Студенческая практика штигличан в Ферапонтово, 2013 год
Студенческая практика штигличан в Ферапонтово, 2013 год
Ферапонтово, росписи великого Дионисия в соборе монастыря для художника, вообще мало-мальски образованного человека в ХХ веке жившего в России, - некий символ творения мастера-живописца, представившего пять веков назад мечту человечества, идеальный мир Будущего, Царствия Небесного. Кому не хотелось бы подглядеть, поучиться у Дионисия, узнать, как можно через икону, картину, стенопись приоткрыть дорогу к Вечно Прекрасному, к Раю.
Из всех художественных вузов Советского Союза, а с 1992 г. России, только Мухинское училище (ЛВХПУ - Ленинградское высшее художественно-промышленное училице им. В.И. Мухиной), ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, профессора, студенты кафедры монументально-декоративной живописи остались в этом постоянном поле притяжения Дионисиевского начала в монументальной живописи. За все пять десятилетий со времени первой практики в 1964 году до 2013 года в ней практически не было перерывов.
А начиналось все, со слов заведующего кафедрой монументально-декоративногой живописи, профессора Валентина Григорьевича Леканова, в 1950-е годы.
По рассказам профессора Глеба Александровича Савинова о Ферапонтове монастыре, о фресках Дионисия рассказал ему отец, Александр Иванович Савинов, профессор Академии им. И. Е. Репина. Одно время он работал вместе с К. С. Петровым-Водкиным и, возможно, Кузьма Сергеевич открыл ему Ферапонтово - известно, что Петров-Водкин посетил Ферапонтов монастырь в 1916 году.
В 1954 или 1955 году Глеб Александрович в свою очередь решил посмотреть это заветное для художников место. Поехали они сюда, будучи молодыми, вместе с Евсеем Евсеевичем Моисеенко на пароходе от Череповца, а от Гориц их подвез на лошади местный житель. Уже в 1956-1957 годах сюда приехали Н. А. Флоренская, внучка о. Павла Флоренского, с мужем О. И. Кузнецовым и с Германом Осокиным, учебным мастером по фреске. Потом стали ездить преподаватели кафедры.
В начале 1960-х годов кафедрой монументально-декоративной живописи была введена летняя практика по копированию росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Обращение к русской стенописи сказалось чрезвычайно благотворно на работах студентов, наряду с другими влияниями породило восприятие монументального искусства как живописи, дающей многогранный, объемный, сложный художественный образ.
В 1964 году на практику в Ферапонтово приехали студенты Василий Гусаров, Владимир Писарев. Тогда здесь, в соборе Рождества Богородицы, работал легендарный Николай Владимирович Гусев, он копировал росписи Дионисия для Русского музея, Третьяковской галереи, Музея им. Андрея Рублева. Преданный древнерусскому искусству, он передавал свой опыт, технологию копирования, секреты - как готовить краски, как делать подкладки: под теплые - охру, под холодные - рефть.
Благодаря Н. В. Гусеву с самого начала была поставлена задача не копирования росписей, не факсимильной их передачи, а попытаться через метод реконструкции познать язык Дионисия, его изобразительный строй. Подобное решение в отличие от других художественных вузов вошло в методическую задачу ферапонтовской практики Мухинки.
В 1967 году заканчивает ЛВХПУ ученик Г. А. Савинова, В. П. Гусаров, Одаренность этого дипломника была отмечена уже при выпуске, и в этом году он уже работает в училище преподавателем живописи и композиции. Полный энергии, творческих сил, проявлявшихся в выполнении художественных идей и тем любой сложности, В.П. Гусаров сам стал руководителем практики и ездил в Ферапонтово почти десятилетие, застал здесь сплав на речке Паске, чету Вьюшиных - Валентина Ивановича и Анастасию Ивановну, хранителей Дионисия, начало Музея фресок Дионисия в 1975 году. Своим творческим опытом, любовью к ферапонтовским местам Гусаров наделял своих подопечных. Сейчас В. П. Гусаров - профессор, преподает на кафедре керамики СПГХПА им. А.Л. Штиглица, избирался председателем секции монументального искусства.
В 1967 году защитил диплом В. Г. Леканов, также ученик Г. А. Савинова, с 1970 года - он преподаватель, а затем профессор и заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи, почетный работник высшего профессионального образования. Его понимание влияния творчества Дионисия на становление личности современного художника через копийную практику в Ферапонтове незаменимо в ее постоянном осуществлении.
Выпуск 1971 года дал еще одного руководителя ферапонтовской практики - Андрея Иосифовича Ларионова. С 1989 года он работает преподавателем кафедры монументально-декоративной живописи в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной - СПГХПА им. А.Л. Штиглица, в 1994-1996 годах являлся деканом факультета монументального искусства и в эти годы передал руководство практикой Александру Петровичу Демидову
До А. И. Ларионова руководителями ферапонтовской практики ездили Фролов Александр Петрович, Сергеев Валерий Степанович, Талащук Алексей Юрьевич, запомнившийся в музее своей основательностью, творческой харизмой. Он прошел все ступени преподавательской деятельности: с 1985 года он - преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи, затем заведующий кафедрой и профессор, с 1994 года - ректор, затем президент СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
Ныне несменяемым руководителем практики стал Александр Петрович Демидов, закончивший ЛВХПУ в 1982 году, тогда одним из руководителей его дипломной работы был В.Г. Леканов. С 1993 г. А.П. Демидов - преподаватель, профессор кафедры монументально-декоративной живописи, достойный продолжатель всех прежних руководителей практики, воспринявший от них творческую энергию СПГХПА им. А.Л. Штиглица, не показную, а сильную, истинно мужскую любовь к Родине, ее олицетворению - росписям Дионисия в Ферапонтове. Александр Петрович хорошо знает, как заставить студентов работать в условиях практики, добиться понимания технических приемов древнерусской стенописи, столь необходимых для образования художника, занимающегося живописью в архитектуре.
Развить и углубить знания студентов на практике в Музее фресок Дионисия помогает музейная просветительная программа «Школа Дионисия», включающая наряду с обычными экскурсиями углубленные занятия по иконографии и технологии стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы, архитектуре Ферапонтова монастыря.
В последние годы практику сопровождает выставка пленэрных этюдов студентов, написанных в Ферапонтово с названием «На стенах», так как развешиваются студенческие работы в нишах южной каменной стены музея. Благодаря ее доступности редкий посетитель не подойдет к этим живописным свежим впечатлениям от встречи с Ферапонтово, его озерами и лесами. А вдруг среди имен начинающих художников встретится имя будущего гения или «мэтра» - будущего руководителя ферапонтовской практики. Умением и стараниями заведующей выставочным отделом О. В. Силиной с 2011 года выставка «На стенах» сопровождается каталогом, который вручается каждому участнику.
Для художника необходимо посмотреть Италию, ее памятники, но знакомство с Дионисием, с великим памятником стенописи, незаменимо. В этом преемственность, традиция, стабильность художественной школы СПГХПА им. А.Л. Штиглица, отраженные и в том, что ее выпускники постоянно пополняют ряды ее преподавателей.