Церковь Ильи Пророка и её реставрация
Церковь Ильи Пророка (1755г.) - памятник деревянного зодчества, расположена близ села Ферапонтово, в двух километрах от Ферапонтова монастыря. Церковь стоит на погосте (кладбище), который образовался на берегу Ильинского озера и известен с XVII века. За время своего существования памятник претерпел много изменений. Основные переделки произошли в конце XIX в. и полностью изменили внешний облик церкви, черезвычайно усложнив тем самым задачу исследователям определить первоначальный облик.
Основной объем состоит из восьмерика и прирубленных к нему с востока алтаря, а с запада небольшой трапезной. С северной западной и южной сторон висячая обходная галерея на консолях. Верх храма состоял из постепенно уменьшающихся восьмериков образующих ярусное строение. Неизвестным оставалось то какое было завершение до перестройки храма в конце XIX века.
Шургин Игорь Николаевич иследовавший памятник в 1980-ых годах обнаружил лежащими на земле остатки верха рухнувшего в 1960-х годах. На основе его исследований было разработано два варианта реставрации. Первый вариант предполагал восстановление на первоначальный период создания храма. По размерам лежащим на земле остаткам бревен Шургин И.Н. предположил существование еще двух восьмериков над сохранившимся на тот момент срубом. Кровли предполагалось восстановить тесовые, а главу и барабан покрыть лемехом.
Второй вариант реставрации церкви предполагал восстановление верха по фотографии начала XX века. При этом нижний объем восстанавливается без обшивки, на первоначальный период.(рис.3) Оба варианта предполагали восстановление храма без обшивки. Прирубленную в XIX веке паперти предполагалось не восстанавливать, заменив лестницу внутри нее на две располагавшиеся в клетях и прирубить с западной стороны крыльцо. Оконые проемы предполагалось также воссстановить на первоначальный период. Как выяснилось в процессе реставрационных работ осуществить оба этих варианта оказалось невозможно.
В 2003 году, приступив к реставрации церкви методом полной переборки, мы имели остатки церкви без верхней части. Второй и третий восьмерики разобранные лежали рядом. Над восьмериком была временная кровля. Повсюду имелись следы протечек. Деформации стен были настолько велики, что у специалистов аварийность здания не вызывала сомнений. Восьмерик имел общий наклон на северную стену в результате проседания фундамента на 55 см. Консоли прогнулись угрожая падением стен галереи. При этом стоило многих усилий убедить методический совет министерства культуры в необходимости переборки.
Разборку памятника начали в июле 2003 года с использованием автокрана. Предварительно были промаркированы все элементы здания. В процессе разборки производилась фотофиксация и дополнительные обмеры. Так например чтбы учесть деформации при сборке необходимо было обмерить план восьмерика на уровне пола в момент разборки. Сравнение двух планов; на уровне пола и на уровне окладного венца показало насколько необходимо корректировать установку нового окладного венца. В процессе разборки продолжались исследования и зарисовывались вновь выявленные особенности памятника. Так находки выявили несколько этапов существования памятника. Во-первых была найдена монета в угловом соединении алтарных бревен на уровне 15 венца. Закладная монета подтвердила известную дату строительства церкви - 1755 год. По архивным сведениям освящение храма состоялось годом позже: “Прошение Надпорожского стану церкви Пророка Илии, что на Цыпине, священника Поликарпа Иванова... о выдаче из вологодского Софийского собора ко освящению новопостроенной Ильинской церкви священного антиминса”, от 26 июня 1756г. Несколько бревен церкви были отобраны в качестве образцов для определения датировки строительства в лабораторию естественнонаучных методов ИА РАН. Дендрохронологический анализ подтвердил что время заготовки древесины - весна 1755 года.
Основные переделки коснулись входной части здания. В 1772 году археологическая комиссия при Екатерине II фиксирует план с двумя симметричными лестницами, с северной и южной сторон. Эти лестницы расположены были внутри двух небольших объемов клетей срубленных из материала отличающегося от основного объема церкви. Дальнейшие исследования показали что торцы бревен северной и южной стен трапезной обрублены “по сырому” т.е. вскоре после строительства. В соответствии с первоначальным замыслом зодчих торцы этих бревен должны были выступать на западную сторону, образуя консоли под вясячую галерею, также как с северной и южной сторон. Вход в храм должен был в таком варианте осуществляться по висячему крыльцу или какому либо еще. Предположительно строители отказались от такой конструкции поскольку в таком варианте образуется висящий угол, держащийся максимум лишь на двух бревнах, поскольку для входа в храм необходимо иметь проем в западной стене. Без дополнительной опоры снизу такой угол не мог существовать. Видимо зодчие уже при строительстве отступили от первоначального замысла и срубили дополнительные клети для лестниц.
Первый период существования памятника продолжался около 110 лет после чего подвергся крупному ремонту. К 1860-ым годам относятся основные переделки храма изменившие его облик. При ремонте была сделана наружная обшивка, с западной стороны пристроена паперть с новой лестницей, подведен новый ленточный фундамент из валунов, растесаны все оконные и дверные проемы, изнутри храм обтянут холстом с росписями. Плоские потолки в алтаре и в притворе были заменены на сводчатые дощатые. Клети были перебраны и собраны уже без ступеней. После ремонта все тесовые кровли были заменены металическими. Возможно именно тогда храм получил новое завершение в виде купола. Кроме того обнаружилось что в 1914 году проводился еще один ремонт. При разборке паперти была обнаружена надпись в соединении двух балок пола: “ Ремонт сей церкви Харитонов 1914 года Июня Месяца... Василий Васильевич Харитонов... Деревня Захарьино”.
Во время второго ремонта было произведено вывешивание южной галереи и подведены два дополнительных бревна снизу галереи. Также был частично заменен пол в восьмерике и в галереях. Перебрана лестница и сделан новый пол при входе в церковь. Последние ремонтные работы не изменили внешний облик, а коснулись в основном интерьеров.
Еще одно важное открытие сделанное на стадии разборки помогло приблизится к пониманию того как создавался этот храм. Во время разборки нами анализировались следы оставленные топорами зодчих в угловых соединениях. Там где они лучше сохранились и хорошо читались. Наши наблюдения показали что плотники работали широким и тонким топором. Более древний колунообразный топор при заходе в древесину образует канавку, тогда как этот топор образует прямой срез. Местный священнослужитель о. Сергий Ершов принес нам старый топор найденный им на чердаке церкви в с.Ферапонтово. Как ни странно, но он оказался удивительным образом похожим на следы топора на бревнах церкви. Тонкое оттянутое лезвие шириной около 16 сантиметров. Он имеет характерно вытянутую пятку. Еще одно обстоятельство обратило на себя внимание. Следы топора на бревнах имели закругление на конце носка, и найденый топор тоже имеет сильно сточеный носок. При том что носком обычно приходится выполнять большинство плотницких операций, он естественно стачивается быстрее середины и пятки. Поскольку лезвие тонкое, то носок при интенсивном использовании приобретал закругленную форму. Все вышеперечисленные признаки указывают на то что версия о идентичности следов на бревнах церкви и найденного топора имеет право на существование. По образцу найденного топора нами были сделаны новые для работы на памятнике. В процессе использования реконструированного топора выяснилось много особенностей косвенно подтверждающих правильность предположения. Но об этом позже.
В процессе разборки накопилось много дополнительной информации повлиявшей на принятия решения о методах и технологиях реставрации.
Методика проведения работ предполагает оставить несколько нижних венцов для разметки и установки окладных венцов. Новые бревна устанавливаются поверх старых с тем чтобы не ошибиться в размерах. Затем уже замкнутый новый венец вывешивается, а старые гнилые бревна выпиливаются и убираются. Затем под углами заливаются фундаментные столбы. Устройство фундаментов велось под наблюдением археологов из вологодского НПЦ “Древности Севера”. В ходе исследований было выявлено большое число погребений, в т.ч. множество детских могил в подклете храма. Бутовый фундамент подведенный под церковь в XIX веке разрушил большую часть захоронений, что говорит о существовании Цыпинского кладбища задолго до строительства Ильинской церкви. При устройстве нами фундаменов были обнаружены многочисленные остатки поврежденных захоронений. В алтаре было обнаружено бревно вырубленое при устройстве бутового фундамента, со следами того как производились эти работы. Глубина бутового фундамента не одинакова и колеблется от 0,80м. до 1.20м. Археологами также были предприняты попытки обнаружить остатки церкви построенной до 1755 года, которые результата не дали.
Самые нижние бревна церкви подлежали полной замене. Для этого нами использовались отборные бревна возраста 80-120 лет. Старые имели такой же возраст при таком же диаметре.
Приступив, к воссозданию рубленых стен нами использовался уже реконструированный топор. При этом выяснилось несколько особенностей его применения. Во-первых ширина лезвия очень удобна для тески, что нельзя сказать о рубке чаш. Скругленное лезвие колунообразного топора более удобно для чаш.
Прямое лезвие удобнее применять при вырубке лап и любых других прямых плоскостей. Топором вырубается основной объем чаши, затем по черте носком топора аккуратно прорубается край, а середина выбирается теслом.
Позже нами были найдены еще несколько топоров с похожей формой. Один найден археологами близ Кирилло-Белозерского монастыря в слоях XIX века, а второй у местного жителя с.Ферапонтово. Все три найденных образца отличаются характерно оттянутой пяткой, узким лезвием и треугольной проушиной. По итогам исследований технологий строительства церкви Ильи Пророка и применения инструментов можно говорить о достаточной достоверности реконструированного топора. Как известно технология применения колунообразного топора была забыта и не сохранилась до нашего времени. Ее постепенно вытеснил топор с тонким лезвием, условно называемый топор XIX века. Возможно топор найденный в Цыпино один из первых, применяемый в строительстве того времени. Мы знаем что севернее, в Архангельской области и Карелии деревянные церкви более поздние по времени строительства рубились с применением колунообразного топора. Находка сделаная в Цыпино сдвигает время смены плотницкой культуры с XIX века на середину XVIII.
Следуя главному принципу реставрации - максимальное сохранение материальной культуры, мы в некоторых случаях выполняли протезирование - гнилая чать бревна отпиливается, и заменяется подобранным по диаметру бревном. При этом стык выполняется в паз и гребень с обязательной установкой нагелей. В случаях локального повреждения бревен выполнялись вставки. В качестве вставок старались использовать здоровые части старых бревен, поскольку это выдержаный сухой материал. Вставки крепились без клея на нагелях, диаметр которых определялся размерами вставок. Также для сохранения бревен выполнялись коронки - небольшие части выпусков бревен и лап. Таким образом удалось спасти много старых бревен увеличив при этом процент сохранности.
Изучение памятника не закончились на стадии натурных исследований и стадии разборки. На всем протяжении производства реставрациннных работ нами продолжались исследования памятника и анализ правильности выбранного метода проведения работ. Так при восстановлении первоначального пола в церкви была воссоздана технология сплачивания плах. Во время разборки в уровне пола были обнаружены следы деревянных клиньев. Только после того как начали собирать пол стало ясно для чего эти клинья. При паралельных стенах плахи сплачиваются посредством расколодки, а в углах восьмерика сплотить плахи таким способом не удастся и их при помощи системы клиньев сжимали сразу. Если этого не сделать, то при забивании расколодки торцы плах будут упираться в стены и не позволят сплотить весь пол. На плахах были обнаружены небольшие пазы для деревянных клиньев, а в некоторых стенах сохранились и сами клинья. При восстановлении пола нами была повторена воссозданная технология сплачивания плах.
После того как был восстановлен пол церкви и галерей можно было выставить первый венец галереи, поскольку бревна сруба накрывали плахи, и приступить к сборке клетей. Исследования показали что две стены клетей, продольные оси храма, имели протески с внутренней стороны. Причем протесаная плоскость выходила за пересечение с наружным бревном, что натолкнуло на мысль, о продолжении этих стен в первоначальной конструкции. Тем более что торцы этих бревен были отпилены а не обрублены. Попытка поискать в земле возможные остатки первоначальной конструкции принесла неожиданные результаты. В земле на глубине около 50 см. были найдены остатки притвора. Бревна находящиеся в земле имели в плане форму прямоугольника слегка вытянутого в западную сторону. Также около западной стены находились сгнивше остатки досок или плах напоминающих ступени. Вероятность того что эти бревна и есть несохранившийся пртвор очень велика. Ведь до основных переделок входной группы со времени строительства прошло около 120 лет. За это время нижние венцы могли подгнить на столько что их не стали вынимать из земли, тем более что новая паперть не повторяла форму, а была намного больше, Таким образом остатки притвора оказались под крышей новой паперти и возможно благодаря этому относительно хорошо сохранились.
Еще на стадии предварительных работ при исследовании памятника была замечена подтеска под крышу на продольных бревнах клетей. Эта подтеска говорит о возможной высоте притвора.
Получив, в результате раскопок информацию о форме несохранившегося притвора мы можем сделать реконструкцию входной группы. Для воссоздания притвора собраной информации конечно не достаточно. Для нас осталось неизвестно очень много деталей; были ли окна, количество ступеней, высота конька, кровельная конструкция и многое другое. Без сведений о конструкции воссоздание притвора имело бы очень высокую степень гипотетичности. Следуя, определению Венецианской хартии 1964г. (“реставрация должна заканчиваться там, где начинается гипотеза”), воссоздание притвора не возможно. Тем более что, при реконструкции первоначального притвора, мы вынуждены были бы уничтожить позднюю паперть XIX века, с подлинными элементами конструкций.
Реставрация второго и третьего восьмериков потребовала временной сборки на земле этих частей церкви. Как говорилось ранее бревна верхних восьмериков были складированы после неудачной попытки реставрации в 1970-х годах. Маркировка частично отсутствовала, поэтому для определения местонахождения всех сохранившихся бревен они были собраны на земле. После чего промаркированы и снова разобраны для использования хороших бревен. К сожалению, столь длительное хранение без прокладок и близко к сырой земле привело к тому что бревна попросту прели. В результате процент сохраненных старых бревен составляет не более 40% во втором восьмерике и 10% в третьем. Следует отметить что старые бревна не подтесывлись и не подрубались придавая достоверность всей остальной конструкции. Форма восьмериков; длина стен и углы повторены с максимальной точностью.
Процесс реставрации существенно растянут во времени. Как нам известно церковь была построена за два летних сезона. Реставрация требует существенно болше времени. Подгонка старых бревен к новым более трудоемка чем рубка из новых бревен. Непрерывные исследования требуют иногда остановки производства работ.Для того чтобы защитить памятник от атмосферных осадков, во время проведения реставрационных над ним была установлена временная кровля, которая несколько раз поднималась вместе с ростом сруба.
При восстановлении верха церкви мы обратились к исследованию аналогичных по конструкции церквей. У церкви Ильи Пророка цыпинского погоста есть как минимум три аналога с похожей купольной верхней частью. Это церковь Рождества богородицы (1783г.) в с. Поповка-Каликинская, Вожегодского района, Вологодской области. (рис40), церковь Рождества Богородицы (1792) в селе Межурки Харовского района, (рис.41) и Кореневского прихода церковь Рождества Богородицы в селе Лукачево, Усть-Кубенского района.(рис.42) К сожалению до сегодняшнего дня ни один памятник не сохранился. Последняя церковь в с. Поповка-каликинская рухнула в 2002 году. Объединяет все аналоги наличие купола и схожая ярусная композиция. К тому же относительная географическая и временная близость всех четырех памятников наводит на мысь о возможности постройки их одним мастером или одной плотницкой артелью. Цыпинская церковь из всех самая ранняя.
Последний восьмерик всех трех церквей не имеет окон. Связано это возможно с тем что центральный стоб на котором держится глава и крест должен опираться на сруб, и основание его должно быть как можно ниже из конструктивных соображений. Поэтому последний восьмерик отсекается сводом от помещеня храма, образуя чердачное пространство. На фотографиях интерьера церкви из Межурки виден такой свод.
.....продолжение следует......
Основной объем состоит из восьмерика и прирубленных к нему с востока алтаря, а с запада небольшой трапезной. С северной западной и южной сторон висячая обходная галерея на консолях. Верх храма состоял из постепенно уменьшающихся восьмериков образующих ярусное строение. Неизвестным оставалось то какое было завершение до перестройки храма в конце XIX века.
Шургин Игорь Николаевич иследовавший памятник в 1980-ых годах обнаружил лежащими на земле остатки верха рухнувшего в 1960-х годах. На основе его исследований было разработано два варианта реставрации. Первый вариант предполагал восстановление на первоначальный период создания храма. По размерам лежащим на земле остаткам бревен Шургин И.Н. предположил существование еще двух восьмериков над сохранившимся на тот момент срубом. Кровли предполагалось восстановить тесовые, а главу и барабан покрыть лемехом.
Второй вариант реставрации церкви предполагал восстановление верха по фотографии начала XX века. При этом нижний объем восстанавливается без обшивки, на первоначальный период.(рис.3) Оба варианта предполагали восстановление храма без обшивки. Прирубленную в XIX веке паперти предполагалось не восстанавливать, заменив лестницу внутри нее на две располагавшиеся в клетях и прирубить с западной стороны крыльцо. Оконые проемы предполагалось также воссстановить на первоначальный период. Как выяснилось в процессе реставрационных работ осуществить оба этих варианта оказалось невозможно.
В 2003 году, приступив к реставрации церкви методом полной переборки, мы имели остатки церкви без верхней части. Второй и третий восьмерики разобранные лежали рядом. Над восьмериком была временная кровля. Повсюду имелись следы протечек. Деформации стен были настолько велики, что у специалистов аварийность здания не вызывала сомнений. Восьмерик имел общий наклон на северную стену в результате проседания фундамента на 55 см. Консоли прогнулись угрожая падением стен галереи. При этом стоило многих усилий убедить методический совет министерства культуры в необходимости переборки.
Разборку памятника начали в июле 2003 года с использованием автокрана. Предварительно были промаркированы все элементы здания. В процессе разборки производилась фотофиксация и дополнительные обмеры. Так например чтбы учесть деформации при сборке необходимо было обмерить план восьмерика на уровне пола в момент разборки. Сравнение двух планов; на уровне пола и на уровне окладного венца показало насколько необходимо корректировать установку нового окладного венца. В процессе разборки продолжались исследования и зарисовывались вновь выявленные особенности памятника. Так находки выявили несколько этапов существования памятника. Во-первых была найдена монета в угловом соединении алтарных бревен на уровне 15 венца. Закладная монета подтвердила известную дату строительства церкви - 1755 год. По архивным сведениям освящение храма состоялось годом позже: “Прошение Надпорожского стану церкви Пророка Илии, что на Цыпине, священника Поликарпа Иванова... о выдаче из вологодского Софийского собора ко освящению новопостроенной Ильинской церкви священного антиминса”, от 26 июня 1756г. Несколько бревен церкви были отобраны в качестве образцов для определения датировки строительства в лабораторию естественнонаучных методов ИА РАН. Дендрохронологический анализ подтвердил что время заготовки древесины - весна 1755 года.
Основные переделки коснулись входной части здания. В 1772 году археологическая комиссия при Екатерине II фиксирует план с двумя симметричными лестницами, с северной и южной сторон. Эти лестницы расположены были внутри двух небольших объемов клетей срубленных из материала отличающегося от основного объема церкви. Дальнейшие исследования показали что торцы бревен северной и южной стен трапезной обрублены “по сырому” т.е. вскоре после строительства. В соответствии с первоначальным замыслом зодчих торцы этих бревен должны были выступать на западную сторону, образуя консоли под вясячую галерею, также как с северной и южной сторон. Вход в храм должен был в таком варианте осуществляться по висячему крыльцу или какому либо еще. Предположительно строители отказались от такой конструкции поскольку в таком варианте образуется висящий угол, держащийся максимум лишь на двух бревнах, поскольку для входа в храм необходимо иметь проем в западной стене. Без дополнительной опоры снизу такой угол не мог существовать. Видимо зодчие уже при строительстве отступили от первоначального замысла и срубили дополнительные клети для лестниц.
Первый период существования памятника продолжался около 110 лет после чего подвергся крупному ремонту. К 1860-ым годам относятся основные переделки храма изменившие его облик. При ремонте была сделана наружная обшивка, с западной стороны пристроена паперть с новой лестницей, подведен новый ленточный фундамент из валунов, растесаны все оконные и дверные проемы, изнутри храм обтянут холстом с росписями. Плоские потолки в алтаре и в притворе были заменены на сводчатые дощатые. Клети были перебраны и собраны уже без ступеней. После ремонта все тесовые кровли были заменены металическими. Возможно именно тогда храм получил новое завершение в виде купола. Кроме того обнаружилось что в 1914 году проводился еще один ремонт. При разборке паперти была обнаружена надпись в соединении двух балок пола: “ Ремонт сей церкви Харитонов 1914 года Июня Месяца... Василий Васильевич Харитонов... Деревня Захарьино”.
Во время второго ремонта было произведено вывешивание южной галереи и подведены два дополнительных бревна снизу галереи. Также был частично заменен пол в восьмерике и в галереях. Перебрана лестница и сделан новый пол при входе в церковь. Последние ремонтные работы не изменили внешний облик, а коснулись в основном интерьеров.
Еще одно важное открытие сделанное на стадии разборки помогло приблизится к пониманию того как создавался этот храм. Во время разборки нами анализировались следы оставленные топорами зодчих в угловых соединениях. Там где они лучше сохранились и хорошо читались. Наши наблюдения показали что плотники работали широким и тонким топором. Более древний колунообразный топор при заходе в древесину образует канавку, тогда как этот топор образует прямой срез. Местный священнослужитель о. Сергий Ершов принес нам старый топор найденный им на чердаке церкви в с.Ферапонтово. Как ни странно, но он оказался удивительным образом похожим на следы топора на бревнах церкви. Тонкое оттянутое лезвие шириной около 16 сантиметров. Он имеет характерно вытянутую пятку. Еще одно обстоятельство обратило на себя внимание. Следы топора на бревнах имели закругление на конце носка, и найденый топор тоже имеет сильно сточеный носок. При том что носком обычно приходится выполнять большинство плотницких операций, он естественно стачивается быстрее середины и пятки. Поскольку лезвие тонкое, то носок при интенсивном использовании приобретал закругленную форму. Все вышеперечисленные признаки указывают на то что версия о идентичности следов на бревнах церкви и найденного топора имеет право на существование. По образцу найденного топора нами были сделаны новые для работы на памятнике. В процессе использования реконструированного топора выяснилось много особенностей косвенно подтверждающих правильность предположения. Но об этом позже.
В процессе разборки накопилось много дополнительной информации повлиявшей на принятия решения о методах и технологиях реставрации.
Методика проведения работ предполагает оставить несколько нижних венцов для разметки и установки окладных венцов. Новые бревна устанавливаются поверх старых с тем чтобы не ошибиться в размерах. Затем уже замкнутый новый венец вывешивается, а старые гнилые бревна выпиливаются и убираются. Затем под углами заливаются фундаментные столбы. Устройство фундаментов велось под наблюдением археологов из вологодского НПЦ “Древности Севера”. В ходе исследований было выявлено большое число погребений, в т.ч. множество детских могил в подклете храма. Бутовый фундамент подведенный под церковь в XIX веке разрушил большую часть захоронений, что говорит о существовании Цыпинского кладбища задолго до строительства Ильинской церкви. При устройстве нами фундаменов были обнаружены многочисленные остатки поврежденных захоронений. В алтаре было обнаружено бревно вырубленое при устройстве бутового фундамента, со следами того как производились эти работы. Глубина бутового фундамента не одинакова и колеблется от 0,80м. до 1.20м. Археологами также были предприняты попытки обнаружить остатки церкви построенной до 1755 года, которые результата не дали.
Самые нижние бревна церкви подлежали полной замене. Для этого нами использовались отборные бревна возраста 80-120 лет. Старые имели такой же возраст при таком же диаметре.
Приступив, к воссозданию рубленых стен нами использовался уже реконструированный топор. При этом выяснилось несколько особенностей его применения. Во-первых ширина лезвия очень удобна для тески, что нельзя сказать о рубке чаш. Скругленное лезвие колунообразного топора более удобно для чаш.
Прямое лезвие удобнее применять при вырубке лап и любых других прямых плоскостей. Топором вырубается основной объем чаши, затем по черте носком топора аккуратно прорубается край, а середина выбирается теслом.
Позже нами были найдены еще несколько топоров с похожей формой. Один найден археологами близ Кирилло-Белозерского монастыря в слоях XIX века, а второй у местного жителя с.Ферапонтово. Все три найденных образца отличаются характерно оттянутой пяткой, узким лезвием и треугольной проушиной. По итогам исследований технологий строительства церкви Ильи Пророка и применения инструментов можно говорить о достаточной достоверности реконструированного топора. Как известно технология применения колунообразного топора была забыта и не сохранилась до нашего времени. Ее постепенно вытеснил топор с тонким лезвием, условно называемый топор XIX века. Возможно топор найденный в Цыпино один из первых, применяемый в строительстве того времени. Мы знаем что севернее, в Архангельской области и Карелии деревянные церкви более поздние по времени строительства рубились с применением колунообразного топора. Находка сделаная в Цыпино сдвигает время смены плотницкой культуры с XIX века на середину XVIII.
Следуя главному принципу реставрации - максимальное сохранение материальной культуры, мы в некоторых случаях выполняли протезирование - гнилая чать бревна отпиливается, и заменяется подобранным по диаметру бревном. При этом стык выполняется в паз и гребень с обязательной установкой нагелей. В случаях локального повреждения бревен выполнялись вставки. В качестве вставок старались использовать здоровые части старых бревен, поскольку это выдержаный сухой материал. Вставки крепились без клея на нагелях, диаметр которых определялся размерами вставок. Также для сохранения бревен выполнялись коронки - небольшие части выпусков бревен и лап. Таким образом удалось спасти много старых бревен увеличив при этом процент сохранности.
Изучение памятника не закончились на стадии натурных исследований и стадии разборки. На всем протяжении производства реставрациннных работ нами продолжались исследования памятника и анализ правильности выбранного метода проведения работ. Так при восстановлении первоначального пола в церкви была воссоздана технология сплачивания плах. Во время разборки в уровне пола были обнаружены следы деревянных клиньев. Только после того как начали собирать пол стало ясно для чего эти клинья. При паралельных стенах плахи сплачиваются посредством расколодки, а в углах восьмерика сплотить плахи таким способом не удастся и их при помощи системы клиньев сжимали сразу. Если этого не сделать, то при забивании расколодки торцы плах будут упираться в стены и не позволят сплотить весь пол. На плахах были обнаружены небольшие пазы для деревянных клиньев, а в некоторых стенах сохранились и сами клинья. При восстановлении пола нами была повторена воссозданная технология сплачивания плах.
После того как был восстановлен пол церкви и галерей можно было выставить первый венец галереи, поскольку бревна сруба накрывали плахи, и приступить к сборке клетей. Исследования показали что две стены клетей, продольные оси храма, имели протески с внутренней стороны. Причем протесаная плоскость выходила за пересечение с наружным бревном, что натолкнуло на мысль, о продолжении этих стен в первоначальной конструкции. Тем более что торцы этих бревен были отпилены а не обрублены. Попытка поискать в земле возможные остатки первоначальной конструкции принесла неожиданные результаты. В земле на глубине около 50 см. были найдены остатки притвора. Бревна находящиеся в земле имели в плане форму прямоугольника слегка вытянутого в западную сторону. Также около западной стены находились сгнивше остатки досок или плах напоминающих ступени. Вероятность того что эти бревна и есть несохранившийся пртвор очень велика. Ведь до основных переделок входной группы со времени строительства прошло около 120 лет. За это время нижние венцы могли подгнить на столько что их не стали вынимать из земли, тем более что новая паперть не повторяла форму, а была намного больше, Таким образом остатки притвора оказались под крышей новой паперти и возможно благодаря этому относительно хорошо сохранились.
Еще на стадии предварительных работ при исследовании памятника была замечена подтеска под крышу на продольных бревнах клетей. Эта подтеска говорит о возможной высоте притвора.
Получив, в результате раскопок информацию о форме несохранившегося притвора мы можем сделать реконструкцию входной группы. Для воссоздания притвора собраной информации конечно не достаточно. Для нас осталось неизвестно очень много деталей; были ли окна, количество ступеней, высота конька, кровельная конструкция и многое другое. Без сведений о конструкции воссоздание притвора имело бы очень высокую степень гипотетичности. Следуя, определению Венецианской хартии 1964г. (“реставрация должна заканчиваться там, где начинается гипотеза”), воссоздание притвора не возможно. Тем более что, при реконструкции первоначального притвора, мы вынуждены были бы уничтожить позднюю паперть XIX века, с подлинными элементами конструкций.
Реставрация второго и третьего восьмериков потребовала временной сборки на земле этих частей церкви. Как говорилось ранее бревна верхних восьмериков были складированы после неудачной попытки реставрации в 1970-х годах. Маркировка частично отсутствовала, поэтому для определения местонахождения всех сохранившихся бревен они были собраны на земле. После чего промаркированы и снова разобраны для использования хороших бревен. К сожалению, столь длительное хранение без прокладок и близко к сырой земле привело к тому что бревна попросту прели. В результате процент сохраненных старых бревен составляет не более 40% во втором восьмерике и 10% в третьем. Следует отметить что старые бревна не подтесывлись и не подрубались придавая достоверность всей остальной конструкции. Форма восьмериков; длина стен и углы повторены с максимальной точностью.
Процесс реставрации существенно растянут во времени. Как нам известно церковь была построена за два летних сезона. Реставрация требует существенно болше времени. Подгонка старых бревен к новым более трудоемка чем рубка из новых бревен. Непрерывные исследования требуют иногда остановки производства работ.Для того чтобы защитить памятник от атмосферных осадков, во время проведения реставрационных над ним была установлена временная кровля, которая несколько раз поднималась вместе с ростом сруба.
При восстановлении верха церкви мы обратились к исследованию аналогичных по конструкции церквей. У церкви Ильи Пророка цыпинского погоста есть как минимум три аналога с похожей купольной верхней частью. Это церковь Рождества богородицы (1783г.) в с. Поповка-Каликинская, Вожегодского района, Вологодской области. (рис40), церковь Рождества Богородицы (1792) в селе Межурки Харовского района, (рис.41) и Кореневского прихода церковь Рождества Богородицы в селе Лукачево, Усть-Кубенского района.(рис.42) К сожалению до сегодняшнего дня ни один памятник не сохранился. Последняя церковь в с. Поповка-каликинская рухнула в 2002 году. Объединяет все аналоги наличие купола и схожая ярусная композиция. К тому же относительная географическая и временная близость всех четырех памятников наводит на мысь о возможности постройки их одним мастером или одной плотницкой артелью. Цыпинская церковь из всех самая ранняя.
Последний восьмерик всех трех церквей не имеет окон. Связано это возможно с тем что центральный стоб на котором держится глава и крест должен опираться на сруб, и основание его должно быть как можно ниже из конструктивных соображений. Поэтому последний восьмерик отсекается сводом от помещеня храма, образуя чердачное пространство. На фотографиях интерьера церкви из Межурки виден такой свод.
.....продолжение следует......