Караульные кельи при Казанской башне (XVII век)
Вписана еще одна страничка в историю музея. Многие горожане помнят общежитие училища культуры в Караульных кельях: трещины в сводах, обшарпанные стены, покрытые масляной краской, окна, продуваемые всеми ветрами. Сегодня к северу от башни в отреставрированных кельях созданы необходимые условия для административно-служебных целей, с южной стороны посетители музея уже оценили комфортные общественные туалеты, соседнее помещение приспособлено под небольшое кафе.
Реставрационные работы выполнены лицензированной организацией из Череповца ООО «Электра», директором которой является К.Л. Смирнов. Проектной организацией ГУП ЦНРПМ (г. Москва) составлен научно-реставрационный отчет.
Караульные кельи при Казанской башне возводились одновременно с пряслами крепостных стен. Первоначально они служили для размещения сторожевой охраны монастыря. Обе части палат, северная и южная, имели традиционную для средневековых гражданских построек структуру и состояли из келий с сенями. В 50-е гг. XIX века предполагалось перестроить и надстроить здание под острог и больницу, в самой башне планировалось устроить церковь святителя Николая. В деле «Об устройстве городского острога в стене ограды монастыря» от 9 сентября 1866 г., хранящемся в ЦГАДА, имеется «…план перестройки внутренних комнат бывшего тюремного замка в стене монастыря…», который был осуществлен лишь частично: переделаны окна, выходящие на монастырь, устроен коридор, возведены дополнительные перегородки. Двухслойная выстилка из кирпича «на постель» всего пространства над сводами келий свидетельствует о начале реализации планов по возведению второго этажа над кельями. После этого до начала XXI никаких переделок не происходило.
Над проектом реставрации под руководством научного руководителя авторского коллектива С.Б. Куликова работали архитекторы-реставраторы Д.А. Дроздов и С.А. Гиршевич. Приоритетным направлением проекта стало воссоздание первоначальной объемно-планировочной структуры келий, в основу принят принцип фрагментарной реставрации. Поскольку с XIX века капитальных ремонтов не проводилось, к моменту начала работ стены и своды в кельях находились в остроаварийном состоянии, в углах, примыкающих к башне, приходилось работать даже с риском для жизни. В процессе реставрации были усилены перекрытия, восстановлены металлические связи, укреплены фундаменты и стены, реконструирована стропильная система, кровля покрыта патинированной медью.
Для кладки контрфорсной части стены (со стороны города перед входом в монастырь) на Норском керамическом заводе (г. Ярославль) был заказан большемерный кирпич индивидуального изготовления со скосом тычковой и ложковой частей. Для восстановления перспективных наличников окон применялись детали, изготовленные по сохранившимся образцам на том же заводе. Рекомендации по отделке фасадов даны на основании натурных исследований инженеров-технологов ЦНРПМ. Было обнаружено, что перспективные наличники первоначально имели окраску в красно-кирпичный цвет. В процессе работ окраска наличников была восстановлена, что, по мнению архитекторов, обогатило выразительность постройки и изменило представления о декоре оборонительной архитектуры XVII в.
В сенях северной части были обнаружены оконные колоды XVII в., которые сохранены реставраторами и взяты за образец для воссоздания столярных заполнений других окон. В реставрационном отчете отмечено: “Соединение горизонтальной и вертикальной обвязки найденных остатков было в прямой шип, а не в косой, как это было распространено в местной строительной традиции. Авторами проекта было принято решение воссоздать дверные колоды в северной части с соединением в прямой шип, колоды в южной части имеют уже более традиционное соединение в косой шип”.
Под слоем строительного мусора в кельях были обнаружены фрагменты выстилки пола XVII вв. из керамической плитки и кирпича, в сенях рисунок первоначального пола воспроизведен плиткой из керамогранита фирмы Marazzi.
Данный объект оказался очень насыщенным в отношении инженерного оборудования: в связи с удаленностью от центра монастыря в крепостной стене размещена индивидуальная котельная на дизельном топливе, смонтировано электрораспределительное устройство, станция водоподготовки, система вентиляции в кафе. От перекрестка улиц Победы и Базарная до Казанской башни проложены сети канализации, которые имеют очень сложный заглубленный профиль (до пяти метров в зоне размещения насосной перекачивающей станции). При устройстве современной канализации удалось зафиксировать и сохранить интереснейшие водоотводные сооружения XVII в.