Открытки в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Открытки в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Почтовая открытка – это особый вид почтовых карточек для открытого письма, отправляемых без конверта. На лицевой стороне почтовой открытки есть какая-либо иллюстрация, а на обратной можно написать сообщение, адрес получателя, отправителя, а также наклеить почтовую марку. Чаще всего марка печатается на самой открытке, и почтовый сбор включается в тариф при продаже. Открытки могут быть и не почтовыми. На таких открытках нет почтовой марки и под адрес не отводится место.
Первая почтовая открытка была выпущена в Вене 1 октября 1869 года. С этой даты началось ее быстрое распространение в странах Европы, Америки и Азии. В 1871 году открытки издавали почтовые ведомства Бельгии, Англии, Люксембурга, Дании, Швейцарии, Нидерландов, в 1872 – Цейлона, Швеции и Норвегии, в 1873 – Румынии, Франции, Сербии, Испании, Чили, в 1874 – Италии. В России открытки получили признание в 1872 году. Первые открытки были без иллюстраций. Одна сторона предназначалась для адреса и марки. Там же было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона была для письменного сообщения. Она имела текст: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Первые иллюстрированные открытки в России появились в 1895 году. Это были фотографические видовые открытки, изображавшие достопримечательности Москвы. Известна целая серия из пяти таких открыток.
В фондах КБИАХМЗ более 2000 экземпляров открыток. Хронологические рамки этой коллекции нач. XX – нач. XXI в.в. Основные источники поступления открыток в музей: дарение, покупка у частных лиц и в магазине «Букинист» города Вологда.
Особый интерес представляют почтовые открытки, изданные в начале минувшего столетия. Самые распространенные из них – поздравительные, репродукционные и видовые. Среди поздравительных открыток преобладают рождественские, новогодние и пасхальные. На одних открытках – символика праздников, которым они посвящены (крашеные яйца, ветки цветущей вербы, елки, и т.д.). Другие являются иллюстрацией самого праздника. В музее рождественские и пасхальные открытки были представлены на выставках в 2009 – 2010 годах. Изданы комплекты этих открыток. Л.И. Глызиной составлены каталоги: «Рождественские открытки начала ХХ века в собрании КБИАХМЗ», «Пасхальные открытки начала ХХ века в собрании КБИАХМЗ». В коллекции музея есть две открытки с Днем Ангела (илл. 1, 2).
Они адресованы братьям Павлу и Николаю Майоровым, судя по почтовым штампам, в 1912 и 1913 годах. Именины (День Ангела) был одним из любимых праздников в дореволюционной России. Он считался даже более важным, чем День рождения. Обычно накануне семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, а вечером устраивался праздничный ужин. Случалось, что именины праздновали и два дня.
На лицевых сторонах репродукционных открыток можно найти произведения как знаменитых художников (В.В. Пукирьев «Последнюю коровушку за недоимку», В.М. Максимов «Больной муж», А.И. Куинджи «Украинская ночь», А.Е. Архипов «Прачки», В.М. Васнецов «Аленушка» (илл. 3),
И.И. Левитан «Над вечным покоем» (илл. 4) и др.), так и ныне совершенно безвестных.
Среди различных типов иллюстрированных почтовых карточек видовая открытка с самого начала своего существования пользовалась особым успехом. Отправка родным и друзьям видовой открытки из мест отдыха или святых мест, с железнодорожной станции или с пароходной пристани являлась ритуалом для путешествующих. В музее собрана значительная коллекция видовых открыток. Они доносят до нас облики храмов, виды отдельных зданий, мостов, фабрик и заводов, площадей, улиц – памятников старины, часть которых не сохранилась до наших дней. География мест, изображенных на открытках из собрания музея, широка. Это виды таких русских и зарубежных городов, как Москва, С.Петербург (Петроград), Царское Село, Вологда, Череповец, Кириллов, Белозерск, Вытегра, Устюжна, Тотьма, В.Устюг, Рыбинск, Ярославль, Новгород, Псков, Смоленск, Харьков, Нижний Новгород, Саров, Тихвин, Сестрорецк, Ялта, Алупка, Севастополь, Киев, Казань, Вильна, Инсбург, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Рим, Париж, Рига, Салоники, Хельсинки и других. Почтовые карточки с изображением улиц города Кириллова и его окрестностей, Кирилло-Белозерского и Горицкого Воскресенского монастырей, сел Благовещенье и Цыпино опубликованы И.А. Смирновым в альбоме «Уездный город Кириллов и его окрестности на почтовых открытках начала ХХ века».
В коллекции открыток начала ХХ века есть три рекламные. Рекламные открытки выпускали чаще всего преуспевавшие предприятия и торговые дома. Так, в начале XX века компания «Зингер» выпустила две серии рекламных открыток «Русские пословицы в лицах». Этим она деликатно напоминала о себе, расположив товарный знак на оборотной стороне, предназначенной для письма и адреса. Эскизы выполнил Владимир Амосович Табурин (1870 – 1954) – русский художник, книжный график, иллюстратор, фоторепортёр, писатель и журналист. Создание почтовых открыток считается подлинным призванием В.А. Табурина. В начале 1900-х годов художник начинает своё сотрудничество с компанией «Зингер», которая в то время только пыталась осваивать российский рынок и для этого строила в Подольске предприятие по производству швейных машин. Он создал рекламный плакат в русском стиле: былинная царевна работает на швейной машинке «Зингер». Соединение истории и современности придавало для рекламы очень важный эффект интриги и неожиданности. Эскиз В.А. Табурина был утверждён Отделом промышленности и торговли Министерства финансов России в качестве магазинной вывески и официального торгового знака компании «Зингер» в России. Эмблема швейных машин начала мелькать на страницах популярных иллюстрированных журналов и газет. Рекламные плакаты В.А. Табурина украшали собой витрины фирменных магазинов «Зингер» едва ли не всех крупных городов Российской империи. Помимо плаката, художник нарисовал 18 почтовых открыток. В своей основе эти открытки напоминали понятный народу лубок – поучительные или развлекательные сценки в русском стиле. В чём-то шутливые, в чём-то ироничные, они воссоздавали деревенский быт, хозяйственный уклад рядового обывателя – потенциального покупателя продукции компании. Таким образом В.А. Табурину удалось увеличить популярность торговой марки известной американской фирмы в России. Открытка «Жена не рукавица, с руки не снимешь, за забор не кинешь» из серии «Русские пословицы в лицах» хранится в музее (илл. 5, 6).
Открытки в рекламных целях использовали и государственные организации. Примером этого служат открытые письма из фонда музея с изображением государственного казначейского билета 1904 года номиналом 50 рублей (илл. 7)
и рекламой облигаций «Заема Свободы» (илл. 8).
Государственный казначейский билет – один из видов государственных ценных бумаг, распространяемых среди населения. Он свидетельствует о внесении владельцами билета денежных средств при его покупке и представляет обязательство государства выплачивать владельцу установленные доходы периодически в течение всего срока, на который был выпущен билет. Одними из самых известных ценных бумаг в истории России являлись облигации Заема Свободы, выпущенные Временным правительством в марте 1917 года. Преследуемые правительством цели – пополнение средств на ведение мероприятий, направленных на уничтожение старого порядка, на становление новой страны, борьба со стремительной инфляцией. Об этом вкратце говорилось на каждой облигации. Они были выпущены различными номиналами 50, 100, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 25 000 рублей и позже, постановлением от 25 апреля 1917 года, номиналами 20 и 40 рублей. Обозначенный срок был 49 лет из расчета 5% годовых. Однако особого интереса к этим облигациям со стороны населения не замечалось. По словам министра финансов того времени, основными подписчиками были состоятельные слои населения, поверившие новому режиму. Более бедные слои отнеслись к Заему Свободы с большой долей недоверия, скорее всего из-за пропаганды партии большевиков, называвших эту компанию не иначе как «налог на бедноту». Временное правительство получило всего около 4 миллиардов рублей.
На открытках начала ХХ века, хранящихся в фонде музея, отражена тема войны и революционных событий. Две открытки из серии «С театра войны» (илл. 9, 10),
хранящиеся в фонде музея, были отправлены Сергеем Алексеевичем Мельниковым родственникам в годы Первой мировой войны. В 1914 году он был призван в армию, служил в авиачасти мотористом. За спасение самолетов от артиллерийского снаряда был награжден Георгиевской медалью и дослужился до старшего унтер-офицера. В числе документов уроженеца деревни Леушкино Кирилловского района Сергея Петровича Рябкова (1895 – 1942) есть две открытки с изображением крейсера «Олег» (илл. 11, 12).
Русский бронепалубный крейсер «Олег» принимал участие в Цусимском сражении, в февральской революции. 7 ноября 1917 года он вошел в состав Красного Балтийского флота, участвовал в гражданской войне. С.П. Рябков в 1917 году служил в машинной роте крейсера «Олег», был участником штурма Зимнего.
Революционные открытки в своем большинстве – это документальные фотооткрытки. Исключение составляют лишь изданные П. Чечиным в Петрограде почтовые карточки: «За свободу!» (илл. 13)
и «Три российских достопримечательности: царь-колокол, царь-пушка, царь Николай. Царь-колокол не звенит, царь-пушка не стреляет и царь Николай не царствует» (илл. 14).
Авторы рисунков не известны. Скорее всего, это были не художники-профессионалы, а просто любители. Сюжет одного из рисунков, на мой взгляд, напоминает картину известного французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», созданную по мотивам июльской революции 1830 года. На открытке «За свободу!», как и на картине Делакруа, изображена группа вооруженных людей в простой одежде. В центре – женщина с мечом в руке (на картине – с ружьём), на голове – фригийский колпак (известен как символ свободы и революции). Рисунки на революционных открытках нередко воспроизводили эпизоды Великой французской буржуазной революции. Выше упомянутая картина часто ошибочно ассоциируется именно с этими событиями. Открытка «Три российских достопримечательности… » – это карикатура на свергнутого императора Николая II. Эта тема была распространенной для 1917 года. Среди фотооткрыток из фонда музея, выпущенных в 1917 году, есть открытки, запечатлевшие революционные события, демонстрацию женщин, требовавших избирательные права, проходившую19 марта 1917 года на Невском проспекте, торжественные похороны павших в борьбе за свободу героев, состоявшиеся в Петрограде на Марсовом поле 23 марта 1917 года (илл. 15 – 19).
Открытки подобного типа являются историческим источником, т.к. не всегда сохранялись оригиналы воспроизводимых на них фотографий.
В коллекции музея есть экземпляры, выпущенные как в России, так и в Европе, Японии, Америке. Среди первых русских издательств, которые выпускали иллюстрированные открытки, был "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении" (илл. 20).
Оно сыграло значительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Из девяти открыток этого издательства, находящихся в коллекции, 7 – видовые, 1 – репродукционная, 1 – поздравительная. Также есть открытки, выпущенные московскими фирмами «Шерер, Набгольц и К°» и «К.А. Фишер», петербургской фирмой «Ришар», стокгольмской «Гранберг», парижским издательством И.С. Лапина.
В последнее время наблюдается всплеск интереса к открытке советского периода. Карточки 1920 – 1930-х годов из музейной коллекции в большинстве своем – репродукции, выпущенные ГИЗ РСФСР (с 1930 – ОГИЗ, с 1931 – Изогиз, с 1938 – Искусство), Государственной Третьяковской галереей, Центральным Музеем революции СССР, Академией Художеств СССР, Ассоциацией художников революционной России. После 1917 года выпуск поздравительных открыток как предмета быта буржуазного общества был полностью прекращен. Но традиция посылать праздничные поздравления осталась. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки. Иногда на старой (дореволюционной) открытке текст заклеивали или стирали и писали новое поздравление. В коллекции музея встречаются открытки, которые использовали и три раза.
Особое место занимают открытки времени Великой Отечественной войны. Они печатались небольшими тиражами, были невысокого качества. Их тематика связана, как правило, с войной. В музейной коллекции таких открыток чуть более десяти, но они разнообразны по сюжетам. На них напечатаны портреты Героев Советского Союза, лозунги, патриотические стихи, песни, солдатские шутки (илл. 21 – 24).
Среди открыток, выпущенных после 1945 года, преобладают детские и поздравительные. В поздравительных открытках появляются новые темы: « С 8 марта!», «С Днем рождения!», «С первым сентября!». Не менее популярными остаются репродукционные и видовые. Особую любовь завоевали открытки с портретами актеров театра и кино, сценами из опер, драматических спектаклей, кинофильмов и т.п.
Фонд открыток пополняется и современными изданиями. Музей собирает открытки с видами города Кириллова, архитектурными и природными памятниками Кирилловского района, поздравления с различными праздниками в адрес коллектива КБИАХМЗ.
Первая почтовая открытка была выпущена в Вене 1 октября 1869 года. С этой даты началось ее быстрое распространение в странах Европы, Америки и Азии. В 1871 году открытки издавали почтовые ведомства Бельгии, Англии, Люксембурга, Дании, Швейцарии, Нидерландов, в 1872 – Цейлона, Швеции и Норвегии, в 1873 – Румынии, Франции, Сербии, Испании, Чили, в 1874 – Италии. В России открытки получили признание в 1872 году. Первые открытки были без иллюстраций. Одна сторона предназначалась для адреса и марки. Там же было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона была для письменного сообщения. Она имела текст: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Первые иллюстрированные открытки в России появились в 1895 году. Это были фотографические видовые открытки, изображавшие достопримечательности Москвы. Известна целая серия из пяти таких открыток.
В фондах КБИАХМЗ более 2000 экземпляров открыток. Хронологические рамки этой коллекции нач. XX – нач. XXI в.в. Основные источники поступления открыток в музей: дарение, покупка у частных лиц и в магазине «Букинист» города Вологда.
Особый интерес представляют почтовые открытки, изданные в начале минувшего столетия. Самые распространенные из них – поздравительные, репродукционные и видовые. Среди поздравительных открыток преобладают рождественские, новогодние и пасхальные. На одних открытках – символика праздников, которым они посвящены (крашеные яйца, ветки цветущей вербы, елки, и т.д.). Другие являются иллюстрацией самого праздника. В музее рождественские и пасхальные открытки были представлены на выставках в 2009 – 2010 годах. Изданы комплекты этих открыток. Л.И. Глызиной составлены каталоги: «Рождественские открытки начала ХХ века в собрании КБИАХМЗ», «Пасхальные открытки начала ХХ века в собрании КБИАХМЗ». В коллекции музея есть две открытки с Днем Ангела (илл. 1, 2).
Они адресованы братьям Павлу и Николаю Майоровым, судя по почтовым штампам, в 1912 и 1913 годах. Именины (День Ангела) был одним из любимых праздников в дореволюционной России. Он считался даже более важным, чем День рождения. Обычно накануне семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, а вечером устраивался праздничный ужин. Случалось, что именины праздновали и два дня.
На лицевых сторонах репродукционных открыток можно найти произведения как знаменитых художников (В.В. Пукирьев «Последнюю коровушку за недоимку», В.М. Максимов «Больной муж», А.И. Куинджи «Украинская ночь», А.Е. Архипов «Прачки», В.М. Васнецов «Аленушка» (илл. 3),
И.И. Левитан «Над вечным покоем» (илл. 4) и др.), так и ныне совершенно безвестных.
Среди различных типов иллюстрированных почтовых карточек видовая открытка с самого начала своего существования пользовалась особым успехом. Отправка родным и друзьям видовой открытки из мест отдыха или святых мест, с железнодорожной станции или с пароходной пристани являлась ритуалом для путешествующих. В музее собрана значительная коллекция видовых открыток. Они доносят до нас облики храмов, виды отдельных зданий, мостов, фабрик и заводов, площадей, улиц – памятников старины, часть которых не сохранилась до наших дней. География мест, изображенных на открытках из собрания музея, широка. Это виды таких русских и зарубежных городов, как Москва, С.Петербург (Петроград), Царское Село, Вологда, Череповец, Кириллов, Белозерск, Вытегра, Устюжна, Тотьма, В.Устюг, Рыбинск, Ярославль, Новгород, Псков, Смоленск, Харьков, Нижний Новгород, Саров, Тихвин, Сестрорецк, Ялта, Алупка, Севастополь, Киев, Казань, Вильна, Инсбург, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Рим, Париж, Рига, Салоники, Хельсинки и других. Почтовые карточки с изображением улиц города Кириллова и его окрестностей, Кирилло-Белозерского и Горицкого Воскресенского монастырей, сел Благовещенье и Цыпино опубликованы И.А. Смирновым в альбоме «Уездный город Кириллов и его окрестности на почтовых открытках начала ХХ века».
В коллекции открыток начала ХХ века есть три рекламные. Рекламные открытки выпускали чаще всего преуспевавшие предприятия и торговые дома. Так, в начале XX века компания «Зингер» выпустила две серии рекламных открыток «Русские пословицы в лицах». Этим она деликатно напоминала о себе, расположив товарный знак на оборотной стороне, предназначенной для письма и адреса. Эскизы выполнил Владимир Амосович Табурин (1870 – 1954) – русский художник, книжный график, иллюстратор, фоторепортёр, писатель и журналист. Создание почтовых открыток считается подлинным призванием В.А. Табурина. В начале 1900-х годов художник начинает своё сотрудничество с компанией «Зингер», которая в то время только пыталась осваивать российский рынок и для этого строила в Подольске предприятие по производству швейных машин. Он создал рекламный плакат в русском стиле: былинная царевна работает на швейной машинке «Зингер». Соединение истории и современности придавало для рекламы очень важный эффект интриги и неожиданности. Эскиз В.А. Табурина был утверждён Отделом промышленности и торговли Министерства финансов России в качестве магазинной вывески и официального торгового знака компании «Зингер» в России. Эмблема швейных машин начала мелькать на страницах популярных иллюстрированных журналов и газет. Рекламные плакаты В.А. Табурина украшали собой витрины фирменных магазинов «Зингер» едва ли не всех крупных городов Российской империи. Помимо плаката, художник нарисовал 18 почтовых открыток. В своей основе эти открытки напоминали понятный народу лубок – поучительные или развлекательные сценки в русском стиле. В чём-то шутливые, в чём-то ироничные, они воссоздавали деревенский быт, хозяйственный уклад рядового обывателя – потенциального покупателя продукции компании. Таким образом В.А. Табурину удалось увеличить популярность торговой марки известной американской фирмы в России. Открытка «Жена не рукавица, с руки не снимешь, за забор не кинешь» из серии «Русские пословицы в лицах» хранится в музее (илл. 5, 6).
Открытки в рекламных целях использовали и государственные организации. Примером этого служат открытые письма из фонда музея с изображением государственного казначейского билета 1904 года номиналом 50 рублей (илл. 7)
и рекламой облигаций «Заема Свободы» (илл. 8).
Государственный казначейский билет – один из видов государственных ценных бумаг, распространяемых среди населения. Он свидетельствует о внесении владельцами билета денежных средств при его покупке и представляет обязательство государства выплачивать владельцу установленные доходы периодически в течение всего срока, на который был выпущен билет. Одними из самых известных ценных бумаг в истории России являлись облигации Заема Свободы, выпущенные Временным правительством в марте 1917 года. Преследуемые правительством цели – пополнение средств на ведение мероприятий, направленных на уничтожение старого порядка, на становление новой страны, борьба со стремительной инфляцией. Об этом вкратце говорилось на каждой облигации. Они были выпущены различными номиналами 50, 100, 500, 1 000, 5 000, 10 000, 25 000 рублей и позже, постановлением от 25 апреля 1917 года, номиналами 20 и 40 рублей. Обозначенный срок был 49 лет из расчета 5% годовых. Однако особого интереса к этим облигациям со стороны населения не замечалось. По словам министра финансов того времени, основными подписчиками были состоятельные слои населения, поверившие новому режиму. Более бедные слои отнеслись к Заему Свободы с большой долей недоверия, скорее всего из-за пропаганды партии большевиков, называвших эту компанию не иначе как «налог на бедноту». Временное правительство получило всего около 4 миллиардов рублей.
На открытках начала ХХ века, хранящихся в фонде музея, отражена тема войны и революционных событий. Две открытки из серии «С театра войны» (илл. 9, 10),
хранящиеся в фонде музея, были отправлены Сергеем Алексеевичем Мельниковым родственникам в годы Первой мировой войны. В 1914 году он был призван в армию, служил в авиачасти мотористом. За спасение самолетов от артиллерийского снаряда был награжден Георгиевской медалью и дослужился до старшего унтер-офицера. В числе документов уроженеца деревни Леушкино Кирилловского района Сергея Петровича Рябкова (1895 – 1942) есть две открытки с изображением крейсера «Олег» (илл. 11, 12).
Русский бронепалубный крейсер «Олег» принимал участие в Цусимском сражении, в февральской революции. 7 ноября 1917 года он вошел в состав Красного Балтийского флота, участвовал в гражданской войне. С.П. Рябков в 1917 году служил в машинной роте крейсера «Олег», был участником штурма Зимнего.
Революционные открытки в своем большинстве – это документальные фотооткрытки. Исключение составляют лишь изданные П. Чечиным в Петрограде почтовые карточки: «За свободу!» (илл. 13)
и «Три российских достопримечательности: царь-колокол, царь-пушка, царь Николай. Царь-колокол не звенит, царь-пушка не стреляет и царь Николай не царствует» (илл. 14).
Авторы рисунков не известны. Скорее всего, это были не художники-профессионалы, а просто любители. Сюжет одного из рисунков, на мой взгляд, напоминает картину известного французского художника Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», созданную по мотивам июльской революции 1830 года. На открытке «За свободу!», как и на картине Делакруа, изображена группа вооруженных людей в простой одежде. В центре – женщина с мечом в руке (на картине – с ружьём), на голове – фригийский колпак (известен как символ свободы и революции). Рисунки на революционных открытках нередко воспроизводили эпизоды Великой французской буржуазной революции. Выше упомянутая картина часто ошибочно ассоциируется именно с этими событиями. Открытка «Три российских достопримечательности… » – это карикатура на свергнутого императора Николая II. Эта тема была распространенной для 1917 года. Среди фотооткрыток из фонда музея, выпущенных в 1917 году, есть открытки, запечатлевшие революционные события, демонстрацию женщин, требовавших избирательные права, проходившую19 марта 1917 года на Невском проспекте, торжественные похороны павших в борьбе за свободу героев, состоявшиеся в Петрограде на Марсовом поле 23 марта 1917 года (илл. 15 – 19).
Открытки подобного типа являются историческим источником, т.к. не всегда сохранялись оригиналы воспроизводимых на них фотографий.
В коллекции музея есть экземпляры, выпущенные как в России, так и в Европе, Японии, Америке. Среди первых русских издательств, которые выпускали иллюстрированные открытки, был "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении" (илл. 20).
Оно сыграло значительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Из девяти открыток этого издательства, находящихся в коллекции, 7 – видовые, 1 – репродукционная, 1 – поздравительная. Также есть открытки, выпущенные московскими фирмами «Шерер, Набгольц и К°» и «К.А. Фишер», петербургской фирмой «Ришар», стокгольмской «Гранберг», парижским издательством И.С. Лапина.
В последнее время наблюдается всплеск интереса к открытке советского периода. Карточки 1920 – 1930-х годов из музейной коллекции в большинстве своем – репродукции, выпущенные ГИЗ РСФСР (с 1930 – ОГИЗ, с 1931 – Изогиз, с 1938 – Искусство), Государственной Третьяковской галереей, Центральным Музеем революции СССР, Академией Художеств СССР, Ассоциацией художников революционной России. После 1917 года выпуск поздравительных открыток как предмета быта буржуазного общества был полностью прекращен. Но традиция посылать праздничные поздравления осталась. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки. Иногда на старой (дореволюционной) открытке текст заклеивали или стирали и писали новое поздравление. В коллекции музея встречаются открытки, которые использовали и три раза.
Особое место занимают открытки времени Великой Отечественной войны. Они печатались небольшими тиражами, были невысокого качества. Их тематика связана, как правило, с войной. В музейной коллекции таких открыток чуть более десяти, но они разнообразны по сюжетам. На них напечатаны портреты Героев Советского Союза, лозунги, патриотические стихи, песни, солдатские шутки (илл. 21 – 24).
Среди открыток, выпущенных после 1945 года, преобладают детские и поздравительные. В поздравительных открытках появляются новые темы: « С 8 марта!», «С Днем рождения!», «С первым сентября!». Не менее популярными остаются репродукционные и видовые. Особую любовь завоевали открытки с портретами актеров театра и кино, сценами из опер, драматических спектаклей, кинофильмов и т.п.
Фонд открыток пополняется и современными изданиями. Музей собирает открытки с видами города Кириллова, архитектурными и природными памятниками Кирилловского района, поздравления с различными праздниками в адрес коллектива КБИАХМЗ.
М.Л. Тюлютина