поиск статьи


История одного экспоната

Трубникова Татьяна Викторовна

История одного экспоната

Историю пишут люди. Основываясь на текстах старинных документов, книгах и воспоминаниях. Своих лично и старших поколений. Память о прошлом хранят дневники и письма, семейные предания и рассказы наших дедов и прадедов. А еще напоминают о разных радостных и трагических событиях и периодах нашей жизни памятные подарки, которые хранятся во многих семьях на протяжении многих десятилетий. Часто такие вещи оказываются в музеях и могут многое рассказать о жизненных перипетиях минувших поколений.

В Уксусных келья Кирилло-Белозерского музея, в помещении фондовых запасников стоит в глубокой нише окна высокая, украшенная рельефным травным узором напольная ваза. Белый глазурованный фаянс покрыт тонкой сеточкой морщинок - трещинок. Одна витая ручка утрачена. Причудливый барочный узор стилизованных цветов и листьев уцелевшей ручки перетекает плавным рельефом на верхнюю часть гладкого, вытянутого корпуса. Никакого клейма нет. Датировать эту вазу точно довольно сложно. Даты расставит ее история. Я расскажу.

Семья моего прадеда Трубникова Петра Алексеевича поселилась в городе Кириллове в 1911 году. После женитьбы на пятнадцатилетней Наденьке Заседателевой новоиспеченный муж выхлопотал в Земстве, где служил, участок под фруктовый сад и выстроил огромный по тем временам дом в местечке Копань. На пересечении улиц Красносельской и Сиверской. За окном плескалась синева Сиверского озера и до конца сороковых годов зимами бегали волки. Сейчас это улицы Горького и Луговая. Немного позднее на участке по диагонали в сторону города купец Григорий Александрович Вальков выстраивает дом для проживания своих служащих. Мой прадед и Г.А. Вальков вместе служили в банке. Трубников работал счетоводом, а Вальков был директором. Дружеские отношения сохранились на долгие годы.

Начало ХХ века период трагических перемен в истории нашей страны. Революционные вихри изменили судьбы многих жителей Кириллова. П.А. Трубников работал во многих организациях города бухгалтером. Всю жизнь боялся репрессий и гонений со стороны властей за свое социальное происхождение. Происходил Трубников из зажиточной крестьянской семьи и земельным наделом владел немалым. Имел сад, пасеку и не одну корову. С купцом Г.А. Вальковым судьба обошлась суровее. Ему грозила национализация всего имущества. И тогда Григорий Александрович принимает решение переехать в Питер, где также занимается торговлей. В неспокойное послереволюционное время переводить деньги через банк или везти свое добро по железной дороге он не рискнул. И спрятал все накопления у своего друга, Трубникова Петра Алексеевича. Эту историю рассказал мне мой дед Трубников Анатолий Петрович. Сколько времени хранились богатства семьи Вальковых в нашем доме, я не знаю. В знак благодарности за оказанную услугу, Григорий Александрович подарил моему прадеду серебряные ложечки очень изящной работы и огромную белую вазу. В нашем доме больше шестидесяти лет она простояла в подполье. В крестьянском хозяйстве совершенно ненужный предмет. Меня всегда тянуло рассмотреть поближе таинственный силуэт в темном подполье. Но меня туда не пускали. Позднее, в первые годы ХХI века уже мой отец наследует дом своего деда и передает многие старинные вещи в музей. Таким образом, ваза купцов Вальковых заняла место в нише келейного окна Уксусных келий. И моя первая с ней встреча запечатлена на фото.

Сколько еще тайн хранят музейные экспонаты? Сколько прикасалось к ним рук и судеб людских…