поиск статьи


О реставрации предметов из коллекции графики Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Бородулина Анна Александровна

О реставрации предметов из коллекции графики Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Реставрация музейных предметов является одной из важных задач в сохранении музейных ценностей. В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике хранители совместно с реставраторами регулярно осуществляют контроль за состоянием сохранности музейного собрания, выявляя и отбирая предметы, требующие реставрационного вмешательства.

Так, в 2011 году из коллекции «графика» были отобраны и переданы на реставрацию несколько произведений, выполненных в технике резцовой гравюры.

Предметы, о которых пойдет речь, это 12 графических листов с изображением «святцев»[i]. Они отпечатанные на тряпичной бумаге «верже» размером от 41,5×31,0 см до 41,6×31,2 см. Гравюры ранее не реставрировались. Основанием для передачи их на реставрацию послужило неудовлетворительное состояние сохранности. Произведения имели значительную деформацию, многочисленные разрывы, утраты, изломы, срывы фактуры бумаги, потертости печатного слоя, различные загрязнения. На некоторых листах наблюдались следы непрофессиональной чинки, что привело к деформации поверхности произведений. На фотографиях (1,3,5) представлен общий вид гравюр с лицевой стороны до реставрации. Подобно любому произведению, выполненному на бумаге, гравюры подверглись неумолимому воздействию времени.

Выполнение комплекса реставрационных работ было поручено Надежде Александровне Быстровой, молодому художнику-реставратору графики Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Работа с бумагой требует особой осторожности - это очень хрупкий и сложный материал, капризно реагирующий на воздействия окружающей среды. В связи с этим, Надежда Александровна провела предреставрационную подготовку по обследованию и изучению состояния сохранности гравюр, определению необходимого комплекса реставрационных мероприятий. По результатам визуальных и лабораторных исследований были сделаны следующие выводы: произведения имеют сильные физико-химические разрушения и требуют полной реставрации. Практическая работа с гравюрами началась с лабораторных исследований на определение кислотности бумаги, с проведения тестов на устойчивость красочного слоя к воде, на наличие древесной массы. Далее листы были очищены от плотных слоев пыли при помощи резиновой крошки и ватного тампона с последующим удалением флейцем (плоской широкой кистью из мягкого упругого волоса). Более прочные загрязнения были удалены при помощи скальпеля. Чтобы устранить желтизну и водорастворимые загрязнения произведения были подвергнуты промывке. Следующий этап более трудоемкий. Он связан с ослаблением ореолов затеков, пятен жира и плесени. Такие пятна осторожно ослаблялись химическими реактивами методом локального нанесения раствора. Данная процедура выполнялась неоднократно. Для выравнивания тона была проведена общая химическая обработка. После этого графические листы промывались и просушивались на фильтровальной бумаге. Затем была осуществлена подклейка листов. Разрывы основы подклеивались реставрационной бумагой «шелковка». На нескольких гравюрах утраты основы были восполнены методом долива бумажной массой на световом столе. Бумажная масса была подготовлена из бумаги, идентичной по цвету и качеству оригиналу. В местах разрывов, изломов, неровностей общего фона было проведено тонирование. На последнем этапе произведения дублировали на тонкую реставрационную бумагу. Для дальнейшего хранения для каждой гравюры изготовили индивидуальную упаковку из нейтрального материала.

Все методы реставрации, используемые художником-реставратором Надеждой Александровной, были направлены на приостановление процессов разрушения, стабилизацию физического состояния и устранение искажений. При этом они, не нарушив эстетического облика, сохранили историческую подлинность предметов. Кроме того, в результате выполнения реставрации и сопутствующих ей исследований реставратором проведено уточнение датировки и техники выполнения гравюр.

Успешное проведение реставрации графических произведений во многом было определено профессиональным мастерством художника-реставратора Н.А. Быстровой. Благодаря ее кропотливой работе памятники пробрели экспозиционный вид. В декабре 2012 года гравюры вернулись в музей. И мы надеемся, что в будущем гравюры, отреставрированные Надеждой Александровной, можно будет увидеть на выставках.


НВ-10923 Святцы. Месяц март. XVIII век. До реставрации
Фото 1. НВ-10923 Святцы. Месяц март. XVIII век. До реставрации

НВ-10923 Святцы. Месяц март. XVIII век
Фото 2. НВ-10923 Святцы. Месяц март. XVIII век. После реставрации

НВ-10924 Святцы. Месяц апрель. XVIII век. До реставрации
Фото 3. НВ-10924 Святцы. Месяц апрель. XVIII век. До реставрации

НВ-10924 Святцы. Месяц апрель. XVIII век
Фото 4. НВ-10924 Святцы. Месяц апрель. XVIII век. После реставрации

НВ-10929 Святцы. Месяц сентябрь. XVIII век До реставрации
Фото 5. НВ-10929 Святцы. Месяц сентябрь. XVIII век. До реставрации

НВ-10929 Святцы. Месяц сентябрь
Фото 6. НВ-10929 Святцы. Месяц сентябрь. После реставрации




[i] Святцы – список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого.