внимательно разрабатывает детали, стремится к их максимальной выразительности.
Разработанное ею панно «У озера» с изображением архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря, стало победителем конкурса проектов на соискание грантов на создание уникальных произведений кружева, объявленного Правительством Вологодской области в 2011 г.
Музей несколько лет назад обратился к Г.Н. Мамровской с просьбой разработать выставочные изделия с изображением архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей.
Галина Никитична Мамровская – очень талантливый человек, выдающийся мастер современного кружевоплетения и автор уникальных выставочных произведений. Художник по кружеву – работа трудная. Мало кто знает, какими удивительными секретами владеют люди этой профессии. Авторская идея и замысел Галины Никитичны отличаются оригинальностью, высочайшим художественным вкусом.
По заказу Кирилло-Белозерского музея-заповедника художник разработала кружевное панно «Колыбель времени». Оно выполнено лучшими кружевницами – Голиковой Милитиной Александровной и Касимировой Людмилой Петровной.
На фоне решетки из плетешковых розеток с отвивными петлями и шестилепестковых цветов из насновок – стилизованное изображение архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря: внизу – озеро, в центре – Святые ворота с двумя небольшими надвратными храмами – церковью Богоявления и Ферапонта, выше – церковь Благовещения с трапезной палатой, колокольня, собор Рождества Богородицы и церковь Мартиниана. В верхних углах – крыши угловых монастырских башен. Все изображение вписано в рамку, образованную растительным орнаментом, вверху увенчивается пятью главками в виде короны. Ветви, обволакивающие монастырь, напоминают колыбель. Если вглядываться в панно, то можно увидеть в поднебесье звезды, образующие четырехконечные кресты, и освещающие красоту православных храмов. Панно выполнено плетешком, насновками и полотнянкой со сканью в виде косички, придающей кружеву рельефность. Поражает богатство и разнообразие орнаментов, традиционность, древность и вместе с тем жизненность мотивов, четкость, чувство такта и меры орнаментальной загруженности. Узорам присуща прозрачная ясность – результат высоко развитого чувства гармонии, орнаментального декоративного ритма. Это придает особое благородство художественному выражению.
Кружевное панно «Мелодия вечности» посвящено Кирилло-Белозерскому монастырю. Над эскизами и кальками с детальными прорисовками Галина Никитична работала долгое время.
Сюжетная композиция расположена на широком поле панно, четко делится на основной узор и фон. На фоне прозрачной, невесомой решетки – стилизованное изображение Московской, Вологодской и Казанской башен, сени над часовней Кирилла, сени над местом первоначального поселения Кирилла и церкви И.Предтечи, в верхней части панно – изображение трубящего ангела. Художник нашла точное решение для выражения идейного замысла. Сдержанная графика архитектурных памятников смягчается множеством декоративных разработок и различных решеток, заполняющих плоскости стен. Статика зданий уравновешивается мягко изогнутыми ветвями растений и цветочными розетками. Здесь присутствуют характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, богатая узорность. Панно вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии – мелодии вечности и волшебства.
Кружевные изделия с изображением известных архитектурных памятников, в т.ч. и Кирилло-Белозерского монастыря, востребованы и отражают интерес общества к прошлому страны.
В этих работах наиболее полно раскрылись талант и поэтическая натура художника. Сказка очарования не иссякает. Увидеть мир каким-то особым взглядом, пропустить через себя, выносить и родить образ. Так, чтобы сердце вело руку, и ложился на лист причудливый рисунок, который потом будет переведен в сколок. А на нем замрет на века кружевной шедевр, выплетенный в серебристо-белом льне, и заставит многих людей с трепетом и удивлением рассматривать это рукотворное чудо.
Н.В. Красильникова – хранитель фонда «Народные ткани»