Богоматерь Неопалимая Купина. XVI в.
Середина — вторая половина XVI века
Дерево, темпера. 137 х 102,5
Происходит из местного ряда иконостаса
церкви преподобного Кирилла.
В 1668 году была перенесена в Успенский собор
Реставрирована в 1975 году
во ВНИИР Г.З. Быковой
О явлении Неопалимой Купины повествуется в Ветхом Завете (Исх. III). Моисей, пасший стада вблизи горы Хорив, увидел горящий, но несгорающий куст, из которого с ним разговаривал Господь, повелевший вывести израильский народ из египетского плена. Этот куст и был назван неопалимой купиной. Уже первые христианские богословы воспринимали это чудо как один из прообразов Воплощения Христова. В богослужебной и святоотеческой литературе с неопалимой купиной сравнивалась Богоматерь, что указывало на ее Приснодевство, — до Рождества Христова, в Рождестве и после Рождества Богородица оставалась Девой: «Яко же купина не сгораше опаляема тако Дева родила еси».
Изображения видения Моисею неопалимой купины известны уже в раннехристианском искусстве — пророк изображался снимающим обувь перед горящим кустом. С XII столетия иконография претерпевает изменения, которые должны были отразить ее прообразовательное значение: рядом или на фоне горящего куста помещалось изображение Богоматери с Младенцем. Новый вариант иконографии, составленный из традиционных иконографических элементов, появляется на Руси в XVI столетии (самые ранние сохранившиеся иконы этого извода относятся к третьей четверти XVI в. — Головкова 2003). Изображения Богоматери Неопалимой Купины становятся своеобразной энциклопедией всех основных ветхозаветных пророчеств о Боговоплощении.
В центре иконы, на фоне зелено-красного восьмиугольника, состоящего из двух ромбов, представлен поясной образ Богоматери Одигитрии с Младенцем Христом на руках. В правой руке Богородицы — лестница. Перед ней изображены врата, гора, куст, объятый пламенем, и корень с процветшей ветвью. В верхнем и нижнем углах зеленого ромба представлены шестикрылые серафимы, а в углах красного ромба — символы четырех евангелистов: Ангел — Матфея, Орел — Марка, Лев — Иоанна, Телец — Луки. Вокруг восьмиугольника в десяти разноцветных медальонах изображены ангелы, олицетворяющие природные стихии, — огонь, ветер, молнию, гром — и человеческие добродетели: мудрость, благочестие, разум, просвещение, воздержание (подобное расположение ангелов в медальонах — не совсем обычная особенность кирилловской иконы — ср. кат. № 78). Надпись по сторонам зеленого ромба сохранилась фрагментарно: «ЮЖЕ ДАНЛЪ ГОРУ НАР[...]М ГРЕЗНЪ ОТТОРИ ОТ НЕЯ ЖЕЯ [...] // ЖИВЕМЪ И НЕЯ ДА[Е]Е И НОДЪШЕЮ Б0[...] ВИТИ И ПРАВЕДНЫМ ПОДАСТЪ ЧТО ТЯ НАРЕЧЕМЪ ОБРАД//ОБАЕНАЯ ИБО ВОСИЯАА ЕСИ [Е]ЕНА БЖИЕЮ [...] // ОСВЕТРИ И БЖЕСТВЕНА РАЯ ГГ[...] МОЛИТВЪ [...] ОСВЯШЕН[Е] БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА НЯ ИЗЛИВАЯ // ВЕГЗАА И ННЕ И ПРИСНО И ВЕКЪ ВЕКОВ».
Лестница в руке Богородицы напоминает о видении пророка Иакова (Быт. XXVIII, 10—15). С ней символически сопоставляется Богородица, через которую сошел на землю Спаситель и которая является для человечества Путеводительницей от земли к небу. В богослужебной и святоотеческой литературе Богоматерь именуется также Горой Нерукосечной, от которой отвалился камень — Иисус Христос. В основе этого сравнения лежит истолкованный пророком Даниилом сон царя Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах, который был разрушен камнем, оторвавшимся от горы (Дан. II). Заключенные врата из видения пророка Иезекииля (Иез. XLIV) также являются символом Богородицы, поскольку через нее, не нарушив ее девства, в мир вошел воплотившийся Господь. Корень с процветшей новой ветвью указывает на Иисуса Христа — «жезл от корня Иессеева», о котором говорится в пророчестве Исайи (Ис. XI, 1 —2).
Стилистические особенности иконы позволяют отнести ее к кругу произведений московской живописи середины — второй половины XVI века. Серебряный позолоченный чеканный оклад, покрывающий фон и поля иконы, выполнен в 30—40-е годы XVII века мастерами царской Серебряной палаты. Кроме этого убранства, судя по Описи 1601 года, образ Богородицы украшали серебряный нимб и цата с драгоценными камнями, а также жемчужная поднизь, крест-мощевик и резная икона Георгия Великомученика, подаренные царем.
Литература: Варлаам 1859. С. 15-16; Успенский. Л. 21-22; Аелекова 1971. С. 97-98; Лелекова 1988. С. 25, 30; Опись 1601 года 1998. С. 73, 246; Петрова 2001. С. 8; Петрова и др. 2002. С. 32. Ил. С. 33; Головкова 2003.