поиск статьи


Черный портфель

На чердаке одного из домов города Кириллова сотрудницей Кирилло-Белозерского музея был обнаружен черный портфель. Самый обычный школьный портфель. В нем находились старые учебники и желтые, помятые, разорванные листы бумаги. Это были документы послевоенного времени. Один из них - Объяснение от имени колхозницы колхоза им. Молотова Курганской области Елены Ефимовны В. В документе говорится (здесь и далее авторская орфография сохранена): «По существу дела могу пояснить в том, что я ранее примерно с февраля месяца 1946 года работала секретным работником, помогала выявлять преступную деятельность. Давала материалы под псевдонимом «Воденова» работала с опер. Уполномоченным Ур Тов. Кочеровым и уч. Уполномоченным тов. Кочетковым, а затем я осенью 1946 года давала материалы начальнику РО МВД капитану Тов. Кудрявцеву по делам и за вскрытие хороших дел я была премирована начальником РО МВД капитаном Кудрявцевым в денежной форме в сумме 350 руб…»

Об одном из самых трагических периодов нашей истории сейчас пишут много, подробно, эмоционально, снимают фильмы с леденящими душу подробностями. Большинство сходятся во мнении, что режим Сталина был репрессивный. С этим трудно спорить. В те времена у молодого пролетарского государства действительно были враги, не мнимые, а вполне реальные. Но поиски «врагов народа» привели к огромным человеческим жертвам, унесшим жизни ни в чем не повинных людей. Мы пытаемся разобраться, понять причины репрессий, объяснить их не только личной виной Сталина, стоявшего у руля государства. Причин много, но одна из них проста и очевидна - человеческая подлость. Многие из тех, кто сидел в лагерях, попали туда по доносу соседей, коллег, знакомых, иногда тех, кому безгранично доверяли.

Перелистывая архивные документы, газеты того времени, Мартиролог с именами наших земляков, расстрелянных в Левашовской пустоши под Ленинградом, понимаешь, что они не могли быть «врагами народа», потому что они и есть народ.

Колхозник колхоза «Польченга», приемщик сенопункта д. Коварзино, рабочий участка Никулино-Горицы, колхозник колхоза «Красное Матвеевское», рабочий артели сапожников, священник., бывшая монахиня, фельдшер, учитель, режиссер театра … Родился-жил-приговорен-расстрелян-реабилитирован...

В один из ярких солнечных дней на заре демократии, удобно расположившись на полянке в центре деревни, мы говорили о политике, коррупции, несправедливости, беспомощности властей. Рядом с нами сидел сухонький старичок дядя Вася. Мы знали, что дядя Вася прошел войну и лагеря. Но он не любил об этом вспоминать. Он смотрел на небо подслеповатыми глазами и молчал. И только когда мы замолчали, исчерпав все свои аргументы, он тихо произнес: «Говорите, говорите. При мне - можно!». Смысл этих слов дошел до меня позже.

При любом режиме, при любой власти, наушничество не приветствовалось в народе. Разоблачая «махровых оппортунистов», «левых», «правых», «примиренцев», «разлагателей» на страницах газеты «Ленинское знамя» корреспонденты подписывались: «Наблюдатель», «Колхозник», «Глаз», «Гвоздь», «Тутошний», «Муха», «Эхо» и т.д.

Одна замечательная женщина, очень давно рассказала нам, тогда молодым сотрудникам, эпизод из жизни ее родной деревни. На митинге, посвященном годовщине Октябрьской Революции выступал председатель колхоза (или председатель сельсовета?). Свою пламенную речь он закончил словами «Да здравствует товарищ (в этот момент оратор закашлялся и сплюнул) Сталин!». Кто-то из своих, деревенских, родных, написал донос: «Плюнул на товарища Сталина!». Человек исчез.

Полуголодное существование, толкало людей на мелкие кражи, которые тоже расценивались как «подрывная работа врага». В газете «Ленинское знамя» от 29 июля 1937 г. в статье «В Сусле появились «парикмахеры» сообщается, что в колхозе «Красный октябрь» единоличница М.С. Орехова неоднократно ходила в поле и стригла колосья. Колхозники артели «Утро» уличили в краже А. Королеву, которая набивала корзину стручками гороха. В заключение статьи следовал вывод: «Факты тревожные. Есть основания полагать, что здесь действует вражеская рука. Но сельский совет пока либерально относится к этому. Надо безжалостно расправляться со всеми, кто посягнет на колхозную собственность». Кто-то очень «прозорливый» увидел в поступке колхозниц не желание накормить орущих от голода детей, а действие «вражеской руки». Были те, кто стремился сделать карьеру, доказать свою лояльность режиму, получить свои «тридцать серебренников» написав донос на своего соседа, односельчанина. И режим здесь не виноват. Он был лишь идеологической подоплекой. Хотя, конечно, сейчас, из нашего сытого и относительно благополучного настоящего нам легко рассуждать.

А в те времена, как бы мы поступили, если бы опасность угрожала нам или нашим близким? Промолчали? Согласились? Подписали? Любой тоталитарный режим калечит души.

Но обратимся снова к документам из черного портфеля. По ним мы можем восстановить некоторые события из жизни капитана Кудрявцева, того самого, с которым сотрудничала секретный работник, колхозница колхоза им. Молотова Елена Ефимовна В.

Ф.С.Кудрявцев родился в 1904 г., происходил из бедняков. В 1924 г. вступил в члены ВЛКСМ, в 1926 г. после окончания спецшколы был взят в ряды РККА и служил в войсках ОГПУ. В 1929 г. вступил в члены ВКП/б/ и в этом же году поступил работать в органы милиции. С 1933 по 1947 год работал в должности начальника РО МВД. Командование Ф.С.Кудрявцева ценило. Он был избран членом пленума и Бюро РК ВКП /б/, от командования неоднократно получал ряд благодарностей по работе.

Но в 1945-1946 годах в жизни славного бойца невидимого фронта начались неприятности.

В Заявлении, адресованном лично тов. Сталину Ф.С.Кудрявцев излагает свою славную трудовую биографию, жалуется на то, что его уволили из органов, где он прослужил с 1926 по 1947 год без выходного пособия, пенсии, а семью выбросили из квартиры и поселили в черную крестьянскую баню.

Ф.С. Кудрявцев пишет: «… в конце 1945 года и 1946 году получилис не приятности состороны командования нашей Курганской обл. В особенности Полковника т. Соболева и Подполковника т.Федцова нач.о/к. к/о. Давали мне распоряжения которые я выполнить был не всилах и считал, что не законные:аименно: дали распоряжение доставить в У.М.В.Д. 10-15 килограм сливочного масла (ящик). Позднее дают распоряжение доставить 6 литров спирта дают распоряжение доставить 15-20 пудов гороха причем все это безденег договориться с деректором совхозов, а затем дали распоряжение собрать автомашину полутарку… »

В конце заявления автор выражает преданность большевистской партии и советскому правительству: «Меня воспитала только наша славная большевистская партия я отдавал и отдам всю свою жизнь за дело нашей большевистской партии и советского правительства и работал и буду работать только почестному…»

Следующий документ датируется 30 декабря 1946 года и поражает своим цинизмом. Это Объяснение гражданина Козлова Ивана Емельяновича, директора з/зерно, данное капитану Кудрявцеву: «…даю объяснение в том, что сегодня меня вызвал уполнонаркомзаг Палунчин Петр Яковлевич к сибе в кабинет т.е.30-12-46 года и мне говорит, что расскажите тов. Козлов зачем был на мельнице в Н.Бондарском с/совете, что он там проверял, чем он там интересовался. Я только сказал, что тов. Прокурор Русаков был на мельнице но я не знаю что он делал там проверил как муку мельют и как снабжают население и все и больше он ничего не делал. Полунин тогда сказал, что ты все там проглядел он Прокурор. Не затем ездил. А вы там проглядели, а затем мне говорит что нам только немедленно сломать Кудрявцева и угробить а райпрокурор Русаков сам кончится с этим мы легко справимся а затем сказал, что у нас с Комаровым имеется секретная договоренность угробить Кудрявцева и немедленно а вам Козлов нужно хорошо слушать и мне рассказывать что делает Кудрявцев и Прокурор…»

Круг замкнулся. Те, кто служил системе, часто сами становились ее жертвами.

События, происходившие в Курганской области в 1940- е годы, были типичны для нашей страны. Работая с документами в архиве УФСБ по Вологодской области, я пришла к убеждению, что секретные работники и капитаны Кудрявцевы были и в нашем Кирилловском районе. Такова наша история.

Советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН А.Н.Сахаров пишет: «И все-таки истина есть. Истина одна. Но не простая, прямолинейная, какой представляют ее себе противостоящие стороны, а сотканная, как и сама история, из порой парадоксальных противоречий, внешне хаотических событий, восходящая корнями ко всему многовековому пути Отечества, истина величественная, тяжелая и жестокая, как сама история».

Т.С.Золотова