поиск статьи


Изделия из кожи (по материалам археологических раскопок на территории Кирилло-Белозерского монастыря).

Веселова Светлана Сергеевна

Изделия из кожи (по материалам археологических раскопок на территории Кирилло-Белозерского монастыря).

С 1994 года по настоящее время под руководством Научно-производственного центра «Древности Севера» проводятся охранные археологические работы на территории Кирилло-Белозерского монастыря. Илья Валерьевич Папин возглавляет раскопки и осуществляет исследования культурного слоя различных участков монастыря. В результате выявляются остатки ряда несохранившихся каменных построек ХVI-ХVIII веков, деревянных конструкций. Наиболее интересными являются находки из дерева, бересты, ткани и кожи. Всё это дает возможность представить повседневный быт позднего Средневековья.

Материалы раскопок и разведок передаются в музей. В 2004 году в фонд «Археологии» поступила коллекция кожаных изделий в количестве 50 предметов, прошедших процесс реставрации.

Комплекс обнаруженных предметов позволяет утверждать о наличии на территории Кирилло-Белозерского монастыря кожевенных мастерских. Н.К. Никольский пишет: «У восточной стены малого монастыря размещался шваленный двор со швальней – мастерскими для портняжных, кожевенных и других работ. Это было довольно древнее монастырское заведение, существовавшее уже в 1569 году. Около швальни жили разные мастеровые люди: портные, сапожники, кожевенники. Здесь же стояли два кожевенных амбара. В одном амбаре 55 кож сапожных и подошвенных дубленых, 25 кож белых да у кожевников в деле 150 кож яловечьих и коневьих, 600 опойков деланных и сырых, 18 кож бараньих белых, 20 сапог новых братцких. А в другом амбаре кладут кожевники дуб».[1]

Среди бытовых кожаных предметов можно выделить фрагменты обуви, детали рукавиц, сумочек, поясов. Большинство предметов сохранились фрагментарно.

Обувь – это один из важнейших элементов костюма. Имеет множество назначений, кроме функции защиты ног от механических повреждений и климатических условий она подчеркивала социальное положение и материальное состояние её владельца. Изготовление обуви отличалось особой сложностью и требовало специальных навыков и приспособлений. В результате обувное дело очень рано выделилось в разряд специализированного ремесленного производства.

В ХVI веке преобладает обувь детальнокроеннная. В ее конструкцию входят: головка, поднаряды, задник, подошва, с ХVII века присутствует каблук.

Головка (перед) - деталь верха, закрывающая тыльную часть стопы. Она скреплялись с жесткими задниками, сшитыми в виде кармана, в которые для большей прочности вставляли прокладки из нескольких кусков бересты и кожи, то есть задник - деталь низа, закрывающая пятку. Жесткая конструкция пяточного узла повышала износоустойчивость обуви, препятствовала сминанию и стаптыванию пятки. Для повышения прочности и формоустойчивости обуви использовалась дополнительная внутренняя деталь – поднаряд или подкладка головки, по форме и размеру соответствовавшая переду.

Подошва - деталь, расположенная под всей поверхностью стопы, скреплялась с верхом при помощи вертикального сквозного шва.

Подошвы многослойные, по контурам с заостренным носком и округлой пяткой, трудно определить правую и левую.

Каблук в данной коллекции один, изготовлен из коры дерева, многослойный с двумя сквозными отверстиями.

Таким образом, обувь проста по форме, однообразна и лишена украшений.

В средневековой Руси из кожи шили не только обувь, но и кошельки, сумочки, футляры, пояса, рукавицы. Известно, что до появления одежды с карманами (ХVI-ХVII вв.) все необходимое носили с собой – у пояса, на груди, через плечо, за голенищем сапога.

Кожаные сумочки изготовлялись из двух кусков кожи, трапециевидной формы с округлой нижней и загнутой наружу верхней стороной, под загнутым краем которой находилось круглое сквозное отверстие (место застежки).

При раскопках были обнаружены ремни в виде длинных полос не имеющие металлических пряжек и накладок. Они могли использоваться для подвешивания различных предметов, для конской упряжи или в качестве пояса.

В коллекции хранятся кожаные рукавицы. Они имели два варианта раскроя. В первом - выкраивались две детали, на каждой из которых был овальный выступ для большого пальца в середине ладонной части и в него вшивалась отдельная деталь. Во втором – большой палец выкраивался на боковом обрезе.

Таким образом, благодаря своим уникальным свойствам, кожевенное сырье широко применялось в средневековом быту, а к ХVI веку сапожное и кожевенное ремесла выделились в самостоятельные отрасли производства.



[1] Н.К. Никольский «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625)», Том 1, СПБ, 1897 г., с.270.


Иллюстрации:


Деталь обуви ХV-ХVI вв.

Деталь обуви ХV-ХVI вв.

Подошва ХV-ХVI вв.

Подошва ХV-ХVI вв.


Кожаное изделие (сумочка) ХV-ХVI вв.

Кожаное изделие (сумочка) ХV-ХVI вв.

Футляр с тиснением ХV-ХVI вв.

Футляр с тиснением ХV-ХVI вв.


Рукавица ХV-ХVI вв.

Рукавица ХV-ХVI вв.


Литература:

Археология. Древняя Русь. Быт и культура. – М.: Наука, 1997., с.46.

Матехина Т. С. Сума, калита, лагальце. / Матехина Т. С. // Родина– М., 2007. – № 6. Три Софии. Киев-Новгород-Полоцк. – С. 113-116.

Никольский Н.К. «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397-1625)», Том 1, СПБ, 1897., с.270.

Ояптева Е.И. «Белозерская кожаная обувь» // Л.А. Голубева «Весь и славяне на Белом озере Х-ХIII вв.» М.: Наука, 1973.